ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового
состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как
минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать
во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо
разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Приѐмы и последовательность правильного списывания
текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без
стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации
общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в
слове. Гласные ударные и безударные. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, их
различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный
звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме
твѐрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я, и.
Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность.
Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием).
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в
именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учѐта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица
речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному
признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне
слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги
(простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я и
буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения
небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные
и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание
слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей,
клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объѐмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения из 3-5 слов, тексты объѐмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с
соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками
препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам
и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Обучение грамоте
1.1
Слово и предложение
5
0
0
1.2
Фонетика
23
0
0
1.3
Письмо
70
0
0
1.4
Развитие речи
2
0
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
100
Раздел 2. Систематический курс
2.1
Общие сведения о языке
1
0
0
2.2
Фонетика
4
0
1
2.3
Графика
4
0
1
2.4
Лексика и морфология
12
0
0
2.5
Синтаксис
5
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
2.6
Орфография и пунктуация
14
1
3
2.7
Развитие речи
10
0
0
2
6
Итого по разделу
50
Резервное время
15
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
165
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П.
КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
1 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Совместное составление небольших
рассказов о любимых играх
1
0
0
01.09.2023
2
Совместное составление небольших
рассказов о любимом дне
1
0
0
04.09.2023
3
Различение предложения и слова
1
0
0
05.09.2023
4
Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Различение
предложения и слова. Закрепление
1
0
0
06.09.2023
5
Составление предложения из слов. Работа
с предложением
1
0
0
07.09.2023
6
Различение слова и обозначаемого им
предмета. Составление предложения из
слов
1
0
0
08.09.2023
7
Слово как объект изучения. Различение
слова и обозначаемого им предмета
1
0
0
11.09.2023
8
Звуки речи. Интонационное выделение
звука в слове
1
0
0
12.09.2023
9
Определяем самый частый звук в
стихотворении
1
0
0
13.09.2023
10
Различаем первые звуки в словах
1
0
0
14.09.2023
11
Устанавливаем последовательность
звуков в слове
1
0
0
15.09.2023
12
Сравниваем слова, различающиеся одним
звуком
1
0
0
18.09.2023
13
Проводим параллельные линии
1
0
0
19.09.2023
14
Отрабатываем параллельные линии
1
0
0
20.09.2023
15
Ориентируемся на рабочей строке
1
0
0
21.09.2023
16
Пишем элементы букв
1
0
0
22.09.2023
17
Особенность гласных звуков
1
0
0
25.09.2023
18
Отрабатываем письмо элементов букв
1
0
0
26.09.2023
19
Слогообразующая функция гласных
звуков
1
0
0
27.09.2023
20
Письмо строчной и заглавной букв А, а
1
0
0
28.09.2023
21
Закрепление написания строчной и
заглавной букв А, а
1
0
0
29.09.2023
22
Письмо строчной и заглавной букв О, о
1
0
0
02.10.2023
23
Закрепление написания строчной и
заглавной букв О, о
1
0
0
03.10.2023
24
Отрабатываем умение определять
количества слогов в слове
1
0
0
04.10.2023
25
Письмо строчной и заглавной букв И, и
1
0
0
05.10.2023
26
Закрепление написания строчной и
заглавной букв И, и
1
0
0
06.10.2023
27
Письмо строчной буквы ы
1
0
0
09.10.2023
28
Повторяем особенности гласных звуков
1
0
0
10.10.2023
29
Письмо строчной и заглавной букв У, у
1
0
0
11.10.2023
30
Закрепление написания строчной и
заглавной букв У, у
1
0
0
12.10.2023
31
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
0
0
13.10.2023
32
Сравниваем начертания изученных букв,
обозначающих гласные звуки
1
0
0
16.10.2023
33
Пишем буквы, обозначающие гласные
звуки
1
0
0
17.10.2023
34
Письмо строчной и заглавной букв Н, н
1
0
0
18.10.2023
35
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Н, н
1
0
0
19.10.2023
36
Письмо строчной и заглавной букв С, с
1
0
0
20.10.2023
37
Закрепление написания строчной и
заглавной букв С, с
1
0
0
23.10.2023
38
Письмо строчной и заглавной букв К, к
1
0
0
24.10.2023
39
Закрепление написания строчной и
заглавной букв К, к
1
0
0
25.10.2023
40
Письмо строчной и заглавной букв Т, т
1
0
0
26.10.2023
41
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Т, т
1
0
0
27.10.2023
42
Письмо строчной и заглавной букв Л, л
1
0
0
07.11.2023
43
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Л, л
1
0
0
08.11.2023
44
Письмо строчной и заглавной букв Р, р
