Рабочая программа по литературе для обучающихся по АООП для УО(ИН), 5 класс, Сидорова О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В
2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /
Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.:
ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. На уроках литературы , кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события,
изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это
способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на
более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания литературы:
 отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
 учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается
при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
 Коррегировать артикуляционный аппарат.
 Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
 Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
 Развивать речь, владение техникой речи;
 Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
 Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
 Развивать познавательные процессы.
 Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о
труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
«драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор
слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование
подстрочным словарѐм.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме
повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по
вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться
к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему,
чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких
отзывов о книгах, анализ учѐтных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
. Русские народные сказки.
. Сказки народов мира.
. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
. Н.Н. Носов «Фантазѐры», «Огурцы», «Весѐлая семейка».
. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Структура курса
Рабочая программа по литературе рассчитана на 136 часов, 4часа в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по литературе
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60
слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и
содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью
учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью
учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на
вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2
самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки
– в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3)

выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно,
непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010.
– 255 с.: ил.
. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная
педагогика).
. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание
центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
.
Литература (136ч.)
№
Дата
Кол-во
Тема урока
Коррекционная работа
п/п
часов
2.09

1

1

Считалки. Заклички-приговорки.
Потешки.

2

3.09

1

Пословицы и поговорки.

3

5.09

1

Загадки.

4

6.09

1

1

9.09

1

Обобщающий урок по теме «Устное
народное творчество»
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

2

10.09

1

Внеклассное чтение «Русские
народные сказки»

1

«Как наказали медведя»

3

12.09

Развивать
устную
связную речь, через
работу над закличками,
приговорками.
Развивать
память,
внимание, мышление.
Коррекция
умения
рассказывать считалки,
потешки.
Заучивать
пословицы,
поговорки и загадки.
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя
речи.
Коррекция
умения
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Коррегировать
навык

(Тофаларская сказка)

4

13.09

1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

5

16.09

1

«Морозко» (Русская сказка)

6

17.09

1

«Два Мороза» (Русская сказка)

7

19.09

1

«Три дочери» (Татарская сказка)

8

20.09

1

Внеклассное чтение «Сказки народов
мира»

9

23-24,26.09

3

10

27.09,30.09,1.10,3-4.1
0

5

А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях»
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая
Шейка»

11

7.10

1

Обобщающий урок по теме «Сказки»

чтения целыми
словами,
без
ошибок, выразительно.
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя
речи.
Развивать
умения
пересказывать
отрывки из текста.
Коррекция недостатков
монологической
и
диалогической
форм
устной речи.
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя
речи.
Коррекция
умения
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Развивать
умение
устанавливать
несложные
причинно-следственные,
временные связи между
отдельными фактами и
явлениями
на
материале
художественных
текстов.
Коррегировать
навык
чтения целыми словами,
без
ошибок, выразительно.

1

8.10

1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь»

2

10.10

1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

3

11.10,14-15.10,17.10

4

А. Платонов «Июльская гроза»
(отрывки)
А. Прокофьев «Берѐзка»

4

18.10

1

5

21.10

1

6

22.10

1

1

24.10

1

2

25.10

1

3

28.10

1

4

29.10

1

5

31.10

1

Соблюдение
пунктуации.
Совершенствовать
технику чтения путѐм
отработки
выразительности.
Развивать связную речь.

Расширять
словарный
запас.
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к Соблюдение
закату…»
пунктуации.
Обобщающий урок по теме «Картины Развивать
родной природы. Лето»
познавательную
деятельность
Осень. По Г. Скребицкому
Коррекция правильного
«Сентябрь»
произношения,
грамматического строя
речи.
По И. Соколову-Микитову «Золотая
Коррекция правильного
осень»
произношения,
грамматического строя
речи.
К. Бальмонт «Осень»
Коррегировать
навык
чтения целыми словами,
без
ошибок, выразительно.
По Г. Скребицкому «Добро
Развивать
умение
пожаловать!»
устанавливать
По В. Астафьеву «Осенние грусти…» несложные
причинно-следственные,
временные связи между
отдельными фактами и
явлениями
на
материале
художественных
текстов.

