ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»
КУРСА
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии»(далее— ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена
всоответствиис:
требованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартао
сновногообщегообразования(ФГОСООО)(утверждёнприказомМинистерствапросвещенияРосси
йскойФедерацииот 31мая 2021г.№ 287);
требованиямикрезультатамосвоенияпрограммыосновногообщегообразования(личностным,мет
апредметным,предметным);
основнымиподходамикразвитиюиформированиюуниверсальныхучебныхдействий(УУД)дляо
сновного общего образования.
ВпрограммеподанномукурсусоблюдаетсяпреемственностьсФедеральнымгосударственнымобра
зовательнымстандартомначальногообщегообразования,атакжеучитываютсявозрастныеипсихолог
ические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, чтоданная дисциплина
носит культурологический и воспитательный характер, что позволяетутверждать, что именно
духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийскойгражданской идентичности
на
основе
традиционных
российских
духовно-нравственныхценностей—
важнейшийрезультатобученияОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимойчасти культурного и исторического наследия народов России— один из
ключевыхнациональных
приоритетов
Российской
Федерации,
способствующих
дальнейшейгуманизациииразвитиюроссийскогообщества,формированиюгражданскойидент
ичностиуподрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указомПрезидента Российской Федерации от 2июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционнымроссийским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права
и
свободычеловека,патриотизм,гражданственность,служениеОтечествуиответственностьзаегосуд
ьбу,высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
надматериальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
ивзаимоуважение,
историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародовРоссии.Именнотрад
иционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию
какмногонациональноеи
многоконфессиональноегосударство,лежатвосновепредставленийогражданскойидентичностикак
ключевомориентиредуховно-нравственногоразвитияобучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
которыйформируетсясучётомнациональныхистратегическихприоритетовроссийскогообще
ства,культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей,присущихей на протяжении всейеё истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
систематизировать,расширятьиуглублятьполученныеврамкахобщественно-
возможность
научныхдисциплинзнанияи
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и
настоящемроднойстраны,находитьвисториироссийскогообществасущественныесвязистрадици
оннойдуховно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи,школьногоколлектива,региональнойобщности,гражданинастранысопоройнатрадиционн
ыедуховно-нравственныеценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии
спринципамикультурологичностиикультуросообразности,научностисодержанияиподходакотборуин
формации,соответствиятребованиямвозрастнойпедагогикии психологии.
Впроцессеизучениякурсаобучающиесяполучаютпредставлениеосущественныхвзаимосвязяхмеж
ду
материальной
и
духовной
культурой,
обусловленности
культурных
реалий
современногообщества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры,
еёспецифические
инструментысамопрезентации,
историческиеи
современныеособенностидуховно-нравственногоразвития народов России.
Содержаниекурсанаправленонаформированиенравственногоидеала,гражданскойидентичностилич
ности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя
какгражданинасвоегоОтечества), формированиеисторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
какмногонациональное,
поликонфессиональное
государство,
с
едиными
для
всех
законами,общероссийскимидуховнонравственнымиикультурнымиценностями)намикроуровне(собственнаяидентичность, осознанная как
часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической ирелигиознойистории,к
которойпринадлежитобучающийся какличность).
Принцип культурологичностив преподавании означает важность культурологического, а
неконфессиональногоподхода,отсутствиекультурной,этнической,религиознойангажированностивс
одержаниипредмета и его смысловых акцентах.
Принципнаучностиподходовисодержаниявпреподаванииданнойдисциплиныозначаетважностьтерм
инологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхподходовкрассмотрениюкультур
ы и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов
иформированияпознавательногоинтересакэтнокультурнымирелигиознымфеноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем
исодержаниякурсасогласноприоритетнымзонамближайшегоразвития,когнитивнымспособностямисоц
иальным
потребностям
обучающихся,
содержанию
гуманитарных
и
общественнонаучныхучебныхпредметов.
Принципформированиягражданскогосамосознанияиобщероссийскойгражданскойидентичностиобу
чающихсявпроцессеизучениякурсапредметнойобластиОДНКНРвключаетосознаниеважностинаднаци
онального и надконфессионального гражданского единства народов России какосновополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип долженбыть реализован
через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, ихкультуре,религии
иисторическом развитии.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»
Целямиизученияучебногокурсаявляются:
— формированиеобщероссийскойгражданскойидентичностиобучающихсячерезизучениеку
льтуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессовэтноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирногососуществованиянародов,религий, национальныхкультур;
— созданиеусловийдлястановленияуобучающихсямировоззрениянаосноветрадиционныхросс
ийских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности
кмногонациональномународу РоссийскойФедерации;
— формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителейразных
национальностей и вероисповеданий, атакже способности кдиалогу с представителями
другихкультури мировоззрений;
— идентификациясобственнойличностикакполноправногосубъектакультурного,ис
торическогои цивилизационногоразвития страны.
