3Б класс программа ВД В гармонии с природой Чащина ЕС (1)

Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………………....3
1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………………....3
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.5
2. Содержательный раздел………………………………………………….................6
2.1. Содержание……………………………………………………………...................6
2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….....................7
2.4. Список литературы………………………………………………………………11

2

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «В гармонии с природой» предназначена для начальной школы и рассчитана на
34 часа (1 час в неделю)
Ведение внеурочной деятельности основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по
программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование
подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего
школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как
случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут
поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих
важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру,
единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего
развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать,
условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том
же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить
прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

3

Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о
взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию
самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим
вопросам.
Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и
безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы.
Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему
школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей
среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
УУД направлена на достижение следующих целей:
Предметные:

4

освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных



явлений;
научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;

научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;

активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды

формировать систему знаний об экологических проблемах;

учить овладевать методами практической работы экологической направленности;

обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и
пути их разрешения
Личностные:

формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни
Метапредметные:

развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности;

развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе,
обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.


1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:







повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации
по биологическим вопросам; работать с литературой;
ведение здорового образа жизни.
создание проектов по защите окружающего мира, гармонии с окружающим миром
проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды

5

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание
Введение. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов. Солнце - источник тепла и света на Земле.
Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и
необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в
горах, в лесу, в городе.
Как сделать воздух в городе чище.
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения.
Растения Красной книги Иркутской области.
Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут
рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы
прилетают к кормушке. Домашние птицы. Кормление и уход за ними.
Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила
личной гигиены.
Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения.
Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.
Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено
в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и
заказниках. Охранять природу - значит охранять здоровье.

6

2.2. Календарно- тематическое планирование:
Направление

Темы занятий

Содержание занятий

Общекультурное

Введение

Общекультурное

Науки о природе. Экология наука о доме. Как изучают
природу
Наблюдения в природе,
описание живых объектов.

Беседа о лете. Изучать природу –
значит любить и охранять еѐ.
Обмен впечатлениями, чтение
рассказов М.Пришвина о природе.
Чтение познавательной литературы
из серии «Экологические
катастрофы».
Экскурсия. Выявление связей между
живой и неживой природой на
примере сезонных явлений в
природе.
Условия, в которых мы живем

Спортивнооздоровительное

Социальное

Солнце - источник тепла и света
на Земле. Климат и сезоны года.
Презентация. Фильмы
Сезонные явления нашей
местности.
Общекультутное
Особенности весны, лета, осени,
Просмотр учебного фильма
зимы.
Социальное
Неблагоприятные и необычные
Цунами. Наводнения.
явления природы.
Землетрясения. Торнадо. Заморозки
Общеинтеллектуальное Как уменьшить влияние опасных Групповая проектная деятельность
явлений погоды на природу
родного края
СпортивноУсловия жизни в горах, в лесу, в
Экскурсия
оздоровительное
городе. Как сделать воздух в
городе чище.
Общеинтеллектуальное
Вода - это жизнь. Вода горной
Просмотр учебного фильма Игра:
реки. Природные родники и их «Какая вода в реке», «Чем мы можем
охрана.
помочь реке?»
Кто и как живет рядом с нами

Количество Из них Из них
Дата
часов
теория практика Проведения
1
1
06.09

1

0.5

1

0.5

13.09

1

20.09

1

0.5

0.5

27.09

1

0.5

0.5

04.10

1

0.5

0.5

11.10

1

1

18.10

1

1

25.10

0.5

08.11

1

0.5

7

Спортивнооздоровительное

Многообразие цветущих и не
цветущих растений области.
Свет, тепло, влага в жизни
растений.
Духовно-нравственное Нужны ли комнатные растения в
доме. Чужестранные пришельцы
на подоконнике - что мы о них
знаем.
Духовно-нравственное Почему надо беречь и охранять
растения. Растения Красной
книги Волгоградской области.
Общеинтеллектуальное Грибы - удивительное царство.
Общеителлектуальное
Грибы ядовитые и съедобные.
Грибы - плесени. Где растут
лишайники, о чем они могут
рассказать.
Общеинтеллектуальное
Многообразие животных
родного края
Общеинтеллектуальное
Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные
рыбы - что мы знаем о них.

Общекультурное

Социальное

Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем
питается лягушка. Почему надо
охранять земноводных.
Древние ящеры и современные
ящерицы.

Мир растений и человек
Экскурсия в лес

1

1

15.11

1

1

22.11

0.5

29.11

Круглый стол
Операция «Красная тетрадка»:
изучить растения родного края

1

Грибная викторина
Игра: «Что растет в родном краю».

