Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 8 класс

Программа элективного курса по русскому языку для 8 класса
«С изложением на «ты»» (17 часов)
Пояснительная записка
Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому
культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.
Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование
способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Изложение как определённый способ письменного пересказа прослушанного или прочитанного текста играет важную роль в развитии и совершенствовании
коммуникативно-речевых умений. Эти умения должны быть сформированы у учеников основной школы, так как в процессе обучения на любом этапе им приходится
воспринимать на слух большое количество информации по разным предметам.
Письменный пересказ исходного текста формирует не только речевые умения, но и способствует становлению орфографического и пунктуационного навыка, а
также используется для обучения пониманию логики и композиции текста, обогащения словаря, фразеологии и синтаксиса. Изложение позволяет использовать
изучаемые грамматические средства языка при анализе исходного и создании собственного текста; способствует реализации воспитательных целей и задач;
активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление; развивает воссоздающее воображение.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления,
предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель курса
- создать условия для развития речевой грамотности учащихся, умения связно излагать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания, пользуясь
нужными языковыми средствами, опираясь на исходный текст;
- вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся;
- готовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса
- систематизировать и обобщить базовые знания по теории текста, функциональным стилям и типам речи;
- развивать у учащихся умение воспринимать текст на слух так, чтобы понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию и особенности авторского
стиля;

- формировать способность запоминать конкретные факты, выделять микротемы и соблюдать последовательность их изложения, развивать воссоздающее
воображение у учащихся
- совершенствовать умение воспроизводить услышанное в сжатом изложении, при этом точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте, адекватно воспринимать авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, использовать языковые
средства обобщённой передачи содержания;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки в процессе написания изложения.
Курс рассчитан на 17 часов, состоит из 2-х частей: 1часть – теоретические сведения об изложении в целом, 2 часть – теория и практика технологии написания сжатого
изложения
Тематическое планирование 1 части:

№

Тема занятия

Количество
часов

.7.09

1
Введение. Роль и место изложения в системе обучения.
Последовательность работы над изложением.
2
Функциональные стили речи. Их особенности.

1

3
Типы речи. Особенности композиции повествования, описания,
рассуждения. Сочетание типов речи.

2

4
Строение текста. Связность. Актуальное членение. Целостность
текста. Ключевые слова. Заглавие.
5
Тема. Проблема. Идея. Авторская позиция.

1

2

.14.0
921.09
.28.0
95.10
12.10

1

19.10
26.10
6

Виды изложения.

1

Итого

8

Тематическое планирование 2 части:
№

Тема занятия

Количество
часов

1

Способы и приемы сжатия текста.

1

1
тексте.

Понятие текста и его основных признаков, способов связи в

1

3
Абзац.

Тема, идея, проблема текста. Авторская позиция. Микротемы.

1

.9.11
16.11
.
.23.1
1
.30.1
1

4
Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого
изложения.
7

.

Практическое занятие №1.

6
Роль плана. Принципы составления плана. Упражнения на
освоение приемов сжатия текста.
7
Практическая работа с текстом №2.

1

1
1
1

.
8

Практическая работа №3.

1

9

Итоговая практическая работа.

1

Итого

9

.
.

Список используемой литературы:

1. Евграфова С.М. Секреты изложения // Русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

2. Егораева Г.Т. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. - Издательство «Экзамен».
3.Львова С.И. Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. – М.,
2002.
4. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации. – Ростов-на-Дону, 2007.
5. Книгина М.П., Коротченкова Л.В. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. – Саратов, 2009.
6. Корчагина Е.В. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Содержательный и языковой анализ текста»: 9-й класс. – М., 2010.
7. Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сочинение»: 9-й класс. – М., 2010.
8. И.П.Цыбулько и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. /ФИПИ. – М.: «Интеллект-центр», 2009.
9.Государственная аттестация выпускников 9 классов в новой фореме. Русский язык . 2009г. /Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В.
ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр». 2009.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».