9б класс программа ВД Я в мире...Мир во мне Соловьёва АС

СОДЕРЖАНИЕ
1. НАЗНАЧЕНИЕ И
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………….…………...…3
2. НОРМАТИВНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………….…..3
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
……………………………………...………...............3- 4
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ………………………………….……………............4-5
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……..….….5-7
6. ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ …………………………………………………………………………..7
7. МЕТОДЫ РАБОТЫ С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ……………………………..........................8
8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....…8
9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН………..…............................................................9-14
10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ………..……………………..…........................14-16
11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………….……………………………………..17
- 19
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» по духовнонравственному направлению разработана для обучающихся 7-9 классов в
соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность
является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается
в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся,
обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа,
воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и
правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение
ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых
для гармоничного развития личности
2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «История родного края» разработана в соответствии
с:

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, №
273-ФЗ;


Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.
А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и
гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.:
Просвещение, 2009.

Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на
организацию
нравственного
уклада
школьной
жизни,
включающего
воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность
обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных
приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности
школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в
целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в
общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.
Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает
перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только
качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно
богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном
мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства
Программа педагогически целесообразна, так как способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ
свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на
современном этапе развития нашего общества являются: формирование у
обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности
и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной
социализации в обществе.
В школе созданы условия для реализации разработанной Программы,
обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их
приобщения
к
базовым
российским
ценностям,
ценностям
семьи,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности
гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной
школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине,
уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его
творческих способностей и формирование основ его социально ответственного
поведения в обществе и в семье.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социальнооткрытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу
школы.
Данная Программа предназначена для обучающихся 7-9 классов, составлена
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 35 часов в год с 7 по 9 класс (итого 105 часов). Время одного занятия –
40 минут. Занятия проводятся во время, отведѐнное для внеурочной деятельности 1
раза в неделю. Программа включает в себя два модуля:
1) часы общения;
2) традиционные общешкольные мероприятия (включающие с себя как
подготовку к мероприятиям, так и сами мероприятия).
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя
теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические
занятия).
Форма проведения занятий: групповая.
Возраст занимающихся – 13 - 15 лет.
Срок реализации Программы – 3 лет.
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования,
музеи
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная
поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей
гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения
родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная
цель
Программы
реализуется
через
решение
следующих задач:
1) Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для
социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого
ученика с учѐтом интересов и имеющегося жизненного опыта;
2) Формирование
толерантности,
подготовка
обучающихся
к
бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
3) Создание условий для нравственного самовыражения личности.
4) Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании
и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных
традиций.
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы
работы с детьми:
 личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для
каждого ребѐнка;
 стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода
высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к
нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
 развивающие нравственное сознание;
 активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его
эмоциональную сферу.
5.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по
нескольким направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и
основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и
гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение;
• представления об институтах гражданского общества, о возможностях
участия граждан в общественном управлении;
• представления о правах и обязанностях гражданина России;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в
обществе;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
• начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России и еѐ народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
города;
• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
•
представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли
образования,
•
представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учѐбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и
общества;
• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно-трудовых проектов;
•
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении,
дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре
нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние чело-века компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
•
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных
фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов
своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных
видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• элементарные представления о влиянии нравственности человека на
состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровье сберегающего режима дня;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на
человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и
санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях:
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
6.ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени основного общего образования школы и организуемого в
соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
 Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через
учѐт особенностей развития личности каждого обучающегося, уровня
сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
 Принцип соответствия требованиям современного общества и
общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль
общения обучающихся и учителя; раскрытие перед обучающимися роли культуры
в развитии общества.
 Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов
общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление
обучающимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных
поступков.
 Принцип учѐта потребностей обучающихся. Реализуется через процесс
воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного
(школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
 Принцип
гуманизма. Реализуется
через
нравственный
выбор
обучающихся.
7.МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы
работы с детьми:
 личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для
каждого обучающегося;
 стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода
высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся
интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
 развивающие нравственное сознание;
 активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его
эмоциональную сферу.
Реализация Программы предполагает создание социально открытого
пространства, где педагоги и родители школы предъявляют единые требования к
воспитанию обучающихся. Это отражается в совместной деятельности взрослых и
детей в учебной и внеучебной работе; в характере общения и сотрудничества
взрослого и ребенка, в личном примере взрослых.

8.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия :
• беседы; лекции, диспуты
• классный час; час общения;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• классные собрания
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в
совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Раздел, тема
Введение. Что такое краеведение.
Моя малая Родина.
С чего начинается родина. Просмотр в/ф
«Я родом из старинного села»
Страницы истории поселка Знаменка
600-летие села. Просмотр в/ф.
Усадьба графа Строганова.
Поселок Знаменка в годы Великой
Отечественной войны.
Земляки-участники Великой
Отечественной войны.
Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ.

Количество часов
всего
теория
1
1
12
6

практика
6
1

1
1
1
1
1
1

2.8

Дети войны. Сбор материала.

2.9

Священные места в селе.

1

2.10

История Храма в селе Знаменка.

