ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование
в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит
в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе –
204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
(обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация
текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем
и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в
речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и
имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий).
Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имѐн прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола
и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в
речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение
предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка
ударения в деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и
раздельное написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
деепричастным оборотом (в рамках изученного).
с
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства
наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы
сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы
постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы
образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-,
за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание
суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая
характеристика
служебных
самостоятельных частей речи от служебных.
частей
речи.
Отличие
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и
составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имѐн существительных и местоимений с
предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное
образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание
составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные
союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках
изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим
однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением
и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с
частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие,
отрицательные, модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в
письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи (обобщение).
Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание
частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды
междометий
по
значению
(выражающие
чувства,
побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия
производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной
и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и
пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в
предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия.
Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным
в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ
поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление
к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды,
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других,
потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение
оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом
влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными
единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и
применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или
нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица,
схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту и
корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать
свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед
группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7 предложений на основе наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных
наблюдений объѐмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объѐмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объѐмом не менее 230 слов: устно и
письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объѐм исходного текста должен составлять
не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью,
темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во
время списывания текста объѐмом 110–120 слов; словарного диктанта объѐмом 25–30 слов; диктанта на основе
связного текста объѐмом 110–120 слов, составленного с учѐтом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с
непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру,
особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и
абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский
опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 6 и более предложений; классные
сочинения объѐмом не менее 150 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой,
сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и
письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с
изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы,
схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные
тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского
литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции),
употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов
публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые
бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции,
языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по
орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных
видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе
изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного
запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и
фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию;
понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия,
звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени
прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия,
различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий
— висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять
правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах
прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках
изученного).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой
практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного
написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды
наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в
речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это
умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них
ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце
наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках неи ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния,
характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей
речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги,
простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать
нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – с, в –
на в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению,
объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей
сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать
правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки
знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу,
объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола,
понимать интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы
правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению,
объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в
разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1
Язык как развивающееся явление
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
Раздел 2. Язык и речь
2.1
Монолог и его виды
1
2.2
Диалог и его виды
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
2
Раздел 3. Текст
Библиотека ЦОК
3.1
Основные признаки текста (повторение)
2
3.2
Информационная переработка текста.
Смысловой анализ текста
2
1
3.3
Функционально-смысловые типы речи.
Рассуждение как функционально-смысловой
тип речи
4
2
Итого по разделу
8
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1
Публицистический стиль
4
4.2
Официально деловой стиль
2
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
6
Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия
5.1
Морфология как раздел науки о языке
(обобщение)
1
5.2
Причастие как особая форма глагола
20
4
5.3
Деепричастие как особая форма глагола
14
5
5.4
Наречие
21
8
5.5
Слова категории состояния
2
5.6
Служебные части речи
1
5.7
Предлог
12
5
5.8
Союз
12
3
5.9
Частица
12
5
5.10
Междометия и звукоподражательные слова
4
2
5.11
Омонимия слов разных частей речи
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Итого по разделу
101
Библиотека ЦОК
Повторение пройденного материала
8
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные
и проверочные работы, диктанты)
10
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
10
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
36
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Русский язык как развивающееся
явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа
1
2
Повторение. Орфография.
Правописание гласных в корне
слова (повторение изученного в 5 6 классах)
1
3
Повторение. Орфография.
Правописание приставок в слове
(повторение изученного в 5 - 6
классах)
1
4
Повторение. Морфология. Имя
существительное, имя
прилагательное, имя числительное.
Правописание
1
5
Повторение. Морфология.
Местоимение. Глагол.
Правописание
1
6
Контрольная работа / диктант с
грамматическим заданием
1
7
Монолог и его виды
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e
8
Диалог и его виды
1
9
Сочинение на лингвистическую
тему
1
10
Текст как речевое произведение
1
11
Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте
1
12
Тезисный план текста
1
13
Тезисный план текста. Практикум
1
14
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
1
15
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи. Практикум
1
16
Основные виды текста-рассуждения
1
17
Основные виды текстарассуждения. Практикум
1
18
Сочинение-рассуждение на тему
1
19
Функциональные разновидности
языка
1
20
Публицистический стиль
1
21
Основные жанры
публицистического стиля
1
22
Основные жанры
публицистического стиля.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d96
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277976
Практикум
23
Официально-деловой стиль
1
24
Основные жанры делового стиля.
Инструкция
1
25
Сочинение на тему
1
26
Морфология как раздел науки о
языке. Система частей речи в
русском языке.
1
27
Понятие о причастии. Причастие
как особая форма глагола
1
28
Признаки глагола и
прилагательного у причастия
1
29
Причастный оборот
1
30
Причастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
причастным оборотом
1
31
Действительные и страдательные
причастия
1
32
Полные и краткие формы причастий
1
33
Причастия настоящего и
прошедшего времени
1
34
Образование действительных
причастий настоящего и
прошедшего времени
1
35
Образование действительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278042
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2
1
Библиотека ЦОК
причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
https://m.edsoo.ru/fa278fc4
36
Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени
1
37
Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
1
38
Правописание гласных перед н и нн
в полных причастиях
1
39
Правописание гласных перед н и нн
в полных и кратких страдательных
причастиях. Практикум
1
40
Правописание гласных перед н и нн
в полных и кратких страдательных
причастиях и отглагольных
прилагательных
1
41
Правописание н и нн в полных
страдательных причастиях и
отглагольных прилагательных
1
42
Правописание н и нн в кратких
страдательных причастиях и
кратких прилагательных
1
43
Морфологический анализ причастия
1
44
Сочинение/изложение
1
45
Правописание не с причастиями
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2790f0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27921c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2796b8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279942
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279564
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278a74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279bae
46
Буквы е и ѐ после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени
1
47
Повторение темы "Причастие как
особая форма глагола". Практикум
1
48
Диктант /Диктант с продолжением
1
49
Понятие о деепричастии.
Деепричастие как особая форма
глагола
1
50
Понятие о деепричастии. Признаки
глагола и наречия в деепричастии
1
51
Деепричастный оборот
1
52
Деепричастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
деепричастным оборотом
1
53
Правописание не с деепричастиями
1
54
Правописание не с деепричастиями.
Практикум
1
55
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида
1
56
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида. Практикум
1
57
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида в тексте.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279d98
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ec4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fa279ffa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a11c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a694
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b03a
1
1
Подготовка к сочинению
58
Сочинение-описание картины
1
59
Морфологический анализ
деепричастия
1
60
Морфологический анализ
деепричастия. Практикум
1
1
61
Синтаксический и пунктуационный
анализ предложений с
деепричастным оборотом.
Практикум
1
1
62
Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола". Нормы
употребления деепричастий
1
63
Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола".
Практикум
1
64
Контрольная работа по темам
"Причастие" и "Деепричастие"
1
65
Наречие как часть речи
1
66
Разряды наречий по значению
1
67
Разряды наречий по значению.
Практикум
1
68
Степени сравнения наречий
1
69
Степени сравнения наречий.
Практикум
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27aec8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27abf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b792
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b8f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ba62
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c3d6
1
70
Словообразование наречий
1
71
Морфологический анализ наречия
1
72
Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о (-е)
1
73
Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о (-е). Практикум
1
74
Дефис между частями слова в
наречиях
1
75
Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от
существительных и количественных
числительных
1
76
Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от
существительных и количественных
числительных. Практикум
1
77
Одна и две буквы н в наречиях на -о
(-е)
1
78
Одна и две буквы н в наречиях на -о
(-е). Практикум
1
79
Буквы о и е после шипящих на
конце наречий
1
80
Буквы о и е после шипящих на
конце наречий. Практикум
1
81
Буквы о и а на конце наречий
1
82
Буквы о и а на конце наречий.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ca02
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cb6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cd90
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d088
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d5a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d83a
1
Практикум
83
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий
1
84
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий. Практикум
1
85
Повторение темы «Наречие»
1
86
Диктант с грамматическим
заданием
1
87
Слова категории состояния в
системе частей речи
1
88
Слова категории состояния и
наречия
1
89
Служебные части речи в русском
языке
1
90
Предлог как часть речи
1
91
Предлоги производные и
непроизводные
1
92
Предлоги производные и
непроизводные. Практикум
1
93
Предлоги простые и составные
1
94
Предлоги простые и составные.
Практикум
1
95
Правописание предлогов
1
96
Правописание предлогов.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d9c0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dc36
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fa27dd9e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27df1a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e262
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e5b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e866
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27edf2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ef3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27eb0e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ec44
1
Библиотека ЦОК
Практикум
https://m.edsoo.ru/fa27f19e
97
Употребление предлогов в речи
1
98
Употребление предлогов в речи.
Практикум
1
99
Морфологический анализ предлога
1
100
Повторение темы «Предлог»
1
101
Повторение темы «Предлог».
Практикум
1
102
Союз как часть речи
1
103
Разряды союзов
1
104
Разряды союзов. Практикум
1
105
Сочинительные союзы
1
106
Подчинительные союзы
1
107
Правописание союзов
1
108
Правописание союзов. Практикум
1
109
Союзы и союзные слова
1
110
Союзы в простых и сложных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f450
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f6b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f978
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27faa4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fbd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fd60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fe82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2803b4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2804ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94310
предложениях
111
Морфологический анализ союза
1
112
Повторение темы «Союз»
1
113
Повторение темы «Союз».
Практикум
1
114
Частица как часть речи
1
115
Разряды частиц
1
116
Разряды частиц. Практикум
1
117
Правописание частиц
1
118
Правописание частицы не
1
119
Правописание частицы не.
Практикум
1
120
Разграничение частиц не и ни
1
121
Разграничение частиц не и ни.
Практикум
1
122
Морфологический анализ частицы
1
123
Повторение темы «Частица»
1
124
Повторение темы «Частица».
Практикум
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa280634
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba948f6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94d6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9510c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95a26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95918
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9562a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95b3e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95d6e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95e86
125
Повторение темы «Служебные
части речи». Практикум
1
126
Междометия и
звукоподражательные слова в
системе частей речи
1
127
Междометия и
звукоподражательные слова.
Практикум
1
128
Морфологический анализ
междометия
1
129
Междометия и
звукоподражательные слова в
разговорной и художественной
речи. Практикум
1
130
Омонимия слов разных частей речи
1
131
Омонимия слов разных частей речи.
Практикум
1
132
Контрольная итоговая работа за
курс 7 класса
1
133
Повторение. Правописание не с
причастиями, деепричастиями,
наречиями
1
134
Повторение. Правописание н и нн в
причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях
1
135
Повторение. Слитное, раздельное,
дефисное написание наречий
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9612e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96340
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9696c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97c0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9702e
136
Повторение. Правописание
служебных частей речи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
136
10
35
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс :
пособие для учителей общеобразоват. организаций /
Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
«Использование информационных ресурсов на уроках русского языка»
Медиаприложение к урокам. АППО.
Русский язык. Справочник школьника. 5 – 11 класс. «Новый диск»
Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия.