ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование,
проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин,
-ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и
3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, еѐ значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и
нераспространѐнные предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные
падежные
окончания
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин,
-ий);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное
отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение
правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное
отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить
по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой
работы,
о
результатах
наблюдения,
выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного
как части речи;
устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;
разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные
падежные
окончания
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных
на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без
союзов;
правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом изученных
правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный
перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Общие сведения о языке
1
0
1
2
Фонетика и графика
2
0
2
3
Лексика
5
1
4
4
Состав слова
5
1
4
5
Морфология
43
6
Синтаксис
16
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Резервное время
18
4
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
6
25
Поурочное планирование
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Русский язык как язык
межнационального общения
1
0
1
2
Характеристика звуков русского
языка
1
0
1
3
Звуко-буквенный разбор слова
1
0
1
4
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов
и антонимов
1
0
1
5
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи
устаревших слов
1
0
1
6
Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов
1
0
1
7
Учимся понимать фразеологизмы
1
0
1
8
Учимся использовать
фразеологизмы
1
0
1
9
Входной контроль. Контрольный
диктант
1
1
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
01.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8434f36
Библиотека ЦОК
04.09.2023
https://m.edsoo.ru/f843639a
Библиотека ЦОК
05.09.2023
https://m.edsoo.ru/f84364e4
Библиотека ЦОК
06.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8436818
Библиотека ЦОК
07.09.2023
https://m.edsoo.ru/fa250646
Библиотека ЦОК
08.09.2023
https://m.edsoo.ru/f843698a
11.09.2023
12.09.2023
Библиотека ЦОК
13.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8436b10
10
Основа слова
1
0
1
11
Неизменяемые слова: состав слова
1
0
1
12
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи
1
0
1
13
Отрабатываем разбор слова по
составу
1
0
1
14
Имена существительные 1, 2, 3го
склонения
1
0
1
15
Падежные окончания имѐн
существительных 1 склонения
1
0
1
16
Падежные окончания имѐн
существительных 2 склонения
1
0
1
17
Падежные окончания имѐн
существительных 3 склонения
1
0
1
18
Падежные окончания имѐн
существительных 3 склонения
1
0
1
19
Особенности падежных окончаний
имѐн существительных в
родительном и винительном
падеже
1
0
1
20
Несклоняемые имена
существительные
1
0
1
21
Морфологический разбор имени
существительного
1
0
1
22
Имя прилагательное. Значение и
употребление имѐн
1
0
1
Библиотека ЦОК
14.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8436caa
Библиотека ЦОК
15.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8436ffc
18.09.2023
Библиотека ЦОК
19.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8445a70
Библиотека ЦОК
20.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8436e12
21.09.2023
22.09.2023
25.09.2023
26.09.2023
Библиотека ЦОК
27.09.2023
https://m.edsoo.ru/f843a800
Библиотека ЦОК
28.09.2023
https://m.edsoo.ru/f8439ff4
Библиотека ЦОК
29.09.2023
https://m.edsoo.ru/f843ac10
Библиотека ЦОК
02.10.2023
https://m.edsoo.ru/f8438276
прилагательных
23
Контрольное списывание
1
1
0
24
Склонение имѐн прилагательных
1
0
1
25
Особенности склонения имѐн
прилагательных во
множественном числе
1
0
1
26
Морфологический разбор имени
прилагательного
1
0
1
27
Местоимение
1
0
1
28
Личные местоимения 1го и 3го
лица единственного и
множественного числа
1
0
1
29
Склонение личных местоимений
1
0
1
30
Глагол как часть речи
1
0
1
31
Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»
1
0
1
32
Неопределенная форма глагола
