Коплексная целевая воспитательная программа МБОУ Иловлинская СОШ №2 2016-2020гг.

Структура воспитательной Программы.
1. Краткая аннотация (паспорт) программы……………………………………………...3
2. Информационная справка об образовательном учреждении………………………..7
3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы………………………………8
3.1. Характеристика микросоциума школы. ………………………………………8
3.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменений значимой
для образовательного учреждения внешней среды…………………………...9
3.3. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных
возможностей образовательного учреждения в свете нового
социального заказа……………………………………………………………...9
3.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в школе,
инновационного потенциала педагогического коллектива,
потенциальных точек роста…………………………………………………..11
3.5. Проблемно-ориентированный анализ состояния воспитательного
процесса в школе……………………………………………………………..14
4. Концепция желаемого будущего состояния воспитательной системы………..15
4.1. Совершенствование системы воспитательной работы…………………….15
4.2. Этапы освоения и внедрения новой концепции развития
воспитательной системы школы…………………………………………….18
4.3. Модель ученика школы………………………………………………………19
5. Концептуальные идеи развития воспитательной системы школы………………21
5.1. Целевые ориентации, ценностные установки и приоритеты……………….21
5.2. Воспитание – как категория педагогической науки………………………22
5.3. Воспитательная миссия школы…………………………………………22
5.4. Цели и задачи воспитания……………………………………………………23
5.5. Основные базовые ценности воспитательной системы школы……………24
5.6. Прогнозируемые результаты реализации программы…………………….24
5.7. Модель личности выпускника школы……………………………………..25
6. Программные направления и мероприятия
по развитию воспитательной системы школы. …………………………26
7. Система программных мероприятий по реализации Программы. ……………35
8. Список литературы……………………………………………………………….49

1. Краткая аннотация Целевой комплексной воспитательной программы
Целевая комплексная воспитательная программа– это открытый, динамичный, долгосрочный,
стратегический документ, который определяет концепцию воспитательной системы школы,
основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса,
гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического
общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности
ребенка, является программой личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании
школьников.
Личностно-ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс
социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит
вхождение ребёнка в мир культуры, в жизнь социума, развитие его творческих способностей и
возможностей.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на
основе общечеловеческих ценностей.
Программа – действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный результативный и
своевременный переход воспитательной системы в новое качественное состояние и
одновременно инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.
В Программе отражены тенденции развития воспитательной системы школы,
охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического
коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации воспитательного
процесса, намечены конкретные мероприятия по реализации программных направлений.
Воспитательная система школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий
в рамках образовательно-воспитательного процесса для личностного роста учащихся, их
подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в
информационном обществе.
Паспорт воспитательной программы
Наименование
программы

Комплексная целевая воспитательная программа МБОУ
Иловлинской СОШ №2

Наименование
учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ИЛОВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИЛОВЛИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТ

Руководитель
организации

Директор школы – В.И.Канищева

Телефон, факс.

5-16-51

Область реализации
программы

Образовательно-воспитательная

Заказчики Программы
Дата принятия
решения о разработке
программы

Протокол педсовета

Сроки реализации
программы

2016-2020 г.г.

Разработчики
программы

Никулова И.А. – заместитель директора по УВР, учитель II
категории; Зоткина Т.В. – учитель начальных классов первой
категории; Евсеева И.А. – учитель истории и обществознания
высшей категории.

Участники программы

Педагоги и учащиеся МОУ Иловлинской СОШ №2,
родительская общественность.

Цель программы

Создание единого образовательно-воспитательного
пространства, способствующего формированию высокодуховной и социально-активной личности гражданина и
патриота, способного к успешной адаптации в обществе с
учетом современных условий и потребностей социального
развития общества.

Задачи программы

- развитие школьной гуманистической системы воспитания, где
главным критерием является развитие личности ребенка;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев
системы базового и дополнительного образования, школы и
социума, школы и семьи;
- межведомственное взаимодействие и координация усилий
всех участников воспитательного процесса в профилактической
работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних;
- освоение и использование в практической деятельности
инновационных педагогических технологий и методик
воспитательной работы;
- использование всех возможных средств для воспитания у
учащихся общей культуры, верности духовным традициям
России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям
современного общества, сформированного на основе духовных
ценностей культуры России;
- развитие форм ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование работы по
воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к
вредным привычкам;
- активизация социально-психологической помощи при
решении наиболее актуальных и сложных проблем в
воспитательной работе с учащимися, семьями учащихся.

Нормативно-правовое
обеспечение программы

- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Национальная Доктрина образования РФ;
- Закон «Об образовании» РФ;
- Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года;
- Федеральная целевая программа развития
образования на 2006-2010 годы;
- Программа «Патриотического воспитания граждан РФ на
2006-2010 гг.»;
- Программа развития воспитания в системе
образования России;
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010
гг.;

- Федеральная программа формирования толерантного
сознания;
- Федеральная программа «Здоровье»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
- Устав МБОУ Иловлинской СОШ №2;
Принципы реализации
программы.

