1
2. Цель и задачи внутришкольного контроля
2.1. Целью внутришкольного мониторинга качества образования является обеспечение
органов управления, экспертов в области образования, осуществляющих общественный
характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике
качества образования в школе.
2.2. Задачами мониторинга качества образования являются:
организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения
информации о состоянии и динамике показателей качества образования;
осуществление контроля за исполнением законодательства в образовании разных
уровней и решений педсоветов школы;
анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
этой основе предположений по распространению педагогического опыта и
устранению негативных тенденций;
проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику
качества образования;
оформление и представление информации о состоянии и динамике качества
образования.
.
3.Содержание контроля:
выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в
части обязательности основного общего образования;
использование методического обеспечения в образовательном процессе;
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение
утвержденных учебных графиков;
ведение школьной документации (рабочие программы педагогов, классные и
электронные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной
деятельности и т.д.);
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов школы;
соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и
текущего контроля их успеваемости;
работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
реализация воспитательных программ и их результативность;
организация питания и медицинского обслуживания школьников
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
контроль за состоянием УМК;
выполнение требований санитарных правил;
Методы контроля:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
2
письменный и устный опросы;
изучение документации;
беседа;
Виды ВШК (по содержанию):
Тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного
направления деятельности в практике работы коллектива, подразделения, группы,
одного учителя или классного руководителя);
Фронтальный или комплексный (всестороннее изучение коллектива, группы, или
одного учителя по двум и более направлениям деятельности).
Формы ВШК:
·
классно – обобщающий;
·
предметно – обобщающий;
·
тематически – обобщающий;
·
комплексно – обобщающий;
·
обзорный;
·
персональный;
·
предварительный;
·
текущий;
·
промежуточный;
·
итоговый;
·
комплексный.
4. Организация ВШК.
4.1. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих
этапов:
определение цели проверки;
выбор объектов проверки;
составление плана проверки;
инструктаж участников;
выбор форм и методов контроля;
вывод, вытекающие оценки;
рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
4.2.Контроль осуществляет администрация школы или созданная для этих целей комиссия.
4.3. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость
результатов контроля для подготовки итоговой справки.
4.4. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
4.5. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию,
относящуюся к предмету контроля.
4.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля.
В экстренных случаях администраторы школы могут посещать уроки учителей школы
без предварительного предупреждения.
4.7. Основаниями для проведения контроля могут быть:
заявление педагогического работника на аттестацию;
3
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
4.8. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой
указывается:
цель контроля;
сроки;
состав комиссии;
какая работа проведена в провесе проверки (посещены уроки, проведены контрольные
работы, собеседования, просмотрена школьная документация и т.д.);
констатация фактов (что выявлено);
выводы;
рекомендации и предложения;
где подведены итоговые проверки (М/О, совещание педагогического коллектива,
педсовет, индивидуально и т.д.);
дата и подпись исполнителя.
4.9. Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
4.10. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
Проводятся
заседания
педагогического
или
методического
советов,
административные совещания с педагогическим составом;
4.11. Директор школы по результатам контроля принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
5. Персональный контроль.
5.1 Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности
отдельного учителя.
5.2.В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности
работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
соответствие содержания обучения базовому компоненту преподаваемого предмета,
современной методике обучения и воспитания;
умения создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и
средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностике;
основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы
4
формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры
обучающихся;
уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными
формами, методами и приемами обучения;
уровень подготовки учащихся;
сохранение контингента учащихся.
5.3.При оценке деятельности учителя учитывается:
выполнение государственных программ в полном объеме;
уровень формирования УУД, реализации ФГОС;
степень самостоятельности учащихся;
степень организации деятельностного подхода учащихся;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержание учебного материала;
способность к анализу педагогических ситуаций;
умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт.
5.4.При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя
(тематическим планирование, поурочными планами, классным журналом, дневниками
и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной
работы);
изучить практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности
(контрольные работы, срезы и т.д.);
анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках,
конференциях и т.д.;
организовать социологические, психологические, педагогические исследования:
анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
6. Классно-обобщающий контроль.
6.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
6.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
6.3. В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном
классе:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
стимулирование
потребностей
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
5
владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации
обучения;
дифференциация и индивидуализация обучения;
работа с родителями и учащимися;
воспитательная работа;
социально-психологический климат в классном коллективе.
6.4. Классы для проведения контроля определяются по результатам анализа по итогам
учебного года, полугодия или четверти.
6.5. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещаниях педколлектива,
классные часы, родительские собрания.
7. Тематический контроль
7.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.
7.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня
сформированности общеучебных навыков и УУД, активизации познавательной деятельности
обучающихся и другие вопросы.
7.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии
развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического
труда.
7.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемноориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными
тенденциями развития образования в районе, регионе, стране.
7.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками,
целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
7.6. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя,
воспитателя ГПД, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков,
внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной
документации.
7.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
7.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре , заседаниях методических объединений.
7.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
7.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены
одним документом.
6