1
0
1
33
Контрольная работа за 1четверть
1
1
0
34
Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам
1
0
1
Библиотека ЦОК
03.10.2023
https://m.edsoo.ru/f8437fb0
Библиотека ЦОК
04.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843b818
Библиотека ЦОК
05.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843c984
Библиотека ЦОК
06.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843caec
Библиотека ЦОК
09.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843cc40
Библиотека ЦОК
10.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843cda8
Библиотека ЦОК
11.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843cefc
Библиотека ЦОК
12.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843d866
Библиотека ЦОК
13.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843dce4
Библиотека ЦОК
16.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843f210
Библиотека ЦОК
17.10.2023
https://m.edsoo.ru/fa25110e
Библиотека ЦОК
18.10.2023
https://m.edsoo.ru/f843f7c4
35
I и II спряжение глаголов
1
0
1
36
Личные окончания глаголов I и II
спряжения
1
0
1
37
Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе
1
0
1
38
Итоговый контрольный диктант за
1 четверть
1
1
0
39
Отработка способов определения I
и II спряжения глаголов
1
0
1
40
Настоящее время глагола
1
0
1
41
Прошедшее время глагола
1
0
1
42
Будущее время глагола
1
0
1
43
Настоящее, прошедшее, будущее
время глагола
1
0
1
44
Глагол: систематизация знаний
1
0
1
45
Особенности разбора глаголов по
составу слова
1
0
1
46
Глагол в словосочетании
1
0
1
47
Контрольный диктант
1
1
0
48
Обобщение знаний о глаголе
1
0
1
Библиотека ЦОК
19.10.2023
https://m.edsoo.ru/f8440408
Библиотека ЦОК
20.10.2023
https://m.edsoo.ru/f844052a
23.10.2023
24.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
Библиотека ЦОК
27.10.2023
https://m.edsoo.ru/f844168c
07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
10.11.2023
13.11.2023
14.11.2023
Библиотека ЦОК
15.11.2023
49
Морфологический разбор глагола
1
0
1
50
Частица не, еѐ значение
1
0
1
51
Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи
1
0
1
52
Как образуются наречия
1
0
1
53
Наречие: обобщение знаний
1
0
1
54
Союз как часть речи
1
0
1
55
Союзы и, а, но в простых и
сложных предложениях
1
0
1
56
Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи
1
0
1
57
Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
существительное"
1
0
1
58
Контрольная работа
1
1
0
59
Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Повелительное
наклонение глагола: наблюдение
1
0
1
60
Резервный урок по разделу
1
0
1
https://m.edsoo.ru/f8442b90
Библиотека ЦОК
16.11.2023
https://m.edsoo.ru/f8442cb2
Библиотека ЦОК
17.11.2023
https://m.edsoo.ru/f843db72
Библиотека ЦОК
20.11.2023
https://m.edsoo.ru/f844304a
21.11.2023
Библиотека ЦОК
22.11.2023
https://m.edsoo.ru/f8443180
Библиотека ЦОК
23.11.2023
https://m.edsoo.ru/fa250cea
Библиотека ЦОК
24.11.2023
https://m.edsoo.ru/f84445f8
Библиотека ЦОК
27.11.2023
https://m.edsoo.ru/f84383ca
Библиотека ЦОК
28.11.2023
https://m.edsoo.ru/fa250a60
Библиотека ЦОК
29.11.2023
https://m.edsoo.ru/fa250a60;
https://m.edsoo.ru/fa250baa
Библиотека ЦОК
30.11.2023
https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4
морфология: отработка темы
"Глагол" Образование
повелительного наклонения
глагола
01.12.2023
61
Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол"
1
0
1
62
Резервный урок по разделу
морфология: тема "Использование
местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в
тексте"
1
0
1
63
Резервный урок по разделу
морфология: тема "Числительное"
1
0
1
64
Контрольное списывание
1
1
0
65
Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение
1
0
1
66
Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)
1
0
1
67
Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные
1
0
1
68
Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные
1
0
1
04.12.2023
Библиотека ЦОК
05.12.2023
https://m.edsoo.ru/f844369e
Библиотека ЦОК
06.12.2023
https://m.edsoo.ru/f84437ca
07.12.2023
Библиотека ЦОК
08.12.2023
https://m.edsoo.ru/fa251244
Библиотека ЦОК
11.12.2023
https://m.edsoo.ru/fa2513de
Библиотека ЦОК
12.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8435af7
Библиотека ЦОК
13.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8435af8
69
Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения
1
0
1
70
Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.
1
0
1
71
Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.
