Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Будем здоровы! » разработана для занятий с учащимися 4 «в» в
начального общего образования на 34 учебных часа (1 час в неделю)
Актуальность программы.
соответствии с
требованиями ФГОС
Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных
ценностей человека здоровью отводится первое место. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства.
Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья призвана развивать
осознанное отношение школьников к своему здоровью, как главной жизненной ценности. Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники
должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа
жизни школьников. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.
Программа кружка представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из
главных задач любого образовательного учреждения.
Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности
младших школьников.
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий;
формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Особенности программы.
Данная программа строится на принципах:
-научности,в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-системности, определяющие взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и
организацию досуга.
Обеспечение мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные методы обучения.
- рассказ педагога, рассказ детей.
- деловая игра.
- развивающие игры (подвижные, сюжетные, дидактические).
- моделирование ситуаций.
- изобразительная деятельность.
- использование ТСО.
Формы проведения занятий.
Беседы, тесты, деловая игра, творческие задания, викторины.
Планируемые результаты.
Личностные:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы:
осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья,
а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание учебного предмета, курса
Программа внеурочной деятельности состоит из 8 разделов:
Введение «Вот мы и в школе» (3 часа) Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной гигиены. Физическая активность и здоровье. Как
познать себя.
Питание и здоровье (4 часа) Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Как питались в стародавние
времена и питание нашего времени. Секреты здорового питания. Рацион питания. «Богатырская силушка»
Моѐ здоровье в моих руках (6 часов) Домашняя аптечка. «Береги зрение смолоду». Как избежать искривления позвоночника. Какую обувь ты
носишь? Отдых для здоровья. Полезный сон. Умеем ли мы отвечать за своѐ здоровье?
Я в школе и дома (4 часа) «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим» «Класс - не улица, ребята, и запомнить это надо!» Мода и школьные
будни. Делу - время, потехе - час.
Чтоб забыть про докторов (4 часа) «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!» «За здоровый образ жизни» Труд умственный и
физический. Как разные виды труда влияют на здоровье? «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности.
Я и моѐ ближайшее окружение (3 часа) Вредные привычки и их профилактика. Школа и моѐ настроение. В мире интересного.
Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов) Что мы знаем о здоровье зубов? Основные правила гигиены зубов Как найти спрятанный сахар?
Как подготовиться к посещению стоматолога? Что мы знаем о здоровье зубов? Основные правила гигиены зубов Как найти спрятанный сахар? Как
подготовиться к посещению стоматолога? Ослепительная улыбка на всю жизнь
«Вот и стали мы на год взрослей» (5часов). Игра «Мой горизонт» Гордо реет флаг здоровья. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
Обобщение изученного за год Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных
способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального
отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность
в различного рода деятельности.
Требования к уровню подготовленности обучающихся.
Учащиеся научатся:
- правильно ухаживать за полостью рта, органами слуха, зрения.
-соблюдение правила посадки при письме, следить за своей осанкой.
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, укусах насекомых.
-выполнять комплексные упражнения гимнастики для глаз, позвоночника.
- правильное обращение с животными.
- тренировать свою память, внимание, самооценку.
Учащиеся приобретут знания:
- уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи, к их мнению.
- работы с литературой.
- работа в паре, в группе.
Технические средства обучения.
Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Компьютер. Учебно-практическое оборудование. Мячи. Обручи. Скакалки.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Кол-во ч
Тема занятий
Направления
Введение «Вот мы и в школе» (3 часа)
1
1
2
3
1
1
Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной
гигиены.
Физическая активность и здоровье.
Как познать себя.
Дата
Социальное
08.09.2023
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
15.09.2023
22.09.2023
Питание и здоровье (4 часа)
4
1
Питание - необходимое условие для жизни человека.
Духовно-нравственное
Здоровая пища для всей семьи.
Как питались в стародавние времена и питание нашего Духовно-нравственное
времени.
Секреты здорового питания. Рацион питания.
Социальное
«Богатырская силушка»
Духовно-нравственное
Моѐ здоровье в моих руках (6 часов)
5
1
6
7
1
1
8
9
10
11
12
13
1
1
1
1
1
1
Домашняя аптечка.
Общеинтеллектуальное
«Береги зрение смолоду».
Общекультурное
Как избежать искривления позвоночника.
Общекультурное
Какую обувь ты носишь?
Общеинтеллектуальное
Отдых для здоровья. Полезный сон.
Спортивно-оздоровительное
Умеем ли мы отвечать за своѐ здоровье?
Спортивно-оздоровительное
Я в школе и дома (4 часа)
10.11.2023
17.11.2023
24.11.2023
01.12.2023
08.12.2023
15.12.2023
14
15
16
17
1
1
1
1
«Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим»
Социальное
«Класс - не улица, ребята, и запомнить это надо!»
Общекультурное
Мода и школьные будни.
Социальное
Делу - время, потехе - час.
Общеинтеллектуальное
Чтоб забыть про докторов (4 часа)
22.12.2023
29.12.2023
12.01.2024
19.01.2024
18
19
1
1
«Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!»
«За здоровый образ жизни»
26.01.2024
02.02.2024
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное
29.09.2023
06.10.2023
13.09.2023
20.09.2023
20
1
Труд умственный и физический. Как разные виды труда Социальное
влияют на здоровье?
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные Духовно-нравственное
вкусности.
Я и моѐ ближайшее окружение (3 часа)
09.02.2024
21
1
22
23
24
1
1
1
Вредные привычки и их профилактика.
Социальное
Школа и моѐ настроение.
Общекультурное
В мире интересного.
Духовно-нравственное
Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов)
01.03.2024
15.03.2024
22.03.2024
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
Что мы знаем о здоровье зубов?
Общеинтеллектуальное
Основные правила гигиены зубов
Общекультурное
Как найти спрятанный сахар?
Социальное
Как подготовиться к посещению стоматолога?
Общеинтеллектуальное
Ослепительная улыбка на всю жизнь
Духовно-нравственное
«Вот и стали мы на год взрослей» (5часов)
05.04.2024
12.04.2024
19.04.2024
26.04.2024
03.05.2024
30
31
32
33
1
1
1
1
34
1
Игра «Мой горизонт»
Гордо реет флаг здоровья.
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
Обобщение изученного за год. Подвижные игры на
свежем воздухе.
Обобщение изученного за год. Подвижные игры на
свежем воздухе.
16.02.2024
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Спортивно-оздоровительное
07.05.2024
14.05.2024
17.05.2024
20.05.2024
Спортивно-оздоровительное
24.05.2024
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2016 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2017 г., - 167 с. (Педагогика. Психология.
Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2018. - 85 с.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для
младших школьников. – М.: ВАКО, 2016 г. – / Мастерская учителя.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2017. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.