Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по АООП для УО(ИН), 5 класс, Львова Л.В.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана для
детей с легкой умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. No1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида.
5– 9 классы\ под ред. В.В. Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010.
Программа ориентирована на учебник для 5 классов общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторысоставители: Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Рекомендовано Министерством образования
и науки Российской Федерации. 4-е издание, Москва «Просвещение», 2019.


Цель предмета:
Развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной
деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
 формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
 формирование элементарных представлений о русском языке как средстве
общения и источнике получения знаний;
 использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский
язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения.
Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность.
Основным направлением работы является развитие речи
учащихся
как
средства
общения и коррекции их мыслительной деятельности.
2

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с
целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает следующие направления:
• Коррекция – развитие речи.
• Развитие различных видов мышления.
• Развитие основных мыслительных операций.
• Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
При обучении языку используются следующие принципы:
• принцип коррекционно – речевой направленности;
• воспитывающий и развивающий принципы;
• принцип доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности обучения;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным
планом школы рассчитана на 170 час в год, 5 часов в неделю.
Содержание предмета «Русский язык»
Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»
Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль,
ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная
азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с
орфографическим словарем
Тема 2. Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я
Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами ь, е, ё, ю, я.
Тема 3. Мягкий знак
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь Дифференциация
слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья).
Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Тема 4. Различение текста и не текста
Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.
Тема 5. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и
буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Тема 6. Ударные и безударные гласные
Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции.
Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые
безударные гласные.
Тема 7. Определение темы текста
Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Раздел 2. «Предложение. Текст»
Тема 1. Отличие предложения от текста
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с
помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности
предложений в тексте. Связь предложений в тексте.
Тема 2. Предложение как единица речи
Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце
предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в предложении.
3

Тема 3. Главные и второстепенные члены предложения.
Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что
делал? что сделает?). Выделение в предложении главных членов и второстепенных
членов предложения
Раздел 3. «Слово. Текст».
Состав слова
Тема 1. Корень и однокоренные слова
Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и
различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Тема 2. Окончание
Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Тема 3. Приставка
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на
стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный
ъ в словах с приставками.
Тема 4. Суффикс
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, ик- и др.).
Тема 5. Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы
слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов.
Тема 6. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения
формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за
единообразным
написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Тема 7. Непроверяемые написания в корне слова
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми
согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление
словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов.
Части речи
Тема 1. Названия предметов, действий, признаков
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 2. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как
средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и
значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 3. Имя существительное. Значение существительных в речи.
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий:
люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению.
Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с
союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Тема 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью
вопросов «кто это?», «что это?».
Тема 5. Имена существительные собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
4

имен собственных. Правописание имен собственных.
Тема 6. Текст. Тема и основная мысль в тексте
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Тема 7. Изменение имен существительных по числам
Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в
единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Тема 8. Род существительных
Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение
существительных по родам.
Тема 9. Существительное. Закрепление знаний
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам.
Тема 10. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки,
обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан
предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен
прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных
определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное
восстановление текста по опорным словосочетаниям
Тема 11. Изменение прилагательных по родам
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен
прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с
существительным.
Тема 12. Глагол. Значение глагола в речи
Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,
чувства).
Тема 13. Изменение глаголов по временам
Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола.
Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Тема 14. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку
или вопросы.
Тема 15. Глагол. Закрепление знаний.
Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Тема 1. Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.
Тема 2. Нераспространенное и распространенное предложения
Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка
слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к
зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Тема 3. Однородные члены предложения
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Дополнение предложений однородными членами.
Тема 4. Интонация предложений
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
5

Выделение опросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с
данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном
предложении.
Тема 5. Составление диалогов
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач
диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от
перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Тема 6. Структура текста
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом,
деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью
слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Раздел 5. «Повторение. Связная речь»
Тема 1. Состав слова
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые
безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными.
Размещение слов по алфавиту.
Тема 2. Имя существительное
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род
имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).
Тема 3. Имя прилагательное
Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из
которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании
прилагательных от существительных.
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.
Род прилагательных.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе
прилагательных для описания предмета
Тема 4. Глагол
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам.
Тема 5. Предложение
Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный,
восклицательный знаки в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Тема 6. Текст
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в
тексте.
Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом.
Связная речь
Тема 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы,
средств связи предложений и частей текста.
Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 2. Свободный диктант
Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части.
Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с
6

