\
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является
наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: теория и практика» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к
ЕГЭ. Курс является практико-ориентированным. Кроме того, включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не
хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию
эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Проводятся курс: I полугодие – теоретический курс, II
полугодие – практический курс. Занятия - 1 раз в неделю
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого
государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными
являются различные формы занятий: практикумы, тренинги.
Задачи курса:
формирование умений и навыков решения тестовых и развернутых заданий;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных
явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения,
аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание курса в I полугодии
Тема 1. Общество (2ч.)
Общество как сложная развивающая система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (2ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития
способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
и
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода
ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (2.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в
философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (2ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и
функции. Рынок труда и безработица. Инфляция
Тема 6. Социальная сфера общества (2ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные
нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (2ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (3ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и
правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Учебно-тематический план на I полугодие
№ п/п
Наименование тем курса
Виды
познавательной
Дата проведения: план /
факт
Кол-во часов
деятельности
Тема 1. Общество
1
2
Обществ - сложная, динамично развивающаяся
система.
Лекция с элементами бесед
Сентябрь
1
04.09
2
Ступени развития общества.
Семинар
11.09
Тема 2. Человек
3
Человек как результат
социокультурной эволюции
1
2
биологической
и
Семинар
18.09
1
4
Многообразие видов деятельности
Человек в системе социальных связей
человека.
Лекция с элементами беседы
25.09
Тема 3. Духовная сфера.
5
Формы и разновидности культуры. Искусство, его
виды.
1
2
Семинар
Октябрь
1
02.10
6
Наука и образование. Мораль. Религия.
Лекция с элементами беседы
09.10
Тема 4. Познание
7
Познание мира.
1
2
Лекция с элементами беседы
16.10
1
Семинар
23.10
1
Многообразие форм человеческого знания.
Тема 5. Экономическая сфера.
8
Экономика: наука и хозяйство.
2
Лекция с элементами беседы
30.10
1
Ноябрь
1
Экономические системы
10
Рыночные отношения. Многообразие рынков.
Вебенар
06.11
Тема 6. Социальная сфера.
2
1
Семья и брак как социальные институты.
Лекция с элементами беседы,
13.11
1
12
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Семинар
20.11
1
Тема 7. Политическая сфера.
13
2
Политическая система.
Лекция с элементами беседы,
Признаки, функции и формы государства.
14
27.11
1
Декабрь
1
практическая работа
Политический плюрализм.
Лекция с элементами беседы
Структура политической власти в РФ.
04.12
Тема 8. Право.
15
3
Право, система права. Источники права.
Лекция с элементами беседы,
11.12
1
18.12
1
практическая работа
16
Права человека.
Лекция с элементами беседы,
Конституция РФ.
17
Правоотношения
и
правонарушения.
Юридическая ответственность.
Лекция с элементами беседы,
25.12
1
практическая работа
Содержание курса во II полугодии
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию ФИПИ - 2020.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2020.
Тема 1. Общество (1 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 2. Человек (1 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 3. Духовная сфера общества (1 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 4. Познание (1ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 6. Социальная сфера общества (1 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 7. Политическая сфера общества (2 ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 8. Правовая сфера общества (2ч.)
Решение тестовых тематических заданий
Тема 9. Решение тестовых заданий различных типов (2 ч.) Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на
распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором
ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2.
(2 ч.)
Задания 21 - 24. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание 25 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание 26 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание 27 (Решение познавательных задач).
Задание 28 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Задание 29. Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию
(цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания.
Приведение аргументов «за» и «против»
Итоговое тестирование (1 ч.).
Решение КИМов.
Учебно-тематический план на II полугодие
№ п/п
Наименование тем курса
Виды
практической деятельности
Дата проведения:
план/факт
Кол-во часов
Январь
1
деятельности
1
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в
данном учебном году
Сравнительный анализ КИМов,
кодификатора
15.01
2
Тема 1. Общество
отработка заданий части 1, 2
22.01
1
3
Тема 2. Человек
отработка заданий части 1,2
29.01
1
отработка заданий части 1, 2
Февраль
1
.
4
Тема 3. Духовная сфера.
05.02
.
5
Тема 4. Познание
отработка заданий части 1, 2
12.02
1
.
6-7
Тема 5. Экономическая сфера.
.
19, 26.02
отработка заданий части 1, 2
2
Март
8
Тема 6. Социальная сфера.
отработка заданий части 1, 2
05.03
1
8 - 10
Тема 7. Политическая сфера.
отработка заданий части 1, 2
12, 19.04
2
11 - 12
Тема 8. Право.
отработка заданий части 1, 2
Апрель
2
02, 09.04
13 - 14
15 - 16
Тема 9. Решение заданий различных типов.
тренинг
16, 23.04
2
Тема 10. Решение заданий части С. Эссе.
тренинг
30.04
2
Май
07.05
17
Итоговое тестирование.
Итого:
Тестирование в формате ЕГЭ
14.05
1
17
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2017
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский
государственный технический университет, 2017.
3.ЕГЭ-2019. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е.
Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2018.
4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.:
Интеллект-Центр, 2010.
5. ЕГЭ-2017: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А.
Котова – М.: Астрель, 2017.
6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.:
Просвещение, 2010.
7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2018.
8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2017.
9. О. В. Кишенкова. ЕГЭ-2018. Обществознание. Сдаем без проблем!
10. Клименко, Румынина: Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.
11. Обществознание. Учебное пособие. В 2 частях. (Комплект из 2 книг) А. Арбузкин.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты