рабочая программа по биологии - 11 2023-2024

Рассмотрено:
на заседании методического
объединения «Природа»
Протокол № 1 от 30.08.2023года
Руководитель м.о. «Природа»
______________ Исаева В.В.

Согласовано:
Методист
_______Глазкова Т.П.
30.08.2023г

Утверждено:
И.о. Директора школы
_________ Уракова С.В...
Приказ № 222
от 30.08.2023г.

Рабочая программа учебного курса
биологии -11 класс (базовый уровень)

Составитель: учитель биологии первой
квалификационной категории
Исаева Вера Викторовна
2023 -2024 учебный год

р.п.Иловля 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В курсе биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и
развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат
основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию
всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их
использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового,
санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство
любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью
человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих
поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности
биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность
направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам
самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни,
о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы

различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и
разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема
экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает
экологический аспект.
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта СОО образования. Отводит 34
учебных часа для обязательного изучения курса биологии в 11-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе ФГОС СОО и образовательной программы ОО по биологии (базовый
уровень): «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Использование учебного и программно-методического комплекса.
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А, Л.В.Симонова «Биология : 11 класс : углубленный уровень : учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений». М., «Вентана-Граф», 2018 год.
Методические пособия для учителя:
«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2016 год.
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2017
Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2017
Электронные издания:
Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2015.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 11 класс. 2005
Основные цели изучения курса биологии в 11 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;

•

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить
и анализировать информацию о живых объектах;

•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,
вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

•

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов.

В результате изучения биологии ученик должен:

•
•
•
•
•

•

знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути
их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
Формы организации образовательного процесса
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний используются следующие
формы организации учебного процесса:
-урок, собеседование, консультация, практическая работа, лабораторная работа;
- групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания;
- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных
заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Практические и лабораторных работы, проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами
техники безопасности.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных
занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
*создание оптимальных условий обучения;
*исключение психотравмирующих факторов;
*сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

*развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
*развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Методы обучения:
* словесные - рассказ, беседа, лекция;
*наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
*практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),
самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
• планировать свою образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану;
• соотносить результат деятельности с целью;
• различать способ и результат деятельности;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их
решения;
• представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
• понимать систему взглядов и интересов человека;
• владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Коммуникативные:
• толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
• понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
• понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
• объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;
• самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;

•
•

при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Система оценки достижений учащихся
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из
опыта;
в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; -допущены
неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:
допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5»:
ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан
вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4»:
ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3»:
ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не
может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2»:
ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе
иллюстративный материал.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5»
ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и
временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4»
ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют
обозначения и подписи;
есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3»
ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой,
рисунком.
Отметка «2»
ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет
таблицы.
Оценка практических и лабораторных работ
Оценка «5»:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ
погрешностей.
Оценка «4»:
- выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые
ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3»
результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки.
Оценка «2»
результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В
тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение
работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
-

Календарно-тематический план
на 2023-2024 учебный год по биологии для 11 класса
Но
мер
урока

Основное содержание по темам
Организменный уровень жизни
Характеризовать структурные элементы и основные процессы организменного уровня жизни;
приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне; сравнивать особенности организменного уровня жизни с
особенностями биосферного и биогеоценотического уровней; определять
понятие «организм»; характеризовать организм как биосистему; называть
существенные признаки биосистемы «организм»; характеризовать
процессы регуляции растительного и животного организма;
определять понятие «ткань»; различать типы тканей растений и животных; приводить примеры специализации тканей и органов у растений,
грибов и животных; характеризовать значение обмена веществ;
сравнивать результаты процессов ассимиляции и диссимиляции; называть
и кратко характеризовать системы органов животного организма;
аргументировать необходимость питания для организмов; называть типы
питания организмов и иллюстрировать их примерами; характеризовать
размножение организмов как их самовоспроизведение; называть основные
типы размножения;
приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у
растений и животных;
оценивать значение бесполого размножения для природы и для человека;
характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения; объяснять свойства зиготы;
выявлять существенные признаки различия полового и бесполого размножения; раскрывать биологическое преимущество полового размножения; определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез»; называть
периоды онтогенеза; характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление,
гаструляцию, дифференциацию);
объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала
и условий внешней среды; характеризовать особенности развития

Количес
тво
часов
16

Дата
проведен
ия

Основные виды
учебной деятельности
Лабораторные ,практические
работы, решение задач,
самостоятельная работа со
справочниками и литературой
(обычной и электронной),
самостоятельные письменные
упражнения, самостоятельная
работа за компьютером

организмов в постэмбриональный период; формулировать закон Бэра;
определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем; определять
понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд»,
«геном».
Объяснять понятие «изменчивость»; раскрывать особенности механизма
модификационной изменчивости, приводить примеры; характеризовать
наследственную изменчивость и ее типы; характеризовать типы мутаций;
давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку.
Строить вариационную кривую изменчивости; объяснять понятие
«аллель»; формулировать законы Менделя, приводить примеры;
объяснять сущность правила чистоты гамет; составлять элементарные
схемы скрещивания;
решать генетические задачи; характеризовать особенности и значение
анализирующего скрещивания; называть причину сцепленного наследования генов;
объяснять сущность кроссинговера; определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека;
сравнивать половые хромосомы (X и Y) по объему генетической информации и объяснять биологическую рольХ-хромосомы.
Характеризовать особенности наследования признаков, сцепленных с
полом, приводить примеры; определять понятие «кариотип»; оценивать
роль изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях;
характеризовать причины наследственных болезней и мультифакторных
заболеваний, приводить их примеры; аргументировать необходимость
профилактики наследственных заболеваний как основного средства их
предупреждения;
называть меры профилактики наследственных заболеваний человека;
обосновывать необходимость медико-генетического консультирования;
характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека;
раскрывать сущность современных методов гибридизации: молекулярной
гибридизации {in vitro), мутагенеза и полиплоидии; характеризовать
явление гетерозиса и приводить его примеры; аргументировать причины
отнесения вирусов к живым организмам; характеризовать отличительные
особенности строения и размножения вирусов;
объяснять механизм проникновения вируса в клетку; использовать
информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов,

сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных,
человека;
приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать
приносимый ими ущерб сельскому хозяйству;
определять понятия «бактериофаг», «эпидемия», «пандемия», «ВИЧ»,
СПИД»; анализировать строение вириона ВИЧ и механизм инфицирования им клеток хозяина;
обосновывать соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний;
называть меры профилактики СПИДа; характеризовать достижения вирусологии в настоящее время
1

2
3
4
5
6
7

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.
Организм как биосистема
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Размножение организмов.
Оплодотворение и его значение.
Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).
Изменчивость признаков организма и ее типы
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

8

Наследование признаков при дигибридном скрещивании.

1

9
10
11
12
13
14
15
16

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Решение генетических задач
Генетические основы селекции.
Наследственные болезни человека
Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований
Факторы, определяющие здоровье человека
Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания
Урок обобщающего повторения
Клеточный уровень жизни

1
1
1
1
1
1
1
1
9

1

Определять

понятие «клетка»; характеризовать особенности клеточного
уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным и
организменным уровнями;называть структурные компоненты клетки;
приводить доказательства того, что клетка является живой системой —
биосистемой; характеризовать важнейшие события, предшествующие
появлению жизни на Земле;характеризовать свойства первичных клеток;

1
1
1
1
1
1

Лабораторные ,практические
работы, решение задач,
самостоятельная работа со
справочниками и литературой
(обычной и электронной),
самостоятельные письменные
упражнения, самостоятельная
работа за компьютером

