Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» для 1 класса составлена на
основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учетом учебно-методического комплекса Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанного ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева
А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В.,
под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во
Новация, 2022 г.) и Примерной рабочей программы воспитания.
Цель курса:
формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре,
природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа,семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения кокружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковуюи исследовательскую деятельность.
Общая характеристика курса
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно,
что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Примерная рабочая программа воспитания позволяет на основе российских базовых
национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»:
Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов
России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность
в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно
приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном
знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и
увлекательное приключение!
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и
формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс,
квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие
задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и
ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице,
в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах
программы.
На изучение курса «Орлята России» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана
на 33 учебных часа.
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического
развития
младшего
школьника
и
условия
для
формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
Программа состоит из семи треков, органически связанных друг с другом,
охватывает все направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения:
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентированна физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни
общеобразовательной
организации
в
доступной
по
возрасту социально
класса,
значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции ихсоответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественнойдеятельности, искусстве; владеет основными навыками личной
и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет
интереск разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрастутруда,
трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живымсуществам; имеет первоначальные
навыки
наблюдений, систематизации
и осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местампочитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общенияразных народов, вероисповеданий;
во взаимодействии с окружающимидоброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь,выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вреддругим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и других людейобраза жизни, в том числе
в информационной среде, проявляет интерес кчтению; проявляет уважение к труду, людям
труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы,
в своей
активность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Содержание курса внеурочной деятельности «Орлята России»
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов.
Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития,
учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к
учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками
для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой
четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия.
Четверть
Деятельность
Даты
Вводный Орлятский урок
01.09Церемония посвящения в
27.10
Орлята России.
Вводные игровые занятия
для:
- вхождения ребёнка в
ритм и атмосферу
школьной деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую на
дальнейшее участие в
Программе.
Занятия:
- с использованием игр на
I
командообразование,
четверть создание благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы в классе,
мотивацию на участие в
Программе;
- для приобретения опыта
совместной деятельности
вкоманде,
- для выявления лидеров и
формирования в
дальнейшем микрогрупп
для использования
методики ЧТП
(чередования творческих
поручений).
- первичная оценка уровня
сплочённости класса.
Комментарии
Основными задачами являются старт
Программы для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в Программе.
В первой четверти учителю необходимо
решить ряд главных задач: введение
первоклассника в новый для него
школьный мир, помощь ребёнку в
адаптации к новым социальным
условиям, сохранение/настрой на
позитивное восприятие учебного
процесса. А также развитие мотивации
детей на участие в Программе «Орлята
России».
У каждого учителя есть собственный опыт
решения выше обозначенных задач, и к
этому опыту в рамках подготовки к участию
в программе «Орлята России» предлагается
проведение четырёх игровых занятий.
Каникулы с 28 октября по 6 ноября
«Орлёнок – Эрудит»
II
четверть
07. 1101.12
Ко второй четверти учебный процесс и
все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для
ребёнка более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать
интерес к процессу получения новых
знаний, с другой стороны, познакомить
обучающихся с разными способами
получения информации
«Орлёнок – Мастер»
04.12 – Мастерская Деда Мороза: подготовка
29.12 класса и классной ёлки к новогоднему
празднику / участие в новогоднем
классном и школьном празднике.
Знакомство с мастерами различных
профессий; посещение мест работы
родителей-мастеров своего дела и пр.
Каникулы с 30 декабря по 7 января
«Орлёнок – Доброволец»
III
«Орлёнок – Спортсмен»
четверть
10.01 – Тематика трека актуальна круглый год.
26.01 Важно, как можно раньше познакомить
обучающихся с понятиями «доброволец»,
«волонтёр», волонтёрское движение».
Рассказывая о тимуровском движении, в
котором участвовали их бабушки и дедушки,
показать преемственность традиций помощи
и участия. В решении данных задач учителю
поможет празднование в России 5декабря
Дня волонтёра.
29.01 – К середине учебного года у всех
10.02 школьников нарастает гиподинамический
кризис, повышается утомляемость. Как
следствие, согласно статистике, середина
учебного года – это один из периодов
повышения
заболеваемости
среди
школьников.
Рекомендуется к предложенному
содержанию трека добавить больше занятий,
связанных с двигательной активностью,
нахождением детей на свежем воздухе.
Каникулы с 19 февраля по 25 февраля
III
четверть
«Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»
«Орлёнок – Эколог»
26.02
–
15.03
18.03 –
22.03
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти
своей страны.
Решению задач трека будет
способствовать празднование Дня
защитника Отечества, Международного
женского дня и других праздников.
Пробуждение природы после зимы даёт
учителю более широкие возможности
для проведения трека. Часть
мероприятий можно уже проводить за
пределами здания школы.
Каникулы с 23 по 31 марта
Расширяются возможности использования
природного материала, возможности
проведения различных экологических акций
и пр.
«Орлёнок – Эколог»
01.04–
12.04
«Орлёнок – Лидер»
15.0408.05
Подведение итогов
участия в Программе в
текущем учебном году
13.05 – В УМК – использование
24.05 игровых методов диагностики
результатов. Основными результатами,
которые нам необходимо оценить станут:
- личностное развитие ребёнка (изменение
его позиции от «наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей,
заложенных в Программе.
IV
четверть
В логике Программы важно, чтобы все
треки прошли до трека «Орлёнок –
Лидер», так как он является
завершающим и подводящим итоги
участия первоклассников в Программе
в учебном году.
Основными задачами являются оценка
уровня сплочённости класса и
приобретенных ребёнком знаний и
опыта совместной деятельности в
классе как коллективе
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт- копилка.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
«Кто такой эрудит?»
«Эрудит – это…»
«Всезнайка»
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – Шкатулка
мастера.
В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок –
Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети –
активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к
новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
«Мастер – это…»
«Мастерская Деда Мороза …»
«Класс мастеров»
«Новогоднее настроение»
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека
– Круг Добра.
Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец»,
«волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в
России 5 декабря Дня волонтёра.
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно»
«Доброволец – это доброе сердце»
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека –
ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни).
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
«Утро мы начнём с зарядки»
«Сто затей для всех друзей»
«Весёлые старты»
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом «Мы
–хранители».
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители
своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач
трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского
дня и других праздников.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«Поход в музей»
Трек «Орлёнок – Эколог» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – Рюкзачок
эколога.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
«ЭКОЛОГиЯ»
«В гости к природе»
«Мы друзья природе»
Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека –
конструктор «Лидер».
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
«Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для
команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как
правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово
«Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
«Лидер- это..»
«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Мы дружный класс»
Календарно-тематическое планирование
№
Название
темы занятия
Обще Теория Практика
Дата
е кол(ч)
(ч) проведения
во
часов
Направление
Подготовительный этап к участию в Программе
Вводное занятие
общеинтеллектуальное
Вводный Орлятский урок
духовно-нравственное
Церемония посвящения в
Орлята России
социальное
Игровая программа
«Играй, узнавай,
найди друзей в классе»
общекультурное
«Мы будем друзьями в
классе»
общекультурное
«Волшебные слова
дружбы»
общеинтеллектуальное
«Правила настоящих
друзей»
общеинтеллектуальное
«Орлята учатся летать»
социальное
«Орлёнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
общеинтеллектуальное
«Эрудит – это…»
общеинтеллектуальное
«Всезнайка»
общеинтеллектуальное
«Встреча с интересным
духовно-нравственное
эрудитом – книгой»
«Орлёнок – Мастер»
«Мастер – это…»
общекультурное
«Мастерская Деда
Мороза …»
общекультурное
«Класс мастеров»
общекультурное
«Новогоднее настроение
общекультурное
«Орлёнок – Доброволец»
«От слова к делу»
социальное
«Спешить на помощь
безвозмездно»
социальное
«Доброволец – это
доброе сердце»
социальное
«Орлёнок – Спортсмен»
«Утро мы начнём с
зарядки»
спортивнооздоровительное
«Сто затей для всех
друзей»
спортивнооздоровительное
«Весёлые старты»
спортивнооздоровительное
«Орлёнок –Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – хранитель
исторической памяти»
духовно-нравственное
«История школы – моя
история»
духовно-нравственное
«Поход в музей»
социальное
«Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
спортивнооздоровительное
«В гости к природе»
спортивнооздоровительное
«Мы друзья природе»
спортивнооздоровительное
«Орлёнок – Лидер»
«Лидер- это..»
общеинтеллектуальное
«Я хочу быть лидером!»
общеинтеллектуальное
«С командой действую!»
общеинтеллектуальное
«Мы дружный класс»
общекультурное
Подведение итогов
Подведение итогов
участия в Программе в
текущем учебном году
общеинтеллектуальное
Учебно-методическое сопровождение:
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с
Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П.,
Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р.,
Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».