Целикурсаопределяютследующиезадачи:
— овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреимущественноезначениедляфо
рмированиягражданской идентичностиобучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
какосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовременногообщества;
— развитиепредставленийозначениидуховно-нравственныхценностейинравственныхнормдля
достойной
жизни
личности,
семьи,
общества,
ответственного
отношения
к
будущемуотцовствуи материнству;
— становлениекомпетенциймежкультурноговзаимодействиякакспособностииготовностивес
ти межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании
исохранениисобственной культурнойидентичности;
— формированиеосновнаучногомышленияобучающихсячерезсистематизациюзнанийипре
дставлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства,музыки;
— обучениерефлексиисобственногоповеденияиоценкеповеденияокружающихчерезразв
итиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;
— воспитаниеуважительногоибережногоотношениякисторическому,религиозномуикул
ьтурномунаследиюнародов России;
— содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основанныхнапр
иоритететрадиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
ролиличностивисторииикультуре,осознаниеважностисоциальноговзаимодействия,гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучениекурса«ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии»вноситзначительныйвкладвдостижениеглавныхцелейоснов
ногообщегообразования, способствуя:
— расширениюисистематизациизнанийипредставленийшкольниковокультуреидуховныхтрад
ициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основрелигиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
другихпредметовначальной школы;
— углублениюпредставленийосветскойэтике,религиознойкультуренародовРоссии,ихроливразви
тиисовременного общества;
— формированиюосновморалиинравственности,воплощённыхвсемейных,этнокультурныхирели
гиозных
ценностях,
ориентированных
на
соизмерение
своих
поступков
с
нравственнымиидеалами,наосознаниесвоих обязанностейпередобществом игосударством;
— воспитаниюпатриотизма;уважениякистории,языку,культурнымирелигиознымтрадициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры,умениюприниматьиценитьценностидругихкультур,находитьвнихобщееиособенное,чер
ты,способствующиевзаимному обогащениюкультур;
— пробуждениюинтересаккультуредругихнародов,проявлениюуважения,способностиксотр
удничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихкультурныхстратегийиидеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся
впреобладанииэтических,интеллектуальных,альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэг
оистическими;
— раскрытиюприродыдуховнонравственныхценностейроссийскогообщества,объединяющихсветскостьи духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способностиобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучениюипоз
нанию,осознанномувыбору ценностных ориентаций,способствующих развитиюобщества в
целом;
— получениюнаучныхпредставленийокультуреиеёфункциях,особенностяхвзаимодействияс
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и
изучениисоциально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе,
даватьнравственныеоценкипоступковисобытийнаосновеосознанияглавенствующейроли
духовно-нравственныхценностейвсоциальныхикультурно-историческихпроцессах;
— развитиюинформационнойкультурышкольников,компетенцийвотборе,использованииистр
уктурировании
информации,
а
также
возможностей
для
активной
самостоятельнойпознавательнойдеятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебныйкурс"ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии"изучаетсяв6классенеменееодного
объем составляет 34 часа.
часа
в
неделе,общий
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
Тематическийблок1.«Культуракак
социальность»Тема1.Миркультуры:егоструктура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
исоциальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресскакодинизисточниковформированиясоциальногообликаобщества.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.
ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурноговзаимодействиявобществесмног
ообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко
всемкультурамнародов России.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разныеисторическиепериоды.Многообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразви
тиянародовРоссии.
Тема4.Прогресс: техническийисоциальный.
Производительностьтруда.Разделениетруда.Обслуживающийипроизводящийтруд.Домашнийтру
диегомеханизация.Чтотакоетехнологииикаконивлияютнакультуруиценностиобщества?
Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссии.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальнаяобусловленностьразличныхвидовобразования.Важностьобразованиядлясовременно
гомира.Образованиекактрансляциякультурныхсмыслов,какспособпередачиценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
ПраваиобязанностичеловекавкультурнойтрадициинародовРоссии.Праваисвободычеловекаигражда
нина,обозначенныевКонституции РоссийскойФедерации.
Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующиеитрадиционныерели
гиикак источник духовно-нравственныхценностей.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие).
Современноеобщество:егопортрет.Проект:описаниесамыхважныхчертсовременногообществасточки
зренияматериальнойидуховнойкультурынародовРоссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
Тема9.Какимдолженбытьчеловек?Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Мораль,нравственность,этика,этикетвкультурахнародовРоссии.Правоиравенствовправах.Свобо
да как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства
икачествачеловека,егообразвкультуренародовРоссии,единствочеловеческихкачеств.Единстводух
овнойжизни.
Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблемаодиночества.Необходимостьразвитиявовзаимодействиисдругимилюдьми.Самостоятельнос
тькакценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственныйидеалчел
овекав традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарноезнаниеиегоособенности.Культуракаксамопознание.Этика.Эстетика.Правов
контекстедуховно-нравственныхценностей.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Чтотакоеэтика.Доброиегопроявлениявреальнойжизни.Чтозначитбытьнравственным.Почемунравств
енностьважна?
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Автобиографияиавтопортрет:ктояичтоялюблю.Какустроенамояжизнь.Выполнениепроекта.
