ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учѐтом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение во 2-4 классах отводится по 136 часов (4 часа в
неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и еѐ история – важные темы
произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору).
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей
страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные
в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за
красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о
Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух:
интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М.
Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша
древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры
фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки,
загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов
России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари,
созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование
образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные
ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные).
Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык
(лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я.
Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры.
Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы
песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной
земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии.
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). Характеристика былин как героического
песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие
слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного
произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная
сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по
выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт.
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.
С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и
другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного
текста, особенности сюжета, приѐм повтора как основа изменения сюжета.
Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин –
иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А.
Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух):
назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен.
Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и
виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А.
Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г.
Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями.
Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения. Звукопись, еѐ выразительное значение Олицетворение
как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению:
пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты,
сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция),
в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени
первоначальной…», А.А. Фет «Кот поѐт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка
из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берѐза», Н.А. Некрасов
«Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый
снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н.
Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трѐх произведений).
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием.
Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия,
кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов.
Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные
особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок»,
«Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не
менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С.
Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык,
герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой»
и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его
отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг
чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность
событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание
интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приѐмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем
«Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и
рассказчика. Герой художественного произведения: время и место
проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая
обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети
на войне (произведения по выбору двух-трѐх авторов). Основные события
сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и
его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического произведения. Средства выразительности текста
юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических
рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М.
М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения), Н.Н. Носов «Весѐлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и
другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трѐх авторов
по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных
зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С.
Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утѐнок», Ш. Перро
«Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора,
осознание важности читательской деятельности. Использование с учѐтом
учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид
искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
читать доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические,
народные и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру,
определять тему и главную мысль, делить текст на части,
озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять
композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать
план текста, дополнять и восстанавливать
нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным
жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных
жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать информацию словесную (текст), графическую или
изобразительную
(иллюстрация),
звуковую
(музыкальное
произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения
литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению,
средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
читать текст с разными интонациями, передавая своѐ отношение к
событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая
соответствующее настроение;
сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
принимать цель чтения, удерживать еѐ в памяти, использовать в
зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать
реализацию поставленной задачи чтения;
оценивать качество своего восприятия текста на слух;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера,
подчинѐнного, соблюдать равноправие и дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям,
инсценировать
(драматизировать)
несложные
произведения
фольклора и художественной литературы; выбирать роль,
договариваться о манере еѐ исполнения в соответствии с общим
замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
.
В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение»,
остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета
«Русский язык».
[1]
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своѐ отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных
произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.
фольклора
и
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях .
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора
разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать
тему
и
главную
мысль,
определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам
героев,
составлять
портретные
характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии
или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика,
характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной
картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе
изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учѐтом специфики
учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по
содержанию
произведения
(не
менее
8
предложений),
корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные образовательные и информационные ресурсы,
включѐнные в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
О Родине и еѐ истории
6
0
6
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
2
14
3
Творчество И.А.Крылова
4
0
4
4
Творчество А.С.Пушкина
9
1
8
5
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века
8
0
8
6
Творчество Л.Н.Толстого
10
1
9
7
Литературная сказка
9
1
8
8
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века
10
1
9
9
Произведения о взаимоотношениях
человека и животных
16
2
14
10
Произведения о детях
18
2
16
11
Юмористические произведения
6
1
5
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
12
Зарубежная литература
10
1
9
13
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)
4
0
4
Резервное время
10
1
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
13
123
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Раскрытие главной идеи
произведения К.Д.
Ушинского «Наше
отечество»: чувство любви
к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему
своей страны
1
0
1
2
Патриотическое звучание
стихотворения С.А.
Васильева «Россия»:
интонация, темп, ритм,
логические ударения
1
0
1
3
Осознание нравственных
ценностей в произведениях
о Родине: любовь к родной
стороне, гордость за
красоту и величие своей
Отчизны
1
0
1
4
Создание образа Родины в
произведениях писателей.
Произведения по выбору,
например, Т.В. Бокова
«Родина»
1
0
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
04.09.2023
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
05.09.2023
https://m.edsoo.ru/8bc47a6e
Библиотека ЦОК
06.09.2023
https://m.edsoo.ru/8bc47b72
Библиотека ЦОК
07.09.2023
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
5
Отражение темы Родина в
произведении М.М.
Пришвин «Моя Родина»:
роль и особенности
заголовка
1
0
1
6
Репродукции картин как
иллюстрации к
произведениям о Родине
1
0
1
7
Устное народное
творчество.
Характеристика малых
жанров фольклора:
потешки, небылицы,
скороговорки, считалки
8
Загадка как жанр
фольклора, знакомство с
видами загадок
1
0
1
9
Пословицы народов
России: тематические
группы
1
0
1
10
Развитие речи:
использование образных
слов, пословиц и
поговорок, крылатых
выражений. Книги и
словари, созданные В.И.
Далем
1
0
1
11
Художественные
особенности сказок
1
0
1
1
0
1
Библиотека ЦОК
11.09.2023
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
12.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47e88
13.09.2023
14.09.2023
18.09.2023
19.09.2023
20.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc483ec
https://m.edsoo.ru/8bc4a25a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a610
https://m.edsoo.ru/8bc4850e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
разного вида (о животных,
бытовые, волшебные)
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
12
Отражение нравственных
ценностей и правил в
фольклорной сказке.
Произведения по выбору,
например, русская
народная сказка «Самое
дорогое»
1
0
1
13
Осознание понятия
трудолюбие на примере
народных сказок.
Произведения по выбору,
например, русская
народная сказка «Про
Ленивую и Радивую»
1
0
1
14
Представление в сказке
народного быта и
культуры. Произведения
по выбору, например,
русская народная сказка
«Дочь-семилетка»
1
0
1
15
Характеристика героя,
волшебные помощники.
На примере русской
народной сказки «Иванцаревич и серый волк»
1
1
0
16
Особенности построения
(композиция) волшебной
1
0
1
21.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
25.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
26.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489a0
27.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
28.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
сказки: составление плана.
На примере русской
народной сказки «Иванцаревич и серый волк»
https://m.edsoo.ru/8bc49cc4
17
Иллюстрация как
отражение сюжета
волшебной сказки: В.М.
Васнецов «Иван Царевич
на Сером волке»
18
Описание картин природы
как способ рассказать в
песне о родной земле.
Темы народных песен
19
Былина как народный
песенный сказ о
героическом событии.
Фольклорные
особенности:
выразительность,
напевность исполнения
20
Характеристика главного
героя (где жил, чем
занимался, какими
качествами обладал). На
примере образа Ильи
Муромца
1
0
1
21
Тематическая проверочная
работа по итогам раздела
«Фольклор (устное
1
1
0
1
1
1
0
0
0
1
1
1
02.10.2023
03.10.2023
04.10.2023
05.10.2023
09.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b542
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bb46
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
народное творчество)
22
Работа с детскими книгами
на тему: «Фольклор»:
использование аппарата
издания
23
Резервный урок. Работа со
словарѐм: язык былины,
устаревшие слова, их
место и представление в
современной лексике
24
Резервный
урок.Репродукции картин
В.М. Васнецова как
иллюстрации к эпизодам
фольклорного
произведения
1
0
1
25
В мире книг. Книга как
особый вид искусства
1
0
1
26
Общее представление о
первых книгах на Руси,
знакомство с рукописными
книгами
1
0
1
27
Первая печатная книга на
Руси. Н.П.Кончаловская
«Мастер Фѐдоров Иван и
его печатный стан»
(отрывок из «Наша
древняя столица»)
1
0
1
28
Осознание важности
1
0
1
1
1
0
0
1
1
10.10.2023
11.10.2023
12.10.2023
16.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c
https://m.edsoo.ru/8bc4be98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae
https://m.edsoo.ru/8bc4bd94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4
https://m.edsoo.ru/8bc4af70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5142
17.10.2023
18.10.2023
Библиотека ЦОК
чтения художественной
литературы и фольклора.
Правила юного читателя
29
Осознание особенностей
басни, как произведенияпоучения, которое
помогает увидеть свои и
чужие недостатки
1
0
1
30
И.А. Крылов - великий
русский баснописец.
Иносказание в его баснях
1
0
1
31
Знакомство с
произведениями И.А.
