4а класс рабочая программа Русский язык Малышева ЛН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – в 4 классе
– 170 ч. (5 часов в неделю )

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го

склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.

Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;




выполнять совместные
предложенные образцы.

проектные

задания

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:


















осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем
времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и


















будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;


















осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5
предложений) для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том
числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Резервное время

18

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Русский язык как язык
межнационального общения

1

2

Характеристика звуков русского
языка

1

3

Звуко-­буквенный разбор слова

1

4

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов
и антонимов

1

5

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи
устаревших слов

1

6

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов

1

7

Учимся понимать фразеологизмы

1

8

Учимся использовать
фразеологизмы

1

9

Входной контрольный диктант

1

10

Основа слова

1

11

Неизменяемые слова: состав слова

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
04.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843639a

Библиотека ЦОК
05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84364e4

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/fa250646

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843698a

11.09.2023
12.09.2023
1

13.09.2023
Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436caa

Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436ffc

12

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

13

Отрабатываем разбор слова по
составу

1

14

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

15

Падежные окончания имён
существительных 1 склонения

1

16

Падежные окончания имён
существительных 2 склонения

1

17

Падежные окончания имён
существительных 3 склонения

1

18

Текущий диктант.

1

19

Особенности падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном
падеже

1

20

Несклоняемые имена
существительные

1

21

Морфологический разбор имени
существительного

1

22

Имя прилагательное. Значение и
употребление имён
прилагательных

1

23

Контрольное списывание

1

24

Склонение имён прилагательных

1

25

Особенности склонения имён
прилагательных во
множественном числе

1

18.09.2023
Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8445a70

Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436e12

21.09.2023
22.09.2023
25.09.2023
1

26.09.2023
Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
28.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
02.10.2023
0

1

https://m.edsoo.ru/f8438276

03.10.2023
Библиотека ЦОК
04.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843c984

26

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

27

Местоимение

1

28

Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и
множественного числа

1

29

Склонение личных местоимений

1

30

Глагол как часть речи

1

31

Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»

1

32

Неопределенная форма глагола

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

34

Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам

1

35

I и II спряжение глаголов

1

36

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

37

Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе

1

38

Итоговый контрольный диктант.

1

39

Отработка способов определения I
и II спряжения глаголов

1

40

Настоящее время глагола

1

Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
09.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
10.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cda8

Библиотека ЦОК
11.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cefc

Библиотека ЦОК
12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
16.10.2023
1

https://m.edsoo.ru/f843f210

17.10.2023
Библиотека ЦОК
18.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843f7c4

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
20.10.2023

23.10.2023
1

24.10.2023
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844052a

26.10.2023
41

Прошедшее время глагола

1

42

Будущее время глагола

1

43

Настоящее, прошедшее, будущее
время глагола

1

44

Глагол: систематизация знаний

1

45

Особенности разбора глаголов по
составу слова

1

46

Глагол в словосочетании

1

47

Текущая контрольная работа.

1

48

Обобщение знаний о глаголе

1

49

Морфологический разбор глагола

1

50

Частица не, её значение

1

51

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

52

Как образуются наречия

1

53

Наречие: обобщение знаний

1

54

Союз как часть речи

1

55

Союзы и, а, но в простых и
сложных предложениях

1

56

Обобщение: самостоятельные и

1

Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844168c

07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
10.11.2023
13.11.2023
1

14.11.2023
Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8442b90

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
20.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844304a

21.11.2023
Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/fa250cea

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК

служебные части речи

27.11.2023

57

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
существительное"

1

58

Текущий диктант.

1

59

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Повелительное
наклонение глагола: наблюдение

1

60

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Образование
повелительного наклонения
глагола

1

61

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол"

1

62

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Использование
местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в
тексте"

1

63

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Числительное"

1

64

Контрольное списывание

1

65

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение

1

66

Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)

1

https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
28.11.2023
1

https://m.edsoo.ru/fa250a60

29.11.2023
Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4

01.12.2023

04.12.2023

Библиотека ЦОК
05.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844369e

Библиотека ЦОК
06.12.2023
0

1

https://m.edsoo.ru/f84437ca

07.12.2023
Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
11.12.2023

https://m.edsoo.ru/fa2513de

67

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

68

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные

1

69

Распространённые и
нераспространённые предложения

1

70

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.

1

71

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.

1

72

Текущий диктант

1

73

Словосочетание

1

74

Связь слов в словосочетании.
Обобщение.

1

0

75

Итоговая контрольная работа.

1

1

76

Простое и сложное предложение

1

77

Сложные предложения

1

78

Сложные предложения с союзами
и, а, но

1

79

Сложные предложения без союзов

1

80

Предложения с прямой речью

1

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435af7

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435af8

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435c42

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8438e60

18.12.2023
1

19.12.2023
Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443c3e

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443ee6

22.12.2023
Библиотека ЦОК
25.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84448dc

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8444f3a

Библиотека ЦОК

после слов автора

29.12.2023

81

Резервный урок по разделу
синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"

1

82

Резервный урок по разделу
синтаксис: синтаксический анализ
предложения

1

83

Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всё, что
узнали о синтаксисе

1

84

Правила правописания, изученные
в 1-3 классах

1

85

Текущая контрольная работа.

