Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику Русский родной язык : 9 класс : методическое пособие /
[О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю .Н. Гостева и др.; подред. О. М. Александровой.] — М. : Учебная литература, 2018.
Содержание учебного предмета«Родной( русский) язык» в 9-м классе
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное
построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚
из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и
творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно
учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии
«Язык и культура» научится:
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов снационально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения
фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках
изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно
употреблять иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм
современного русского языка;
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚
предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия
основным нормам современного литературного языка;
• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую
этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также
в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в
учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Календарно - тематическоепланирование
№
урока
Темаурока
Основноесодержание
Количе
ствоча
сов
Дата
Раздел 1. Язык и культура 6
Русский язык как зеркало
национальной
культуры и истории народа
(обобщение).
1
Отражение в русском языке культуры и
Важнейшие функции русского
истории русского народа
языка.
1
4.09
1
11.09
1
18.09
Понятие о русской языковой
картине мира.
Орфографический и
пунктуационныйпрактикум
Крылатые слова и выражения
(прецедентные
тексты) из произведений
художественной
2
Крылатые слова и выражения в русском
литературы, кинофильмов,
языке
песен, рекламных
текстов т.п. Орфографический
и пунктуационный
практикум
Развитие языка как
объективный
3
Развитие русского языка как
закономерный процесс
Общее представление о
внешних и внутренних
факторах языковых изменений,
Орфографический и
пунктуационный
практикум
Общее представление об
активных процессах в
4
современном русском языке
(основные
Основные тенденции развития
современного
тенденции, отдельные
примеры).
русского языка
1
25.09
Орфографический и
пунктуационный
практикум
Стремительный рост
словарного состава языка,
5
Словообразовательные неологизмы в
современном
«неологический бум» —
рождение новых слов.
русском языке
Орфографический и
пунктуационный
1
2.10
1
9.10
практикум
6
Проверочная работа № 1 (представление
проектов, результатов
исследовательской работы)
Раздел 2. Культураречи 6
Орфоэпические нормы современного
русского
7
литературного языка
Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного языка.
Отражение
1
произносительных вариантов в
современных
орфоэпических словарях
16.10
Основные лексические нормы
современного
Лексические нормы современного
русского
8
литературного языка
русского литературного языка.
Современные
толковые словари. Отражение
1
вариантов
23.10
лексической нормы в
современных словарях.
Словарныепометы.
Грамматические нормы современного
русского
9
литературного языка
Основные грамматические
нормы современного русского
литературного языка.
Отражение вариантов
грамматической нормы в
1
30.10
речевое поведение в ситуациях 1
делового
13.11
Современных грамматических
словарях и
справочниках.
Словарныепометы.
Этические нормы,правила
этикета интернетдискуссии, интернет-полемики.
Этикетное
10
Речевой этикет в деловом общении
общения. Орфографический и
пунктуационный
практикум
Этика и этикет в электронной
среде общения.
11
Правиласетевогоэтикета
12
Проверочная работа № 2 (представление
проектов,
Понятие нетикета. Ключевые
слова раздела.
Обобщениематериала
1
20.11
1
27.11
1
4.12
1
11.12
результатов исследовательской работы)
Раздел 3. Речь. Текст 5
Русский язык в Интернете.
Правила
информационной безопасности
при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное
13
Русскийязык в Интернете
общение.
Этикет интернет-переписки.
Пунктуационный
орфографический и
практикум
Текст как единица языка и
речи.
Виды преобразования текстов:
аннотация.
14
Видыпреобразованиятекстов
Орфографический и
пунктуационный
практикум.
Виды преобразования текстов:
конспект.
Использование графиков,
диаграмм, схем для
представления информации
Учебно-научный стиль.
Доклад, сообщение.
15
Научно-учебный подстиль. Доклад,
сообщение
Речь оппонента на защите
проекта.
1
18.12
1
25.12
1
26.12
Орфографический и
пунктуационный
практикум
16
Язык художественной литературы.
Прецедентные
тексты
17
Язык художественной
литературы.
Диалогичность в
художественном
произведении. Текст и
интертекст
Проверочная работа № 3 (представление
проектов, результатов
исследовательской работы)
ИТОГО
17
Списокучебно-методическойлитературы
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования. URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический словарь. URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova.
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет — универсальная энциклопедия.