4в класс рабочая программа Русский язык Сажина Н Н

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,

способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини­исследование,
проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин,
-ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го и
3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, еѐ значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и
нераспространѐнные предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные
падежные
окончания
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин,
-ий);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное
отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение
правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное
отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой
работы,
о
результатах
наблюдения,
выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.


У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:













осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;





















определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного
как части речи;
устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;
разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные
падежные
окончания
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных
на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без
союзов;
правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом изученных
правил правописания;


















находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный
перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Общие сведения о языке

1

0

1

2

Фонетика и графика

2

0

2

3

Лексика

5

1

4

4

Состав слова

5

1

4

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Резервное время

18

4

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

6

25

Поурочное планирование
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Русский язык как язык
межнационального общения

1

0

1

2

Характеристика звуков русского
языка

1

0

1

3

Звуко-­буквенный разбор слова

1

0

1

4

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов
и антонимов

1

0

1

5

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи
устаревших слов

1

0

1

6

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов

1

0

1

7

Учимся понимать фразеологизмы

1

0

1

8

Учимся использовать
фразеологизмы

1

0

1

9

Входной контроль. Контрольный
диктант

1

1

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
04.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843639a

Библиотека ЦОК
05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84364e4

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/fa250646

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843698a

11.09.2023
12.09.2023
Библиотека ЦОК
13.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436b10

10

Основа слова

1

0

1

11

Неизменяемые слова: состав слова

1

0

1

12

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

0

1

13

Отрабатываем разбор слова по
составу

1

0

1

14

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

0

1

15

Падежные окончания имѐн
существительных 1 склонения

1

0

1

16

Падежные окончания имѐн
существительных 2 склонения

1

0

1

17

Падежные окончания имѐн
существительных 3 склонения

1

0

1

18

Падежные окончания имѐн
существительных 3 склонения

1

0

1

19

Особенности падежных окончаний
имѐн существительных в
родительном и винительном
падеже

1

0

1

20

Несклоняемые имена
существительные

1

0

1

21

Морфологический разбор имени
существительного

1

0

1

22

Имя прилагательное. Значение и
употребление имѐн

1

0

1

Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436caa

Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436ffc

18.09.2023
Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8445a70

Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8436e12

21.09.2023
22.09.2023
25.09.2023
26.09.2023
Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
28.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
02.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8438276

прилагательных
23

Контрольное списывание

1

1

0

24

Склонение имѐн прилагательных

1

0

1

25

Особенности склонения имѐн
прилагательных во
множественном числе

1

0

1

26

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

0

1

27

Местоимение

1

0

1

28

Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и
множественного числа

1

0

1

29

Склонение личных местоимений

1

0

1

30

Глагол как часть речи

1

0

1

31

Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»

1

0

1

32

Неопределенная форма глагола

1

0

1

33

Контрольная работа за 1четверть

1

1

0

34

Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам

1

0

1

Библиотека ЦОК
03.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8437fb0

Библиотека ЦОК
04.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843c984

Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
09.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
10.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cda8

Библиотека ЦОК
11.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843cefc

Библиотека ЦОК
12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
16.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843f210

Библиотека ЦОК
17.10.2023

https://m.edsoo.ru/fa25110e

Библиотека ЦОК
18.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843f7c4

35

I и II спряжение глаголов

1

0

1

36

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

0

1

37

Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе

1

0

1

38

Итоговый контрольный диктант за
1 четверть

1

1

0

39

Отработка способов определения I
и II спряжения глаголов

1

0

1

40

Настоящее время глагола

1

0

1

41

Прошедшее время глагола

1

0

1

42

Будущее время глагола

1

0

1

43

Настоящее, прошедшее, будущее
время глагола

1

0

1

44

Глагол: систематизация знаний

1

0

1

45

Особенности разбора глаголов по
составу слова

1

0

1

46

Глагол в словосочетании

1

0

1

47

Контрольный диктант

1

1

0

48

Обобщение знаний о глаголе

1

0

1

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844052a

23.10.2023

24.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844168c

07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
10.11.2023
13.11.2023
14.11.2023
Библиотека ЦОК

15.11.2023
49

Морфологический разбор глагола

1

0

1

50

Частица не, еѐ значение

1

0

1

51

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

0

1

52

Как образуются наречия

1

0

1

53

Наречие: обобщение знаний

1

0

1

54

Союз как часть речи

1

0

1

55

Союзы и, а, но в простых и
сложных предложениях

1

0

1

56

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи

1

0

1

57

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
существительное"

1

0

1

58

Контрольная работа

1

1

0

59

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Повелительное
наклонение глагола: наблюдение

1

0

1

60

Резервный урок по разделу

1

0

1

https://m.edsoo.ru/f8442b90

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
20.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844304a

21.11.2023
Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/fa250cea

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК
27.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
28.11.2023

https://m.edsoo.ru/fa250a60

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/fa250a60;
https://m.edsoo.ru/fa250baa

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4

морфология: отработка темы
"Глагол" Образование
повелительного наклонения
глагола

01.12.2023

61

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол"

1

0

1

62

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Использование
местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в
тексте"

1

0

1

63

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Числительное"

1

0

1

64

Контрольное списывание

1

1

0

65

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение

1

0

1

66

Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)

1

0

1

67

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

0

1

68

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные

1

0

1

04.12.2023

Библиотека ЦОК
05.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844369e

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84437ca

07.12.2023
Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
11.12.2023

https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435af7

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435af8

69

Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения

1

0

1

70

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.

1

0

1

71

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.

1

0

1

72

Контрольный диктант

1

1

0

73

Словосочетание

1

0

1

74

Связь слов в словосочетании

1

0

1

75

Связь слов в словосочетании

1

0

1

76

Простое и сложное предложение

1

0

1

77

Сложные предложения

1

0

1

78

Сложные предложения с союзами
и, а, но

1

0

1

79

Сложные предложения без союзов

1

0

1

80

Предложения с прямой речью
после слов автора

1

0

1

81

Резервный урок по разделу

1

0

1

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8435c42

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8438e60

18.12.2023
Библиотека ЦОК
19.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443b1c

Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443c3e

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443ee6

Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8443dc4

Библиотека ЦОК
25.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84448dc

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8444f3a

Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2

[[Библиотека ЦОК

синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"

09.01.2024

82

Резервный урок по разделу
синтаксис: синтаксический анализ
предложения

1

0

1

83

Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всѐ, что
узнали о синтаксисе

1

0

1

84

Правила правописания, изученные
в 1-3 классах

1

0

1

85

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах

1

0

1

86

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
2 склонения

1

0

1

87

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
2 склонения

1

0

1

88

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
3 склонения

1

0

1

89

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в родительном и винительном
падеже

1

0

1

90

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в дательном и предложном падеже

1

0

1

https://m.edsoo.ru/f84456e2

10.01.2024

11.01.2024

12.01.2024
Библиотека ЦОК
15.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84378da

Библиотека ЦОК
16.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
18.01.2024

19.01.2024

22.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84374ac

91

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в творительном падеже

1

0

1

92

Падежные окончания имѐн
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах

1

0

1

93

Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
во множественном числе

1

0

1

94

Безударные падежные окончания
имѐн существительных:
систематизация

1

0

1

95

Безударные падежные окончания
имѐн существительных:
обобщение

1

0

1

96

Правописание суффиксов имѐн
существительных

1

0

1

97

Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных

1

0

1

98

Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных в
единственном числе

1

0

1

99

Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных
во множественном числе

1

0

1

100

Безударные падежные окончания
имѐн прилагательных:

1

0

1

23.01.2024

24.01.2024
Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843a67a

Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8437c72

29.01.2024

30.01.2024
Библиотека ЦОК
31.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843c42a

01.02.2024
Библиотека ЦОК
02.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843c7c2

Библиотека ЦОК
05.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8438122

систематизация
101

Контрольный диктант

1

1

0

102

Правописание имѐн
прилагательных

1

0

1

103

Правописание личных
местоимений

1

0

1

104

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами

1

0

1

105

Правописание глаголов на -ться и
–тся

1

0

1

106

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся

1

0

1

107

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

0

1

108

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

0

1

109

Отрабатываем правило
определения спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями

1

0

1

110

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

0

1

111

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов

1

0

1

06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
09.02.2024
Библиотека ЦОК
12.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843fcd8

13.02.2024
Библиотека ЦОК
14.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843fa44