- принцип гуманизации (подразумевает «очеловечивание»
системы образования через реализации личностноориентированного подхода);
- принцип гуманитаризации (способствует правильной
ориентации школьников в системе ценностей, сохранению
естественной природы человека, программирует внутреннюю
уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью);
- принцип сотрудничества (принципиально диалогическое
воспитание, приносящее высокие результаты развития,
обучения и воспитания при сохранении психологической
комфортности);
- принцип целостного образования (основывается на единстве
развития, воспитания и обучения в образовательном процессе);
- принцип психолого-педагогической поддержки (помогает
участникам воспитательного процесса создавать обстановку
психологической комфортности, адаптироваться в сложных
условиях).

Важнейшие показатели

- повышение (стабильность) уровня воспитанности школьников;

программы

- снижение (не повышение) уровня асоциального поведения
учащихся школы;
- рост числа учащихся, охваченных дополнительным
образованием, задействованных в социально-значимых
проектах, во внеурочной и внешкольной образовательной
деятельности;
- повышение количества обучающихся, принимающих участие
в конкурсах и олимпиадах различных уровней;
- повышение количества выпускников средней школы,
продолжающих образование;
- повышение уровня физической подготовки и
ориентированности юношей к службе в вооруженных силах
страны.

Ожидаемые результаты
реализации программы

Реализация программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества воспитания, обновления
содержания и технологий воспитания с учетом современных

требований к ним;
- обеспечения преемственности и непрерывности
воспитательного процесса на основе современных тенденций
развития учебно-воспитательного процесса;
- дифференциации и индивидуализации воспитательного
процесса;
- развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в духовно-нравственном и гражданскопатриотическом воспитании личности;
- максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы;
- создания условий для творческой самореализации личности
каждого школьника.
2.На базе школы работает экспериментальная площадка по патриотическому воспитанию «»

С 2013 года на базе МБОУ Иловлинской СОШ № 2действует региональная
экспериментальная площадка по патриотическому воспитанию «Формирование
опыта патриотической деятельности обучающихся на основе использования
компетентностного подхода».
В систему патриотического воспитания вовлечены 100% обучающихся школы
т.к. школа является экспериментальная площадка по патриотическому
воспитанию.

3. Анализ состояния и прогноз тенденций изменений значимой для образовательного
учреждения внешней среды.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и образование детей и
молодежи в настоящее время стало одним из полноправных направлений воспитательной
работы с учащимися.
Основное направление воспитательной работы МБОУ Иловлинской СОШ №2 – духовнонравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы.
Актуальность данного направления обусловлена оторванностью современного поколения, в
том числе и учащихся школы, от духовных корней отечественной истории и культуры,
забвением и утратой культурных традиций своего народа и своего края, падением уровня
духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. Стала всё более заметной
постепенная утрата подрастающим поколением традиционно российского патриотического
сознания. В сознании школьников получили широкое распространение равнодушие, цинизм,
немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным
институтам. Такое положение определило новые требования к воспитанию и образованию
личности школьника и поставило перед педагогами школы ряд задач, решение которых будет
способствовать улучшению ситуации.
На сегодняшний день усиление воспитательной функции образования, формирование
гражданственности, патриотизма, нравственности и духовности рассматривается как базовое
направление государственной политики в области образования, так именно оно способно
изменить создавшуюся ситуацию и переориентировать подрастающее поколение на другие,
более близкие нашему менталитету, ценности.
В реформированном государстве стратегическая цель социального развития сформирована как
построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей
задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота,
высоко нравственной духовной личности.
В целях совершенствования воспитательного процесса и расширения воспитательного
пространства школа использует связи с различными учреждениями социума по вопросам
воспитания.
Совместно с Администрацией района и комитетом по молодежной политике района школа
реализует проект духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи района.
На базе школы открыта и действует областная экспериментальная площадка по духовнонравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и образованию детей и молодежи.
На базе школы в каникулярное время работает детский оздоровительный лагерь «Школа
полезных наук».
Развитию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся школы
способствует сотрудничество с казачьим обществом Иловли. При помощи и деятельном
участии представителей общины для школьников организуются экскурсии по памятным местам
и святыням родного края, ведётся работа по изучению истории поселения, разрабатываются
социально-значимые исследовательские и поисковые проекты. В рамках данного направления
составлен «Путеводитель по Иловлинскому району», разработан поисковый проект по
увековечиванию памяти героя-земляка участников «Помним.Чтим.», «ИМЯ НА КАМНЕ».
В школе широко представлено дополнительное образование детей.
Это создаёт благоприятные условия для рационального использования школьниками
свободного времени, обогащения образовательной деятельности каждого ученика.

