Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………………....3
1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………………....3
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.5
2. Содержательный раздел………………………………………………….................6
2.1. Содержание……………………………………………………………...................6
2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….....................7
2.4. Список литературы………………………………………………………………11
2
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «В гармонии с природой» предназначена для начальной школы и рассчитана на
34 часа (1 час в неделю)
Ведение внеурочной деятельности основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по
программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование
подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего
школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как
случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут
поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих
важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру,
единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего
развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать,
условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том
же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить
прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
3
Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о
взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию
самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим
вопросам.
Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и
безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы.
Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему
школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей
среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
УУД направлена на достижение следующих целей:
Предметные:
4
освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных
явлений;
научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;
научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;
активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды
формировать систему знаний об экологических проблемах;
учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и
пути их разрешения
Личностные:
формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни
Метапредметные:
развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности;
развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе,
обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации
по биологическим вопросам; работать с литературой;
ведение здорового образа жизни.
создание проектов по защите окружающего мира, гармонии с окружающим миром
проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды
5
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание
Введение. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов. Солнце - источник тепла и света на Земле.
Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и
необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в
горах, в лесу, в городе.
Как сделать воздух в городе чище.
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения.
Растения Красной книги Иркутской области.
Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут
рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы
прилетают к кормушке. Домашние птицы. Кормление и уход за ними.
Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила
личной гигиены.
Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения.
Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.
Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено
в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и
заказниках. Охранять природу - значит охранять здоровье.
6
2.2. Календарно- тематическое планирование:
Направление
Темы занятий
Содержание занятий
Общекультурное
Введение
Общекультурное
Науки о природе. Экология наука о доме. Как изучают
природу
Наблюдения в природе,
описание живых объектов.
Беседа о лете. Изучать природу –
значит любить и охранять еѐ.
Обмен впечатлениями, чтение
рассказов М.Пришвина о природе.
Чтение познавательной литературы
из серии «Экологические
катастрофы».
Экскурсия. Выявление связей между
живой и неживой природой на
примере сезонных явлений в
природе.
Условия, в которых мы живем
Спортивнооздоровительное
Социальное
Солнце - источник тепла и света
на Земле. Климат и сезоны года.
Презентация. Фильмы
Сезонные явления нашей
местности.
Общекультутное
Особенности весны, лета, осени,
Просмотр учебного фильма
зимы.
Социальное
Неблагоприятные и необычные
Цунами. Наводнения.
явления природы.
Землетрясения. Торнадо. Заморозки
Общеинтеллектуальное Как уменьшить влияние опасных Групповая проектная деятельность
явлений погоды на природу
родного края
СпортивноУсловия жизни в горах, в лесу, в
Экскурсия
оздоровительное
городе. Как сделать воздух в
городе чище.
Общеинтеллектуальное
Вода - это жизнь. Вода горной
Просмотр учебного фильма Игра:
реки. Природные родники и их «Какая вода в реке», «Чем мы можем
охрана.
помочь реке?»
Кто и как живет рядом с нами
Количество Из них Из них
Дата
часов
теория практика Проведения
1
1
06.09
1
0.5
1
0.5
13.09
1
20.09
1
0.5
0.5
27.09
1
0.5
0.5
04.10
1
0.5
0.5
11.10
1
1
18.10
1
1
25.10
0.5
08.11
1
0.5
7
Спортивнооздоровительное
Многообразие цветущих и не
цветущих растений области.
Свет, тепло, влага в жизни
растений.
Духовно-нравственное Нужны ли комнатные растения в
доме. Чужестранные пришельцы
на подоконнике - что мы о них
знаем.
Духовно-нравственное Почему надо беречь и охранять
растения. Растения Красной
книги Волгоградской области.
Общеинтеллектуальное Грибы - удивительное царство.
Общеителлектуальное
Грибы ядовитые и съедобные.
Грибы - плесени. Где растут
лишайники, о чем они могут
рассказать.
Общеинтеллектуальное
Многообразие животных
родного края
Общеинтеллектуальное
Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные
рыбы - что мы знаем о них.
Общекультурное
Социальное
Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем
питается лягушка. Почему надо
охранять земноводных.
Древние ящеры и современные
ящерицы.
Мир растений и человек
Экскурсия в лес
1
1
15.11
1
1
22.11
0.5
29.11
Круглый стол
Операция «Красная тетрадка»:
изучить растения родного края
1
Грибная викторина
Игра: «Что растет в родном краю».
1
1
1
1
06.12
13.12
Опытно-исследовательская работа:
маскировка животных.
