ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определѐнному этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учѐба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населѐнного пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
зависимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме
– текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его
названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к
разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название
страны, еѐ столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить
предметы декоративно-прикладного искусства с
принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному
плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в
рассказе своѐ отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми
приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
соблюдать
правила общения в совместной деятельности:
договариваться, справедливо распределять работу, определять
нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять
возникающие конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
воспроизводить название своего населѐнного пункта, региона,
страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счѐт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во
время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащѐнных
экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
0
3
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
0
2
1.3
Россия - наша Родина.
11
0
11
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.
13
0
13
2.2
Растительный мир. Растения
ближайшего окружения.
9
0
9
2.3
Мир животных. Разные группы
животных.
15
0
15
0
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
37
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
4
0
4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
0
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
66
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
12
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
2
1.3
Правила культурного поведения в
общественных местах
2
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия.
7
2.2
Многообразие растений
8
2.3
Многообразие животных
11
2.4
Красная книга России. Заповедники и
природные парки
8
Итого по разделу
34
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
4
3.2
Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет
8
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Итого по разделу
12
Резервное время
6
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3
0
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
1.3
Страны и народы мира.
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
11
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
2.5
Природные сообщества
3
2.6
Человек - часть природы
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
0
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
17
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
5
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие
9
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
5
Итого по разделу
24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
5
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
0
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями
1
0
1
06.09.2023
2
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
1
0
1
08.09.2023
3
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
1
0
1
13.09.2023
4
Народы России. Народов дружная семья
1
0
1
15.09.2023
5
Путешествие по родному краю
1
0
1
20.09.2023
6
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
0
1
22.09.2023
7
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
1
0
1
27.09.2023
8
Что такое окружающий мир? Что природа
даѐт человеку?
1
0
1
29.09.2023
9
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий
1
0
1
04.10.2023
10
Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
1
0
1
06.10.2023
11
Явления и объекты неживой природы
1
0
1
11.10.2023
12
Природа и человек. Природные материалы
и изделия из них. Наше творчество
1
0
1
13.10.2023
13
Что мы знаем о растениях? Что общего у
разных растений?
1
0
1
18.10.2023
14
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
1
0
1
20.10.2023
15
Комнатные растения. Растения в твоѐм
доме: краткое описание
1
0
1
25.10.2023
16
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
1
0
1
08.11.2023
17
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
1
0
1
10.11.2023
18
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края
1
0
1
15.11.2023
19
Особенности хвойных растений: узнавание,
краткое описание. Хвойные растения
нашего края
1
0
1
17.11.2023
20
Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
1
0
1
22.11.2023
21
Насекомые: сравнение, краткое описание
внешнего вида
1
0
1
24.11.2023
22
Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание
1
0
1
29.11.2023
23
Мир животных: рыбы пресных и солѐных
водоѐмов (сравнение, краткое описание)
1
0
1
01.12.2023
24
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
1
0
1
06.12.2023
25
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания, способа
питания
1
0
1
08.12.2023
26
Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое описание)
1
0
1
13.12.2023
27
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детѐнышах
1
0
1
15.12.2023
28
Знакомься: электронные ресурсы школы
1
0
1
20.12.2023
29
Ты – пешеход!
1
0
1
22.12.2023
30
Знаки дорожного движения
1
0
1
27.12.2023
31
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
название. Моя малая родина
1
0
1
29.12.2023
32
Культурные объекты родного края
1
0
1
10.01.2024
33
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
1
0
1
12.01.2024
34
Резервный урок. Повторение изученного по
разделу "Человек и общество"
1
0
1
17.01.2024
35
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
1
0
1
19.01.2024
36
Значение природы в жизни людей
1
0
1
24.01.2024
37
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
1
0
1
26.01.2024
38
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений
1
0
1
31.01.2024
39
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
1
0
1
02.02.2024
40
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
1
0
1
07.02.2024
41
Резервный урок. Откуда в снежках грязь?
1
0
1
09.02.2024
42
Как живут растения?
1
0
1
14.02.2024
43
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
1
0
1
16.02.2024
44
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира осенью
1
0
1
28.02.2024
45
Резервный урок. Откуда берѐтся и куда
девается мусор?
1
0
1
01.03.2024
46
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
1
0
1
06.03.2024
47
Учебный класс. Рабочее место школьника.
Режим учебного труда, отдыха
1
0
1
08.03.2024
48
Времена года: наблюдения за
1
0
1
13.03.2024
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой
49
Мир животных. Где живут белые медведи?
1
0
1
15.03.2024
50
Мир животных. Где живут слоны?
1
0
1
20.03.2024
51
Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
1
0
1
08.05.2024
52
Мир животных. Перелѐтные и зимующие
птицы. Где зимуют птицы?
1
0
1
22.03.2024
53
Декоративное творчество народов, которое
воплотилось в одежде, предметах быта,
игрушках
1
0
1
03.04.2024
54
Труд людей родного края
1
0
1
05.04.2024
55
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
0
1
10.04.2024
56
Резервный урок. Повторение изученного по
разделу "Человек и природа"
1
0
1
12.04.2024
57
Мир животных. Почему мы любим кошек и
собак?
1
0
1
17.04.2024
58
Прогулки на природе. Правила поведения в
природе
1
0
1
19.04.2024
59
Зачем нужна вежливость?
1
0
1
24.04.2024
60
Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
1
0
1
26.04.2024
61
Правила здорового питания. Состав пищи,
обеспечивающий рост и развитие ребенка
6-7 лет. Правила поведения за столом
1
0
1
03.05.2024
62
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной
1
0
1
10.05.2024
63
Резервный урок. Зачем люди осваивают
космос?
1
0
1
15.05.2024
64
Труд и быт людей в разные времена года
1
0
1
17.05.2024
65
Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
животных. Мои домашние питомцы
1
0
1
22.05.2024
66
Резервный урок. Повторение изученного в
1 классе
1
0
1
24.05.2024
66
0
66
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://musabige.edu.az-сайт для учителей начальных классов
http://trudovik.ukoz.ua-материалы для урока
http://vneuroka.ru/okmir.php"Вместе познаѐм мир"