\
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Предпринимательство и основы финансовой безопасности» составлена на основе проекта «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ»:
Методические рекомендации: Предпринимательство и основы финансовой безопасности /Абрамов С.А., Гусева И.А., Орлова О.Ю. и др. –
Волгоград, ГБОУ СПО «ВТЭК», 2020
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в
процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень
решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и
навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые
проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества
Учебная программа рассчитана на учащихся 11 класса и составлена с учётом психологических особенностей подростков.
Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно
воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса. Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более
раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически
выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся
чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 11 класса предполагает раскрытие ключевых вопросов
функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий
банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам
взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений,
получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем
соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель обучения: формирование у учащихся 11 класса необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых
решений в сфере предпринимательства.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
владение умением решать практические финансовые задачи:
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
определение стратегических целей в области управления личными финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области
управления личными финансами;
подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
владение коммуникативными компетенциями:
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с
окружающими для подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса. Тематический план.
Представленный далее тематический план состоит из одного модуля, который разбит на 16 занятий. В каждом занятии
содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе
изучения содержания занятия. Последовательность занятий выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все
вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность занятий
курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин
преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В
тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и
курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности в области предпринимательства требует деятельностного подхода к процессу
обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни
усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность
обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Рабочая программа для 11 класса
№ темы
1
2
Название темы
Введение. Входное тестирование
Предпринимательсво и предпринимательская деятельность
Количество
часов
Домашнее задание
Дата
проведения:
по плану /
фактическая
сентябрь
1
1
С. 145 – 159 – чтение;
индивидуальные задания
3
Формы предпринимательства
1
С.159 – 177 – чтение;
обсудить с родителями
4
Создание бизнеса
1
С. 178- 190 – чтение;
словарная работа
5
Налоги и налогообложение
1
С. 190 – 202 – чтение;
октябрь
разбор заданий
6
Риски
1
С. 202 – 213 – чтение;
разбор заданий
7
Деловая игра «Бизнес план»
1
С. 213 - 220 – чтение;
выполнение тренинга
1
С.220 – 232 – чтение;
выполнение тренинга
8
История и сущность страхования
9
Виды страхования
1
С. 232 – 245 – чтение;
практическая работа
10
Деловая игра «Страховой агент»
1
С. 245 – 255 – чтение;
групповая работа
11
Государственное пенсионное страхование
1
С. 255 – 265 – чтение;
обсудить с
одноклассниками
12
Деловая игра «Сытый хлеба не ищет»
1
С. 265 – 277 – чтение;
выполнение тренинга
13
Реклама и бизнес
1
С. 277 – 287 – чтение;
обсудить с
одноклассниками
14
Деловая игра «Рекламное объявление
1
Самостоятельный поиск
информации
,представление в виде
реферата
15
Защита прав потребителя
1
С. 288 – 302 – чтение,
пересказ; групповая
работа
16
Итоговое занятии. Выходное тестирование
1
тестирование
ноябрь
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание
их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников,
аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения
с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы
позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на
формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном
между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
проблемный семинар;
презентация докладов;
решение кейсов;
решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью
данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода
деятельности.
Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.
На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у
школьника, требует определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения
предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в
такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам
впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения
поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем
двух видов контроля: текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала,
креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в
форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка
выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в
форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые
поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать
методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
Программно-методическое обеспечение
Перечень материалов на бумажных носителях:
материалы для учащихся;
методические рекомендации для учителя;
материалы для родителей;
учебная программа.
финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.