2а кл программа ВД Разговор о правильном питании Ульянцева АА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной
министерством образования Российской Федерации. Программа разработана в
Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких.
Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме
дискуссионного клуба.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы,
связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей
здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из
важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и
укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания,
направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности
соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового
образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием
осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей
культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и
традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и
познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и
подростков.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практикоориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся
на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и
максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в
отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания,
понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового
полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и
овощей своего региона.
Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное
участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание
соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации
процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные),
создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение
уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой
информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка

родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий
ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также
участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников,
конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы,
обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе,
стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность
проявить свои творческие способности.
Содержание программы, а также
используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают
познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее
соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для
активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение
предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является
ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются
основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов
игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетноролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Место в учебном процессе
На изучение программы по внеурочной деятельности кружка «Разговор о
правильном питании» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. В
соответствии с учебным календарным графиком в рабочей программе 34 учебных
часа.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие (2 ч.)
2. Путешествие по улице «правильного питания» (2 ч.)
3. Молоко и молочные продукты (2 ч.)
4. Продукты для ужина (2 ч.)
5. Витамины (2 ч.)
6. Вкусовые качества продуктов (2 ч.)
7. Значение жидкости в организме (1 ч.)
8. Разнообразное питание (1 ч.)
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты (1 ч.)
10. Проведение праздника «Витаминная страна» (1 ч.)
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный
продукт» (1 ч.)
12. Подведение итогов (1 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
Ученики должны уметь:
– соблюдать режим дня;
– выполнять правила правильного питания;
– выбирать в рацион питания полезные;
– использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
ЛИЧНОСТНЫМИ результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие
умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,
сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия
требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности
корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого
человека,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
раз-личным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека
и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения учащимися содержания
программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются
следующие умения:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи.
Базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) пра-вила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие
умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,
сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия
требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности
корректировать несоответствия;
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.

Тематическое планирование
по УМК «Разговор о правильном питании»
для 2 класса

№

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Виды
деятельности

1.

Вводное занятие

2 ч.

Повторение правил
питания. Ролевые
игры

2.

Путешествие по
улице
«правильного
питания».
Молоко и
молочные
продукты.

2 ч.

4.

Продукты для
ужина.

2 ч.

5.

Витамины.

2 ч.

6.

Вкусовые
качества
продуктов.

3 ч.

Знакомство с
вариантами
полдника. Игра,
викторины
О значении молока
и молочных
продуктов. Работа в
тетрадях,
составление
меню.Конкурсвикторина
Беседа «Пора
ужинать»
Ужин, как
обязательный
компонент питания.
Составление меню
для ужина.
Оформление
плаката «Пора ужинать».Ролевые игры
Беседа «Где найти
витамины в разные
времена
года».Составление
и отгадывание
кроссвордов,
практическая
работа ролевые
игры.
Беседа «На вкус и
цвет товарища
нет».Практическая
работа по
определению вкуса
продуктов. Ролевые
игры

7.

Значение
жидкости в
организме.

3 ч.

3.

3 ч.

Беседа «Как
утолить жажду»
Ценность
разнообразных

Воспитательный
компонент
содержания рабочей
программы
воспитания
Применение
групповой работы
или работы в парах,
которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими
обучающимися
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
/
edsoo.ru/Metodicheskie
_videouroki.htm
https://apkpro.ru/razgov
ory-o-vazhnom/

Включение в урок
игровых процедур
для поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний.

Применение
групповой работы
или работы в парах,
которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими
обучающимися
Применение
групповой работы
или работы в парах,
которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими
обучающимися
Включение в урок
игровых процедур
для поддержания
мотивации

http://schoolcollection.edu.ru/catalog
/
edsoo.ru/Metodicheskie
_videouroki.htm
https://apkpro.ru/razgov
ory-o-vazhnom/

8.

Разнообразное
питание.

3 ч.

9.

Овощи, ягоды,
фрукты –
витаминные
продукты.

9 ч.

10.

Проведение
праздника
«Витаминная
страна».
Семейное
творческое
содружество
детей и
взрослых.
Проект «Самый
полезный
продукт».
Подведение
итогов.

1 ч.

напитков.Работа в
тетрадях. Ролевые
игры. Игра –
демонстрация «Из
чего готовят соки»
Беседа «Что надо
есть, чтобы стать
сильнее».
Высококалорийные
продукты.Работа в
тетрадях,
составление меню
второго завтрака в
школе, ролевые
игры.
Беседа «О пользе
витаминных
продуктов».
Значение
витаминов и
минеральных
веществ в питании
человека. Поле
чудес«Овощи,
ягоды, фрукты
самые витаминные
продукты».
Каждому овощу
свое время.
Ролевые игры.
Конкурсы, игры.

2 ч.

Защита проектов

2 ч.

Отчет о
проделанной
работе.

11.

12.
Итого

34 ч.

обучающихся к
получению знаний

Применение
групповой работы
или работы в парах,
которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими
обучающимися

http://schoolcollection.edu.ru/catalog
/
edsoo.ru/Metodicheskie
_videouroki.htm
https://apkpro.ru/razgov
ory-o-vazhnom/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Колич
ество
часов

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

Беседа о полезных и вредных
продуктах.
Знакомство с героями. «Карлсон в
магазине»
«О пользе продуктов замолвите слово».
Рисование на тему «Съедобное несъедобное»
Тест «Самые полезные продукты»

1ч

01.09.2023

Беседа

1ч

08.09.2023

1ч

15.09.2023

Сюжетноролевые игры.
Практическая
работа.

1ч

22.09.2023

Тест.

Пищевая ценность молока и молочных
продуктов.«Это удивительное молоко».
«Знатоки молока»
«Это удивительное молоко». «Знатоки
молока»
«Вот это каша – пища наша» Правила
приготовления каши. Н.Н.Носов
«Мишкина каша». Изготовление
плакатов.
«Ужин. «Сколько ужинов бывает»

1ч

29.09.2023

Конкурс.

1ч

06.10.2023

Викторина.

1ч

13.10.2023

Мини-проекты.

1ч

20.10.2023

Беседа.

1ч

10.11.2023

Беседа.

1ч

17.11.2023

Беседа.

1ч

24.11..2023

Викторина.

1ч

01.12.2023

Беседа.

1ч

08.12.2023

Викторина.

14.

«Что можно есть на ужин». «Как
приготовить бутерброды»
Витамины. Значением витаминов и
минеральных веществ в жизни человека
«Вкусные истории». Как сделать запасы
витаминов на зиму.
«Вкусные истории». Что такое вкус и
почему мы его чувствуем?
«На вкус и цвет товарища нет».
Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».
Определение вкуса продуктов

1ч

15.12.2023

Конкурс.

15.
16.

Если хочется пить…(что такое жажда)
Вода и её значение в жизни человека.

1ч
1ч

22.12.2023
29.12.2023

Беседа.
Беседа.

17.

«Из чего готовят соки». О пользе сока и
холодных фруктово-ягодных напитков.
Мини - проекты «Меню спортсмена».
«Что надо есть, чтобы стать сильнее».
Что нужно есть в разное время года.
Конкурс рисунков «Моё любимое
блюдо».
Ягоды, фрукты. Их значение для
организма
Витамины на столе. Интересные
истории фруктов и овощей.
Пищевая ценность яблок и груш.
Непростая судьба абрикоса.

1ч

12.01.2024

Викторина.

1ч
1ч
1ч

19.01.2024
26.01.2024
02.02.2024

Мини-проекты.
Беседа.
Конкурс.

1ч

09.02.2024

Беседа.

1ч

16.02.2024

Викторина.

1ч
1ч

23.02.2024
01.03.2024

Беседа.
Беседа.

1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

8
9.
10.
11.
12.
13.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

Поле чудес «Овощи, ягоды и фрукты
— самые витаминные продукты»
Конкурс кулинаров «Праздник урожая»
26.
Польза овощей. Русская сказка
27.
«Вершки и корешки»
Собираем урожай. Игра- соревнование
28.
«Вершки и корешки»
Собираем урожай. Игра «Какие овощи
29.
выросли в огороде»
Праздника «Витаминная страна».
30.
Изготовление памятки «Что есть нужно
31.
и чего есть не надо»
Игра «Кулинарный глобус».
32.
Резерв. Проект «Самый полезный
33.
продукт».
Резерв. Конкурс кроссвордов.
34.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
25.

ПО ПРОГРАММЕ

1ч

08.03.2024

Викторина.

1ч
1ч

15.03.2024
22.03.2024

Конкурс.
Беседа.

1ч

05.04.2024

1ч

12.04.2024

1ч
1ч

19.04.2024
26.04.2024

1ч
1ч

03.05.2024
10.05.2024

Сюжетноролевые игры.
Сюжетноролевые игры.
Конкурс.
Практическая
работа.
Конкурс.
Проект.

1ч

17.05.2024

Викторина.

34 ч


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».