РП ФГ - 11 МИНФИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы:
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Литература: Брехова Ю.В., Алмосов А.П.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательных
организаций. – М.: ВАКО, 2018
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых
задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки,
которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые
проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники
16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно
воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы,
которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после
окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях
взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового
благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов
функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий
банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам
взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений,
получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем
соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:



понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;



понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;



понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:


владение умением решать практические финансовые задачи:



владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,



определение стратегических целей в области управления личными финансами;



постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;



планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области
управления личными финансами;



подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;



владение коммуникативными компетенциями:



нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с
окружающими для подбора информации и обмена ею;



анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:


владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;



владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса. Тематический план.

Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько
занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить
знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел
возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная
последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и
прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.

В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и
курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не
противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий
обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Рабочая программа для 11 класса
№ темы

Название темы

Модуль 1. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Количество
часов

Домашнее задание

Дата
проведения: по
плану /
фактическая

сентябрь

4

3.1

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

С. 129 – 145 – чтение;
обсудить с родителями

3.2

Основы налогообложения граждан

1

С. 145 – 159 – чтение;
индивидуальные задания

3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

2

С.159 – 177 – чтение; обсудить
с родителями

Модуль 2. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

6

4.1

Страховой рынок России: коротко о главном

2

С. 178- 190 – чтение;
словарная работа

4.2

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

С. 190 – 202 – чтение; разбор
заданий

4.3

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

С. 202 – 213 – чтение; разбор
заданий

4.4

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

С. 213 - 220 – чтение;

октябрь

выполнение тренинга
4.5

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

Модуль 3. Собственный бизнес: как создать и не потерять

1

С.220 – 232 – чтение;
выполнение тренинга

7

5.1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

С. 232 – 245 – чтение;
практическая работа

5.2

Пишем бизнес-план

2

С. 245 – 255 – чтение;
групповая работа

5.3

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

С. 255 – 265 – чтение;
обсудить с одноклассниками

5.4

Налогообложение малого и среднего бизнеса

2

С. 265 – 277 – чтение;
выполнение тренинга

5.5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

С. 277 – 287 – чтение;
обсудить с одноклассниками

Модуль 4. Риски в мире денег: как защититься от разорения

7

6.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

2

Самостоятельный поиск
информации ,представление в
виде реферата

6.2

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

1

С. 288 – 302 – чтение,
пересказ; осудить с
родителями

6.3

Виды финансовых пирамид

1

Самостоятельный поиск
информации , представление в
виде презентации

6.4

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

С. 302 – 311 – чтение;
выполнить тренинг

6.5

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

2

Групповое занятие

Модуль 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

ноябрь

8

7.1

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

2

С. 312 – 326 – чтение;
обсудить с родителями

7.2

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

2

С. 326 – 335 – чтение;

декабрь

выполнить тренинг
7.3

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

С. 335 – 340 – чтение; тренинг

7.4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

Индивидуальные игровые
маршруты

Итоговый контроль по курсу

2

Итого:
32
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и
одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих
функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса),
сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с
участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых
практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и
применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:


проблемный семинар;



презентация докладов;



решение кейсов;



решение финансовых головоломок и пр.

Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации
является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.
Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.
На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует определённой
системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности,
то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания
их деятельности, что позволит школьникам впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути
достижения поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов
контроля: текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных
задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры. Целью итогового
контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в
форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения
курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым
следует уделить более пристальное внимание.
Программно-методическое обеспечение
Перечень материалов на бумажных носителях:


материалы для учащихся;



методические рекомендации для учителя;



материалы для родителей;



учебная программа.

Список рекомендуемой литературы и источников
Основная литература
Печатные издания
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Дополнительная литература
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,
2013. – 122 с.

Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В.
Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 60 с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые
финансы).
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые
финансы).
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».