17
18
19
20

называть этапы эволюции клетки;аргументировать преимущества
эукариотической клетки в эволюции жизни; характеризовать
многообразие клеток в живом мире; называть основное отличие клетки
эукариот от клетки прокариот; называть отличительные признаки
растительной и животной клеток; называть и характеризовать части
клетки; различать постоянные и непостоянные компоненты клетки;
различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки»;характеризовать
строение и значение клеточного ядра; раскрывать значение хроматина в
ядре клетки;объяснять взаимосвязь между понятиями «хроматин» и
«хромосома»; характеризовать строение и свойства цитоплазмы
клетки;называть органоиды и включения цитоплазмы; характеризовать
значение размножения клетки;определять понятия «клеточный цикл»,
«митоз», «интерфаза»; называть и характеризовать этапы клеточного
цикла;характеризовать основной признак интерфазной клетки, объяснять
биологическое значение интерфазы; определять понятия «кариокинез» и
«цитокинез»; характеризовать стадии клеточного деления (фазы М);
объяснять биологическое значение митоза; определять понятие «мейоз»;
различать понятия «сперматогенез» и «оогенез»;называть и
характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и
гаплоидные клетки организмов;характеризовать периоды формирования
женских и мужских половых клеток;описывать этапы формирования
сперматозоидов; называть основное различие процессов сперматогенеза и
оогенеза; объяснять структуру и свойства хроматина; характеризовать
роль ДНК и белков в составе хроматина; объяснять значение
компактизации (спирализации) хромосом; обсуждать способность
хромосом к удвоению (самовоспроизведению); называть главную
функцию хромосом
История развития науки о клетке
Положения клеточной теории
Строение клетки эукариот.
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

1
1
1
1

21

Клеточный цикл.

1

22
23

Деление клетки — митоз и мейоз.
Особенности образования половых клеток.

1
1

24

Структура и функции хромосом.

1

25

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

Молекулярный уровень жизни
Характеризовать особенности молекулярного уровня организации жизни;
называть структурные элементы молекулярного уровня жизни;
характеризовать биологические функции важнейших макромолекул; называть основные процессы молекулярного уровня жизни.
Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного уровней
жизни; на конкретных примерах; характеризовать значение молекулярного уровня жизни в биосфере, называть неорганические вещества клетки;
характеризовать значение воды в живой клетке; называть органические
вещества клетки;
раскрывать значение углеводов в живой клетке; характеризовать
многообразие липидов и их значение в клетке; объяснять строение
молекул белка как полимерных соединений, состоящих из аминокислот;
характеризовать структуру молекулы ДНК; называть имена ученых,
установивших ее;
обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК; объяснять значение матричной функции цепей ДНК; характеризовать структуру
молекул РНК; определять понятие «биосинтез»; характеризовать общую
схему фотосинтеза и его результат; называть условия протекания и локализацию световой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение; называть
условия протекания и локализацию темновой фазы фотосинтеза,
объяснять ее значение; характеризовать фотосинтез как пластическую
составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клетке; объяснять
понятие «генетический код», называть свойства генетического кода;
характеризовать процесс транскрипции генетической информации;
характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания;
объяснять роль рибосом в биосинтезе белка; называть формы молекул
РНК, участвующих в биосинтезе белка; объяснять понятия «кодон»,
«антикодон»;
давать общую характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме;
моделировать состав белковых молекул по кодонам;
определять понятие «биологическое окисление» («клеточное дыхание»);
раскрывать особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как
этапа клеточного дыхания; характеризовать брожение как способ бескислородного получения энергии; объяснять особенности протекания и
локализации кислородного этапа клеточного дыхания; характеризовать
его результат и биологическое значение; характеризовать энергетику

8

Моделирование .Лабораторные
,практические работы, решение
задач, самостоятельная работа
со справочниками и литературой
(обычной и электронной),
самостоятельные письменные
упражнения, самостоятельная
работа за компьютером

26
27
28
29
30
31
31
33
34

полного биологического окисления и его этапов; определять регуляторы
физиологических процессов в клетке; обобщать знания об уровнях организации живой материи; определять значение биологических знаний в
жизни
Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе
Основные химические соединения живой материи.
Структура и функции нуклеиновых кислот.
Процессы синтеза в живых клетках.
Процессы биосинтеза белка
Молекулярные процессы расщепления
Регуляторы молекулярных процессов
Заключение: структурные уровни организации живой природы
Резервное время

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».