опорой на выделенные слова.
Тема 3. Изложение текста по плану и опорным словам
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным
словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста.
Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве
опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 4. Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы,
структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств
связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с
последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Тема 5. Изложение текста, воспринятого на слух
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 6. Свободный диктант
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из
каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных
средств языка.
Тема 7. Изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из
текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Тема 8, 9. Составление текста письма
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор
содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске
и в тетрадях.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе
Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница,
диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы,
килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос,
космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана,
пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган,
человек, черный (48 слов).
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной
страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко - буквенного анализа
слов.
Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование
в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными
объектами.
Система оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программы
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по
русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность
ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г)
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
7

исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над
текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и
делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил,
искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует
помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V классе – 45 – 50 слов. Учету подлежат все
слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 3–5ошибками.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка.
Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания
не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом
слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «поо суда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на
замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных,
грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
Оценивание грамматического разбора
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления.
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
8

ученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или
не справляется с одним из заданий.
Отметка
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитываятему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря иорфографии. В V классах для изложений даются тексты повествовательного
характера,объемом 20–45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по
содержанию, так и по объему. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность
передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все
стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении
слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на
понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4
орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями
от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении
слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками.
Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются
значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4
ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения
или сочинения.
Перед написанием изложений
и
сочинений
должна
быть
проведена
подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова
выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем,
обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, можно выставить две
оценки– за грамотность и изложение содержания.
Планируемые результаты освоения программы.
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

ФГОС,

Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык»
для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;



способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
9






социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
активно включаться в полезную деятельность;
осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
оказывать помощь сверстникам и взрослым;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.;
 проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и
страны.








Коммуникативные учебные действия
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять действия
самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней
свою деятельность.
Познавательные учебные действия
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
10

на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между
частями слова, частями речи, в работе с предложением;
 использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматикоорфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
















Уровни освоения программы
Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы
слова (с помощью учителя);
учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова - по
слогам;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 45
слов);
участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с
опорой на таблицу;
находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

11

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
1

Раздел/тема
Звуки и буквы. Текст
Повторение. Звуки и буквы.
Текст.

2

Звуки речи: гласные и
согласные. Алфавит.

3

Гласные и согласные.
Несовпадение звука и буквы в
слове.
Твердые и мягкие
согласные
перед И, Е, Ю, Я.

4

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

Кол-во
Дата
часов
18
1
01.09

- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу;
- выполнять самопроверку,
взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- находить необходимую информацию в учебнике,
словаре;
- оперировать терминами «звук»,«буква», «гласный»,
«согласный», «орфограмма»;
- оперировать терминами «звук»,«буква», «гласный», 1
«согласный», «орфограмма»;
- устанавливать соответствие между количеством
гласных и слогов;
- делить слова на слоги;
- повторять алфавит;
- устанавливать
соответствиемежду
1
количеством гласных и с;
- делить слова на слоги;
- различать мягкие и твердые, звонкие и
1
глухие согласные на слух;
- обозначать мягкость согласных написьме
буквами ь, е, ё, ю, я, и;

Словарь

04.09

05.09

06.09

пассажир

12

5
6

7

8

9

Мягкий знак (ь) на конце
середине слова.
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
(ь).
Различение текста и не текста.

Парные звонкие и глухие
согласные, их правописание на
конце слова.
Ударные и безударные
гласные в слове.

- различать мягкие и твердые, звонкие и глухие
согласные на слух;
- писать слова с разделительныммягким знаком;

1

07.09

1

08.09

- различать текст от предложений;
- определять тему текста;
- выделять основную мысль текста;
- делить текст на части;
- списывать текст;
- различать парные звонкие и глухие согласные;

1

11.09

1

12.09

- различать ударные и безударные гласные

1

13.09

- уметь подбирать проверочные слова

2

14.09
15.09

10 -11

Проверка безударных
гласных вслове.

12-13

Текст. Определение темы
текста. Заголовок.

- читать текст;
- определять тему текста;
- озаглавливать текст;
- списывать текст;
- записывать под диктовку слова ипредложения.

2

18.09
19.09

14

Звуки и буквы. Закрепление
знаний.

- закрепить термины «звук», «буква»,
«гласный», «согласный», «орфограмма»;

1

20.09

15

Контрольный диктант № 1
«Звуки и буквы. Текст».
Работа над ошибками.
Закреплениезнаний по теме
«Звуки и буквы.
Текст».
Деловое письмо. Адрес.

1

21.09

1

22.09

1

25.09

16

17

- слушать текст диктанта;
- записывать текст под диктовку.
- работать над пробелами в знаниях

- запомнить и уметь перечислить все адресные
данные;
- тренироваться в записи адресов

область

13

- Коллективно составлять рассказ по серии
сюжетных картинок с обсуждением темы, средств
связи предложений и частей текста;
- озаглавливать текст в связи свыделенной темой;

18

Коллективное составление
рассказа посерии картинок.

II
19

Предложение. Текст.
Выражение в предложении
законченной мысли.

20

Распространение предложений.

- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу;
- выполнять самопроверку,
взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- находить необходимую информацию в учебнике,
словаре;
- определять границы предложений;
- распространять предложения;

21

Порядок слов в предложении.

- устанавливать порядок слов в предложении;

22

Связь слов в предложении.

23

Главные члены предложения.
Сказуемое.

24

Главные члены предложения.
Подлежащее.

- оперировать терминами «главные члены
предложения», «второстепенные члены
предложения», «подлежащее», «сказуемое»

1

04.10

25

Второстепенные члены
предложения.

- находить главные второстепенные члены
предложения;

1

05.10

1

26.09

17
1

27.09

1

28.09

1

29.09

- устанавливать связь слов в предложении при помощи 1
вопросов;
- оперировать терминами «главные члены
1
предложения», «подлежащее», «сказуемое»;

02.10
03.10

14

26

Текст. Отличие предложения от
текста. Деление текста на
предложения.

- устанавливать последовательностьпредложений в
тексте;
- читать текст;
- определять тему текста;
- озаглавливать текст;
- выделять основную мысль текста;
- делить текст на части, предложения;
- списывать текст;
- определять вид предложения поинтонации на
слух и в произношении;

1

06.10

1

09.10

27

Наблюдение за знаками
препинания в конце
предложений.

28

Вопросительные предложения.

- оперировать терминами «восклицательные
предложения»

1

10.10

29

Восклицательные предложения.

1

11.10

30

Повествовательные,
вопросительныеи
восклицательные предложения.
Предложение. Закрепление
знаний.

- оперировать терминами «вопросительные
предложения»
- различать повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения

1

12.10

облако

- закрепить изученные термины потеме
«Предложение»;

2

каникулы

1

13.10
16.10
17.10

1

18.10

31-32
33
34

Контрольный диктант № 2
«Предложение. Текст».
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Предложение. Текст».

- слушать текст диктанта;
- записывать текст под диктовку.
- работать над пробелами в знаниях

здравствуй,
свидания,
благодарю

до

15

35

Деловое письмо. Объявление.

III
3.1
36

Слово. Текст
Состав слова
Корень и однокоренные слова.

37

Общее и различия в
значенииоднокоренных слов.

38

Включение однокоренных
слов впредложения.

39

Окончание – изменяемая часть
слова.

40

Установление связи между
словамис помощью
окончания.

- познакомиться с разными по тематике
объявлениями;
- выделять в объявлении части;
- тренироваться в составлении объявлений,
разных по тематике сообщений, содержащихся в
них.