1
0
1
72
Контрольный диктант
1
1
0
73
Словосочетание
1
0
1
74
Связь слов в словосочетании
1
0
1
75
Связь слов в словосочетании
1
0
1
76
Простое и сложное предложение
1
0
1
77
Сложные предложения
1
0
1
78
Сложные предложения с союзами
и, а, но
1
0
1
79
Сложные предложения без союзов
1
0
1
80
Предложения с прямой речью
после слов автора
1
0
1
81
Резервный урок по разделу
1
0
1
Библиотека ЦОК
14.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8435c42
Библиотека ЦОК
15.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8438e60
18.12.2023
Библиотека ЦОК
19.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8443b1c
Библиотека ЦОК
20.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8443c3e
Библиотека ЦОК
21.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8443ee6
Библиотека ЦОК
22.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8443dc4
Библиотека ЦОК
25.12.2023
https://m.edsoo.ru/f844436e
Библиотека ЦОК
26.12.2023
https://m.edsoo.ru/f84444d6
Библиотека ЦОК
27.12.2023
https://m.edsoo.ru/f84448dc
Библиотека ЦОК
28.12.2023
https://m.edsoo.ru/f8444f3a
Библиотека ЦОК
29.12.2023
https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2
[[Библиотека ЦОК
синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"
09.01.2024
82
Резервный урок по разделу
синтаксис: синтаксический анализ
предложения
1
0
1
83
Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всѐ, что
узнали о синтаксисе
1
0
1
84
Правила правописания, изученные
в 1-3 классах
1
0
1
85
Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах
1
0
1
86
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
2 склонения
1
0
1
87
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
2 склонения
1
0
1
88
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
3 склонения
1
0
1
89
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в родительном и винительном
падеже
1
0
1
90
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в дательном и предложном падеже
1
0
1
https://m.edsoo.ru/f84456e2
10.01.2024
11.01.2024
12.01.2024
Библиотека ЦОК
15.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84378da
Библиотека ЦОК
16.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84371d2
Библиотека ЦОК
17.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8437344
Библиотека ЦОК
18.01.2024
19.01.2024
22.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84374ac
91
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
в творительном падеже
1
0
1
92
Падежные окончания имѐн
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах
1
0
1
93
Правописание падежных
окончаний имѐн существительных
во множественном числе
1
0
1
94
Безударные падежные окончания
имѐн существительных:
систематизация
1
0
1
95
Безударные падежные окончания
имѐн существительных:
обобщение
1
0
1
96
Правописание суффиксов имѐн
существительных
1
0
1
97
Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных
1
0
1
98
Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных в
единственном числе
1
0
1
99
Правописание падежных
окончаний имѐн прилагательных
во множественном числе
1
0
1
100
Безударные падежные окончания
имѐн прилагательных:
1
0
1
23.01.2024
24.01.2024
Библиотека ЦОК
25.01.2024
https://m.edsoo.ru/f843a67a
Библиотека ЦОК
26.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8437c72
29.01.2024
30.01.2024
Библиотека ЦОК
31.01.2024
https://m.edsoo.ru/f843c42a
01.02.2024
Библиотека ЦОК
02.02.2024
https://m.edsoo.ru/f843c7c2
Библиотека ЦОК
05.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8438122
систематизация
101
Контрольный диктант
1
1
0
102
Правописание имѐн
прилагательных
1
0
1
103
Правописание личных
местоимений
1
0
1
104
Раздельное написание личных
местоимений с предлогами
1
0
1
105
Правописание глаголов на -ться и
–тся
1
0
1
106
Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся
1
0
1
107
Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа
1
0
1
108
Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2го лица
единственного числа
1
0
1
109
Отрабатываем правило
определения спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями
1
0
1
110
Правописание безударных личных
окончаний глаголов
1
0
1
111
Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов
1
0
1
06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
09.02.2024
Библиотека ЦОК
12.02.2024
https://m.edsoo.ru/f843fcd8
13.02.2024
Библиотека ЦОК
14.02.2024
https://m.edsoo.ru/f843fa44
Библиотека ЦОК
15.02.2024
https://m.edsoo.ru/f843f90e
Библиотека ЦОК
16.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8440732
Библиотека ЦОК
19.02.2024
https://m.edsoo.ru/f844087c
Библиотека ЦОК
20.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8441d08
112
Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов-исключений
1
0
1
113
Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи
1
0
1
114
Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов
1
0
1
115
Контрольное списывание
1
1
0
116
Безударные личные окончания
глаголов: обобщение
1
0
1
117
Отработка написания глаголов
1
0
1
118
Правописание глаголов с
орфограммами
1
0
1
119
Правописание глаголов в
прошедшем времени
1
0
1
120
Отрабатываем правописание
глаголов в прошедшем времени
1
0
1
121
Итоговая контрольная работа за 3
четверть
1
1
0
122
Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов
1
0
1
123
Наблюдаем за написанием разных
частей речи
1
0
1
124
Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи
1
0
1
Библиотека ЦОК
21.02.2024
https://m.edsoo.ru/f84410a6
22.02.2024
26.02.2024
27.02.2024
Библиотека ЦОК
28.02.2024
https://m.edsoo.ru/f84412f4
Библиотека ЦОК
29.02.2024
https://m.edsoo.ru/f844157e
01.03.2024
Библиотека ЦОК
04.03.2024
https://m.edsoo.ru/f844179a
05.03.2024
Библиотека ЦОК
06.03.2024
https://m.edsoo.ru/f844219a
Библиотека ЦОК
07.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8442a6e
Библиотека ЦОК
11.03.2024
12.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8443298
125
Отработка орфограмм,
вызывающих трудности
1
0
1
126
Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзами
1
0
1
127
Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзом и
1
0
1
128
Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами,
соединѐнными союзами и, а, но
1
0
1
129
Знаки препинания в предложениях
с одно родными членами без
союзов
1
0
1
130
Итоговый контрольный диктант за
3четверть
1
1
0
131
Наблюдаем за знаками препинания
в сложном предложении,
состоящем из двух простых
1
0
1
132
Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых
1
0
1
133
Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора
1
0
1
134
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
1
0
1
Библиотека ЦОК
13.03.2024
https://m.edsoo.ru/fa251c12
Библиотека ЦОК
14.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8439018
15.03.2024
18.03.2024
19.03.2024
20.03.2024
Библиотека ЦОК
21.03.2024
https://m.edsoo.ru/f84451ba
22.03.2024
Библиотека ЦОК
03.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84456e2
Библиотека ЦОК
04.04.2024
https://m.edsoo.ru/fa251adc
орфограмм, вызывающих
трудности
135
Резервный урок по разделу
орфография: Наблюдаем за
правописанием числительных
1
0
1
136
Безударные личные окончания
глаголов
1
0
1
137
Резервный урок по разделу
орфография
1
0
1
138
Речь: диалогическая и
монологическая
1
0
1
139
Особенности диалога
1
0
1
140
Ситуации устного и письменного
общения
1
0
1
141
Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление
1
0
1
142
Нормы речевого этикета
1
0
1
143
Можно ли по-разному читать один
и тот же текст?
1
0
1
144
Контрольный диктант
1
1
0
145
Текст: тема и основная мысль
1
0
1
146
Текст: заголовок
1
0
1
Библиотека ЦОК
05.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84437ca
08.04.2024
09.04.2024
Библиотека ЦОК
10.04.2024
https://m.edsoo.ru/f843508a
Библиотека ЦОК
10.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8435378
Библиотека ЦОК
11.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84351f2
Библиотека ЦОК
12.04.2024
https://m.edsoo.ru/f843d6f4
Библиотека ЦОК
15.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84354ea
16.04.2024
Библиотека ЦОК
17.04.2024
https://m.edsoo.ru/f843f67a
Библиотека ЦОК
18.04.2024
19.04.2024
https://m.edsoo.ru/f843565c
147
Подбираем заголовки,
отражающие тему или основную
мысль текста
1
0
1
148
Контрольная работа
1
1
0
149
Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения
1
0
1
150
Текст. Образные языковые
средства
1
0
1
151
Контрольное списывание
1
1
0
152
Текст. План текста
1
0
1
153
Пишем собственный текст по
предложенному заголовку
1
0
1
154
Пишем текст по предложенному
плану
1
0
1
155
Как сделать текст интереснее
1
0
1
156
Редактируем предложенный текст
1
0
1
157
Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста
1
0
1
158
Итоговая контрольная работа за
год
1
1
0
159
Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста
1
0
1
22.04.2024
23.04.2024
24.04.2024
25.04.2024
26.04.2024
02.05.2024
03.05.2024
06.05.2024
07.05.2024
Библиотека ЦОК
08.05.2024
https://m.edsoo.ru/f843966c
Библиотека ЦОК
13.05.2024
https://m.edsoo.ru/f84401e2
14.05.2024
Библиотека ЦОК
15.05.2024
https://m.edsoo.ru/f8441466
160
Итоговый контрольный диктант за
год
1
1
0
161
Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины
1
0
1
162
Пишем подробный пересказ текста
1
0
1
163
Пишем сочинение-повествование
на тему
1
0
1
164
Пишем сжатый пересказ текста
1
0
1
165
Пишем сочинение-описание на
тему
1
0
1
166
Пишем подробный пересказ текста
1
0
1
167
Пишем сочинение-рассуждение на
тему
1
0
1
168
Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами
1
0
1
169
Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами
1
0
1
170
Резервный урок по разделу
развитие речи
1
0
1
170
17
153
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16.05.2024
Библиотека ЦОК
17.05.2024
https://m.edsoo.ru/f8441f4c
Библиотека ЦОК
20.05.2024
https://m.edsoo.ru/f843aabc
21.05.2024
22.05.2024
Библиотека ЦОК
23.05.2024
https://m.edsoo.ru/f843b67e
Библиотека ЦОК
24.05.2024
https://m.edsoo.ru/f84418c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Иванов С.В., Кузнецова М.И, Петленко Л.B., Романова В.Ю.; под редакцией
Иванова С.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Библиотека ЦОК
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК