ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города
Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к
семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух –
смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного
поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны
электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о
природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том
числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы,
природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой
адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и
др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности
(на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края;
столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и
принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
13
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
0
2
1.3
Страны и народы мира.
4
0
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
11
1
10
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
0
2
2.3
Разнообразие растений
7
0
7
2.4
Разнообразие животных
7
0
7
2.5
Природные сообщества
3
0
3
2.6
Человек - часть природы
5
0
5
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
1
1
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
0
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
3
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
6
62
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Безопасная информационная среда
1
0
1
01.09.2023
2
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
0
1
06.09.2023
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
1
0
1
08.09.2023
4
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
1
0
1
13.09.2023
5
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
1
0
1
15.09.2023
6
Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения
1
0
1
20.09.2023
7
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
1
1
0
22.09.2023
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
8
Что такое общество?
1
0
1
27.09.2023
9
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России
1
0
1
29.09.2023
10
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
1
0
1
04.10.2023
11
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией
1
0
1
06.10.2023
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
1
0
1
11.09.2023
13
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
1
0
1
13.09.2023
14
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
1
0
1
18.09.2023
15
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
1
0
1
20.09.2023
16
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
0
1
25.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
17
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
1
0
1
27.09.2023
18
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
0
1
08.11.2023
19
Почва, её состав. Значение для
живой природы
1
0
1
10.11.2023
20
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
1
0
1
15.112023
21
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
1
0
1
17.11.2023
22
Растение как живой организм
1
0
1
22.11.2023
23
Как растения размножаются?
1
0
1
24.11.2023
24
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
0
1
29.11.2023
25
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
1
0
1
01.12.2023
26
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
1
0
1
06.12.2023
27
Особенности питания животных.
1
0
1
08.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
Цепи питания
https://m.edsoo.ru/f840ea16
28
Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей
1
0
1
13.12.2023
29
Роль животных в природе и жизни
людей
1
0
1
15.12.2023
30
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
0
1
20.12.2023
31
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
1
0
1
22.12.2023
32
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Многообразие растений и
животных"
1
1
0
27.12.2023
33
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
0
1
29.12.2023
34
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
0
1
10.01.2024
35
Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека
1
0
1
12.01.2024
36
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
1
0
1
17.01.2024
37
Пищеварительная система и её роль
в жизни человека
1
0
1
19.01.2024
38
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
1
0
1
24.01.2024
39
Кровеносная и нервная система и их
1
0
1
26.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
роль в жизни человека
https://m.edsoo.ru/f8410654
40
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
1
0
1
31.01.2034
41
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
1
0
1
02.02.2024
42
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"
1
1
0
07.02.2024
43
Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме
1
0
1
09.02.2024
44
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
1
0
1
14.02.2024
45
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
1
0
1
16.02.2024
46
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
1
0
1
21.02.2024
47
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
0
1
28.02.2024
48
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
1
0
1
01.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
49
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
0
1
06.03.2024
50
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
1
0
1
13.03.2024
51
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона
1
0
1
15.03.2024
52
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
0
1
20.03.2024
53
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве
1
1
0
22.03.2024
54
Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет
1
0
1
03.04.2024
55
Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи
1
0
1
05.04.2024
56
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
0
1
10.04.2024
57
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
1
0
1
12.04.2024
58
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
1
0
1
17.04.2024
59
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
0
1
19.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
60
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
0
1
24.04.2024
61
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)
1
0
1
26.04.2024
62
Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)
1
0
1
03.05.2024
63
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
0
1
08.05.2024
64
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
1
0
1
08.05.2024
65
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
1
0
1
22.05.2024
66
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона
1
1
0
15.05.2024
67
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"
1
1
0
17.05.2024
68
Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 3 классе
1
0
1
24.05.2024
68
6
62
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Часть 1: Виноградова Н.Ф.,
Калинова Г.С.; Часть 2: Виноградова Н.Ф., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф,
2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник программ Окружающий мир 1-4 классы (автор Н.Ф. Виноградова) М. : Вентана - Граф, 2018
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф,
2022
Технологические карты уроков "Окружающий мир" 3 класс (автор Н.Ф.
Виноградова) - М. : Вентана -Граф, 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://musabige.tdu.az - Сайт для учителей начальны классов
http://trudovik.ucoz.ua - Материалы для уроков
http://vneuroka.ru/okrmir.php - Энциклопедия "Вместе познаем мир"
http://uchi.ru - Учи. ру
infobrok.ru - Инфоурок