Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные патриоты» разработана на основе:
Примерных программ основного общего образования. Просвещение, 2010 и Примерных
программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты
второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.Программа
реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках
ФГОС ООО.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды. Программа направлена на системный
подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его
самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал
социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт
путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности “Юные патриоты” предполагает
формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и
роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание
личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны;
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического
обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как
качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству,
духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания
школьников;
формировать
эффективную работу по
патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и
историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию
урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования,
переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее
истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную
деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение
следующих принципов:
·системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
·научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;
·доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их
развитию;
·наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
·деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы,
поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
·активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается
самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на
авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
·прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым
занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к
восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения,
сопоставления, противопоставления;
·принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы
выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить
художественные достоинства детских работ.
Реализация программы “Юные патриоты” в 7 классе выполняет особенную роль,
так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том,
что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем
школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного
и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых,
инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на
активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности,
самообразованию, развитию творческих способностей
Форма организации работы по программе – преимущественно коллективная,
также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую,
познавательную виды деятельности
Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности
как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми,
просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуальнопознавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц
портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Методы работы и их обоснование:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Юные
патриоты» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который
проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
-диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-педагогическое наблюдение;
-портфолио достижений;
-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
-анкетирование учащихся;
-выполнение проектов;
-оформление альбомов.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Кол-во Характеристика Дата
часов
деятельности
По
По факту
учащихся
плану
гражданско- 15
Формирование
центра
патриотического воспитания
1.1 Введение. Что значит быть патриотом
1
1.2 Сбор материалов о ветеранах и вдовах ВОВ
1
1.
Ответы
вопросы
на
Сбор материала
1.3 Сбор материалов о жизни тружеников поселка 1
в годы войны:
1.4
1
Встреча со «старожилами» поселка;
1
Рассказы о героях поселка в годы войны.
1.5
Герои нашего поселка
1.6
2
1.8. В гостях у предков. Откуда я родом
1
1.11 Почему меня так назвали. История моей 1
фамилии .
1.12 Презентация экскурсовод «Наш поселок»
1
1.13 История нашего поселка
1
Ответы
на
вопрос
Презентация
Сбор материалов
1.14 Рассказы наших предков
2
Самостоятельная
деятельность
учащихся
1.17 Сбор материалов по истории школы
1
Сбор материалов
1.18 Беседа на тему «Наша школа»
1
Приобщение к духовным ценностям народов 4
проживающих на территории поселка.
2.1. Символы Иловлинского района, культурное 1
наследие родного края, народы, их обычаи и
2.2 традиции
1
О чем говорят названия Иловлинских улиц.
Городские легенды.
2.
2.2. След Великой Отечественной войны в жизни
родного края.
2.3. Мой любимый город: прошлое, настоящее,
будущее.
3. Введение в генеалогию (родословие)
3.1 Вводное занятие «Моя семья»
1
3.2 Как оформить родословие?
1
2.2 Из истории
документов
оформления
1
10
1
генеалогических 1
3.5 Семейные архивы
1
3.5 Работа в библиотеках и в сети Интернет.
2
3.7 Моя родословная
2
3.8 Практическое занятие «Древо семьи»
2
Подведение итогов «Что мы смогли, что мы
сумели»
4.1 Познавательно-краеведческие
игра
«Знай
своих…»
4.2
Викторина «Самый умелый»
4.3 Создание презентации по итогам реализации
программы дополнительного образования
4.4 детей «Юный патриот»
7
4.
Защита презентаций на тему:
Выступление
учащихся
Сбор материалов
Самостоятельная
деятельность
учащихся
Работа
документами
с
Самостоятельная
деятельность
учащихся
2
Игра
1
Ответы
на
вопросы
Сбор материалов
2
2
Самостоятельная
деятельность
учащихся
- «Я- Гражданин»
- «Моя семья»
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение:
музыкальный центр;
компакт диски;
видеофильмы;
иллюстрации;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР.
экспонаты школьного музея.
Информационно – методическое обеспечение:
- пособия;
- методическая литература;
- интернет ресурсы.
Литература для учащихся:
1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература для учителя:
1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военнопатриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)
2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков //
Пед. вестн.- 2013г.- N 12.- С. 7.
3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. –
СПб.: Каро, 2014. – 224 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2011г. – 61 с.
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2010г. – 605 с.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной
школе. – М.: Педагогика, 2012г. – 144 с.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.:
Росвоенцентр, 2011. – 25 с.
8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в
современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.