Многообразны формы взаимодействия педагогического и ученического коллективов: встречи
с интересными людьми, экскурсионно-туристическая деятельность, спортивные и
военизированные игры, организация исследовательских проектов, работа творческих групп,
участие в общешкольных праздниках, организация летнего оздоровительного отдыха детей и
подростков и т.д.
Учителя-предметники продуктивно реализуют воспитательный потенциал своих предметов
через инновационные формы проведения уроков, внеурочную образовательную деятельность.
Учителем истории совместно с учениками старшей школы создан школьный виртуальный
музей.
В школе при содействии родителей создан кабинет народной и православной культуры, в
котором представлены материалы для проведения уроков по МХК, краеведению, Истории
Дона.
Учащиеся школы ежегодно участвуют в творческих конкурсах и олимпиадах различных
уровней, добиваются хороших результатов.
В школе налажена работа по профилактике правонарушений со стороны учащихся, вредных
привычек (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания). Сотрудниками полиции, участковым
инспектором, членами комиссии по делам несовершеннолетних регулярно проводятся
профилактические лекции и беседы с учащимися.
На высоком уровне в школе осуществляется художественно-эстетическое воспитание:
объединения дополнительного образования художестенно-эстетической направленности, клубы
по интересам в рамках внеурочной образовательной деятельности, организация творческих
конкурсов, постоянно-действующих выставок..
Отвечая требованиям времени и учитывая тенденции воспитательного процесса в школе в
МБОУ Иловлинская СОШ №2 , в рамках которой, воспитательная работа построена с опорой на
патриотические ценности, культурные и исторические традиции русского народа и донского
казачества и направлена на полноценное формирование личности школьника как гражданина и
патриота своей Родины с высоким духовно-нравственным потенциалом.
Воспитательная программа на 2016 – 2020 годы представляет собой нормативно –
управленческий документ, отражающий системные, целостные изменения в содержании
образования и воспитания, в организации методической работы, в системе социализации
учащихся школы, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и основные
направления изменений в образовательной системе школы, планируемые конечные результаты
воспитания и критерии их достижения.
Оригинальность программы в том, что решение воспитательных задач предполагается
осуществлять в рамках единого комплексного интегрированного образовательновоспитательного пространства по нескольким направлениям, объединенным общими
целевыми установками, задачами и идеей: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое,
физкультурно-оздоровительное, общекультурное.

Программа рассчитана на реализацию в течение 4 лет (2016-2020 годы).
Этапы становления, развития и совершенствования воспитательной системы школы в
рамках программы :
- проектный (разработка модели, отбор идей, технологий, формирование стиля отношений,
зарождение традиций, установление взаимосвязей) – 2016-2017 учебный год;
- практический (развитие школьного коллектива, самоуправления, определение приоритетных
видов и направлений деятельности, отработка наиболее эффективных технологий) – 2017-2018
учебный год;
- окончательное оформление воспитательной системы (накапливание и передача традиций,
укрепление системы взаимодействий с институтами социума и семьёй) – 2018-2019 год;
- обновление (перестройка отдельных компонентов системы, обновление содержания, анализ и
обобщение опыта деятельности классного руководителя) – 2019-2020 учебный год.
3.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала
педагогического коллектива, потенциальных точек роста.
Владение современными воспитательными технологиями позволяет педагогическому
коллективу школы добиваться стабильно высоких результатов воспитанности учащихся и
участвовать в различных конкурсах воспитательной направленности, показывая при этом
хорошие результаты. Классные руководители занимаются самообразованием. Многие классные
руководители осуществляют воспитательный процесс в своих классах по авторским
воспитательным программам, ими разработаны авторские воспитательные системы.
Система воспитательной работы школы планируется на основе совместного определения целей,
интересов и потребностей ребенка, путей преодоления проблем, препятствующих школьнику
достигать лучших результатов в учебе, общении, саморазвитии, образе жизни.
Стержнем воспитательного процесса в школе является воспитание в коллективе и через
коллектив. В решении этой задачи большое значение отводится подготовке и проведению КТД.
КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле. Коллективное дело имеет
огромное влияние на личность каждого школьника, на класс, на школьное сообщество, на
педагогический коллектив. Таким образом одновременно осуществляются два важных
процесса: формирование и сплочение коллектива и формирование личности в коллективе.
В процессе совместной деятельности формируются и развиваются отношения между детьми,
устанавливаются отношения между детьми и взрослыми. Это создаёт обстановку нравственного
благополучия в интересах развития и воспитания ребёнка.
Центральным средством воспитания являются традиции. Они формируют общие
интересы, придают школьной жизни прочность, надёжность и постоянство, особое «лицо»,
создают общность переживаний, сплачивают школьный коллектив.