Игра: составление рассказа о рыбе
по схеме модели «Рыбы».
Опытно-исследовательская работа:
Внешнее строение рыб, их различие
и сходства. Рыбы в воде
передвигаются легко, свободно,
могут плыть в разных направлениях,
быстрее и медленнее.
Презентация
1
1
20.12
1
1
27.12
1
1
10.01
Учебный фильм
1
1
17.01
0.5
8
Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
Почему птицы - пернатые.
Перелетные, зимующие и
кочующие птицы края.
Как помочь птицам зимой. Какие
птицы прилетают к кормушке.
Социальное
Домашние птицы. Кормление и
уход за ними.
Общекультурное
Спортивнооздоровительное
Млекопитающие родного края.
Домашние животные.
Кормление и уход за ними.
Духовно-нравственное
Кто и как живет в почве? Что
надо знать о бактериях. Почему
надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила
личной гигиены.
Зависимость человека от
природы.
Пищевые, лекарственные,
ядовитые растения. Культурные
растения.
Охота в истории людей.
Традиции охоты и рыбной
ловли.
Общекультурное
Социальное
Социальное
Природа - источник сил,
Прогулка – наблюдение в лес
1
1
24.01
Опытно-исследовательская работа:
поведение птиц во время кормления,
питание птиц зимой и летом,
повадки птиц. Изготовление
кормушек.
Составление рассказа о птицах по
схеме «Птицы». Конкурс «Кто
больше знает птиц».
Доклады детей
Опытно-исследовательская работа:
как кошка языком чистит шерстку,
определение любимого корма
животных (хомяк, морская свинка,
попугай и т.д.)
Презентация
«Человек и природа»
1
1
31.01
0.5
07.02
1
1
14.02
21.02
1
1
Просмотр учебного фильма.
1
0.5
Опытно - исследовательская работа:
рассматривание листа алоэ через
лупу.
Охотники. Охота в древности и
современная. Традиции, принятые на
охоте. Рыбалка. Как ловили рыбу
люди в древности, и как ловят
современные. Традиции на рыбалке
Природа: зачем она нужна. Если бы
1
1
0.5
1
1
28.02
0.5
06.03
1
13.03
1
0.5
0.5
20.03
1
0.5
0.5
03.04
9
вдохновения и оздоровления.
Общеинтеллектуальное
Отрицательное воздействие
человека на природу.
Общекультурное
Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе.
Почему надо соблюдать правила
поведения в природе.
Духовно-нравственное
Духовно-нравственное
Спортивнооздоровительное
Что охраняют в заповедниках и
заказниках.
Охранять природу - значит
охранять здоровье.
Обобщение знаний.
не было зеленых растений.
Загрязнения окружающей среды.
Гармоничное отношение к природе
Проектная работа: Нормы и правила
поведения в природе. «Азбука
поведения в природе» Творческая
работа: составление и зарисовка
природоохранных и запрещающих
знаков. Выставка и обсуждение
знаков.
Творческая деятельность: рисунки
«Я - человек – часть природы»
Правила поведения в природе.
Викторина «Охрана природы».
Составление загадок о правилах
поведения в природе.
Операция «Красная тетрадка»:
изучить животных родного края
Опытно-исследовательская работа:
рассматривание с помощью лупы
своей кожи и кожи товарища.
Игра: «Чем помогает кожа?», «Что
нельзя делать, чтобы не повредить
кожу»
Составить книгу жалоб,
поступающих от растений,
животных, птиц, обитающих на
территории Иркутской области.
Прогулка-путешествие.
1
1
10.04
1
1
17.04
0.5
24.04
1
1
08.05
1
1
15.05
0.5
22.05
1
1
0.5
0.5
34 ч
10
Литература:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие.
М.: Новая школа, 1997.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
3. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
4. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
5. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
6. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
7. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
8. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
9. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
10. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
11. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
12. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
13. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
14. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
15. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
16. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
17. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
18. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учащихся (в нашей школьной библиотеке):
1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.- М.: «Детская литература», 1985.
2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: «Просвещенье», 1991.
3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.-«Просвещенье», 1991.
4. Новицкая Г. Еще грибами пахнет лес.- Ленинград.: «Детская литература», 1985.
5.Пришвин М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка- быль. АСТ, 2002.
6. Сетон- Томпсон Е. Рассказы о животных.- М.: «Детская литература», 1984.
7. Чаплина В. Питомцы зоопарка: рассказы.- М.: «Детская литература», 1988.
Интернет- ресурсы:
11
1.
2.
3.
4.
http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html
http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html
http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html
12