1
1

1
1

06.12
13.12

Опытно-исследовательская работа:
маскировка животных.
Игра: составление рассказа о рыбе
по схеме модели «Рыбы».
Опытно-исследовательская работа:
Внешнее строение рыб, их различие
и сходства. Рыбы в воде
передвигаются легко, свободно,
могут плыть в разных направлениях,
быстрее и медленнее.
Презентация

1

1

20.12

1

1

27.12

1

1

10.01

Учебный фильм

1

1

17.01

0.5

8

Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное

Почему птицы - пернатые.
Перелетные, зимующие и
кочующие птицы края.
Как помочь птицам зимой. Какие
птицы прилетают к кормушке.

Социальное

Домашние птицы. Кормление и
уход за ними.

Общекультурное
Спортивнооздоровительное

Млекопитающие родного края.
Домашние животные.
Кормление и уход за ними.

Духовно-нравственное

Кто и как живет в почве? Что
надо знать о бактериях. Почему
надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила
личной гигиены.
Зависимость человека от
природы.
Пищевые, лекарственные,
ядовитые растения. Культурные
растения.
Охота в истории людей.
Традиции охоты и рыбной
ловли.

Общекультурное

Социальное

Социальное

Природа - источник сил,

Прогулка – наблюдение в лес

1

1

24.01

Опытно-исследовательская работа:
поведение птиц во время кормления,
питание птиц зимой и летом,
повадки птиц. Изготовление
кормушек.
Составление рассказа о птицах по
схеме «Птицы». Конкурс «Кто
больше знает птиц».
Доклады детей
Опытно-исследовательская работа:
как кошка языком чистит шерстку,
определение любимого корма
животных (хомяк, морская свинка,
попугай и т.д.)
Презентация
«Человек и природа»

1

1

31.01

0.5

07.02

1
1

14.02
21.02

1

1

Просмотр учебного фильма.

1

0.5

Опытно - исследовательская работа:
рассматривание листа алоэ через
лупу.
Охотники. Охота в древности и
современная. Традиции, принятые на
охоте. Рыбалка. Как ловили рыбу
люди в древности, и как ловят
современные. Традиции на рыбалке
Природа: зачем она нужна. Если бы

1

1

0.5

1
1

28.02

0.5

06.03

1

13.03

1

0.5

0.5

20.03

1

0.5

0.5

03.04

9

вдохновения и оздоровления.
Общеинтеллектуальное

Отрицательное воздействие
человека на природу.

Общекультурное

Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе.
Почему надо соблюдать правила
поведения в природе.

Духовно-нравственное

Духовно-нравственное

Спортивнооздоровительное

Что охраняют в заповедниках и
заказниках.
Охранять природу - значит
охранять здоровье.

Обобщение знаний.

не было зеленых растений.
Загрязнения окружающей среды.
Гармоничное отношение к природе
Проектная работа: Нормы и правила
поведения в природе. «Азбука
поведения в природе» Творческая
работа: составление и зарисовка
природоохранных и запрещающих
знаков. Выставка и обсуждение
знаков.
Творческая деятельность: рисунки
«Я - человек – часть природы»
Правила поведения в природе.
Викторина «Охрана природы».
Составление загадок о правилах
поведения в природе.
Операция «Красная тетрадка»:
изучить животных родного края
Опытно-исследовательская работа:
рассматривание с помощью лупы
своей кожи и кожи товарища.
Игра: «Чем помогает кожа?», «Что
нельзя делать, чтобы не повредить
кожу»
Составить книгу жалоб,
поступающих от растений,
животных, птиц, обитающих на
территории Иркутской области.
Прогулка-путешествие.

1

1

10.04

1

1

17.04

0.5

24.04

1

1

08.05

1

1

15.05

0.5

22.05

1

1

0.5

0.5

34 ч

10

Литература:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие.
М.: Новая школа, 1997.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
3. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
4. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
5. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
6. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
7. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
8. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
9. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
10. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
11. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
12. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
13. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
14. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
15. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
16. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
17. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
18. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учащихся (в нашей школьной библиотеке):
1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.- М.: «Детская литература», 1985.
2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: «Просвещенье», 1991.
3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.-«Просвещенье», 1991.
4. Новицкая Г. Еще грибами пахнет лес.- Ленинград.: «Детская литература», 1985.
5.Пришвин М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка- быль. АСТ, 2002.
6. Сетон- Томпсон Е. Рассказы о животных.- М.: «Детская литература», 1984.
7. Чаплина В. Питомцы зоопарка: рассказы.- М.: «Детская литература», 1988.
Интернет- ресурсы:

11

1.
2.
3.
4.

http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html
http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html
http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html

12


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».