4б класс программа внеурочной деятельности Зелёный огонёк Столярова ЕИ

Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожнотранспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожнотранспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных
последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более
сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому
полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои
творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое
дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить
себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает
сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний
и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в
жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо»
является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях
«Безопасное колесо».

Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных
происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты,
пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного
движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «Зелѐный огонѐк» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для
социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «Зелѐный огонѐк» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические
занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы.
В работе кружка участвуют учащиеся 4б класса. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах
начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
 Самостоятельности в принятии правильного решения;
 Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого
элемента сохранения своей жизни;
 Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
 Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
 Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Учащиеся должны:
знать:
 правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;

 техническое устройство велосипеда.
уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
 работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 управлять велосипедом.
иметь навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

 Планируемые предметные результаты освоения учащимися программы «Зелѐный огонѐк»:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
 умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной
задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
В результате реализации программы
Дети должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Причины ДТП;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.

Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности полицейского класса «Зелѐный огонѐк»
Программа внеурочной деятельности кружка «Зелѐный огонѐк» для уч-ся 4 класса составлена на основе рабочей
программы Столяровой Л.Н., Савурѐнок Е.М. «Азбука юного пешехода».
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения
на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Программа способствует:
 умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся
логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли,
отвечать на вопросы;
 нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере
необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
 эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах,
фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по
программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
 физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные
двигательные игровые задания по темам.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8 – 9 лет и реализуется в течение 34 часов – 1 час в неделю.
Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Реализация данной программы рассчитана на 1год обучения и позволит обучающимся получить систематизированное
представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и
здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как
групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
 обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
 самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
 практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и
специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент
игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
 в
обучении
практический
(различные
упражнения
с
моделями,
с
игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
 наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных
знаков, технических средств);


 словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
 видеометод (просмотр, обучение);
 методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия,
этическая беседа, пример);
 методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения);
 методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного
материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать
дидактические и подвижные игры.
Календарно-тематическое планирование.
Занятие проводится 1 раз в неделю, в пятницу, в 11.50-12.30.
№
п/п

Дата

Направле
ние

1
2-3

6.09
13.09

4-5

20.09,27 Социально
.09
е

6

4.10

Интеллект
уальное

общекульт
урное

Тема

Форма
контрол
я

Вводное занятие.
Основные правила поведения Входная
диагност
учащихся на улице и дороге.
ика
Практические занятия: Строим
макет главной улицы нашего
посѐлка.
Почему на улице опасно?
(экскурсия)
Дорожные знаки и светофор
Виктори
на

Практичес
кая часть

Практическ
ие занятия

7-8

11.10,
18.10

Спортивно Пешеходные переходы.
оздоровите
льное

9

25.10

социальное Особенности дорожного
движения зимой

10

8.11

ДуховноПроект № 1 « Стенгазета нравственн Добрая Дорога Детства»
ое

1112

15.11,

Интеллект
уальное

Регулируемая дорога.
Практическое занятие

13

29.11

Социально
е

Нерегулируемые перекрестки.

14

6.12

Спортивно Регулировщик и его сигналы.
оздоровите
льное

15

13.12

Социально
е

Разбор дорожных ситуаций.
Практическое занятие.

16

20.12

Интеллект
уальное

Причины дорожнотранспортных происшествий.

1718

27.12

Общекульт Проект № 2 «Твой ежедневный
урное
маршрут».

19

24.01

22.11

17.01

Социально

Где можно и где нельзя играть.

Практическ
ие занятия
Защита
проектов
Входная
диагностик
а

презентаци
я

Диагност
ика №1
Оформлени
е свода
правил
Защита
проектов

е
20

31.01

Спортивно Ты – велосипедист.
оздоровите
льное

21

7.02

интеллекту Ты - пассажир.
альное

22

14.02

Социально
е

23

21.02

Общекульт Учусь читать дорожные знаки.
урное

Диагност
ика №2

2425

28.02

Интеллект
уальное

Защита
проектов

26

13.03

ДуховноОбязанности пассажира –
нравственн ролевая игра.
ое

27

20.03

Общекульт Игра – викторина по правилам
урное
дорожного движения
«Счастливый случай».

28

27.03

Социально
е

Виды транспортных средств.

2830

3.04

Социально
е

Проект №4 «Расставь
дорожные знаки на
перекрѐстке».

6.03

10.04

Практическ
ие занятия

олимпиа
да

Дорога глазами водителей.

Проект №3 «Дорожные знаки в
моей окрестности».

ролевая
игра.
Выступл
ение в
актовом
зале

Защита
проектов

31

17.04

Спортивно Игры по правилам безопасного
поведения на дорогах.
оздоровите
льное

3233

24.04

Социально
е

34

15.05

1.
2.
3.
4.
5.
6.

8.05

Практическ
ие занятия

Почему дети попадают в
дорожные аварии.
Итоговое занятие.

тестиров
ание

ИСТОЧНИКИ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2011.
Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград:
Учитель, 2011.
Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.
Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46
http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23
Столярова Л.Н., Савурѐнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobrayaСайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».