6

1.11

1

7

11.11

1

8

12.11

1

1

14-15.11

2

2

18.11

1

3

19.11

1

4

21.11

1

5

22.11,25-26.11

3

6

28.11

1

7

29.11

1

8

2.12

1

1

3.12

1

2

5.12

1

3

6.12

1

И. Бунин «Первый снег»

Совершенствовать
технику чтения путѐм
отработки
выразительности.
Обобщающий урок по теме «Картины Развивать
родной природы. Осень»
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение М.М. Пришвин
Коррекция
умения
«Золотой луг»
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Ю. Яковлев «Колючка»
Коррекция недостатков
монологической
и
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
диалогической
форм
устной речи.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и
Развивать
умение
дома» (отрывок)
пересказывать
рассказ
по
вопросам,
В. Медведев «Фосфорический»
самостоятельно.
мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Коррекция
умения
пересказывать
Я. Аким «Твой друг»
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Обобщающий урок по теме «О
Развивать
друзьях-товарищах»
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение Н.Носов
Коррекция
умения
«Фантазѐры»
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
И. Крылов «Ворона и Лисица»
Совершенствовать
технику чтения путѐм
И. Крылов «Щука и Кот»
отработки
выразительности.
И. Крылов «Квартет»
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя

речи.
4

9.12

1

1

10.12

1

2

12.12

1

3

13.12,16-17.12,19.12

4

4

20.12,23.12

2

5

24.12

1

6

26.12

1

Обобщающий урок по теме «Басни И. Развивать
Крылова»
познавательную
деятельность
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
Развивать связную речь
через пересказ.
О. Бондарчук «Слепой домик»
Развивать
умение
устанавливать
В. Осеева «Бабка»
несложные
причинно-следственные,
А. Платонов «Сухой хлеб»
временные связи между
отдельными фактами и
явлениями
на
материале
художественных
текстов.
В. Распутин «Люся» (отрывок из
Развивать
умение
повести «Последний срок»
пересказывать
рассказ
по
вопросам,
самостоятельно.
В. Брюсов «Труд»

7

27.12

1

Р. Рождественский «Огромное небо»

8

13.01

1

9

14.01

1

1

16.01

1

2

17.01

1

Развивать связную речь
через пересказ.
Обобщающий урок по теме «Спешите Развивать
делать добро»
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На Коррекция
умения
льдине»
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою
Совершенствовать
Зимою…»
технику чтения путѐм
отработки
Г. Скребицкий «Декабрь»
выразительности.

К. Бальмонт «К зиме»

Развивать
внимание,
воображение,
память
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
через различные виды
заданий.
Совершенствовать
словесную
систему
мышления.
С. Есенин «Поѐт зима – аукает…»
Развивать связную речь
через заучивание.
С. Есенин «Берѐза»
Развивать
адекватную
самооценку,
навыки
А. Пушкин «Зимняя дорога»
самостоятельной
работы.
Обобщающий урок по теме «Картины Развивать
родной природы. Зима»
познавательную
деятельность
Весна. Г. Скребицкий «Март»
Развивать связную речь.

3

20.01

1

4

21.09,23.01

2

5

24.01

1

6

27.01

1

7

28.01

1

8

30.01

1

1

31.01

1

2

3.02

1

3

4.02

1

4

6.02

1

Г. Скребицкий «От первых проталин
до первой грозы» (отрывки)

5

7.02

1

Г. Скребицкий «Весна - красна»

6

10.02

1

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

7

11.02

1

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

А. Толстой «Вот уж снег последний в
поле тает…»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин
«В краю дедушки Мазая»

Расширять
словарный
запас.
Коррекция
умения
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Развивать
артикуляционный
аппарат.
Развивать связную речь
через заучивание.
Развивать
внимание,
воображение,
память
через различные виды
заданий.
Совершенствовать
словесную
систему
мышления.

8

13.02

1

9

14.02

1

10

17.02

1

11

18.02

1

12

20.02

1

13

21.02

1

14

25.02

1

15

27.02

1

16

28.02

1

17

2.03

1

18

3.03

1

1

5-6.03

2

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

Развивать
внимание,
воображение,
память
А. Толстой «Весенние ручьи»
через различные виды
(отрывки из повести «Детство
заданий.
Никиты»)
Совершенствовать
словесную
систему
мышления.
А. Пушкин «Гонимы вешними
Совершенствовать
лучами…»
технику чтения путѐм
отработки
выразительности.
А. Блок «Ворона»
Развивать связную речь
через заучивание.
Е. Серова «Подснежник»
Развивать
внимание,
воображение,
память.
И. Соколов – Микитов «Весна»
через различные виды
заданий.
Совершенствовать
словесную
систему
мышления.
И. Бунин «Крупный дождь в лесу
Совершенствовать
зелѐном…»
технику чтения путѐм
отработки
С. Есенин «Черѐмуха»
выразительности.
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
Развивать
артикуляционный
аппарат.
Обобщающий урок по теме «Картины Развивать
родной природы. Весна»
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение Б.С. Житков
Коррекция
умения
«Наводнение»
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
Н. Гарин – Михайловский «Тѐма и
Отрабатывать технику
Жучка» (отрывки из повести
чтения,
формировать
«Детство Тѐмы»)
навыки
грамотного

осознанного чтения.
2

10,12,13.03

3

3

16.03

1

4

17,19,20.03

3

5

23.03

1

6

24.03

1

7

26.03

1

8

27.03

1

9

30.03

1

10

31.03

1

1

2.04

1

2

3.04

1

3

6.04

1

4

7.04

1

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»

Развивать связную речь
через пересказ.
Развивать
зрительное
восприятие, память.
Б. Житков «Про обезьянку»
Развивать
адекватную
самооценку,
навыки
Э. Асадов «Дачники»
самостоятельной
работы.
Э. Асадов «Дачники»
Развивать
внимание,
воображение, память.
Ф. Абрамов «Из рассказов Олѐны
Расширять
словарный
Даниловны»
запас.
С. Михалков «Будь человеком»
Развивать связную речь
через пересказ.
Обобщающий урок по теме «О
Развивать
животных»
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение М.М. Пришвин
Коррекция
умения
«Ярик»
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
По О. Тихомирову «На поле
Отрабатывать технику
Куликовом. Москва собирает войско» чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного чтения.
По О. Тихомирову «На поле
Развитие
волевых
Куликовом. Куликовская битва»
качеств, познавательных
интересов.
По О. Тихомирову «На поле
Развитие
волевых
Куликовом. Слава героям»
качеств, познавательных
интересов.
По С. Алексееву «Рассказы о войне
Отрабатывать технику
1812 года. Бородино. Ключи Конец
чтения,
формировать
похода»
навыки
грамотного

осознанного чтения.
5

9.04

1

6

10,13,14,16.04

4

7

17.04

1

8

20.04

1

9

21.04

1

10

23.04

1

1

24,27.04

2

2

28,30.04,5.05,7.05,8.0
5

5

3

11.05,12,14,15.05

4

4

18.05,19,21.05

3

5

22.05

1

6

23.05

1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое
лето…» (отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

Развивать
диалогическую речь.

Коррекция
умения
пересказывать
прочитанное, отвечать
на вопросы по тексту.
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь Совершенствовать
метелью!»
технику чтения путѐм
отработки
выразительности.
Ю Коринец «У могилы неизвестного Развитие
волевых
солдата»
качеств, познавательных
интересов.
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой
Развивать
«Прыжок»
диалогическую речь.
Обобщающий урок по теме «Из
Развивать
прошлого нашего народа»
познавательную
деятельность
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
Развивать связную речь.
М. Твен «Приключения Тома
Сойера» (отрывки)

Развитие
волевых
качеств, познавательных
интересов.
С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Отрабатывать технику
Нильса с дикими гусями»
чтения,
формировать
грамотного
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) навыки
осознанного чтения.
Обобщающий урок по теме
Развивать
познавательную
деятельность
Внеклассное чтение В.А. Осеева
Коррекция
умения
«Волшебное слово»
пересказывать
прочитанное, отвечать

на вопросы по тексту.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».