Тематическийблок3.«Человеккакчлен
общества»Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком.
Чтотакоетруд.Важностьтрудаиегоэкономическаястоимость.Безделье,лень,тунеядство.Труд
олюбие,подвигтруда,ответственность.Общественнаяоценкатруда.
Тема16.Подвиг:какузнатьгероя?
Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвмирноевремя.Мило
сердие,взаимопомощь.
Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.ЛичныеграницыЭтикапред
принимательства.Социальная помощь.
Тема18.Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховнонравственногосамосознания.
Бедность.Инвалидность.Асоциальнаясемья.Сиротство.Отражениеэтихявленийвкультуреобщ
ества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Об
щественныеблага.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма.Проявлениягуманизмавист
орико-культурномнаследиинародовРоссии.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважностьдлясохранениядуховнонравственногообликаобщества.
Социальныепрофессии:врач,учитель,пожарный,полицейский,социальныйработник.Дух
овно-нравственныекачества,необходимыепредставителямэтихпрофессий.
Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственныйдолг.
Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учёные,педагоги.Важностьмеценатствадлядухо
вно-нравственногоразвитияличностисамого меценатаиобществав целом.
Тема23.ВыдающиесяучёныеРоссии.Наукакакисточниксоциальногоидуховногопрогрессаобще
ства.
УчёныеРоссии.Почемуважнопомнитьисториюнауки.Вкладнаукивблагополучиестраны.Важн
остьморали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Трудкаксамореализация,каквкладвобщество.Рассказосвоейбудущейпрофессии.
Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.
Родинаигражданство,ихвзаимосвязь.Чтоделаетчеловекагражданином.Нравственныекачестваграж
данина.
Тема26.Патриотизм.
Патриотизм.Толерантность.Уважениекдругимнародамиихистории.Важностьпатриотизма.Тема
27. ЗащитаРодины: подвиг илидолг?
Войнаимир.РользнаниявзащитеРодины.Долггражданинапередобществом.Военныеподвиги.Честь.
Доблесть.
Тема28.Государство.Россия—нашародина.
Государствокакобъединяющееначало.Социальнаясторонаправаигосударства.Чтотакоезакон.Что
такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российскаягражданская
идентичность.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие).К
акими качествами должен обладать человек как
гражданин.Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезаняти
е).
Портретшколыиликлассачерездобрыедела.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие).
Человек.Егообразывкультуре.Духовностьинравственностькакважнейшиекачествачеловека.Тема
32. Человеки культура(проект).
Итоговыйпроект:«Чтозначитбытьчеловеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультаты
Планируемыерезультатыосвоениякурсапредставляютсобойсистемуведущихцелевыхустановоки
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основуобразовательнойпрограммы.
Личностныерезультатыосвоениякурсадостигаютсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельност
и.
Личностные
результаты
освоения
курса
включают
осознание
российской
гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностномусамоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации
кцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности;сформированностьвнутреннейпозициили
чностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.
1. Патриотическоевоспитание
Самоопределение
(личностное,профессиональное,жизненное):сформированностьроссийскойгражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роли
культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российскойгосударственности.
2. Гражданскоевоспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основныхнормморали,нравственныхидуховныхидеалов,хранимыхвкультурныхтрадицияхнародовРос
сии,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительномпотребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или ихотсутствию.
3. Ценностипознавательнойдеятельности
Сформированностьцелостногомировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразвитияна
уки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовноемногообразиесовременного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
испособностиобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучениюипозн
анию
через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиознымчувствам,взглядам людейили их отсутствию.
4. Духовно-нравственноевоспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории,культуре,религии,традициям,языкам,ценностямнародовродногокрая,Россииинародовми
ра;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
исообществах,включая взрослые и социальные сообщества;
сформированностьнравственнойрефлексииикомпетентностиврешенииморальныхпроблемнаосно
величностноговыбора,нравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногои
ответственногоотношенияксобственнымпоступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни;уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали,нравственных,духовныхидеалов,хранимыхвкультурныхтрадицияхнародовРоссии;готовност
ьнаихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительномпотреблении.
Метапредметныерезультаты
Метапредметныерезультатыосвоениякурсавключаютосвоениеобучающимисямежпредметныхпон
ятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в
учебной,познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию
иосуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом
исверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различныхформатах,втомчислецифровых,сучётомназначенияинформациииеёаудитории.
1. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Познавательныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное,
поаналогии)иделатьвыводы(логическиеУУД);
— умениесоздавать,применятьипреобразовыватьзнакиисимволы,моделиисхемыдляреше
нияучебныхипознавательныхзадач(знаково-символические/моделирование);
— смысловое чтение;
— развитиемотивацииковладениюкультуройактивногоиспользованиясловарейидругихпоис
ковыхсистем.
2. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучётаинтересов;формулировать,аргументи
роватьиотстаивать своёмнение (учебное сотрудничество);
— умениеосознанноиспользоватьречевыесредствавсоответствиисзадачейкоммуникациидлявыра
жения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своейдеятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью(коммуникация);
— формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(ИКТкомпетентность).
3. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
— умениесамостоятельноопределятьцелиобучения,ставитьиформулироватьдлясебяновыезадач
ивучёбеипознавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоей
познавательнойдеятельности(целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,осознанновыбиратьнаиболееэффективныеспособырешенияучебныхипознавате
льныхзадач(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контрольсвоейдеятельностивпроцесседостижениярезультата,определятьспособыдействийврам
кахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
сизменяющейсяситуацией(контроль икоррекция);
— умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственныевозможностиеёреш
ения(оценка);
— владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательной(познавательнаярефлексия,само
регуляция)деятельности.
Предметныерезультаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способовдействий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного
типамышления;видыдеятельностипополучениюновогознания,егоинтерпретации,преобразованиюи
применениювразличныхучебных ситуациях,втом числеприсозданиипроектов.
Тематическийблок1.«Культуракак
социальность»Тема1.Миркультуры:егоструктура
— Знатьиуметьобъяснитьструктурукультурыкаксоциальногоявления;
— пониматьспецификусоциальныхявлений,ихключевыеотличияотприродныхявлений;
— уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвитияматериальнойкультурыисоциальнойстру
ктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховно-нравственнымсостояниемобщества;
— пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурноисторическихпроцессов;
— уметьобъяснитьвзаимосвязьмеждунаучнотехническимпрогрессомиэтапамиразвитиясоциума.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов
— Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;
— знатьколичестворегионов,различатьсубъектыифедеральныеокруга,уметьпоказатьихнаадми
нистративнойкарте России;
— пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьфедеративногоустройствавполиэтничномгос
ударстве,важностьсохраненияисторическойпамятиотдельныхэтносов;
— объяснятьпринциправенстваправкаждогочеловека,внезависимостиотегопринадлежностиктом
у или иному народу;
— пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;
— демонстрироватьготовностьксохранениюмежнациональногоимежрелигиозногосогласиявРос
сии;
— характеризоватьдуховнуюкультурувсехнародовРоссиикакобщеедостояниеибогатствонаше
ймногонациональной Родины.
Тема3.Историябытакакисториякультуры
— Пониматьсмыслпонятия«домашнеехозяйство»ихарактеризоватьеготипы;
— пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРоссиииособенностямиисто
рическогопериода;
— находитьиобъяснятьзависимостьценностныхориентировнародовРоссииотихлокализациивкон
кретныхклиматических,географическихикультурно-историческихусловиях.
Тема4.Прогресс: техническийисоциальный
— Знать,чтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризоватьихрольизна
чение в истории и современномобществе;
— осознаватьиуметьдоказыватьвзаимозависимостьчленовобщества,рольсозидательногоидобр
осовестноготрудадлясозданиясоциальноиэкономическиблагоприятнойсреды;
— демонстрироватьпониманиеролиобслуживающеготруда,егосоциальнойидух
овно-нравственнойважности;
— пониматьвзаимосвязимеждумеханизациейдомашнеготрудаиизменениямисоциальныхвза
имосвязей в обществе;
— осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.
Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссии
— Иметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэтапахегоразвит
ия;
— понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процессапознания;—
пониматьспецификукаждойступениобразования,еёрольвсовременныхобщественных
процессах;
— обосновыватьважностьобразованиявсовременноммиреиценностьзнания;
— характеризоватьобразованиекакчастьпроцессаформированиядуховнонравственныхориентировчеловека.
Тема6.Праваиобязанностичеловека
— Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякультура»:—
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;—
пониматьиобосновыватьважностьправчеловекакакпривилегиииобязанностичеловека;—
пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;
— пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьсохраненияпаритетамеждуправамииобяз
анностямичеловека в обществе;
— приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.
Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие
— Знатьипониматьсмыслтерминов«религия»,«конфессия»,«атеизм»,«свободомыслие»;
— характеризоватьосновныекультурообразующиеконфессии;
— знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественногоразвит
ия;
— пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщества.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие)
— Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,егодух
овно-нравственныеориентиры;
— пониматьиуметьдоказатьважностьдуховнонравственногоразвитиячеловекаиобществавцеломдлясохранениясоциальноэкономическогоблагополучия;
— называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказыватьтеоретическиеположения,выдвинутыеранеенапримерахизисторииикультурыР
оссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениев
культуре»Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека
— Объяснять,какпроявляетсяморальинравственностьчерезописаниеличныхкачествчело
века;
— осознавать,какиеличностныекачествасоотносятсястемиилиинымиморальнымиинравс
твеннымиценностями;
— пониматьразличиямеждуэтикойиэтикетомиихвзаимосвязь;
— обосновыватьидоказыватьценностьсвободыкакзалогаблагополучияобщества,уважениякправ
амчеловека, его месту и роли в общественныхпроцессах;
— характеризоватьвзаимосвязьтакихпонятийкак«свобода»,«ответственность»,«право»и«д
олг»;
— пониматьважностьколлективизмакакценностисовременнойРоссиииегоприоритетпередидео
логиейиндивидуализма;
— приводитьпримерыидеаловчеловекависторикокультурномпространствесовременнойРоссии.
Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии
— Понимать различие междупроцессами антропогенезаи антропосоциогенеза;
— характеризоватьпроцессвзрослениячеловекаиегоосновныеэтапы,атакжепотребностичелов
екадлягармоничногоразвитияисуществования накаждомизэтапов;
— обосновыватьважностьвзаимодействиячеловекаиобщества,характеризоватьнегативныеэф
фектысоциальной изоляции;
— знатьиуметьдемонстрироватьсвоёпониманиесамостоятельности,еёроливразвитииличн
ости,во взаимодействии сдругими людьми.
Тема11.Религиякакисточникнравственности
— Характеризоватьнравственныйпотенциалрелигии;
— знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфессийРос
сии;—знать
основные
требования
к
нравственному
идеалу
человека
вгосударствообразующихрелигияхсовременной России;
— уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей
длясовременногообщества.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке
— Пониматьихарактеризоватьсмыслпонятия«гуманитарноезнание»;
— определятьнравственныйсмыслгуманитарногознания,егосистемообразующуюрольвсов
ременнойкультуре;
— характеризоватьпонятие«культура»какпроцесссамопознанияобщества,какеговну
треннююсамоактуализацию;
— осознаватьидоказыватьвзаимосвязьразличныхобластейгуманитарногознания.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры
— Характеризоватьмногосторонностьпонятия«этика»;
— пониматьособенностиэтикикакнауки;
— объяснятьпонятия«добро»и«зло»спомощьюпримероввисторииикультуренародовРосси
ии соотносить их с личным опытом;
— обосновыватьважностьинеобходимостьнравственностидлясоциальногоблагополучияоб
щества и личности.
Тема14.Самопознание(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятия«самопознание»,«автобиография»,«автопортрет»,
«рефлексия»;—уметь
соотносить
понятия
«мораль»,
«нравственность»,
«ценности»
ссамопознаниемирефлексиейнадоступномдля обучающихсяуровне;
— доказыватьиобосновыватьсвоинравственныеубеждения.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком
— Характеризоватьважностьтрудаиегорольвсовременномобществе;
— соотноситьпонятия«добросовестныйтруд»и«экономическоеблагополучие»;
— объяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»;пониматьважностьиуметьобосноватьнеоб
ходимостьих преодолениядля самогосебя;
— оцениватьобщественныепроцессывобластиобщественнойоценкитруда;
— осознаватьидемонстрироватьзначимостьтрудолюбия,трудовыхподвигов,социальнойотв
етственностиза свой труд;
— объяснятьважностьтрудаиегоэкономическойстоимости;
— знатьиобъяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»,соднойстороны,и
«трудолюбие»,«подвигтруда»,«ответственность»,сдругойстороны,атакже«общественнаяоцен
катруда».
Тема16.Подвиг:какузнатьгероя?
— Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;
— пониматьотличияподвиганавойнеивмирноевремя;
— уметьдоказыватьважностьгероическихпримеровдляжизниобщества;
— знатьиназыватьгероевсовременногообществаиисторическихличностей;
— обосновыватьразграничениепонятий«героизм»и«псевдогероизм»череззначимостьдляобщ
ества и понимание последствий.
Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние
— Характеризоватьпонятие«социальныеотношения»;
— пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений»вприложениикегонравс
твенномуи духовному развитию;
— осознаватьрольмалыхибольшихсоциальныхгруппвнравственномсостоянииличности;
— обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,«коллективизм»иприводитьпр
имерыизистории, культурыи литературы;
— обосновыватьважностьинаходитьнравственныеоснованиясоциальнойвзаимопомощи,втом
числе благотворительности;
— пониматьихарактеризоватьпонятие«этикапредпринимательства»всоциальномаспекте.
Тема18.Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховнонравственногосамосознания
— Характеризовать
понятие
«социальные
проблемы
современного
какмногостороннееявление,втомчислеобусловленноенесовершенствомдуховнонравственныхидеалов и ценностей;
общества»
— приводитьпримерытакихпонятийкак«бедность»,«асоциальнаясемья»,«сиротство»;знатьиуме
тьобосновыватьпутипреодоленияихпоследствийнадоступномдляпониманияуровне;
— обосновыватьважностьпониманияролигосударствавпреодоленииэтихпроблем,атакженеоб
ходимостьпомощивпреодоленииэтихсостоянийсостороныобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений
— Характеризоватьпонятия«благотворительность»,«меценатство»,
«милосердие»,«волонтерство»,
«социальный
проект»,
«гражданская
и
социальнаяответственность»,«общественныеблага»,«коллективизм»вихвзаимосвя
зи;
— анализироватьивыявлятьобщиечертытрадицийблаготворительности,милосердия,доб
ровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразных этносовирелигий;
— уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных,волонтёрскихисоц
иальныхпроектах в регионе своегопроживания.
Тема
20.
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовно-нравственной
культуры
народовРоссии—Характеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховнонравственныхценностейроссийскогонарода;
— находитьиобосновыватьпроявлениягуманизмависторикокультурномнаследиинародовРос
сии;
— знатьипониматьважностьгуманизмадляформированиявысоконравственнойличности,госу
дарственнойполитики, взаимоотношенийв обществе;
— находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважностьдлясохранениядуховнонравственногообликаобщества
— Характеризоватьпонятия«социальныепрофессии»,«помогающиепрофессии»;
— иметьпредставлениеодуховнонравственныхкачествах,необходимыхпредставителямсоциальных профессий;
— осознаватьи обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
приводитьпримерыизлитературыиистории,современнойжизни,подтверждающиеданную
точкузрения.
Тема
22.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность
как
нравственныйдолг—Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
историиРоссии;—
доказыватьважностьмеценатствавсовременномобществедляобществавцеломидля
духовно-
нравственногоразвития личностисамого мецената;
— характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжизниобщ
ества;
— приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРоссии;—
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтёрской
деятельности,аргументированнообъяснять её важность.
Тема23.ВыдающиесяучёныеРоссии.Наукакакисточниксоциальногоидуховногопрогрессаобще
ства
— Характеризоватьпонятие«наука»;
— уметьаргументированнообосновыватьважностьнаукивсовременномобществе,про
слеживатьеёсвязь снаучно-техническими социальнымпрогрессом;
— называтьименавыдающихсяучёныхРоссии;
— обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияиобоснованиянаучногозна
ния;
— характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобщества,страныигосу
дарства;
— обосновыватьважностьморалиинравственностивнауке,еёрольивкладвдоказательствоэтих
понятий.
—
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятие«профессия»,предполагатьхарактерицельтрудавопределённойпро
фессии;
— обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеёвкладвобщество;наз
ыватьдуховно-нравственныекачествачеловека,необходимыевэтомвидетруда.
Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин
— Характеризоватьпонятия«Родина»и«гражданство»,объяснятьихвзаимосвязь;
— пониматьдуховнонравственныйхарактерпатриотизма,ценностейгражданскогосамосознания;
— пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм
— Характеризоватьпонятие«патриотизм»;
— приводитьпримерыпатриотизмависторииисовременномобществе;
— различатьистинныйиложныйпатриотизмчерезориентированностьнаценноститоле
рантности,уважениякдругимнародам,ихисторииикультуре;
— уметьобосновыватьважностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
— Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;
— доказыватьважностьсохранениямираисогласия;
— обосновыватьрользащитыОтечества,еёважностьдлягражданина;
— пониматьособенностизащитычестиОтечествавспорте,науке,культуре;
— характеризоватьпонятия«военныйподвиг»,«честь»,«доблесть»;обосновыватьихважность,при
водитьпримеры их проявлений.
Тема28.Государство.Россия—нашародина
—
Характеризоватьпонятие«государство»;
— уметьвыделятьиформулироватьосновныеособенностиРоссийскогогосударствасопоройнаисто
рическиефакты и духовно-нравственные ценности;
— характеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичностичел
овека;
— характеризоватьпонятие«гражданскаяидентичность»,соотноситьэтопонятиеснео
бходимыминравственнымикачествамичеловека.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие)
— Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еёсоставляющие:этническую,рел
игиозную, гендерную идентичности;
— обосновыватьважностьдуховно-нравственныхкачествгражданина,указыватьихисточники.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятие«добрыедела»вконтекстеоценкисобственныхдействий,ихнрав
ственногохарактера;
— находитьпримерыдобрыхделвреальностииуметьадаптироватьихкпотребностямкласса.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие)
— Характеризоватьпонятие«человек»какдуховно-нравственныйидеал;
— приводитьпримерыдуховно-нравственногоидеалавкультуре;
— формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которыеемуприсущи.
Тема32.Человекикультура(проект)
— Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;
— уметьописатьввыбранномнаправленииспомощьюизвестныхпримеровобразчеловека,созда
ваемыйпроизведениями культуры;
— показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимовлияние;
— характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
икультурныепримеры,ихосмыслениеиоценку,каксположительной,такисотрицательнойстор
оны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименованиеразделовитемп
рограммы
Количествочасов
всего контрольные практические
работы
работы
Датаизуч Видыдеятельности
ения
Виды,фо
рмыконт
роля
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
1.1.
Миркультуры:егоструктура
1
пониматьспецификусоциальныхявлений,ихотл Устный
опрос;
ичияотмираприроды;
уметь объяснять взаимосвязь
материальнойкультуры с духовнонравственнымсостояниемобщества;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебнико
м, анализировать проблемныеситуации;
1.2.
Культура России:
многообразиерегионов
1
понимать и объяснять важность
Устный
опрос;
сохраненияисторической памяти разных
народов,культурныхтрадицийразныхрегионовР
оссии;характеризовать духовную культуру
народовРоссии как общее достояние нашей
Родины;работать с картой регионов,
разграничиватьпонятияпотеме,слушатьобъясне
нияучителя;
1.3.