Крылова. Явная и скрытая
мораль басен
1
0
1
32
Работа с басней И.А.
Крылова «Ворона и
Лисица»: тема, мораль,
герои, особенности языка
1
0
1
33
А.С. Пушкин - великий
русский поэт
1
0
1
34
Восприятие пейзажной
лирики А.С. Пушкина:
средства художественной
выразительности
(сравнение, эпитет),
рифма, ритм
1
0
1
35
Знакомство с литературной
сказкой А.С. Пушкина
1
0
1
19.10.2023
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
23.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cd98
24.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
25.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d298
26.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
07.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
08.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4
09.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8
«Сказка о царе
Салтане…»: приѐм
повтора как основа
изменения сюжета
36
Характеристика
положительных и
отрицательных героев,
примеры превращений и
чудес в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»
1
0
1
37
Наблюдение за
художественными
особенностями текста
сказки А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
1
0
1
38
Фольклорная основа
литературной сказки А.С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»
1
0
1
39
Составление устного
рассказа «Моѐ любимое
произведение А.С.
Пушкина»
1
0
1
40
Тематическая проверочная
работа по итогам раздела
«Творчество А.С.
Пушкина»
1
1
0
41
Работа с детскими
1
0
1
13.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4
14.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c80c
15.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c938
16.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cb68
20.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ca64
Библиотека ЦОК
книгами. И.Я. Билибин –
иллюстратор сказок А.С.
Пушкина
42
Описание картин осенней
природы в стихотворении
Ф.И. Тютчева «Есть в
осени первоначальной…»
и другие по выбору
1
0
1
43
Сравнение стихотворений
об осени. На примере
произведений Ф.И.
Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» и А.Н.
Майкова «Осень»
1
0
1
44
Восприятие картин
зимнего пейзажа в
стихотворениях А.А. Фета
«Кот поѐт, глаза прищуря»,
«Мама! Глянь-ка из
окошка…» и другие по
выбору
1
0
1
45
Средства художественной
выразительности (эпитет,
сравнение) в лирических
произведениях поэтов
1
0
1
46
Особенности авторской
сказки Л.Н. Толстого
«Ореховая ветка»:
основные события,
1
0
1
21.11.2023
https://m.edsoo.ru/8bc4cc80
22.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d43c
23.11.2023
27.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e24c
28.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d676
29.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e35a
главные герои, волшебные
помощники
47
Работа с баснями Л.Н.
Толстого: выделение
жанровых особенностей.
На примере басни «Белка и
волк»
1
0
1
48
Наблюдение за
художественными
особенностями рассказаописания Л.Н. Толстого
«Лебеди»
1
0
1
49
Различение
художественного и
научно-познавательного
текстов «Лебеди» и
«Зайцы» Л.Н. Толстого
1
0
1
50
Осознание связи
содержания произведения
с реальным событием. На
примере были «Прыжок»
Л.Н. Толстого
1
0
1
51
Анализ сюжета были
«Прыжок» Л.Н. Толстого:
главные герои, отдельные
эпизоды, составление
плана
1
0
1
52
Различение рассказчика и
автора произведения в
1
0
1
30.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f066
04.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a
05.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e684
06.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eb98
07.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e576
11.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e972
рассказе Л.Н. Толстого
«Акула» и других по
выбору
53
Выделение структурных
частей произведения Л.Н.
Толстого «Акула» и
других по выбору
(композиции): начало,
завязка действия,
кульминация, развязка
1
0
1
54
Тематическая проверочная
работа по итогам раздела
«Творчество Л.Н.
Толстого»
1
1
0
55
Работа с детскими
книгами: жанровое
многообразие
произведений Л.Н.
Толстого
1
0
1
56
Оценка чувств и
настроения, вызываемых
лирическим
произведением. На
примере произведения
Н.А. Некрасова «Однажды
в студѐную зимнюю
пору…» (отрывок)
1
0
1
57
Поэты о красоте родной
природы. На примере
1
0
1
12.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e45e
13.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eecc
14.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ed00
18.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d784
19.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6
произведения Н.А.
Некрасова «Железная
дорога» (отрывок)
58
Олицетворение как одно из
средств выразительности
лирического произведения
1
0
1
59
Описание природы
(пейзаж) в
художественном
произведении. На примере
произведения А.П.Чехова
«Степь» (отрывок)
1
0
1
60
Резервный урок.Сравнение
средств создания пейзажа
в тексте-описании, в
изобразительном
искусстве, в
произведениях
музыкального искусства
1
0
1
61
Характеристика героя
сказки В.М. Гаршина
«Лягушкапутешественница»
1
0
1
62
Особенности литературной
сказки В.М. Гаршина
«Лягушкапутешественница»: анализ
сюжета, композиции
1
0
1
63
Осознание главной мысли
1
0
1
20.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8
21.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d554
25.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4dc98
26.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4
27.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f548
Библиотека ЦОК
(идеи) сказки В.М.
Гаршина «Лягушкапутешественница»
64
Работа с детскими книгами
«Литературные сказки
писателей»: составление
аннотации
1
1
0
65
Животные в литературных
сказках. На примере
произведения И.С.
Соколова-Микитова
«Листопадничек»
1
0
1
66
[Научно-естественные
сведения о природе в
сказке И.С. СоколоваМикитова
«Листопадничек»
1
0
1
67
Создание образов героевживотных в литературных
сказках. На примере
произведения Д.Н. МаминСибиряка «Умнее всех»
1
0
1
68
Поучительный смысл
сказок о животных. На
примере произведения
Д.Н. Мамин-Сибиряка
«Умнее всех»
1
0
1
69
Составление устного
рассказа «Моя любимая
1
1
0
28.12.2023
https://m.edsoo.ru/8bc4f69c
10.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f82c
11.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f958
11.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
15.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fe30
16.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ff70
17.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50358
книга»
70
Наблюдение за описанием
зимнего пейзажа. На
примере стихотворения
С.Д. Дрожжина «Зимний
день»
1
0
1
71
Оценка чувств и
настроения, вызываемых
лирическим
произведением
1
0
1
72
Работа со стихотворением
С.А. Есенина «Берѐза»:
средства выразительности
в произведении
1
0
1
73
Восприятие картин
природы в стихотворениях
С.А. Есенина
1
0
1
74
Живописные полотна как
иллюстрация к
лирическому
произведению: пейзаж
1
0
1
75
Взаимоотношения
человека и животных –
тема произведения Д.Н.
Мамин-Сибиряка
«Приѐмыш»
1
0
1
76
Соотнесение заглавия и
главной мысли рассказа
Д.Н. Мамин-Сибиряка
1
0
1
18.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc504ac
22.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5072c
23.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50876
24.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50984
25.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50aa6
29.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc513ac
30.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc514ba
«Приѐмыш»
77
Отражение темы дружба
животных в рассказах
писателей. На примере
произведения А.И.
Куприна «Барбос и
Жулька»
1
0
1
78
Характеристика героевживотных, их портрет в
рассказах писателей. На
примере рассказа А.И.
Куприна «Барбос и
Жулька»
1
0
1
79
Отражение нравственноэтических понятий
(любовь и забота о
животных) в рассказах
писателей
1
0
1
80
Осознание понятий
верность и преданность
животных
1
0
1
81
Работа с детскими книгами
о братьях наших меньших:
написание отзыва
1
1
0
82
Создание картин природы
в произведениях поэтов.
На примере стихотворения
И.А.Бунина «Первый снег»
1
0
1
83
Звукопись, еѐ
1
0
1
31.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5169a
01.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc518de
05.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc519f6
06.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51b04
07.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc524d2
08.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50e34
Библиотека ЦОК
выразительное значение в
лирических произведениях
84
Поэтические картины
родной природы
1
0
1
85
Составление устного
рассказа «Красота родной
природы» по изученным
текстам
1
0
1
86
Тематическая проверочная
работа по итогам раздела
«Картины природы в
произведениях поэтов и
писателей ХIХ – ХХ века»
1
1
0
87
Дети – герои произведений
1
0
1
88
Историческая обстановка
как фон создания
произведения
1
0
1
89
Судьбы крестьянских
детей в произведениях
писателей. На примере
рассказа А.П. Чехова
«Ванька»
1
0
1
90
Особенности внешнего
вида и характера герояребѐнка. На примере
рассказа А.П. Чехова
«Ванька»
1
0
1
12.02.2024
https://m.edsoo.ru/8bc50f6a
13.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51096
14.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc522a2
15.02.2024
19.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52806
20.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52bd0
21.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52da6
22.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52928
91
Отражение в произведении
важных человеческих
качеств: честности,
стойкости,
ответственности. На
примере рассказа Л.