Библиотека ЦОК
15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
19.02.2024

https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8441d08

112

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов-исключений

1

0

1

113

Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи

1

0

1

114

Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов

1

0

1

115

Контрольное списывание

1

1

0

116

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение

1

0

1

117

Отработка написания глаголов

1

0

1

118

Правописание глаголов с
орфограммами

1

0

1

119

Правописание глаголов в
прошедшем времени

1

0

1

120

Отрабатываем правописание
глаголов в прошедшем времени

1

0

1

121

Итоговая контрольная работа за 3
четверть

1

1

0

122

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов

1

0

1

123

Наблюдаем за написанием разных
частей речи

1

0

1

124

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи

1

0

1

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84410a6

22.02.2024

26.02.2024

27.02.2024
Библиотека ЦОК
28.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f844157e

01.03.2024
Библиотека ЦОК
04.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844179a

05.03.2024
Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
11.03.2024
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8443298

125

Отработка орфограмм,
вызывающих трудности

1

0

1

126

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзами

1

0

1

127

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзом и

1

0

1

128

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзами и, а, но

1

0

1

129

Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами без
союзов

1

0

1

130

Итоговый контрольный диктант за
3четверть

1

1

0

131

Наблюдаем за знаками препинания
в сложном предложении,
состоящем из двух простых

1

0

1

132

Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых

1

0

1

133

Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора

1

0

1

134

Резервный урок по разделу
орфография: отработка

1

0

1

Библиотека ЦОК
13.03.2024

https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8439018

15.03.2024

18.03.2024

19.03.2024

20.03.2024
Библиотека ЦОК
21.03.2024

https://m.edsoo.ru/f84451ba

22.03.2024
Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/fa251adc

орфограмм, вызывающих
трудности
135

Резервный урок по разделу
орфография: Наблюдаем за
правописанием числительных

1

0

1

136

Безударные личные окончания
глаголов

1

0

1

137

Резервный урок по разделу
орфография

1

0

1

138

Речь: диалогическая и
монологическая

1

0

1

139

Особенности диалога

1

0

1

140

Ситуации устного и письменного
общения

1

0

1

141

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление

1

0

1

142

Нормы речевого этикета

1

0

1

143

Можно ли по-разному читать один
и тот же текст?

1

0

1

144

Контрольный диктант

1

1

0

145

Текст: тема и основная мысль

1

0

1

146

Текст: заголовок

1

0

1

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84437ca

08.04.2024
09.04.2024
Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843508a

Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8435378

Библиотека ЦОК
11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84351f2

Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843d6f4

Библиотека ЦОК
15.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84354ea

16.04.2024
Библиотека ЦОК
17.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843f67a

Библиотека ЦОК
18.04.2024
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843565c

147

Подбираем заголовки,
отражающие тему или основную
мысль текста

1

0

1

148

Контрольная работа

1

1

0

149

Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения

1

0

1

150

Текст. Образные языковые
средства

1

0

1

151

Контрольное списывание

1

1

0

152

Текст. План текста

1

0

1

153

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку

1

0

1

154

Пишем текст по предложенному
плану

1

0

1

155

Как сделать текст интереснее

1

0

1

156

Редактируем предложенный текст

1

0

1

157

Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста

1

0

1

158

Итоговая контрольная работа за
год

1

1

0

159

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста

1

0

1

22.04.2024

23.04.2024

24.04.2024

25.04.2024
26.04.2024
02.05.2024
03.05.2024
06.05.2024
07.05.2024
Библиотека ЦОК
08.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
13.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84401e2

14.05.2024
Библиотека ЦОК
15.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8441466

160

Итоговый контрольный диктант за
год

1

1

0

161

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины

1

0

1

162

Пишем подробный пересказ текста

1

0

1

163

Пишем сочинение-повествование
на тему

1

0

1

164

Пишем сжатый пересказ текста

1

0

1

165

Пишем сочинение-описание на
тему

1

0

1

166

Пишем подробный пересказ текста

1

0

1

167

Пишем сочинение-рассуждение на
тему

1

0

1

168

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами

1

0

1

169

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами

1

0

1

170

Резервный урок по разделу
развитие речи

1

0

1

170

17

153

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

16.05.2024
Библиотека ЦОК
17.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8441f4c

Библиотека ЦОК
20.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843aabc

21.05.2024
22.05.2024
Библиотека ЦОК
23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
24.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84418c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Иванов С.В., Кузнецова М.И, Петленко Л.B., Романова В.Ю.; под редакцией
Иванова С.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Библиотека ЦОК
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».