Историябытакакисториякультуры
1
понимать и объяснять
взаимосвязьхозяйственнойдеятельности,бы
талюдейсисторией народа,
климатом,географическими условиями его
жизни;работать с учебником, а также
научно-популярной литературой;
просматривать
ианализироватьучебныефильмы;
Устный
опрос;
1.4.
Прогресс: технический
исоциальный
1
понимать и объяснять, что такое
труд,разделение труда, какова роль труда
вистории и современном
обществе;работать с учебником, научнопопулярнойлитературой; решать
проблемные
задачи,анализироватьиразграничиватьпон
ятий;
Устный
опрос;
1.5.
ОбразованиевкультуренародовРосс
ии
2
понимать и объяснять важность образования
всовременном мире и ценность
знаний;понимать, что образование— важная
частьпроцесса формирования духовнонравственныхориентировчеловека;
слушать объяснения учителя,
рефлексироватьсобственныйопыт,разграничи
ватьпонятия;
Устный
опрос;
Электронные(цифровые)образовательныересурсы
1.6.
Праваиобязанностичеловека
1
понимать и объяснять, в чём
Устный
опрос;
заключаетсясмыслпонятий«правачеловека»
,правоваякультура»идр.;
пониматьнеобходимостьсоблюденияправиобяз
анностейчеловека;
слушать и анализировать
выступленияодноклассников,работатьстекстом
учебникаисисточниками;
1.7.
Общество и
религия:духовнонравственноевзаимод
ействие
1
пониматьиобъяснятьсмыслпонятий
«религия»,«атеизм»идр.;
знать названия традиционных религий
России,уметь объяснять их роль в истории и
насовременномэтаперазвитияобщества;слушат
ьобъясненияучителя,решатьтекстовыезадачи;
1.8.
Современный мир:
самоеважное(практическоезаня
тие)
1
1
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
понимать,вчёмзаключаютсяосновныед
Практическая
работа;
уховно-нравственные
ориентирысовременногообщества;
подготовитьпроект(илидоклад,сообщение);раб
отать с научно-популярной
литературой,разграничиватьисистематизироват
ь
понятия;
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
2.1.
Каким должен быть
человек?Духовнонравственный облик
иидеалчеловека
2.2.
Взрослениечеловекавкультуренарод 1
овРоссии
объяснятьважностьвзаимодействиячеловекаио
бщества, негативные эффекты
социальнойизоляции;
слушать объяснения учителя,
решатьпроблемные задачи,
анализироватьинформацию из
нескольких
источников,анализироватьсобственный
опыт;
2.3.
Религиякакисточник
нравственности
1
понимать, какой нравственный потенциал
Устный
опрос;
несуттрадиционныерелигииРоссии;
слушать объяснения учителя, работать
сучебником,просматриватьучебныефильмыпот
еме;
2.4.
Наукакакисточникзнанияо
человекеичеловеческом
1
пониматьиобъяснятьсмыслпонятия
Устный
опрос;
«гуманитарное знание»; осознавать,
чтокультурапомогаетчеловекупониматьсамогос
ебя;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебнико
м, с дополнительной научнопопулярнойлитературой;
1
понимать и объяснять взаимосвязь
Устный
такихпонятий,как«свобода»,ответственность,пр опрос;
авоидолг;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебнико
м, анализировать проблемныеситуации;
Устный
опрос;
2.5.
Этика и нравственность
каккатегориидуховнойкультуры
1
2.6.
Самопознание
(практическоезанятие)
1
объяснятьпонятия«добро»и«зло»спомощьюпри Устный
опрос;
меров из истории и культуры народовРоссии,
соотносить эти понятия с личнымопытом;
решать проблемные задачи, работать
сучебником,рефлексироватьсобственныйопыт;
1
;
уметьсоотноситьпонятия«мораль»,
«нравственность» с самопознанием
надоступном для возраста детей
уровне;формироватьпредставленияосамомс
ебе;воспитывать навыки самопрезентации,рефлексии; слушать и
анализироватьдокладыодноклассников;
Практическая
работа;
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
3.1.
Трудделаетчеловекачеловеком
1
осознаватьважностьтрудаобъяснятьегорольвсов Устный
опрос;
ременномобществе;
понимать и осознавать трудолюбие
какответственностьпередлюдьмиисамимсобой;
слушать объяснения учителя,
решатьпроблемные задачи, анализировать
текстыучебника;
3.2.
Подвиг:какузнатьгероя?
1
пониматьиобъяснятьотличиеподвигана
войнеивмирноевремя;
знать и называть имена
героев;слушать объяснения учителя,
решатьпроблемные задачи,
анализироватьтекстыучебника;
Устный
опрос;
3.3.
Люди в
обществе:духовнонравственноевзаимов
лияние
1
пониматьиобъяснятьпонятия
«дружба»,«предательство»,«честь»,
«коллективизм»,«благотворительность»;с
лушать объяснения учителя,
решатьпроблемные задачи, анализировать
текстыучебника;
Устный
опрос;
3.4.