Пантелеева «Честное
слово»
1
0
1
92
Деление текста на части,
составление плана,
выявление главной мысли
(идеи) рассказа
Л.Пантелеева «Честное
слово»
1
0
1
93
Представление темы «Дети
на войне» в рассказе Л.
Пантелеева «На ялике»
1
0
1
94
Мужество и бесстрашие –
качества, проявляемые
детьми в военное время
1
0
1
95
Составление портрета
главного героя рассказа
Л.А. Кассиля «Алексей
Андреевич»
1
0
1
96
Осмысление поступков и
поведения главного героя
рассказа Л.А. Кассиля
«Алексей Андреевич»
1
0
1
26.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52a40
27.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52ebe
28.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52fd6
29.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53242
04.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53364
05.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5347c
97
Отличие автора от героя и рассказчика.
На примере рассказа А.П. Гайдара
«Горячий камень»
1
0
1
98
Выделение главной мысли (идеи)
произведения о детях. На примере
рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень»
1
0
1
99
Основные события сюжета произведения
А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
(отрывки)
1
0
1
100
Роль интерьера (описание штаба) в
создании образов героев произведения
А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
(отрывки)
1
0
1
101
Нравственная оценка ситуаций,
поведения и поступков героев
произведения А.П. Гайдара «Тимур и его
команда» (отрывки)
1
0
1
102
Раскрытие темы «Разные детские
судьбы» в произведениях писателей
1
0
1
103
Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о детях»
1
1
0
104
Работа с книгами о детях: составление
аннотации
1
0
1
105
Произведения Паустовского К.Г. о
природе и животных. Главная мысль
(идея) рассказа «Барсучий нос»
1
0
1
106
Работа с рассказом Паустовского К.Г.
«Кот-ворюга»: анализ композиции,
1
0
1
Библиотека ЦОК
06.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc53710
Библиотека ЦОК
07.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc53850
Библиотека ЦОК
11.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc53a12
Библиотека ЦОК
12.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc541a6
Библиотека ЦОК
13.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc5434a
Библиотека ЦОК
14.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc53bca
Библиотека ЦОК
18.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc544a8
Библиотека ЦОК
19.03.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3630
Библиотека ЦОК
20.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc51c12
Библиотека ЦОК
21.03.2024
https://m.edsoo.ru/8bc51e24
составление плана
107
Составление портрета героя-животного в
рассказе Паустовского К.Г. «Котворюга»
1
0
1
108
Раскрытие темы взаимоотношения
человека и животного на примере
рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи
лапы»
1
0
1
109
Особенности композиции в рассказах о
животных. На примере рассказа
Паустовского К.Г. «Заячьи лапы»
1
0
1
110
Создание характеров героев-животных в
рассказах писателей. На примере
рассказа Пришвина М.М. «Выскочка»
1
0
1
111
Рассказы писателей-натуралистов о
заботливом и бережном отношении
человека к животным к природе родного
края
1
0
1
112
Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Взаимоотношения
человека и животных»
1
1
0
113
Составление устного рассказа «Любовь и
забота о братьях наших меньших» по
изученным произведениям
1
0
1
114
Резервный урок.Человек и его
взаимоотношения с животными в
рассказах писателей
1
0
1
115
Особенности юмористических
1
0
1
Библиотека ЦОК
01.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc51f46
Библиотека ЦОК
02.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc5218a
03.04.2024
Библиотека ЦОК
04.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc51294
Библиотека ЦОК
08.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc50bbe
09.04.2024
Библиотека ЦОК
10.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc523ba
Библиотека ЦОК
11.04.2024
https://m.edsoo.ru/8bc525e0
Библиотека ЦОК
произведений Н.Н.Носова и других
авторов на выбор
15.04.2024
116
Комичность как основа сюжета
рассказов Н.Н.Носова и других авторов
на выбор
1
0
1
117
Характеристика героя «Денискиных
рассказов» В.Ю. Драгунского
1
1
0
118
Средства выразительности текста
юмористического содержания:
преувеличение. На примере
произведений В.Ю. Драгунского
1
0
1
119
Работа с детскими книгами: авторы
юмористических рассказов
1
0
1
120
Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на примере
изученных произведений
1
0
1
121
Волшебные предметы и помощники в
литературных сказках Ш. Перро
1
0
1
122
Особенности литературных сказок Х.-К.
