Рабочая программа по литературе для обучающихся по АООП для УО(ИН), 6 класс, Галицына Н.Ф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –
8-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 230 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся
отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но
на более сложном речевом и понятийном материале.




Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается
при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:







Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.





Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и
настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в
жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными
значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки
героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам,
подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной
учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по
заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.

1.
2.
3.
4.
5.

Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

6.
7.
8.
9.

К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
В.В Бианки «Голубые лягушки».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Произведения писателей севера.

2.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи».

Базовый уровень
Ученик научится:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Ученик получит возможность научиться:
-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
-сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Минимальный уровень
Ученик научится:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.

Содержание учебного предмета «Чтение и развитие речи»
Вводный урок (1 час). Статья В. Пескова «Отечество». Определение главной мысли текста. Рассуждение на тему, почему человеку нужно
знать свои корни.
Устное народное творчество (1 час). Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Выразительное, осмысленное чтение,
чтение по ролям. Определение основных черт характера героев, характеристика его поступков. Объяснение отдельных слов и выражений из
текста былины.
Произведения русских писателей (74 часа). Отрывки из художественных произведений русских писателей XIX-XX в.в. о героическом
прошлом и настоящем нашей Родины, о борьбе за мир, о труде людей, о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных
событиях в жизни страны. Выразительное, правильное, беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Умение ответить на вопросы по
тексту, составить свои вопросы. Составление коллективно (с помощью учителя) плана текста, подробный или краткий пересказ (с
ипользованием слов и выражений из текста, своими словами). Выделение главной мысли произведения, определение позиции и чувств
автора. Определение основных черт характера героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов,
объяснение с помощью учителя значения отдельных слов и выражений. Формирование навыка устного словесного рисования (описание
места событий, помещения, человека, природы). Составление кроссворда, викторины по тексту. Формирование навыка взаимоконтроля
выразительного чтения (по плану с помощью учителя). Самостоятельное чтение отрывка с различным заданием по прочитанному:
подготовка к выразительному чтению, выделение отдельных мест в тексте по вопросам, подбор слов для характеристики персонажа или его
поступка, пересказ, выражение своего мнения о герое. Формирование навыка полного развернутого ответа, небольшого рассуждения на
темы дружбы, счастья, доброты.
Произведения русских поэтов (19 часов). Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX-XX в.в. (о природе, о человеке, о
Родине, о Великой Отечественной войне). Разбор содержания стихотворений с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов,
подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение с помощью учителя слов в переносном значении, образных
выражений, характеризующих поступки героев и картины природы. Формирование навыка устного словесного рисования (описание
природы). Заучивание стихотворных текстов наизусть.
Произведения зарубежных писателей (25 часов). Знакомство с произведениями (отрывками из произведений) известных зарубежных
детсуих писателей и сказочников (Д.Биссет, Х.-К.Андерсен, Р.Киплинг, Дж.Родари, А. де Сент-Экзюпери). Выразительное, правильное,
беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Обсуждение прочитанных произведений, определение главной мысли текста, нравственных

и общечеловеческих ценностей, утверждаемых в сказках зарубежных писателей, формирование у учащихся высоких нравственных и
эстетических критериев, умений правильно оценивать прекрасное в жизни, природе и искусстве. Определение основных черт характера
героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов, объяснение с помощью учителя значения отдельных
слов и выражений. Разгадывание кроссвордов, викторин по произведениям. Соотнесение иллюстраций с эпизодами. Создание своих
собственных иллюстраций к произведениям.
Уроки внеклассного чтения (9 часов). Обращение к значимым общечеловеческим проблемам и темам. Развитие навыка самостоятельного
чтения рекомендованных учителем произведений. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о
книках, называние главных действующих лиц. Формирование умения передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать
содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
Обобщающие (итоговые) уроки (2 часа). Подведение итогов чтения произведений за определенный период обучения (обсуждение
основных тем произведений, обмен впечатлениями о героях и описываемых событиях), занимательные задания (викторины, кроссворды –
составление самостоятельно, с помощью учителя; работа с занимательными заданиями, предложенными учителем), иллюстрации к
произведениям, тесты (для самопроверки и взаимопроверки).
Проверка техники чтения учащихся (1 час). Контроль сформированности навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного
чтения вслух.
4.

Учебно-тематический план. 6-й класс.

5.

Календарно-тематический план

Кол-во
часов
Тема урока
Коррекционная работа
Дата
План
Факт
1
1

Отечество. По В. Пескову
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.
2
1
Россия. М. Ножкин
Развивать память, внимание, мышление.
3
1
Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
4
1
Сентябрь. В. Бианки.
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин
Развивать память, внимание, мышление.
5
1
Грабитель. Ю. Качаев
Корригировать навык чтения целыми
словами, без ошибок, выразительно.
6-8
3
Белый домик. Б. Житков

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
9-10
2
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
11-14
4
Звонкие ключи. А. Белорусец
Развивать умения пересказывать отрывки из текста.
15-17
3
Заячьи лапы. К. Паустовский
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
18-20
3
Внеклассное чтение. «Васюткино озеро» В.П. Астафьев.

21
1
Осенний день в берѐзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
22
1

Октябрь. В. Бианки
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на
материале художественных текстов.
23-24
2
Сказка про спички. С.Я. Маршак
25-26
2
Петя мечтает. Б. Заходер
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
27-28
2
Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
29-30
2
Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
31-32
2
Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари
Развивать умения пересказывать отрывки из текста.

33-35
3
Пуговкин домик. Дж. Родари
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
36
1
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)
Соблюдение пунктуации.
37-38
2
Внеклассное чтение. Сказки народов севера. (по выбору учителя)

39
1
Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка
Совершенствовать технику чтения путѐм отработки выразительности.
40
1
Ноябрь. В. Бианки
Развивать связную речь.
41-42
2

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
Расширять словарный запас.
43-44
2
На берегу Невы. По С. Алексееву
Соблюдение пунктуации.
45-47
3
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Развивать познавательную деятельность
48
1
Контрольная работа за 1 триместр

49-51
3
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
52
1
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

53-55
3
Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
56
1
Декабрь. В. Бианки
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на
материале художественных текстов.
57
1
Новогодние загадки. Е. Благинина
Расширять словарный запас. Заучивать загадки.
58
1
Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
Развивать познавательную деятельность
59
1
Тѐплый снег. А. Дорохов
Совершенствовать технику чтения путѐм отработки выразительности.
60
1
«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
61
1
Пушкин. Д. Хармс
Соблюдение пунктуации.
62
1
Январь. В. Бианки
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
63-64
2
Ель. (Сказка.) Г.-Х. Андерсен
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
65-66
2
Каштанка. А. Чехов
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
67
1
«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин
68

1
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков
Развивать познавательную деятельность
69-70
2
Лѐля и Минька. М. Зощенко
Совершенствовать технику чтения путѐм отработки выразительности.
71-72
2
Пурга. Ю. Рытхэу
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
73-74
2
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
75
1
Февраль. В. Бианки
Развивать познавательную деятельность
76-80
5
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак
Развивать связную речь через пересказ.

81-87
7
Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на
материале художественных текстов.
88
1
Первые приметы. С. Смирнов
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
89
1
Весна идѐт. По В. Пескову
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
90
1
Жаркий час. М. Пришвин
Развивать связную речь через пересказ.
91
1
Март. В. Бианки

92
1
Контрольная работа за 2 триместр.

93
1
Жаворонок. В. Жуковский
Совершенствовать технику чтения путѐм отработки выразительности.
94-95
2
Стальное колечко. К.Паустовский.
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
96
1
«Как после мартовских метелей…». А.
Твардовский
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
97
1
«И вот шатѐр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев
Совершенствовать словесную систему мышления.
98-99
2
Апрель. В. Бианки
Развивать связную речь через заучивание.

100-101
2
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
102-104
3
Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
105-106
2
Злодейка. По В. Астафьеву

107-108
2
Рассказы про зверей. По Е. Барониной
Развивать познавательную деятельность
109-110
2
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
111-112
2

Кот в сапогах. В. Драгунский
Развивать связную речь.
113
1
Заяц и ѐж. Д. Хармс
Расширять словарный запас.
114
1
Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов
Развивать артикуляционный аппарат.
115-120
6
Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу
Развивать связную речь через заучивание.
121
1
«Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
122
1
Май. В. Бианки
Совершенствовать словесную систему мышления.

123-124
2
Внеклассное чтение. Произведения северных писателей о войне.

125
1
Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
126-127
2
Звездолѐт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев
128-129
2
Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому
Совершенствовать технику чтения путѐм отработки выразительности.
130-131
2
Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери
Развивать связную речь через заучивание.
132
1
Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
133
1
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков
134
1
«Зима недаром злиться» Ф.И. Тютчев
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий.
135
1
«Весна» А.Н. Плещеев
Развивать связную речь через заучивание.
136
1
«Ласточки» А.Н. Майков
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий.
Итого: 136 часов

Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

2. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. -

224с. (коррекционная педагогика).
1. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное

издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика)


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».