1

2.11

Экскурсия в парк с. Воронцовка.

1

2.12

Создание и защита проекта по теме
«Моя малая Родина»

1

3.
3.1
3.2
3.3.
3.4
3.5
3.6
3.7
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6.
6.1
6.2
6.3

Я и моя семья

1

7

Моя семья.
Типы и происхождение фамилий.
Старая фотография рассказала.
Семейные реликвии. Памятные вещи.
Составление родословной семьи, рода.
Экспедиция по селу. Сбор материалов.
Защита проекта «Моя родословная».
Фольклор моего края, села
Устное народное творчество села
Семейно-бытовые обряды
Национальные праздники
Национальные игры
Детский фольклор: колыбельная песня…
Месячник « Наша школа»
История моей школы.
Символика родной школы.
Школьные традиции.
Директора школы.
Знаменитые выпускники школы
Трудовой десант. Уборка возле
обелиска.
Возложение цветов к обелиску.
Подведение итогов
Не исчезай моѐ село…
Устный журнал «С
чего начинается Родина»
Защита проекта «Моя школа и еѐ
выпускники»
Итого

2
1

5
1

1

5

7

2
1
1

3
1

1
1
1
1
1

1
1
1
4
1
1

1
1
1
1
3
1
1

3

1
35

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Что такое краеведение (1 час).
Тема 1. Малая родина (12 часов).
С чего начинается родина. Страницы истории села Контеево. Село Контеево в годы
Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны.
Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Священные места в селе. Колхоз «Красный
путь». История и современность.

21

Тема 2. Я и моя семья (7 часов).
Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии.
Памятные вещи.
Тема 3.Фольклор моего края, села(5 часов)
Устное народное творчество села. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры,
праздники. Детский фольклор.
Тема 3. Наша школа (7 часов).
История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные
традиции. Директора школы. Знаменитые выпускники.
Подведение итогов (3 часа).

10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться
внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться
способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат
знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных
нравствен-ных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового
сознания.
В
сфере коммуникативных универсальных
учебных
действий
будет
формироваться
умение
учитывать
позицию
собеседника
(партнѐра),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать
содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты
миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать
творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных
ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете еѐ
выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.

 с активной жизненной и гражданской позицией;
 уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов
образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга
(Приложение).
Планируемые результаты развития и воспитания определяются поставленными
выше задачами и ориентируются на критерии, определѐнные программой
мониторинга Гимназии.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные
знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных
ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором
уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственноориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного
общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели
поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственноориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы
опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у
школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и
социокультурной компетентности. Действия педагога, направленные на
достижения воспитательных результатов представлены в таблице.
Уровень
1 уровень
Приобретение обучающимися
социальных знаний

2 уровень
Получение школьником опыта
переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям
общества

Особенности
возрастной категории
Восприимчивость к
новому социальному
знанию,
стремление освоить
новые понятия

Активизация
межличностного
взаимодействия
обучающихся друг с
другом; процесса
развития детского
коллектива

Действия педагога
Педагог поддерживает
стремление ребенка к новому
социальному знанию, создаѐт
условия для самого
воспитанника в формировании
его личности, включает его в
деятельность по
самовоспитанию
(самоизменению).
В основе используемых
воспитательных форм
лежит системнодеятельностный подход.
Педагог создаѐт воспитательную
среду, в которой ребенок
способен осознать, что его
поступки:

не должны разрушать
его самого и включающую его
систему (семью, коллектив),


не должны привести к
исключению его из этой
системы.
В основе используемых
воспитательных форм
лежит системнодеятельностный подход
и принцип сохранения
целостности систем.
Потребность в
Педагог создаѐт для
3 уровень
Получение обучающимися опыта самореализации, в
обучающихся реальной
самостоятельного общественного общественном
возможности выхода в
действия
признании,
пространство общественного
в желаниями проявить и действия.
реализовать свои
Такой выход для ученика
потенциальные
начальной школы должен быть
возможности,
обязательно оформлен как выход
готовность приобрести в дружественную среду.
для этого новые
Для осуществления процессов
необходимые
самовоспитания необходимо,
личностные качества и прежде всего, сформировать у
способности
ребенка мотивацию к изменению
себя и приобретение
необходимых новых внутренних
качеств.
В основе используемых
воспитательных форм
лежит системнодеятельностный подход
и принцип сохранения
целостности систем.

11.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по Программе проводятся в групповой форме согласно режиму
занятий: 1 раза в неделю по 40 минут.
На занятиях обучающиеся получат первоначальные знания по духовнонравственному воспитанию, которые помогут им общаться без конфликтов через
практические упражнения, ролевые игры.
При проведении занятий в рамках данной Программы предусматривается
использовать следующие формы организации деятельности: беседы на
нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с
последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и
подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры;
ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностноориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается
на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные Программой, содержат познавательный
материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с
практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных
привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет
способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования
нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,
школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер
отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и
предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это
нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых
(понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и
их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения,
способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них
предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам;
сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по
разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное
восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их
формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения,
предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые
помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е.
работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,
альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся
использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут:
выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Подведение итогов реализации Программы проводится в конце каждого
учебного года в форме специальных диагностик (Приложение ).
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в
содержание и организацию процесса работы по Программе; поощрения успешной
деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое
оснащение
образовательного
процесса: наглядные
материалы (репродукции картин, фоторепродукции) аудиозаписи музыкальных
произведений, видеозаписи (классической детской литературы, живой природы,
социальных
явлений)
аудио/видео
аппаратура
(музыкальный
центр,
видеомагнитофон, телевизор), мультимедийная техника.
Занятия проводятся в учебных кабинетах.
Кадровое обеспечение: классные руководители.

Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся основной школы
Программа мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью
которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовнонравственного развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС
ООО.
Периодичность проведения - ежегодно для всех обучающихся основной
школы.
Объект исследования – уровень сформированности духовно-нравственного
развития обучающихся основной школы.
Предмет
исследования
–
процесс
психолого-педагогического
сопровождения духовно-нравственного развития обучающихся.
Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет,
применение которых позволит получить комплексную оценку уровня духовнонравственного развития и воспитания школьников.
Мониторинг проводится классным руководителем.
Оценка и коррекция развития личностных качеств обучающихся в духовнонравственном направлении осуществляется в ходе постоянного наблюдения
педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Мониторинг обучающихся представлен:
 Портфолио (личные достижения);
 Анкета для обучающихся;
 Анкета для родителей.
Литература для педагога
1. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А.
Кузнецова.
2. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворѐнности учащегося школьной
жизнью», Москва,2010.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В.
Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд.
- М.: Флинта, 2003. -128 с.
5. Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворѐнности родителей работой
образовательного учреждения». Москва, 2009
6. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов
воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.:
Просвещение, 2008. – 108 с.
7. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические
рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
8. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в
работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое
воспитание.-2006-№2.
9. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. –
107 с.
10.
Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва,
2005

Литература для обучающихся
1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.:
Литера, 2010. – 40 с.
2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.:
Литера, 2010. – 40 с.
3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера,
2010. – 40 с.
4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.:
Литера, 2010. – 40 с.
5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера,
2010. – 40 с.
6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера,
2010. – 40 с.
7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера,
2010. – 40 с.
8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.:
Литера, 2010. – 40 с.
9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.:
Астрель, 2000. – 240 с.
10.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для
подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
Приложение А
СЛОВАРЬ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННВХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и
ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он
принадлежит: государство, семья, общество.
Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей.
Независимости и процветания Родины.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и
доблести
Долг – уважение к праву другого, признание достоинств его личности.
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы
и для своей пользы, а не во вред себе.
Доверие – убеждѐнность человека в чьей-нибудь честности, порядочности.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей
противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В
понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления,
пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают
социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое
состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни
доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы В
дружбе главное – духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют
такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность,
доверие, верность, взаимная требовательность.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между
людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности.
Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные

чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение
человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к
истине, к жизни и т.д.).
Обещание - добровольное обязательство сделать что-нибудь
Ответственность- право и обязанность отвечать за свои поступки и действия,
взятые на себя обязательства.
Правдивость – склонность сообщать достоверную информацию.
Преданность – любовь и верность по отношению к кому-либо или чему-либо.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые
отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли,
разума.
Радость
– положительная
эмоция
человека,
внутреннее
чувство
удовлетворѐнности, удовольствия и счастья.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь,
жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Свобода - возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он
хочет, а не так как ему приказывают. Это право себя ограничивать.
Сострадание – способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий
оказать помощь ближнему.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность
поступать в соответствии с требованиями общества.
Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия
деяния и воздания.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам,
убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в
стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов
с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами
разъяснения и воспитания.
Толерантность – терпимость к образу жизни, поведению и обычаям.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к
человеку, способность считаться с его интересами.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к
людям, сочувствие и доверие к
ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность –
моральное
качество,
включающее правдивость, принципиальность, верность слову,
обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого
человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или
радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и
впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к
окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей;
внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям,
чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем
поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного
достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением,
великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость –
составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие,
нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.

Приложение Б
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Анкета 1(9класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об
уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его
совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для
этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что
считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в
исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже
перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Гражданственность
Патриотизм
Скромность
Тщеславие
Справедливость
Уважение к окружающим
Бережливое отношение к природе
Доброта
Вежливость
Совесть
Негативное отношение к вредным привычкам
Милосердие
Смелость
Зависть
Благодарность

Спасибо за помощь в исследовании
Анкета 2(9 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об
уровне воспитанности обучающихся, и предложить меры по его
совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для

этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что
считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в
исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные
качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО, класс

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Гражданственность
Патриотизм
Скромность
Тщеславие
Справедливость
Уважение к окружающим
Бережливое отношение к природе
Доброта
Вежливость
Совесть
Негативное отношение к вредным привычкам
Милосердие
Смелость
Зависть
Благодарность

Спасибо за помощь в исследовании!


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».