1

19.10

39
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу;
- выполнять самопроверку,
взаимопроверку;
- осуществлять самооценку; находить
необходимуюинформацию в учебнике, словаре

1

20.10

- оперировать терминами «корень»,
«однокоренные слова»,

1

23.10

-работа
над
предложениямиимеющих
однокоренные слова;
- подбирать однокоренные слова;
- составлять предложения с
однокоренными словами;
- оперировать термином
«окончание»
- уметь находить приставку в слове
- разбирать слова по составу
- связывать слова в
предложении при
помощиизменения
окончаний;

граница,
охрана

24.10

1

25.10

1

26.10

16

41-42

Приставка, как часть слова.

- оперировать термином «приставка»
- уметь находить приставку в слове
- разбирать слова по составу

2

27.10

43

Изменение значения слова в
зависимости от приставки.

1

07.11

44-45

Приставка и предлог.

- образовывать слова с новым значением при
помощи приставок
- разбирать слова по составу;
- оперировать терминами: «приставка», «предлог»
- различать на письме приставку ипредлог

2

08.11
09.11

46

Суффикс – как часть слова.

1

10.11

47-48

Изменение значения слова
взависимости от суффикса.

- образовывать слова с новым значением при
помощи приставок исуффиксов;
- образовывать слова с уменьшительноласкательнымзначением;
- разбирать слова по составу;
- образовывать слова при помощисуффиксов;

2

49

Изменение формы слова для
проверки безударной гласной в
корне.
Единообразное написание
гласных вкорне однокоренных
слов.
Слово-корень с ударной гласной.

- уметь подбирать проверочныеслова
- применять изученное правило написьме

1

13.11
14.11
15.11

50-51

52-53
54-55

Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных
слов.

- оперировать понятием «корень слова»
- применять изученное правило написьме

2

16.11
17.11

2

20.11
21.11
22.11
23.11

2

север

беседа

17

Проверяемые и проверочные
слова вгруппе однокоренных
слов.
Проверка безударных
гласных вкорне слова.

- подбирать проверочные слова;

2

24.11
27.11

- подбирать проверочные слова;

1

28.11

Изменение формы слова для
проверки парных звонких и
глухих согласных в корне.
Единообразное написание
парных звонких и глухих
согласных в корне
однокоренных слов.
Проверяемые гласные и
согласные в корне.

- изменять форму слова для проверки парных
звонких и глухих согласных в корне;

2

29.11
30.11

2

01.12
04.12

2

65-66

Непроверяемые написания в
корнеслова.

2

67-68

Единообразное написание корня
вгруппе однокоренных слов.

- запоминать слова с непроверяемыми
гласными и согласными в корне (словарные
слова);
- подбирать однокоренные слова

05.12
06.12
07.12
08.12

69-70

Состав слова. Закрепление
знаний.

- закрепить понятия: приставка,корень,
суффикс, окончание;

2

71

Контрольный диктант № 3
«Состав слова».
Работа над ошибками.
Закрепление
знаний по теме «Состав слова».
Деловое письмо. Поздравление.

56-57

58
59-60

61-62

63-64

72
73

- слушать текст диктанта;
- записывать текст под диктовку.
- работать над пробелами в знаниях
- писать поздравительные открытки
по общепринятому плану, соблюдаяправильное
расположение частей текста поздравления.

2

1

11.12
12.12
13.12
14.12
15.12

1

18.12

1

19.12

библиотека

18

74

Составление рассказа по
сюжетнойкартинке и данному
плану.

- определять последовательностьпредложений;
- составлять план текста;
- определять основную мысль текста;
- озаглавливать текст с отражениемего темы;
- коллективно записывать каждоепредложение с
опорой на план.

3.2

Части речи. Текст

75

Названия предметов, действий,
признаков.

- оперировать терминами «часть речи», «имя
существительное», «имя прилагательное», «глагол»;
- различать части речи по вопросам изначению;

1

21.12

76

Понятие о частях речи.
Существительное.

- различать части речи по вопросам изначению;
- определять к какой части речиотносятся
слова в предложении.

1

22.12

77

Глагол.

1

25.12

78

Имя прилагательное.

- различать части речи по вопросам изначению;
- определять к какой части речиотносятся слова
в предложении.
- различать части речи по вопросам изначению;
- определять к какой части речи относятся слова в
предложении.

1

26.12

79-80

Различение частей речи по
вопросами значениям.

- оперировать терминами «часть речи», «имя
существительное», «имя прилагательное», «глагол»;
- различать части речи по вопросам и значению;

2

27.12
28.12

1

20.12

70

забота

19

81
82

83-84

85
86-87

88-89
90-91
92
93
94

95

96-97

Контрольный диктант № 4
«Части речи».
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Части речи».
Употребление разных частей
речи в предложении и тексте.

- слушать текст диктанта;
- записывать текст под диктовку

1

29.12

1

10.01

- различать части речи по вопросам изначению;
- читать предложения;
- записывать предложения;

2

11.01
12.01

Имя существительное. Значение
существительных в речи
Одушевленные и
неодушевленные
существительные.
Собственные и нарицательные
существительные.

- знать грамматические признаки имени
существительного
- различать одушевленные и неодушевленные
существительные;
- правильно ставить вопросы
- различать имена существительные собственные и
нарицательные

1

15.01

2

16.01
17.01

2

Правописание имен
собственных.

- знать правописание имен собственных

2
1

18.01
19.01
22.01
23.01
24.01

- работать над пробелами в знаниях

1

25.01

- изменять имена существительныепо числам, по
падежам;

1

26.01

- знакомство с именами существительными мужского, 1
женского и среднего рода;
- оперировать понятием «род»;
- отработать понятие имена существительные
2
мужского рода

29.01

Контрольный диктант № 5
«Правописание имен
собственных».
Работа над ошибками.
Изменение существительных по
числам. Понятия о единственном
и множественном числе.
Род существительных.
Знакомствос понятием рода.
Существительные мужского
рода.

- работать над пробелами в знаниях

- слушать текст диктанта;
- записывать текст под диктовку

30.01
31.01

20

98-99

Существительные женского
рода.

- отработать понятие имена существительные
женского рода,

2

100101

Существительные среднего рода.

- отработать понятие имена существительные
среднего рода,

2

102

Различение
существительных породам.

- различать имена существительные мужского,
женского и среднего рода;

1

103104

Существительное.
Закрепление знаний.

- закрепить полученные знания потеме: «Имя
существительное»

2

105

Контрольный диктант № 6
« Имя существительное».

- слушать текст диктанта;
- определять тему текста;
- выделять основную мысль текста;
- записывать текст под диктовку.

1

08.02
09.02
12.02

106

Работа над ошибками.
Закреплениезнаний по теме
«Имя существительное»
Деловое письмо. Поздравление.

- работать над пробелами в знаниях

1

13.02

- тренироваться в написании поздравлений;
- опираться на схемы частей поздравления.

1

14.02

108

Коллективное изложение
текста,воспринятого на
слух.

- коллективно излагать текст,воспринятого на слух;
- составлять план текста;
- записывать текст на доске и втетрадях.

1

15.02

109

Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи.

- оперировать термином «имя прилагательное»,
- задавать вопросы к именам
прилагательным;
- ставить правильно вопрос к слову
- находить имя прилагательное среди других частей
речи

1

16.02

1

19.02

107

110

Различение признаков,
обозначаемых имена
прилагательные.

01.02
02.01
05.02
06.02
07.02

огромный

телевизор,
телефон

21

112113

Зависимость рода
прилагательных отрода
существительных.
Окончания прилагательных
мужского рода.

114115
116117

Окончания прилагательных
женскогорода.
Окончания прилагательных
среднегорода.

- изменять имена прилагательные породам;

2

- изменять имена прилагательные породам;

2

118

Изменение
прилагательных по
Родам.

- различать род именприлагательных
- изменять имена прилагательные породам

1

01.03

119120

Прилагательное. Закрепление
знаний.

- закрепить полученные знания потеме: «Имя
прилагательное»

2

04.03
05.03

121

Контрольный диктант № 7
« Имя прилагательное».

1

06.03

122

Работа над ошибками.
Закрепление
знаний по теме
«Прилагательное»
Деловое письмо. Записка.

- слушать текст диктанта;
- определять тему текста;
- выделять основную мысль текста;
- записывать текст под диктовку.
- работать над пробелами в знаниях

1

07.03

- научиться правильно выделять взаписке три
части;
- тренироваться в записи недостающих
частей разных
записок.
- оперировать понятием: «глагол»
- находить глагол среди другихчастей речи

2

11.03
12.03

2

13.03
14.03

111

123124

125126

Глагол. Значение глагола в речи.

- оперировать понятием «согласование»
- определять род имен прилагательных

1

20.02

- изменять имена прилагательные породам;

2

21.02
22.02
26.02
27.02
28.02
29.02

22

127128
129130
131132
133134
135136
137

138139

Различение действий,
обозначаемых глаголами.
Изменение глаголов по
временам.Настоящее время
глаголов.
Прошедшее время глаголов.

- находить глагол среди другихчастей речи

2

-изменять глаголы по временам
- оперировать понятием «настоящеевремя глагола»

2

- оперировать понятием «прошедшее время глагола» 2
- определять время глагола

21.03
22.03

Будущее время глаголов.

-оперировать понятием «будущеевремя глагола»
- определять время глагола
- различать глаголы по временам
- определять время глагола
- определять тему текста;
- выделять основную мысль текста;
- записывать текст под диктовку.

01.04
02.04
03.04
04.04
05.04

Различение глаголов по
временам.
Текст. Отбор примеров
и фактов для
подтверждения
основной мысли.
Глагол.
Закрепление знаний.

-

уметь определять время глагола
знать грамматические признакиглагола

2
2
1

15.03
18.03
19.03
20.03

2

08.04
09.04

140

Контрольный диктант № 8
«Глагол».

- писать текст под диктовку;
- выполнять грамматическоезадание

1

10.04

141

- работать над пробелами взнаниях

1

11.04

142

Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме:
«Глагол».
Коллективное изложение
текста, воспринятого на
слух, по данномуначалу и
опорным словам.

- излагать текст, воспринятый на слух, по плану,
опорным словам ивыделенным из текста
средствам связи предложений;
- самостоятельно записывать основную часть.

1

12.04

143

Промежуточная аттестация.
Контрольный диктант.

- писать текст под диктовку;
- выполнять грамматическое задание;

1

15.04

23

144

Работа над ошибками.

IV

Предложение. Текст.

145146
147148
149150

Главные члены предложения.

- находить главные члены предложения;

2

Второстепенные члены
предложения.

- находить главные и второстепенные члены
предложения;
- ставить вопрос от главных членов предложений
к второстепенным членам

2

- различать распространенные и
нераспространенные предложения;

151

152

Постановка вопросов от главных
членов предложений к
второстепенным членам.
Различение
нераспространенных и
распространенных
предложений.
Распространение предложений.

- работать над пробелами в знаниях;

1

16.04

15
17.04
18.04
19.04
22.04
23.04
24.04

лестница

1

25.04

однажды

- распространять предложения;
1
- различать распространенные и нераспространенные
предложения;

26.04

2

153

Знакомство с однородными
членами предложения.

- оперировать терминами «однородные члены
предложения»

1

29.04

154

Дополнение предложения
однородными членами.
Предложение. Закрепление
знаний.
Контрольный диктант № 9
«Предложение. Текст»

- находить в предложении «однородные члены
предложения»
- закрепить знания по теме «Предложение»

1

30.04

1

06.05

- писать текст под диктовку;
- выполнять грамматическое задание

1

07.05

155
156

победа

24

158159

Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Предложение. Текст»
Деловое письмо.
Объяснительная записка.

V
160161

Повторение
Повторение по теме
«Состав слова».

157

- работать над пробелами в знаниях

1

08.05

- познакомиться с понятиемобъяснительная
записка;
- выделять в объяснительной записке части;
- тренироваться в составлении объяснительных
записок, разных по тематике.

2

13.05
14.05

- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- находить необходимую информацию в учебнике,
словаре;
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать слова с новым значением при
помощи приставок и суффиксов;
- изменять форму слова при помощи изменения
окончаний;
- подбирать проверочные слова;
- запоминать слова с непроверяемыми
гласными и согласными в корне (словарные
слова);
- изменять форму слова для проверки парных
звонких и глухих согласных в корне;
- разбирать слова по составу;

10
2

15.05
16.05

25

162163

164165

166167
168

169170

Повторение по теме «Имя
существительное»

- повторить термины существительные
2
«одушевленные» и «неодушевленные»,
существительные «собственные» и «нарицательные,
«род», «число имен существительных»,
«склонение»;
- повторить род имен существительных,
2
прилагательных;
- повторить грамматические признаки имен
прилагательных;

17.05

Повторение по теме «Глагол».

- определять время глагола;

2

22.05

Повторение по теме
«Предложение».

- находить главные и второстепенные члены
предложения;
- распространять предложения;
- дополнять предложения однородными членами
предложения;
- распространять предложения;

1

23.05

Закрепление, повторение
изученного материала.

- оперировать терминами по темам: «Части речи»,
«Состав слова», «Предложение», «Текст»

2

24.05

Повторение по теме «Имя
прилагательное».

20.05
21.05

26

Контрольно-измерительные материалы.
Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» 5 класс
Контрольный диктант №1 «Звуки и буквы. Текст»
Забияка.
Мы высадились на маленький остров около Антарктиды. На острове жили пингвины. Раз
сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины мне в рот смотрят. Очень они любопытные.
За камнем жил пингвин-забияка. Ухватит клювом мой сапог и бьёт крыльями. А я
смотрю и смеюсь.
(45 слов)
Слова для справок: Антарктида, забияка.
Грамматическое задание:
1. Укажите количество букв и звуков в слове: забияка.
2. Подчеркни твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные зеленым
цветом в словах: клювом, крыльями.
Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст»
До свидания, лето!
Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по
ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее
берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит
чуткая тишина.
Всем жаль расставаться с летом.
(45 слов)
Слова для справок: чувствовалось, расставаться.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина.
2. Дополните второстепенными членами предложение: Пламенеют клёны.
Контрольный диктант № 3 «Состав слова»
Лось.
Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий
след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам.
На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не
поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору.
(По Г. Скребицкому) (47 слов)
Слова для справок: не поддался.
Грамматическое задание:
1. Выдели корень в словах: волки, лесной, убежал.
2. Обозначьте корень и суффикс в слове: лесник. Запишите ещё 2 слова с таким
же суффиксом.
Контрольный диктант № 4 «Части речи»
В тайге зимой.
Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко
над горами.
На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу
протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти
глухарю от соболя.
(45 слов)
Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.

Грамматическое задание:
1. Определить какой частью речи являются слова в предложении: Глубокую тропу в
снегу протоптали олени.
2. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие,
признак предмета, с корнем: –зим–
Контрольный диктант № 5 «Имя существительное»
Пернатые друзья.
В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни
птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу.
Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом.
Птицы понимали речь хозяина.
(По Г. Скребицкому) (42 слова)
Слова для справок: у меня, перелетали.
Грамматическое задание:
1. Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки.
2. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род
существительных.
Контрольный диктант № 6 «Падежи имён существительных»
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко
скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка
лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы
затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.
(46 слов)
Слова для справок: сумрак, сторожка.
Грамматическое задание:
1. Определи падеж имен существительных: День, из леса, под ногами.
2. Определи падеж имен существительных в предложении: Синий сумрак выполз из
леса и повис над сугробами.
Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное»
Тельняшка.
Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой
майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет - это
штормовые гребни. Море на груди.
Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить
трудное дело.
(43 слова)
Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.
Грамматическое задание:
1. В первом предложении подчеркнуть прилагательные.
2. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: Матрос.
Контрольный диктант № 8 «Глагол»
Рубеж.
Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит
вышка. У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.
Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт изпод земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём.
(42 слова)
Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ.

Грамматическое задание:
1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.
2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.
Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного материала»
Зайка и Мурка.
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были
мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.
А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца
за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.
(По Г. Скребицкому) (50 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении.
2. Укажите, какими частями речи они выражены.
Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст»
Глухари.
Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки
могучих крыльев. Это вылетели глухари.
Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в
чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.
лова для справок: оглушают. Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях.
2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Промежуточная аттестация (контрольный диктант)
Зайка и Мурка.
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были
мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.
А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца
за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.
(По Г. Скребицкому) (50 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении.
2. Укажите, какими частями речи они выражены.
Литература:
1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7
кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5
– 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
3. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / Э. В. Якубовская, Н.Г.
Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.

37


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».