1
0
0
09.11.2023
45
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Р, р
1
0
0
10.11.2023
46
Особенность согласных звуков,
1
0
0
13.11.2023
обозначаемых изучаемыми буквами:
непарные звонкие
47
Письмо строчной и заглавной букв В, в
1
0
0
14.11.2023
48
Закрепление написания строчной и
заглавной букв В, в
1
0
0
15.11.2023
49
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
0
0
16.11.2023
50
Письмо строчной и заглавной букв Е, е
1
0
0
17.11.2023
51
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Е, е
1
0
0
20.11.2023
52
Письмо строчной и заглавной букв П, п
1
0
0
21.11.2023
53
Закрепление написания строчной и
заглавной букв П, п
1
0
0
22.11.2023
54
Различаем звонкие и глухие согласные
1
0
0
23.11.2023
55
Письмо строчной и заглавной букв М, м
1
0
0
24.11.2023
56
Закрепление написания строчной и
заглавной букв М, м
1
0
0
27.11.2023
57
Письмо строчной и заглавной букв З, з
1
0
0
28.11.2023
58
Закрепление написания строчной и
заглавной букв З, з
1
0
0
29.11.2023
59
Письмо строчной и заглавной букв Б, б
1
0
0
30.11.2023
60
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Б, б
1
0
0
01.12.2023
61
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
0
0
04.12.2023
62
Письмо строчной и заглавной букв Д, д
1
0
0
05.12.2023
63
Закрепление написания строчной и
1
0
0
06.12.2023
заглавной букв Д, д
64
Особенность согласных звуков,
обозначаемых изучаемыми буквами:
парные по звонкости-глухости согласные
1
0
0
07.12.2023
65
Письмо строчной и заглавной букв Я, я
1
0
0
08.12.2023
66
Закрепление написания строчной и
заглавной Я, я
1
0
0
11.12.2023
67
Письмо строчной и заглавной букв Г, г
1
0
0
12.12.2023
68
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Г, г
1
0
0
13.12.2023
69
Твѐрдые и мягкие согласные звуки
1
0
0
14.12.2023
70
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч
1
0
0
15.12.2023
71
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ч, ч
1
0
0
18.12.2023
72
Подбор слов, соответствующих заданной
модели
1
0
0
19.12.2023
73
Письмо строчной буквы ь
1
0
0
20.12.2023
74
Отрабатываем умение проводить звуковой
анализ. Подбор слов, соответствующих
заданной модели. Функции буквы ь
1
0
0
21.12.2023
75
Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш
1
0
0
22.12.2023
76
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ш, ш
1
0
0
25.12.2023
77
Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж
1
0
0
26.12.2023
78
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ж, ж
1
0
0
27.12.2023
79
Особенности шипящих звуков
1
0
0
28.12.2023
80
Письмо строчной и заглавной букв Ё, ѐ
1
0
0
29.12.2023
81
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ё, ѐ
1
0
0
10.01.2024
82
Письмо строчной и заглавной букв Й, й
1
0
0
11.01.2024
83
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Й, й. Особенность
согласных звуков, обозначаемых
изучаемыми буквами
1
0
0
12.01.2024
84
Письмо строчной и заглавной букв Х, х
1
0
0
15.01.2024
85
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Х, х
1
0
0
16.01.2024
86
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю
1
0
0
17.01.2024
87
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ю, ю
1
0
0
18.01.2024
88
Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц
1
0
0
19.01.2024
89
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ц, ц
1
0
0
22.01.2024
90
Тренируемся подбирать слова,
соответствующие заданной модели
1
0
0
23.01.2024
91
Письмо строчной и заглавной букв Э, э
1
0
0
24.01.2024
92
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Э, э
1
0
0
25.01.2024
93
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ
1
0
0
26.01.2024
94
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Щ, щ
1
0
0
29.01.2024
95
Особенность согласных звуков,
обозначаемых изучаемыми буквами:
1
0
0
30.01.2024
непарные глухие
96
Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф
1
0
0
31.01.2024
97
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ф, ф
1
0
0
01.02.2024
98
Построение моделей звукового состава
слов
1
0
0
02.02.2024
99
Обобщаем знания о согласных звуках
1
0
1
05.02.2024
100
Письмо строчной буквы ъ
1
0
0
06.02.2024
101
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
0
0
07.02.2024
102
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
0
0
08.02.2024
103
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
0
1
09.02.2024
104
Резервный урок. Отрабатываем умение
определять количество слогов в слове
1
0
0
12.02.2024
105
Резервный урок. Раздельное написание
слов в предложении
1
0
0
13.02.2024
106
Язык как основное средство
человеческого общения.
1
0
0
14.02.2024
107
Речь как основная форма общения между
людьми
1
0
0
15.02.2024
108
Текст как единица речи
1
0
0
16.02.2024
109
Предложение как единица языка
1
0
0
26.02.2024
110
Правила оформления предложений:
прописная буква в начале и знак в конце
предложения. Как правильно записать
предложение. Введение алгоритма
списывания предложений
1
0
0
27.02.2024
111
Слово и предложение: сходство и
различие. Как составить паредложение из
набора слов
1
0
0
28.02.2024
112
Установление связи слов в предложении
при помощи смысловых вопросов
1
0
0
29.02.2024
113
Составление предложений из набора форм
слов. Отработка алгоритма записи слов и
предложений
1
0
0
01.03.2024
114
Восстановление деформированных
предложений
1
0
1
04.03.2024
115
Ситуации общения. Диалог
1
0
0
05.03.2024
116
Слово как единица языка. Значение слова
1
0
0
06.03.2024
117
Составление небольших устных рассказов
1
0
0
07.03.2024
118
Слова, называющие предметы
1
0
0
11.03.2024
119
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?