Проблемы
современногообществакако
тражениеегодуховнонравственногосамосознания
1
;
Устный
опрос;
пониматьиобъяснятьпонятия
«бедность»,«инвалидность»,
«сиротство»;предлагать пути
преодоления проблемсовременного
общества на доступном
дляпониманиядетейуровне;
слушать объяснения учителя,
решатьпроблемныезадачи,анализироватьтексты
учебника;
3.5.
Духовнонравственныеориентир
ы
социальныхотношений
1
;
пониматьиобъяснятьпонятия
«милосердие»,«взаимопомощь»,
«благотворительность»,«волонтёрство»;выяв
лять общие черты традиций
милосердия,взаимной помощи,
благотворительности
упредставителейразныхнародов;
слушать объяснения учителя,
решатьпроблемные задачи, анализировать
текстыучебника;
Устный
опрос;
3.6.
Гуманизм как
сущностнаяхарактеристика
духовно-нравственной
культуры народовРоссии
1
пониматьихарактеризоватьпонятие
«гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей
народовРоссии;осознаватьважностьгума
низмадля
формирования личности,
построениявзаимоотношенийвобщес
тве;
слушатьобъясненияучителя,работатьсн
аучно-популярнойлитературой;
Устный
опрос;
3.7.
Социальные профессии;
ихважность для
сохранениядуховнонравственногообликаобщества
1
пониматьиобъяснять,чтотакоесоциальныепроф Устный
опрос;
ессии и почему выбирать их
нужноособенноответственно;
работать с научно-популярной
литературой,готовитьрефераты,слушатьианали
зироватьдокладыодноклассников;
3.8.
Выдающиеся благотворители
вистории. Благотворительность
какнравственныйдолг
1
приводить примеры
выдающихсяблаготворителей в
истории и всовременнойРоссии;
работать с научнопопулярнойлитературой,
анализировать несколькоисточников,
разграничиватьпонятия;
Устный
опрос;
3.9.
ВыдающиесяучёныеРоссии.Наукак
ак источник социального
идуховногопрогрессаобщества
1
пониматьиобъяснять,чтотакоенаука;пр
иводить
имена
выдающихся
учёныхРоссии; работать с научнопопулярнойлитературой,
анализировать несколькоисточников,
разграничиватьпонятия;
Устный
опрос;
;
обосновывать,какие
духовно-нравственные качества нужны
длявыбраннойпрофессии;работатьс
научно-популярной
литературой,анализировать
несколько
источников,разграничиватьпонятия;
Практическая
работа;
3.10. Моя
профессия(практическо
езанятие)
1
Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм»
1
4.1.
Гражданин
1
;
характеризоватьпонятия«Родина»,
«гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл
патриотизма;слушать объяснения учителя, работатьстекстомучебника;
Устныйопрос;
4.2.
Патриотизм
1
приводитьпримерыпатриотизмависторииивсовременномобществе;
слушать объяснения учителя, работать
сучебником,рефлексироватьсобственныйопыт;
Устныйопрос;
4.3.
ЗащитаРодины:подвигилидолг?
1
характеризовать важность сохранения мира исогласия;
приводить примеры военных
подвигов;пониматьособенностизащитычестиРодинывспорте,науке,культуре;
слушатьобъясненияучителя,работатьсучебником, смотреть и
анализироватьучебныефильмы;
Устныйопрос;
4.4.
Государство.Россия—
нашародина
1
объяснятьпонятие«государство»;
уметь выделять и характеризовать основныеособенности Российского государства
с опоройнадуховно-нравственныеценности;
слушатьобъясненияучителя,работатьстекстом учебника, с
дополнительнойнаучно-популярнойлитературой;
Устныйопрос;
4.5.
Гражданская
идентичность(практическ
оезанятие)
1
1
;
обосновать важность духовно-нравственныхкачествгражданина;
работатьсисточниками,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;
Практическаяработа;
4.6.
Моя школа и мой
класс(практическоезаня
тие)
1
1
характеризовать понятие «доброе дело»
вконтекстеоценкисобственныхдействий,ихнравственногоначала;
работатьсисточниками,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;
Практическаяработа;
4.7.
Человек: какой он?
(практическоезанятие)
1
1
сформулироватьсвойидеалчеловека,назватькачества,емуприсущие;
работатьсисточниками,определятьпонятия,подготовитьпрактическуюработу;
Практическаяработа;
4.8.
Человекикультура(проект)
2
показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерез их взаимное
влияние;характеризовать образ человека высокойдуховной культуры,
создаваемый впроизведенияхискусства;
работать с источниками, систематизироватьпонятия,подготовитьпроект;
Зачет;
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ
34
0
6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
ВиноградоваН.Ф.,МариносянТ.Э.,ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии,6класс.Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»;
Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии:5класс:методическиерекомендации/Н.Ф.Виноградова. — М.
:Вентана-Граф.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕР