ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача
сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса
усиливается значение экологического образования в начальной школе как
ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об
экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит
своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего
экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств экологического образования населения. Анализ
теоретической и методической экологической литературы, а также состояния
практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о
необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с
младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно
стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично
взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в
Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также
отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной
школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы
дополнительного образования с экологической направленностью для
младших школьников.
Цель и задачи курса «Эколята».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у
младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения
в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности
детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и
охраны природного окружения.
Особенности программы.
Программа «Юные экологи», имеет эколого-биологическую направленность,
является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной
школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом,
рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой
логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом
«Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к
содержанию образовательных программ дополнительного образования детей,
построена с учетом преемственности экологического образования
дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический,
практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса
«Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы
проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную,
эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную
активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует
диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во
взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе.
Практическая деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую
работу. Формы организации деятельности детей разнообразны:
индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в
природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у
детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с
«Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение
индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы
привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные
экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном
участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в
оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты»,
являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации
праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по
программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса
диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся
тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и
родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное
наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и
результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии,
традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День
птиц», «День Земли» и др.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы
по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45
минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х
классов.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между
ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания
и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между
ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.
д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры
борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека
с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта и т.д.
заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе.
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или
схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Содержание курса. 2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Что такое экология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в
природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая
классификация экологических связей: связи между неживой и живой
природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между
растениями и животными, между различными животными); связи между
природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа
примеров
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)
Тема 2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в
деревне и в городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во
дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в
своем доме.
Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении
задания.
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья?
Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы нашего двора (1час)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и
отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем)
Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые
маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение
птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки
можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1
час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)
Тема 8. Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с
любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем
появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и
обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни
человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет
тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто
наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи
и традиции русского народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо
сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по
классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой
комнатах» (1 час)
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной
работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту
полива. Уход за комнатными растениями
Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1
час)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение
обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение.
Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1
час)
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука,
гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов)
Тема 17. Гигиена класса (1 час)
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена
жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за
комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание
листьев). Уход за домашними животными
Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной
работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены
Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность
воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с
газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в
квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при
использовании бытовых приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.
Тема 22. Русская народная одежда (1 час)
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой
Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)
Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить
щеткой верхнюю одежду?
Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?
Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит
вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении
Мирового океана
Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного
мира? Как животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная
гигиена.» (1час)
Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда
расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение
температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в
ночное время суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с
учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе.
Наблюдение после произведённой работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)
Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (внесение удобрений).
Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений»
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1
час)
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений.
Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение
за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных
растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый
и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что
нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что
делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом
дыхательной гимнастики.
Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа
№
зан.
Тема занятий
Колич. Направление
ч
Дата
Введение (1час)
1
Что такое экология?
1
Духовно-нравственное 6.09
1. Мой дом за окном (6 часов)
2
Мой дом
1
Духовно-нравственное 13.09
3
Дом, где мы живем
1
Социальное
20.09
4
Практическое занятие «Уборка
школьного двора»
1
Спортивнооздоровительное
27.09
5
Деревья твоего двора
1
Общеинтеллектуально 11.10.
е
6
Птицы нашего двора
1
Общеинтеллектуально 18.10
е
7
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
1
Социальное
25.10
2. Я и мое окружение ( 9 часов)
8
Моя семья
1
Духовно-нравственное 8.11
9
Соседи-жильцы
1
Общеинтеллектуально 15.11
е
10 Мой класс
1
Социальное
22.11
11 Практическое занятие «Создание 1
уюта в классной и игровой комнатах»
Социальное
29.11
12 Дом моей мечты
1
Духовно-нравственное 6.12
13 Рассказы, стихи о семье
1
Духовно-нравственное 13.12
14 Комнатные растения в квартире, в 1
классе
Общеинтеллектуально 20.12
е
15 Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями»
1
Социальное
27.12
16 Практическое занятие «маленький 1
огород на подоконнике»
Социальное
27.12
3. Гигиена моего дома ( 7 часов)
17 Гигиена класса
1
Социальное
9.01
18 Практическое занятие «Гигиена
класса»
1
Социальное
31.01
19 Бытовые приборы в квартире
1
Общеинтеллектуально 07.02
е
20 Экскурсия в школьную кухню
1
Общеинтеллектуально 14.02
е
21 Наша одежда и обувь
1
Социальное
21.02
22 Русская народная одежда
1
Общекультурное
28.02
23 Практическое занятие «Русская
национальная одежда»
1
Общекультурное
06.03
1
Общеинтеллектуально 13.03
е
25 Стихи, рассказы о воде в природе 1
Общеинтеллектуально 20.03
е
26 Вода в жизни растений и
животных.
Общеинтеллектуально 03.04
е
4. Вода - источник жизни (4
часа)
24 Вода в моем доме и в природе
1
27 Вода и здоровье человека. Личная 1
гигиена.
5. Солнце и свет в нашей жизни
(3 часа)
Социальное
10.04
28 Солнце, Луна, звезды – источники 1
света
Общеинтеллектуально 17.04
е
29 Светолюбивые и теплолюбивые
комнатные растения
Общеинтеллектуально 20.04
е
1
30 Практическое занятие по
1
размещению комнатных растений
с учетом потребности тепла и
света
Социальное
24.04
1
Социальное
08.05
32 Практическое занятие по посадке 1
растений и уходу за ними
Социальное
15.05
6. Весенние работы (2 часа)
31 Практическое занятие по
подготовке почвы к посеву
7. Воздух и здоровье (2 часа)
33 Воздух и здоровье человека
Итого:
1
Общеинтеллектуально 22.05
е
33 часа
Литература
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль:
«Академия развития», «Академия К»,1997.
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:
«Академия развития», 1998.
3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.
Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для
учащихся. М: Просвещение, 1995.
5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.:
Мнемозина, 2010.
7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. :
«Просвещение», 1971 г.
9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
10. Панарков М.А. Школьные походы в природу.
М.:
«Просвещение», 2005.
11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,
2007.
1.
14. Чижевский
А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство
АСТ, 2004.
15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
1.
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Полная энциклопедия
грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaae_678.html
Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?
h=7
Энциклопедия лекарственных
растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
«Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/