Традиции школы: «Праздник знаний», «День учителя», «Вечер встречи выпускников»,
«Рождественские сказки», «День защитников Отечества», «Масленица», «День открытых
дверей», «День победы», «Выпускной вечер», «Акции милосердия», «Международный женский
день», «День здоровья», «Смотр строя и песни», «Ученик года», «Спортсмен года».,
«Безопасное колесо», «Светоч» и т.д.
Традиционные виды деятельности: предметные недели, интеллектуальные марафоны,
экскурсии, трудовые десанты, акции, озеленение территории школы и поселения, работы по
благоустройству школьного двора, мемориала погибшим односельчанам на территории
поселения и т.д.
Важнейшей составляющей воспитательного пространства школы является дополнительное
образование, которое способствует развитию творчества, воспитанию в духе созидания.
Дополнительное образование охватывает направления деятельности учащихся через кружки,
секции.
Направления дополнительного образования: культурологическое, спортивное,декоративноприкладное, художественно-эстетическое, техническое.
В школе практически все дети заняты в системе дополнительного образования, некоторые дети
посещают несколько кружков или секций.
На занятиях в рамках дополнительного образования у школьников пробуждается
любознательность, формируется потребность в дополнительных знаниях, умение слышать,
видеть, понимать окружающий мир, развиваются коммуникативные способности и умение
работать в коллективе, воспитывается культура и этика общения, происходит социальная
адаптация детей, подготовка их к жизни в современном обществе.
В школе функционирует музей «Моя малая родина», на базе которого осуществляется
экскурсионная деятельность. Экспозиции музея в основном созданы руками школьников и
родителей.
Составной и значимой частью воспитательной работы в школе является ученическое
самоуправление. Ученическое самоуправление формируется на основе демократических
выборов, в которых участвуют ученики 2 и 3 образовательных ступеней. Школьное
самоуправление принимает участие в работе педагогических советов, организует дежурство в
школе, трудовые и коллективные творческие дела, акции, операции («Забота», «Мы помним
тебя, ветеран» «Посади дерево», «Сирень Победы» и др.), организует спортивные
мероприятия, участвует в вечерах, праздниках, конкурсах, выставках.
В рамках самоуправления разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие
отдельные стороны школьной жизни (Положение о дежурстве в школе, Положение о классе
года, ученик года, Положение о поощрениях и порицаниях, и др.)
В школе действуют детские общественные объединения для учащихся: «Искатели» (5-9 классы)
и «Любознайки» (1-4 классы).

Школьные методические объединения классных руководителей отслеживает на своем
уровне достижения в воспитательном процессе, работает над овладением классными
руководителями технологиями и методиками воспитательной деятельности по концепции
воспитательной системы школы, анализирует методическое обеспечение воспитательного
процесса, принимает участие в определении уровня педагогического мастерства классных
руководителей, разрабатывает воспитательные программы и модули, создаёт банк измерителей
по уровню воспитанности отдельных качеств учащихся школы, проводит отслеживание уровня
воспитанности обучающихся.
Сотрудничество с администрацией Иловлинским городским поселением позволяет школе
решать следующие воспитательные проблемы:
- организация совместных субботников по благоустройству хутора и территории школьного
двора, братских могил;



проведение исследовательских работ по сохранению хутора в экологически чистом
состоянии;
организация воспитательной работы с социально-опасными семьями и трудными
подростками.

Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних усиливает воспитательное
воздействие рейдов в социально-опасные семьи, встреч, круглых столов с учащимися по
правовым вопросам, индивидуальных бесед с трудными подростками. Совместная работа
позволяет формировать у детей компетентности в гражданско-общественной деятельности.
Положительным результатом работы в рамках воспитательной системы является то, что ни
один из выпускников не совершил противоправных действий. Отзывы о воспитательном
процессе в школе выпускников, родителей и социума положительные.
Потенциальной точкой роста уровня воспитательного процесса в школе является создание
интегрированной образовательно-воспитательной среды в рамках образовательного
пространства, при котором воспитательный процесс будет пронизывать все сферы
жизнедеятельности школьников, а также активное привлечение к воспитательному процессу
родительской общественности, общественных организаций на территории поселения и района.
Воспитательная система школы работает на успешное разрешение проблем образования и
воспитания благодаря имеющемуся потенциалу: благоприятная эмоциональная обстановка, искренняя заинтересованность педагогов в наращивании позитивных конечных результатов
труда, доброжелательные отношения в системе «ребенок - педагог - родитель», нацеленность
педагогического коллектива на возрождение традиций народной культуры Дона, принятие
важности освоения микросоциума как условия обучения, воспитания и развития ребенка.

IY. Концепция желаемого будущего состояния воспитательной
работы в школе.
4.1. Совершенствование системы воспитательной работы.
Проблема, стоящая перед школой: как создать условия для становления личности
воспитанника?
Говоря о воспитании, следует отметить, что это длительный процесс, в котором влияние на
ребенка оказывают не только учителя, но и родители, друзья, средства массовой информации,
образовательный процесс, занятия во внеурочное время, и т.д. Поэтому воспитательная
деятельность в школе зависит от взаимодействия школы и родителей, общественных
организаций, от влияния всех работников школы на учащихся, от отношения между учениками
в коллективе и т.д. Фундаментом построения этих отношений является классный коллектив, и
классное ученическое самоуправление. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни
дает существенные результаты в осуществлении воспитательных задач.
Поэтому одной из приоритетных задач школы является развитие взаимодействия школы
и семьи в области воспитания подрастающего поколения.
Важной проблемой является патриотическое и правовое воспитание. Мы стали жить с
оглядкой на запад, забывая подчас об истинно русской культуре, толерантности, духовности.
На сегодняшний день школа может восполнить этот пробел, поэтому, мы считаем, что
воспитательный процесс следует направить на развитие следующих нравственных ценностей
личности:
- гражданственности и патриотизма;
- гуманизма и демократизма;
- диалога культуры толерантности;
- личной ответственности и инициативы;
- взаимоуважения и доверия;
- честности и принципиальности;
- сотрудничества и взаимодействия;
- самосовершенствования.
Так как в нашей системе воспитанник - субъект деятельности, посредством которой
осуществляется его самореализация, необходимо реализовать программу воспитательной
работы, выделив четыре основных направления:
1. Личность самого воспитанника, как главный показатель эффективности воспитания.
2. Детский коллектив, как одно из важнейших условий развития личности ребенка.
3. Профессиональная деятельность педагогов, деятельность родителей, как одно их важнейших
условий развития ребенка.
4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Для обеспечения этой программы необходимо разработать систему
мониторинга воспитательного процесса.
Для того чтобы объединить воспитательный процесс школы в единое целое, необходимо, чтобы
каждый участник этого процесса действовал, подчиняясь единым целям и задачам.