Андерсена (сюжет, язык, герои)
1
0
1
123
Особенности авторских сказок:
раскрытие главной мысли, композиция,
герои. На примере сказок Р.Киплинга
1
0
1
124
Взаимоотношения человека и животных
в рассказах зарубежных писателей. На
примере рассказа Джека Лондона
«Бурый волк»
1
0
1
125
Деление текста на части, составление
1
0
1
https://m.edsoo.ru/f29f3ca2
Библиотека ЦОК
16.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3db0
Библиотека ЦОК
17.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3a5e
Библиотека ЦОК
18.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3b80
Библиотека ЦОК
22.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3928
Библиотека ЦОК
23.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f3ed2
Библиотека ЦОК
24.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f4422
Библиотека ЦОК
25.04.2024
https://m.edsoo.ru/f29f4544
Библиотека ЦОК
02.05.2024
https://m.edsoo.ru/f29f41de
Библиотека ЦОК
06.05.2024
https://m.edsoo.ru/f29f4d8c
Библиотека ЦОК
плана, выявление главной мысли (идеи)
рассказа Джека Лондона «Бурый волк»
07.05.2024
126
Средства создания образов героевживотных в рассказах зарубежных
писателей. На примере рассказа Э.СетонТомпсона «Чинк»
1
0
1
127
Осознание нравственно-этических
понятий: верность и преданность
животных. На примере рассказа Э.СетонТомпсона «Чинк»
1
0
1
128
Расширение знаний о писателях, как
переводчиках зарубежной литературы.
На примере переводов С.Я. Маршака,
К.И. Чуковского, Б.В. Заходера
1
0
1
129
Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Зарубежная литература»
1
1
0
130
Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на примере
изученных произведений
1
0
1
131
Резервный урок.Составление устного
рассказа «Дружба человека и животного»
на примере изученных произведений
1
0
1
132
Резервный урок.Работа с детскими
книгами «Зарубежные писатели –
детям»: написание отзыва
1
0
1
133
Резервный урок.Осознание важности
читательской деятельности. Работа со
стихотворением Б.Заходера «Что такое
1
0
1
https://m.edsoo.ru/f29f4774
Библиотека ЦОК
08.05.2024
https://m.edsoo.ru/f29f488c
Библиотека ЦОК
13.05.2024
https://m.edsoo.ru/f29f430a
Библиотека ЦОК
14.05.2024
15.05.2024
16.05.2024
20.05.2024
22.05.2024
22.05.2024
https://m.edsoo.ru/f29f4666
стихи»
134
Резервный урок.Проверочная работа по
итогам изученного в 3 классе
1
1
0
135
Резервный урок.Работа с детской книгой
и справочной литературой
1
0
1
136
Резервный урок.Летнее чтение. Выбор
книг на основе рекомендательного
списка и тематического каталога
1
0
1
136
13
123
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
21.05.2024
23.05.2024
23.05.2024
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Ефросинина Л.А., Оморокова
М.И., Долгих М.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана -Граф, 2020
(Начальная школа 21 века)
Л.А. Ефросинина Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь
для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.:Вентана -Граф,
2022 (Начальная школа 21 века)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа. Литературное чтение. Л.А. Ефросинина. 1-4 классы .М.:
Вентана -Граф, 2018 (Начальная школа 21 века), 2021
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана -Граф, 2020
(Начальная школа 21 века)
Л.А. Ефросинина Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь
для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.:Вентана -Граф,
2022 (Начальная школа 21 века)
Технологические карты уроков "Литературное чтение" 3 класс -Л.А.
Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2020.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний:
контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки
навыков чтения, диагностические задания. : в 2 ч.
М.:Вентана -Граф, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://nachalka.info/- Начальная школа.
http://interneturok.ru/ru -Видеоуроки
http://numi.ru/3130- Презентации, тренажеры ко всем предметным областям
начальной школы.
http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека –
народные и авторские сказки, стихи и рассказы
https:// uchi.ru Учи. ру
infourok.ru Инфоурок