Рабочая программа по информатике для обучающихся по АООП для УО(ИН), 9 класс, Зинченко А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 9 класс» для
школьников, обучающихся по адаптированной программе (автор – составитель И.Г. Громкова, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева,
2015г.).
Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса,
который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт
целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных
видов деятельности.
Цели изучения курса:
 общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды
обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;
 технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;
 коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и
др.).
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися
навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами
с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение
учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные
понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций,
близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а
сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в
повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный
подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и
дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и
общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что
обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов
мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса,
сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком
отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной
сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.
Программой предусмотрено проведение:
 практические работы – 17;
 контрольные работы – 2.
Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса «Информатика и ИКТ» специальных (коррекционных) классов
VIII вида
Учащиеся должны:
знать \ понимать
 предмет изучения информатики;
 ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;
 состав основных устройств компьютера, их назначение;
 элементы диалогового окна;
 объекты Рабочего стола;
 элементы окна программы;
 назначение текстовых редакторов;
 основные объекты текстового редактора;
 основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);
 назначение графического редактора;
 назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;
 назначение и роль Интернета в развитии общества;
 технологию поиска информации в Интернете;
 иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
 историю и перспективы развития компьютерных техники;
 иметь представление о социальных сетях;
 правила общения в социальных сетях.
уметь

 следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
 приводить примеры информации;
 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой, мышью;
 запускать программы с помощью Главного меню;
 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;
 пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;
 выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;
 перемещаться по тексту;
 сохранять текст;
 пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;
 создавать изображение в среде графического редактора;
 сохранять графические изображения;
 искать информацию с помощью поисковых систем;
 пользоваться электронной почтой;
 пользоваться социальными сетями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение – 9 ч.
Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и
файлами. Стандартные программы Windows.
Практикум
1. Устройство персонального компьютера.
2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.
3. Создание папки.
4. Стандартные программы Windows.
Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.
Текстовый редактор MICROSOFT WORD. Создание документов в MS Word. Маркированные и нумерованные списки. Построение
таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.

Практикум
1. Ввод и редактирование документа.
2. Работа с фрагментом текста.
3. Форматирование текста.
4. Создание списков.
5. Создание и редактирование таблицы.
6. Форматирование таблицы.
7. Занесение данных в таблицу.
8. Работа с рисунком.
9. Вид документа.
10. Печать документа.
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.
История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.
Практикум
1. Поиск информации в Интернете.
2. Создание электронного ящика.
3. Общение в социальных сетях.

№

Тема урока

К
Ч

Элементы содержания

Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч
ТБ. Монитор. Системный блок.
Повторить с учащимися с
Клавиатура. Компьютерная мышь.
правилами поведения в кабинете
Принтер. Сканер.
информатики; архитектуру ПК
Многофункциональное устройство
(МФУ). Акустические колонки.
Модем. Веб – камера.
Монитор. Системный блок.
Знать основные составляющие
Клавиатура. Компьютерная мышь.
ПК (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь)

1

Техника безопасности в
компьютерном классе.
Устройство ПК

1

2

Практическая работа №1
Устройство персонального
компьютера. ТБ

1

3

Операционная система
Windows

1

4

Практическая работа №2
Операционная система
Windows: настройка
параметров рабочего стола.
ТБ
Основные действия с
папками и файлами

1

1

Файл. Имя файла. Тип файла.
Расширение. Значки файлов.
Операции с файлами. Папка.
Вложенная папка.

6

Практическая работа №3
Создание папки. ТБ

1

Операции с папками: создание,
копирование, перемещение,
удаление, переименование

7

Стандартные программы
Windows

1

Стандартные программы
операционной системы Windows:
Калькулятор, WordPad, Paint

5

Образовательные задачи

Рабочий стол. Специальные
объекты Windows: Мой компьютер,
Сетевое окружение, Корзина.
Элементы управления: Панель
задач, Пуск
Пуск. Главное меню. Вложенное
(скрытое) меню. Тема Рабочего
стола. Фон Рабочего стола.
Выключение компьютера

Знать элементы управления
Рабочего стола, специальные
объекты Windows
Уметь пользоваться элементами
управления: Пуск, Панель задач;
устанавливать тему и фон
Рабочего стола; выключать
компьютер
Сформировать представления о
понятиях «файл» и «папка»;
познакомиться с основными
операциями над файлами и
папками
Уметь выполнять операции с
папками: создание, копирование,
перемещение, удаление,
переименование
Знать стандартные программы
операционной системы Windows:
Калькулятор, WordPad, Paint; их
возможности и назначение

Коррекционо –
развивающие задачи

Дата

Развитие психических
6.09
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
13.09
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
20.09
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
27.09
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
4.10
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
11.10
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
18.10
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

8

Практическая работа №4
Стандартные программы
Windows. ТБ

1

Стандартные программы
операционной системы Windows:
Калькулятор, WordPad, Paint

9

Входная контрольная
работа

1

10

Текстовый редактор
MICROSOFT WORD

1

Контрольная работа в формате
Уметь применять полученные
тестирования
знания и навыки
Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч
Текстовый редактор: возможности, Расширить представления о
назначение, основные элементы.
текстовом редакторе и его
Основные действия с текстом.
возможностях

11

Создание документов в
MS Word

1

12

Практическая работа №5
Ввод и редактирование
документа. ТБ

1

13

Практическая работа №6
Работа с фрагментом
текста. ТБ

1

14

Практическая работа №7
Форматирование текста. ТБ

1

15

Маркированные и
нумерованные списки

1

Основные элементы среды
Microsoft Word. Создание текста.
Ввод текста в документ. Абзац.
Редактирование текста. Удаление
текста. Форматирование текста.
Атрибуты форматирования.
Выравнивание текста.
Запуск программы Word. Создание
нового документа. Набор текста по
образцу. Проверка правописания.
Сохранение документа. Закрытие
программы Word
Запуск программы Word. Открытие
ранее сохранённого документа.
Редактирование ранее созданного
документа. Сохранение документа.
Закрытие программы Word
Запуск программы Word. Создание
нового документа. Набор текста по
образцу. Форматирование текста.
Сохранение документа. Закрытие
программы Word
Приёмы создания текстового
документа. Нумерованный список.

Уметь пользоваться
стандартными программами
операционной системы Windows:
Калькулятор, WordPad, Paint

Знать основные элементы среды
Microsoft Word; приёмы работы с
текстом в Microsoft Word

Развитие устойчивого
внимания, памяти. Развитие
психических процессов и их
коррекция. Развитие
устойчивого интереса к
знаниям
Развитие чувства времени и
длительности его.

25.10

09.11

Развитие психических
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
19.11
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Продолжить работу над
формированием навыков ввода
текста и его редактирования;
сохранять документ

Развитие психических
26.11
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Продолжить работу над
формированием навыков
редактирования ранее созданного
текста; сохранять документ

Развитие психических
3.12
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Продолжить работу над
формированием навыков
форматирования текста по
образцу; сохранять документ

Развитие психических
10.12
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Иметь представление о списках.
Знать отличия маркированного

Развитие психических
процессов и их коррекция.

17.12

16

Практическая работа №8
Создание списков. ТБ

1

17

Построение таблиц

1

18

Практическая работа №9
Создание и редактирование
таблицы. ТБ

1

19

Практическая работа №10
Форматирование таблицы.
ТБ

1

20

Практическая работа №11
Занесение данных в
таблицу. ТБ

1

21

Работа с рисунком

1

Маркированный список. Примеры.
Создание списков
Запуск программы Word. Создание
нового документа. Набор текста по
образцу. Оформление текста в виде
списка. Сохранение документа.
Закрытие программы Word
Приёмы создания текстового
документа. Таблица. Вставка
таблицы в документ Microsoft Word.
Построение таблица. Операции с
таблицей. Внесение данных в
таблицу.
Запуск программы Word. Создание
нового документа. Вставка таблицы
в документ Microsoft Word. Вставка
строки \ столбца в имеющуюся
таблицу. Сохранение документа.
Закрытие программы Word
Запуск программы Word. Создание
нового документа. Вставка таблицы
в документ Microsoft Word.
Создание бланка документа по
образцу. Сохранение документа.
Закрытие программы Word
Запуск программы Word. Открытие
ранее созданного документа.
Заполнение бланка документа
данными Сохранение документа.
Закрытие программы Word
Приёмы создания текстового
документа. Коллекция клипов
Microsoft Office. Надписи и
объекты WordArt. Панель
инструментов Рисование. Вставка
рисунка из графического файла.
Изменение положения рисунка в

списка от нумерованного;
правила создания списка
Уметь оформлять текст в виде
списка; сохранять документ

Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
24.12
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Иметь представление о таблице
как о форме представления
текстовой информации. Знать
правила построения таблицы,
операции с ней; правила
внесения данных в таблицу
Уметь строить таблицу в
текстовом документе; вносить в
таблицу данные; добавлять \
удалять строки \ столбцы;
сохранять документ

Развитие психических
14.01
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Продолжить работу над
формированием навыков
форматирования таблицы;
сохранять документ

Развитие психических
04.02
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Продолжить работу над
формированием навыков
внесения данных в таблицу;
сохранять документ

Развитие психических
11.02
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Знать правила создания и работы
с рисунком в текстовом
документе

Развитие психических
18.02
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Развитие психических
28.01
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

22

Практическая работа №12
Работа с рисунком. ТБ

1

23

Вид документа

1

24

Практическая работа №13
Вид документа. ТБ

1

25
26

Печать документа
Практическая работа №14
Печать документа. ТБ

1

27

История развития
компьютерных сетей

1

документе. Изменение цвета
рисунка. Выбор стиля рисунка.
Удаление рисунка
Запуск программы Word. Создание Уметь создавать рисунок в
нового документа. Создание
текстовом документе; сохранять
рисунка по образцу. Сохранение
документ
документа. Закрытие программы
Word
Приёмы создания рисунка в
Иметь представление о виде
текстовом документе. Режим
документа
просмотра документа. Режим
чтения. Параметры просмотра.
Дополнительные элементы
Запуск программы Word. Открытие Продолжить работу над
ранее созданного документа.
формированием навыков работы
Изменение вида текстового
с текстом; сохранять документ
документа в соответствии с
требованиями. Сохранение
документа. Закрытие программы
Word
Принтер. Настройка параметров
Знать, какие устройства
страницы для печати. Раздел печати используются для печати
документа. Окно печати документа. документа; настройку
Печать документа.
параметров страницы для печати
Открытие ранее созданного
Продолжить работу над
документа. Предварительный
формированием навыков печати
просмотр. Печать документа
документа
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч
История развития компьютерных
Познакомить с историей
сетей. Этапы развития.
развития компьютерных сетей
Компьютерная сеть. Назначение.
Интернет как средство для обмена
информацией.

Развитие психических
25.02
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
03.03
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям
Развитие психических
10.03
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Развитие психических
17.03
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Развитие психических
7.04
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

28
29

Поисковая служба
Интернета
Практическая работа №15
Поиск информации в
Интернете. ТБ

1

Поисковая служба Интернета.
Яндекс. Google. Рамблер. Mail.
Назначение поисковых систем.
Поиск информации в Интернете с
использованием поисковых служб

30
31

Электронная почта
Практическая работа №16
Создание электронного
ящика. ТБ

1

Назначение поисковых систем.
Электронная почта: возможности,
назначение. Схема доставки
сообщения. Преимущества и
недостатки e-mail. Почтовый адрес
Создание электронной почты на
www.yandex.ru, www.mail.ru

32
33

Социальные сети
Практическая работа №17
Общение в социальных
сетях. ТБ

1

34

Итоговая контрольная
работа

1

Назначение поисковых систем.
Социальная сеть. Основные
функции социальных сетей.
Социальные сети: Одноклассники,
ВКонтакте, Мой мир и др. правила
общения в социальных сетях
Контрольная работа в формате
тестирования

Знать поисковые службы
Интернета: Яндекс. Google.
Рамблер. Mail; их возможности
и назначение
Уметь выполнять поиск
информации в Интернете с
использованием поисковых
служб
Иметь представление об
электронной почте, её
возможности, назначение, схеме
доставки сообщений,
достоинства и недостатки
Уметь создавать электронную
почту на www.yandex.ru,
www.mail.ru
Иметь представление о
социальных сетях, их
возможностях и назначении
Знать . правила общения в
социальных сетях

Развитие психических
14.04
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Уметь применять полученные
знания и навыки

Развитие чувства времени и
длительности его.

Развитие психических
21.04
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

Развитие психических
28.04
процессов и их коррекция.
Развитие устойчивого интереса
к знаниям

19.05


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».