Задачи развития воспитательной системы:
- создание единого целенаправленного образовательно-воспитательного пространства духовнонравственной и гражданско-патриотической направленности;
-разработка воспитательной программы школы с учетом потребностей школы и социального
заказа;
- развитие школьного ученического самоуправления.
Перечень мероприятий, направленных на совершенствование воспитательной системы
школы:
Мероприятия
Разработка целевой воспитательной программы школы
духовно-нравственной и гражданско-патриотической
направленности.

Сроки
Сентябрь Декабрь

Ответственные
Заместитель
директора по ВР.

Обеспечение выполнения комплексно – целевой программы Весь период
с целью создания успешной адаптации учащихся в обществе работы по
по направлениям
программе

Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители

Разработка и внедрение активных форм психологоВесь период
педагогического сопровождения, профилактики школьной и работы по
социальной дезадаптации учащихся.
программе.

Социальный
педагог.

Создание условий для самореализации детей в системе
внеурочной деятельности. Совершенствование системы
дополнительного образования:

Весь период
работы по
программе.

Директор
школы, педагоги
дополнительного
образования

Организация деятельности органов ученического
самоуправления.

Сентябрь

Старшая
вожатая

Организация летней оздоровительной площадки.

ежегодно

Зам.директора
по ВР.

а) открытие предметных кружков в соответствии с
запросами учащихся;
б) создание спортивных секций.

Обеспечение выполнения законодательства по защите прав Весь период
ребенка, предупреждению детской преступности и
работы по
правонарушений, противодействия негативным социальным программе.
процессам.

Классные
руководители

Расширение участия родительской общественности в
образовательном процессе: родительские комитеты;
Управляющий совет школы.

Педагогичес-кий
коллектив

Весь период
работы по
программе.

Привлечение учреждений дополнительного образования для Весь период
организации работы с детьми через привлечение ресурсов
работы по
Районного центра дополнительного образования детей.
программе.

Заместитель
директора по ВР,
педагоги
дополнительного
образования

Проведение ученических конференций, творческих
конкурсов (Класс года, Ученик года),

Заместитель
директора по ВР,
педагоги школы.

Весь период
работы по
программе.

интеллектуальных марафонов, школьных олимпиад,
деловых игр, организация коллективных творческих дел,
проектной деятельности.
Основные принципы функционирования развивающейся воспитательной системы:
1. Принцип целостности педагогической деятельности, обеспечивающий
последовательность в социально-нравственном и культурном развитии ребенка, интеграции
общего и дополнительного образования в школе, предполагающий вариативность и
динамичность изменений прогностической модели воспитания в соответствии с изменениями в
социальных ожиданиях родителей, детей.
2. Принцип учета социальной ситуации развития ребенка, нацеленный на создание такой
социокультурной среды, в которой проявляется органическое единство возможностей народной
культуры (религии, быта, искусства и др.) и достижений мировой цивилизации.
3. Принцип природосообразности и экологизации, предполагающий осознание ребенком себя
как части природы и развитое чувство ответственности и уважения к индивидуальности
каждого уголка Земли.
4. Принцип неформального сотрудничества взрослых и детей на договорной основе,
обеспечивающий условия для корректной педагогической помощи и поддержки школьника на
уроке и во внеучебное время.
5. Принцип свободного выбора детьми содержания и форм внеурочных дел.
6. Принцип личностного подхода.
7. Принцип гуманности, предполагающий
- создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и
достоинства личности ребенка, педагога;
- формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной
цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую
личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство,
несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);
- развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное
отношение к природным богатствам России;

- формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности,
национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности,
справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;
- создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи
школьникам.
8. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на
основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и
анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания
через:
- разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по воспитательным
направлениям деятельности в школе;
- создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей,
учеников, родителей;
- дальнейшее развитие в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил
поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении
личных прав и свобод;
- развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с
равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий
администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации
жизни школы, класса;
- развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в
современных демократических процессах.

4.2. Этапы освоения и внедрения новой концепции развития воспитательной системы
школы:
I этап – подготовительный (2016 – 2017 учебный год).
Выявление перспективных направлений развития воспитательной системы и моделирование её
качественного состояния в условиях модернизации образования.
Определение стратегии развития воспитательной системы, образовательных и воспитательных
проектов.
II этап – практический (2017 – 2019 гг.).
Апробация и внедрение новой концепции воспитательной системы школы, осуществление
опытно-педагогической деятельности по моделированию воспитательного процесса.
III этап – результативный (2019 -2020 учебный год).

Самоконтроль и экспертная оценка результатов воспитания и развития школьников. Анализ
достигнутых результатов, определение перспектив и путей дальнейшего развития
воспитательной системы.

4.3. Модель ученика школы.
1 ступень – младшая школа.
Осознание себя в коллективе и становление своего мироощущения:
- отношение к жизни, здоровью,
- отношение к творчеству, труду,
- отношение к прекрасному вокруг,
- отношение к школе как второму дому,
- отношение к семье, родному краю, Родине,
- отношение к народным и православным традициям.
Личностные компетенции
Критерии оценки уровня воспитанности в рамках
компетенций
Гражданско-патриотические
качества личности

- знание своих прав и обязанностей и прав и
обязанностей гражданина России;
- осознание себя гражданином России;
- долг и ответственность перед семьей и школой;
- осознанность своих поступков;
- патриотизм;
- правдолюбие.

Духовно-нравственные качества
личности

- понятие чести, достоинства, добра, милосердия, любви
к ближнему, природе;
- толерантность;
- умение жить в коллективе, взаимоуважение;
- взаимопонимание и взаимовыручка.

Общая культура

- приобщение к культурным ценностям своего народа,
традициям, обычаям, стремления следовать им в
повседневной жизни;
- чувство прекрасного;
- внешний опрятный вид;
- овладение культурой поведения и речи.

2 ступень – основная школа.
Утверждение и развитие личности, поиск способов выражения своей индивидуальности,
освоение различных социальных ролей:
- осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков,
- формирование жизненных ценностей,
- стремление к здоровому образу жизни,
- становление гражданской позиции,
- развитие активной творческой самореализации,
- умение общения и совместной деятельности.
Личностные
Критерии оценки уровня воспитанности в рамках компетенций
компетенции

Гражданскопатриотические
качества личности

- знание своих гражданских прав и умение их реализовывать;
- любовь к природе, стремление охранять и приумножать природные
богатства;
- уважение традиций и культуры других народов;
- уважение своего и чужого достоинства, собственного труда и труда
других людей;

Духовнонравственные
качества личности

- доброта;
- милосердие;
- взаимовыручка, обязательность;
- честность;
- порядочность;
- понимание другого человека;
- уважение к старшим;
- здоровый образ жизни;
- гуманизм;
- любовь к школе, стране, своему народу;

Общая культура

- культура поведения;
- навыки этикета;
 приобщение к мировым художественным ценностям;
- уважительное отношение к истории своего народа, края, страны,
историческому прошлому других народов.
3 ступень – старшая школа.
Готовность личности к самостоятельной жизни:
- активная, интеллектуально развитая, сильная личность,
- личность, наделённая чувством собственного достоинства,
- личность, ответственная за свое здоровье,
- обогащенная духовно,
- занимающая активную жизненную позицию, способность делать выбор и принимать решения.
На каждой ступени образовательно-воспитательного процесса предполагается воспитывать
следующие духовно-нравственные компетенции:
Личностные
Критерии оценки уровня воспитанности в рамках компетенций
компетенции

Гражданскопатриотические
качества личности

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать
цивилизованным образом;
- активная гражданская позиция;
- умение ориентироваться в общественно-политической жизни
страны;
- принципиальность;
- глубокий гражданский патриотизм;

Духовно-нравственные
качества личности

- гуманизм;
- честность;
- бескорыстие;
- справедливость;
- трудолюбие;
- самоуважение, уважительность к человеку;
- порядочность;
- доброжелательность.

Общая культура

- владение нормами морали и культурного поведения;
- знание и уважение общечеловеческих ценностей;
- культура общения;

- культура умственного и физического труда,
- социальная культура.

Y. Концептуальные идеи развития воспитательной системы
школы.
В настоящее время в России происходит процесс модернизации системы образования,
ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим в
теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят существенные изменения.
Смена образовательно-воспитательной парадигмы заключается в следующем:
- важнейшей составляющей педагогического процесса становится гуманистическое, личностноориентированное взаимодействие учителя и ученика;
- особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика
Человека;
- активно происходит интеграция образовательно-воспитательных факторов: семьи, школы,
микро - и макросоциума;
- изменяется структура образовательно-воспитательного процесса.
Воспитание, при этом, как первостепенный приоритет в образовании должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс
обучения и развития.
Ещё Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». Переход школы
на «чистое» обучениечреват резким падением воспитанности молодежи, бездуховностью,
безнравственностью, падением патриотизма.
Осуществляя воспитательную деятельность, педагоги школы решили опереться на
совокупность идей, взглядов, принципов и установок, составляющих Концепцию
воспитательной деятельности школы.
5.1. Целевые ориентации, ценностные установки и приоритеты.
Воспитание является важнейшей функцией школы. В процессе воспитания происходит
передача общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, вовлечение
школьников в социальные и деятельностные отношения. Без воспитания подрастающего
поколения невозможно развитие общества, сохранение его культуры, существование
человеческой цивилизации.
Воспитание изменяется с развитием общества: изменяются цели, содержание, средства.
К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Это основная ценностная установка развития воспитательной системы школы.