Составление предложений из набора слов
1
0
0
12.03.2024
120
Слова, называющие признака предмета
1
0
0
13.03.2024
121
Слова, отвечающие на вопросы какой?,
какая? какое?, какие?
1
0
0
14.03.2024
122
Слова, называющие действия предмета
1
0
0
15.03.2024
123
Слова, отвечающие на вопросы что
делать?, что сделать?
1
0
0
18.03.2024
124
Отрабатываем умение задать вопрос к
1
0
0
19.03.2024
слову
125
Наблюдаем за значениями слов. Сколько
значений может быть у слова
1
0
0
20.03.2024
126
Отработка алгоритма списывания текста
1
1
0
21.03.2024
127
Слова, близкие по значению. Отработка
алгоритма списывания предложений
1
0
0
22.03.2024
128
Наблюдение за словами, близкими по
значению, в тексте
1
0
0
01.04.2024
129
Речевой этикет: ситуация обращение с
просьбой. Какие слова мы называем
вежливыми
1
0
0
02.04.2024
130
Речевой этикет: ситуация благодарности.
Мягкий знак. Когда употребляется в
словах буква "мягкий знак"
1
0
0
03.04.2024
131
Слог. Определение количества слогов в
слове. Ударный слог. Деление слов на
слоги
1
0
0
04.04.2024
132
Отработка правила переноса слов. Когда
нужен перенос слова
1
0
0
05.04.2024
133
Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова.
Объяснительное письмо слов и
предложений
1
0
0
08.04.2024
134
Алфавит
1
0
0
09.04.2024
135
Использование алфавита для
упорядочения списка слов
1
0
0
10.04.2024
136
Звуки речи. Гласные и согласные звуки,
их различение
1
0
0
11.04.2024
137
Речевой этикет: ситуация знакомства
1
0
0
12.04.2024
138
Гласные ударные и безударные. Ударение
в слове
1
0
0
15.04.2024
139
Резервный урок. Как обозначить буквой
безударный гласный звук
1
0
0
16.04.2024
140
Общее представление о родственных
словах. Объяснительное письмо слов
1
0
0
17.04.2024
141
Учимся запоминать слова с
непроверяемыми гласными и согласными
1
0
0
18.04.2024
142
Составление небольших устных рассказов
на основе наблюдений
1
0
0
19.04.2024
143
Резервный урок. Буквы И и Й. Перенос
слов со строки на строку
1
0
0
22.04.2024
144
Функции букв е, ѐ, ю, я. Как обозначить
на письме мягкость согласных звуков
1
0
0
23.04.2024
145
Восстановление деформированного
текста. Когда употребляется в словах
буква "мягкий знак" (ь)
1
0
0
24.04.2024
146
Согласные звуки: систематизация знаний.
Глухие и звонкие согласные звуки
1
0
0
25.04.2024
147
Резервный урок. Как обозначить буквой
парный по глухости-звонкости согласный
звук
1
0
0
26.04.2024
148
Обучение приемам самопроверки после
списывания текста. Правописание букв
парных по глухости-звонкости согласных
1
0
0
29.04.2024
149
Правописание сочетаний чк, чн. Шипящие
согласные звуки
1
0
0
30.04.2024
150
Закрепление правописания слов с
сочетаниями чк, чн. Объяснительное
письмо слов и предложений
1
0
1
06.05.2024
151
Гласные после шипящих в сочетаниях жи,
ши (в положении под ударением)
1
0
0
07.05.2024
152
Закрепление правописания гласных после
шипящих в сочетаниях жи, ши
1
0
1
08.05.2024
153
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
1
0
0
13.05.2024
154
Речевой этикет: ситуация извинения
1
0
0
14.05.2024
155
Закрепление правописания гласных после
шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу
1
0
1
15.05.2024
156
Прописная буква в именах собственных: в
именах и фамилиях людей. Прописная
буква в именах собственных: в кличках
животных
1
0
0
16.05.2024
157
Знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и
восклицательный знаки
1
0
0
17.05.2024
158
Резервный урок. Перенос слов со строки
на строку
1
0
0
20.05.2024
159
Резервный урок. Объяснительное письмо
под диктовку слов
1
0
0
21.05.2024
160
Резервный урок. Объяснительное письмо
под диктовку слов
1
0
0
22.05.2024
161
Резервный урок. Объяснительное письмо
под диктовку слов и предложений
1
0
0
23.05.2024
162
Резервный урок. Объяснительная запись
1
0
0
24.05.2024
под диктовку текста
163
Объяснительный диктант
1
1
0
164
Резервный урок. Как составить
предложение из набора слов
1
0
0
165
Резервный урок. Составление из набора
форм слов предложений
1
0
0
165
2
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
В Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение,
2021г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы
письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности).
Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект
демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося
в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособиях по русскому языку
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные
таблицы. Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное
приложение.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения