3а класс рабочая программа Окружающий мир Соловьева Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города
Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к
семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух –
смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного
поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны
электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о
природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том
числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы,
природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой
адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
 проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:


использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;


готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и
др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности
(на основе изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края;
столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
 сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
 использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
 использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;











фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и
принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

13

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

0

2

1.3

Страны и народы мира.

4

0

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

1

10

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

0

2

2.3

Разнообразие растений

7

0

7

2.4

Разнообразие животных

7

0

7

2.5

Природные сообщества

3

0

3

2.6

Человек - часть природы

5

0

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

1

1

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

0

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

3

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

62

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Безопасная информационная среда

1

0

1

01.09.2023

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

0

1

06.09.2023

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

0

1

08.09.2023

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

0

1

13.09.2023

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

0

1

15.09.2023

6

Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения

1

0

1

20.09.2023

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа

1

1

0

22.09.2023

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

8

Что такое общество?

1

0

1

27.09.2023

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

0

1

29.09.2023

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

0

1

04.10.2023

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией

1

0

1

06.10.2023

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

0

1

11.09.2023

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

0

1

13.09.2023

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

1

0

1

18.09.2023

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

0

1

20.09.2023

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

0

1

25.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

0

1

27.09.2023

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

0

1

08.11.2023

19

Почва, её состав. Значение для
живой природы

1

0

1

10.11.2023

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

1

0

1

15.112023

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

0

1

17.11.2023

22

Растение как живой организм

1

0

1

22.11.2023

23

Как растения размножаются?

1

0

1

24.11.2023

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

0

1

29.11.2023

25

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям

1

0

1

01.12.2023

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

0

1

06.12.2023

27

Особенности питания животных.

1

0

1

08.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК

Цепи питания

https://m.edsoo.ru/f840ea16

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

0

1

13.12.2023

29

Роль животных в природе и жизни
людей

1

0

1

15.12.2023

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

0

1

20.12.2023

31

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

0

1

22.12.2023

32

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Многообразие растений и
животных"

1

1

0

27.12.2023

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

0

1

29.12.2023

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

0

1

10.01.2024

35

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

0

1

12.01.2024

36

Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека

1

0

1

17.01.2024

37

Пищеварительная система и её роль
в жизни человека

1

0

1

19.01.2024

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

0

1

24.01.2024

39

Кровеносная и нервная система и их

1

0

1

26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК

роль в жизни человека

https://m.edsoo.ru/f8410654

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

1

0

1

31.01.2034

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз

1

0

1

02.02.2024

42

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"

1

1

0

07.02.2024

43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме

1

0

1

09.02.2024

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

0

1

14.02.2024

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

0

1

16.02.2024

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома

1

0

1

21.02.2024

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

0

1

28.02.2024

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

1

0

1

01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e

49

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

0

1

06.03.2024

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

0

1

13.03.2024

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

0

1

15.03.2024

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

0

1

20.03.2024

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

1

1

0

22.03.2024

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет

1

0

1

03.04.2024

55

Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи

1

0

1

05.04.2024

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

0

1

10.04.2024

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

0

1

12.04.2024

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

0

1

17.04.2024

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

0

1

19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

0

1

24.04.2024

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

0

1

26.04.2024

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

0

1

03.05.2024

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

0

1

08.05.2024

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

0

1

08.05.2024

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

1

0

1

22.05.2024

66

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

1

1

0

15.05.2024

67

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"

1

1

0

17.05.2024

68

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 3 классе

1

0

1

24.05.2024

68

6

62

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Часть 1: Виноградова Н.Ф.,
Калинова Г.С.; Часть 2: Виноградова Н.Ф., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф,
2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник программ Окружающий мир 1-4 классы (автор Н.Ф. Виноградова) М. : Вентана - Граф, 2018
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф,
2022
Технологические карты уроков "Окружающий мир" 3 класс (автор Н.Ф.

Виноградова) - М. : Вентана -Граф, 2020

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://musabige.tdu.az - Сайт для учителей начальны классов
http://trudovik.ucoz.ua - Материалы для уроков
http://vneuroka.ru/okrmir.php - Энциклопедия "Вместе познаем мир"
http://uchi.ru - Учи. ру
infobrok.ru - Инфоурок


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».