5.2. Воспитание – как категория педагогической науки.
Концепция воспитательной системы школы разработана с опорой на гуманистическую
психологию (А.Маслоу, К.Роджерс и другие), в соответствии с которой в центр научной
картины мира выдвигается Человек. Это соответствует новой гуманистической парадигме,
новому взгляду на ребёнка как на субъект воспитания.
Гуманистическая позиция требует отношения к ребёнку как к главной ценности в
педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности
субъектно-объектных отношений в педагогическом процессе. Ребёнок выступает активным
субъектом не только жизни, но и воспитания, и образования. Его роль в собственном
развитии становится определяющей.
5.3. Воспитательная миссия школы.
Назначение программы воспитания школы заключается в предвидении желательного и
возможного образа человека, принимаемого и востребуемого современной культурой.
Центральным предметом осмысления выступает цель воспитания.
В основе воспитательной концепции школы лежит определение «Воспитание высокодуховной и социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством
национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу».
Педагоги школы в воспитательном процессе стремятся управлять не личностью растущего
человека, а лишь процессом её развития.
Приоритет в работе педагога-воспитателя отдаётся приёмам опосредованного
педагогического воздействия: отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание
от излишнего дидактизма, назидательности, выдвижение на первый план диалогических
методов общения, совместного поиска истины, развитие через создание воспитывающих
ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Развитие и воспитание личности происходит:
- в урочной и внеурочной образовательной деятельности;
- в организации жизни класса и школы;
- в деятельности объединений по интересам;
- в свободном общении и личной жизни ребёнка.
В осознании воспитательной миссии школы педагоги согласны с мнением Н.Е.Щуровой,
что «человек не характеризуется набором качеств – он определяется отношением к
наивысшим ценностям жизни».
В работе с детьми педагоги опираются на такие ценности человека:
- Человек;
- жизнь, общество, природа;
- добро, истина, красота;
- счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство;
- труд, познание, игра.
Самая высокая ценность – это Человек.
Методологические принципы воспитания.
1. Гуманно-личностный принцип.

Гуманизация воспитательного и образовательного процессов предполагают
реализацию следующих принципов:
- безоговорочное принятия ребёнка, устойчиво положительное отношение к нему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- осознание и признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободный выбор;
- оценка не личности ребёнка, а его поступков;
- владение умением чувствовать ребёнка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции;
- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребёнка (тип нервной
системы, темперамент, особенности памяти, восприятия, мышления, мотивов поведения,
направленности, статуса в коллективе, сформированности положительной Я -концепции и т.д.)
2. Принцип культурологического подхода к воспитанию.
Данный подход к воспитанию обеспечивает каждому ребёнку наилучшие условия для
проживания детского возраста.
В связи с тем, что в детском и подростковом возрасте формируется базовая культура личности,
без которой немыслимо духовное развитие человека, следует обратить особое внимание на её
составляющие:
- культура жизненного самоопределения;
- интеллектуальная и физическая культура;
- культура общения и семейных отношений;
- экономическая, политическая и правовая культура;
- экологическая и художественная культура;
- культура труда.
Педагоги школы уверены, что воспитание обязательно должно строиться с учетом культурных
традиций России и региона, молодежной культуры, обычаев семьи, традиций народной
педагогики.
3. Принцип природосообразности воспитания.
Это обязательный учет природы ребёнка, его половых и возрастных особенностей,
максимальное сближение жизни детей с жизнью природы.
4. Принцип здоровьесбережения.
Принцип направлен на формирование культуры индивидуального здоровья школьника.
5. Принцип философического подхода.
Этот принцип призван формировать рефлексивные способности детей.
6. Принцип субъектности.
Принцип предполагает осознанное участие педагогов в проектировании и осуществлении
воспитательной деятельности.

7. Принцип системности.
Воспитание успешно только тогда, когда оно системно. Целостность природы личности
ребёнка требует целостности подхода к её воспитанию. Адекватным средством в этом смысле
является воспитательная система.

5.4. Цели и задачи воспитания.
Цель воспитательной деятельности школы – воспитание духовной высоко нравственной
личности гражданина и патриота, способной к формированию жизненной позиции, ориентиров,
направленных на создание жизни, достойной Человека.
Эта цель реализуется через введение в образовательно-воспитательный процесс современных
технологий обучения и воспитания, диагностики усвоения знаний и умений, создание условий
для максимального раскрытия творческого потенциала педагогов, перевода школы в режим
развития.
Дифференцированный личностно-ориентированный подход осуществляется в учебновоспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для
развития и реализации индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи воспитания:
- создание в школе культурного пространства;
- создание благоприятных условий для саморазвития, самопознания, само совершенствования,
самореализации личности ребёнка;
- формирование климата психологической безопасности;
- соблюдение принципов гуманной педагогики и педагогики сотрудничества;
- поддержание, укрепление и введение новых школьных традиций, создание особого духа
школы;
- формирование у школьников целостной и научно обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самопознания, любви к Родине;
- формирование культуры ЗОЖ;
- приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим
ценностям поведения школьника;
- оказание педагогической, психологической, социальной помощи и поддержки в проживании,
осознании, проектировании собственной жизни ребёнка.
5.5. Основные базовые ценности воспитательной системы школы.
Основными базовыми ценностями воспитательной системы школы выступают следующие:
- воспитательная система особой культуры, отличительными чертами которой являются:
комфортность, партнерские взаимоотношения объектов и субъектов воспитательного процесса,
инновационная активность педагогического коллектива; развитые связи с социаль ной средой и
общественными организациями поселения;