1

86

Правописание падежных
окончаний имён существительных
1 склонения

1

87

Правописание падежных
окончаний имён существительных
2 склонения

1

88

Правописание падежных
окончаний имён существительных
3 склонения

1

89

Правописание падежных
окончаний имён существительных
в родительном и винительном
падеже

1

90

Правописание падежных
окончаний имён существительных
в дательном и предложном падеже

1

91

Правописание падежных
окончаний имён существительных

1

https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2

[[Библиотека ЦОК
10.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84456e2

11.01.2024

12.01.2024

15.01.2024
1

16.01.2024
Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
19.01.2024

22.01.2024

23.01.2024

24.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84374ac

в творительном падеже

92

Падежные окончания имён
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах

1

93

Правописание падежных
окончаний имён существительных
во множественном числе

1

94

Безударные падежные окончания
имён существительных:
систематизация

1

95

Безударные падежные окончания
имён существительных:
обобщение

1

96

Правописание суффиксов имён
существительных

1

97

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных

1

98

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных в
единственном числе

1

99

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных
во множественном числе

1

100

Текущий диктант.

1

101

Безударные падежные окончания
имён прилагательных: обобщение

1

102

Правописание имён
прилагательных

1

103

Правописание личных
местоимений

1

25.01.2024
Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843a67a

Библиотека ЦОК
29.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8437c72

30.01.2024

31.01.2024
Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843c42a

02.02.2024
Библиотека ЦОК
05.02.2024
1

06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
09.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843c7c2

104

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами

1

105

Правописание глаголов на -ться и
–тся

1

106

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся

1

107

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

108

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

109

Отрабатываем правило
определения спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями

1

110

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

111

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов

1

112

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов-исключений

1

113

Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи

1

114

Контрольное списывание.

1

115

Безударные личные окончания
глаголов: систематизация

1

116

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение

1

12.02.2024
Библиотека ЦОК
13.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843fcd8

14.02.2024
Библиотека ЦОК
15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843fa44

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
19.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8441d08

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84410a6

26.02.2024
0

1

27.02.2024
28.02.2024
Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84412f4

117

Отработка написания глаголов

1

118

Правописание глаголов с
орфограммами

1

119

Правописание глаголов в
прошедшем времени

1

120

Итоговая контрольная работа.

1

121

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация

1

122

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов

1

123

Наблюдаем за написанием разных
частей речи

1

124

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи

1

125

Отработка орфограмм,
вызывающих трудности

1

126

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединёнными союзами

1

127

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединёнными союзом и

1

128

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединёнными союзами и, а, но

1

129

Итоговый диктант.

1

130

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединёнными союзами и, а, но, и

1

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844157e

04.03.2024
Библиотека ЦОК
05.03.2024
1

https://m.edsoo.ru/f844179a

06.03.2024
Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
11.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8443298

13.03.2024
Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
15.03.2024

18.03.2024

19.03.2024
1

20.03.2024

21.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8439018

без союзов
131

Наблюдаем за знаками препинания
в сложном предложении,
состоящем из двух простых

1

132

Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых

1

133

Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора

1

134

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности

1

135

Резервный урок по разделу
орфография: Наблюдаем за
правописанием числительных

1

136

Резервный урок по разделу
орфография: "Безударные личные
окончания глаголов"

1

0

137

Резервный урок по разделу
орфография: "Чему мы научились
на уроках правописания в 4
классе"

1

0

138

Речь: диалогическая и
монологическая

1

139

Особенности диалога

1

140

Ситуации устного и письменного
общения

1

141

Вспоминаем, как написать письмо,

1

Библиотека ЦОК
22.03.2024

https://m.edsoo.ru/f84451ba

01.04.2024
Библиотека ЦОК
02.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/fa251adc

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84437ca

05.04.2024

08.04.2024
Библиотека ЦОК
09.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843508a

Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8435378

Библиотека ЦОК
11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84351f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

поздравительную открытку,
объявление

12.04.2024

142

Нормы речевого этикета

1

143

Можно ли по-разному читать один
и тот же текст?

1

144

Текущий диктант.

1

145

Текст: тема и основная мысль

1

146

Текст: заголовок

1

147

Подбираем заголовки,
отражающие тему или основную
мысль текста

1

148

Текущая контрольная работа.

1

149

Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения

1

150

Текст. Образные языковые
средства

1

151

Текст. Структура текста

1

152

Текст. План текста

1

153

Контрольное списывание.

1

154

Пишем текст по предложенному
плану

1

155

Как сделать текст интереснее

1

Библиотека ЦОК
15.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84354ea

16.04.2024
1

17.04.2024
Библиотека ЦОК
18.04.2024
19.04.2024

22.04.2024
1

23.04.2024

24.04.2024

25.04.2024
26.04.2024
29.04.2024
0

1

30.04.2024
02.05.2024
03.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843565c

156

Редактируем предложенный текст

1

157

Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста

1

158

Учимся пересказывать:
выборочный устный пересказ
текста

1

159

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста

1

160

Итоговая контрольная работа

1

161

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины

1

162

Итоговый диктант.

1

163

Пишем сочинение-повествование
на тему

1

164

Пишем сжатый пересказ текста

1

165

Пишем сочинение-описание на
тему

1

166

Пишем подробный пересказ текста

1

167

Пишем сочинение-рассуждение на
тему

1

168

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами

1

169

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами

1

170

Резервный урок по разделу

1

Библиотека ЦОК
06.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84401e2

08.05.2024
Библиотека ЦОК
13.05.2024
1

https://m.edsoo.ru/f8441466

14.05.2024
Библиотека ЦОК
15.05.2024

1

https://m.edsoo.ru/f8441f4c

16.05.2024
17.05.2024
20.05.2024
Библиотека ЦОК
21.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
22.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84418c6

Библиотека ЦОК
23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843bd72

Библиотека ЦОК
24.05.2024

0

https://m.edsoo.ru/f84401e2

развитие речи: проверочная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

16

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Иванов С.В., Кузнецова М.И, Петленко
Л.B., Романова В.Ю.; под редакцией Иванова С.В., Общество с
ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
UCHi.RU


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».