- воспитательное пространство школы - большая семья, где созданы все условия для
самовыражения и саморазвития каждого школьника, где не ущемляются его права, честь и
достоинство, где уважительное отношение к себе и другим людям - основное правило жизни
детского сообщества;
- сбалансированность воспитательной экосистемы, в которой педагог, понимая сильные и
слабые стороны ребенка, помогает ему опереться на свои силы и поддерживает там, где он пока
объективно сам не может справиться;
- воспитательная система, где школьника учат распознавать нравственные идеалы и
реализовывать их в повседневной жизни;
- воспитательное пространство реабилитирующего назначения для школьников с проблемами в
развитии, обучении и воспитании;
- воспитывающая среда как источник добрых дел для общества и самого себя, как условие
осознания и самостоятельного моделирования человеческого счастья;
- насыщенная образовательно-воспитательная среда, дающая возможность увеличить время
пребывания детей в школе по собственной инициативе, занимая его добрыми и полезными для
себя и людей делами;
5.6. Прогнозируемые результаты реализации программы.
В ходе реализации программы ожидается, что:
1. воспитательная система школы всё более будет следовать основным признакам
гуманистической системы;
2. будет прослеживаться положительная динамика по следующим показателям развития
воспитательной системы школы:
- мотивация учащихся на познавательную деятельность и саморазвитие;
- готовность учащихся к саморазвитию;
- готовность педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию;
- положительная адекватная самооценка;
- положительная динамика здоровья учащихся;
- положительная динамика интеллектуального развития учащихся;
- положительная динамика улучшения психологического климата в школе;
- соответствие ценностных ориентаций учащихся гуманистическим ценностям;
- соответствие осознанного выбора дальнейшей профессиональной деятельности и подготовки
к ней интересам и способностям учащихся старшей школы;
- рост профессионализма учителей;
- развитие гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей;
- повышение качества знаний учащихся;
- снижение тревожности учащихся и учителей;
- удовлетворенность учеников и учителей отношением к школе;
- активизация деятельности ученического самоуправления;
- расширение внеклассной деятельности по предметам;
- расширение возможностей для занятий дополнительным образованием.
5.7. Модель личности выпускника школы.
Выпускник 11 класса
- обладает сформированной положительной Я-концепцией, чувством собственного достоинства
и потребностью в самореализации;

- обладает выраженной гражданской позицией, патриотичен;
- обладает нравственными качествами, принятыми в обществе, высоко духовен;
- знает свои способности, возможности и качества;
- обладает сформированным нравственным идеалом, владеет рефлексивными умениями,
занимается самовоспитанием и самообразованием;
- обладает способностью выбора и самоопределения;
- обладает критическим мышлением, экономической и педагогической грамотностью;
- владеет культурой общения и поведения, ведёт здоровый образ жизни.

Личностные качества выпускника:

- дисциплинирован
- внутренне свободен, независим
- порядочен
- развито чувство достоинства
- социально адаптирован
- креативен
- конкурентно способен
- умеет реализовать себя

Сформированность духовно-нравственных
и гражданско-патриотических качеств
личности:

- сформированность высокого уровня
духовности, нравственности, гражданского
самосознания и ответственности;
- воспитание чувства гордости за свою Родину,
свой край, его самобытную культуру,
принадлежность к своему народу;
- приобретение опыта гражданской
деятельности через образцы служения Отчизне
и своему народу православных героев и
подвижников;
- развитие потребности в изучении истории,
культуры, традиций православной Руси и
Донского края;
- стремление сохранять и приумножать
духовные, исторические и культурные
традиции России и Донского края;
- сформированность высокого уровня
экологической культуры.

Коммуникативность:

- толерантное отношение к людям
- гуманность, уважение, достоинство
- общителен
- тактичен
- умеет контролировать себя

Мировоззрение:

- обладает правовой и политической культурой
- жизненным и социальным оптимизмом
- уважает историю и культуру своей Родины,
своего народа, своего края

Интеллектуальное развитие:

- умеет анализировать, обобщать, делать
выводы
- занимается самообразованием
- объективно оценивает себя
- стремится к самовоспитанию, саморазвитию,
самосовершенствованию

Целеустремленность:

- наличие жизненных планов
- активная профессиональная подготовка
- способность сделать правильный социальный,
нравственный выбор
- стремление к формированию собственной
культуры

Здоровый образ жизни:

- стремление к физическому совершенству
- отношение к своему здоровью как к
важнейшей личной и общественной ценности
- понимание и ведении здорового образа жизни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».