рабочая программа для обучающихся по АООП 4 класс Математика

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Программа рассчитана на 136 часов в год – 4 часа в неделю.
Для реализации содержания программы используется учебно-методический
комплект В.В. Воронковой: учебник Т.В. Алышева. Математика (в 2 частях). Москва.
«Просвещение», 2018.
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к
жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в
нестандартных ситуациях.
Задачи:
1. Формировать осознанные и прочные, во многих случаях доведенные до
автоматизма, навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
2. Научить читать и записывать числа в пределах 100.
3. Пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным
изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
4. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка.
5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности.
6. Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 Целостное восприятие окружающего мира.
 Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия.
 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.

Метапредметные результаты
 Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения
практических задач.
 Использование речевых средств, для решения познавательных задач.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей.
 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «математика».
Предметные результаты
 Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счѐта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
 Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
 Умения выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически пользоваться переместительным свойством умножения; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи в два действия.
 Умения различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять
длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение
двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находит точки
пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге.
Математика
Базовый уровень:
• Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
• Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты.
• Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи.
• Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия.
• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
• Вычислять длину ломаной.

• Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения.
• Чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.
Минимально достижимый уровень:
• Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
• Уметь пользоваться таблицами умножения всех однозначных чисел и числа 10.
Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам хотя бы одним способом.
• Решать простые арифметические задачи.
• Решать составные арифметические задачи в два действия с помощью учителя.
• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
• Вычислять длину ломаной.
• Узнавать, называть взаимное положение двух прямых, кривых линий,
многоугольников, окружностей.
• Чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на линованной
бумаге с помощью учителя.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ








входная контрольная работа;
промежуточные контрольные работы;
самостоятельные работы;
проверочные работы;
математические диктанты;
тесты;
итоговая контрольная работа.

Содержание программы
Нумерация
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из
двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения и деления
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько
раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Единицы измерения и их соотношения
Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг.
Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.
Геометрический материал
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая
ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение
отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертѐжного треугольника.
Название
сторон
прямоугольника:
основания,
боковые
стороны,
противоположные, смежные стороны.
Итоговое повторение
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
 различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в
пределах 100;
 таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 названия компонентов умножения, деления;
 меры длины, массы и их соотношения;
 меры времени и их соотношения;
 различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
 названия элементов четырехугольников.
Обучающиеся должны уметь:
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
 практически пользоваться переместительным свойством умножения;
 определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
 решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические
задачи;
 самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи;
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
 вычислять длину ломаной;

 узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
 чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге.
Примечания:
 необязательно знание наизусть таблицы умножения чисел 6 – 9, но обязательно
умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как
для нахождения произведения, так и частного;
 узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;
 определение времени по часам хотя бы одним способом;
 решение составных задач с помощью учителя;
 черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью
учителя.
Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс.

№
Тема урока
Кол-во
Дата
п/п
часов
Нумерация чисел в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). (3ч)
1
Повторение. Нумерация. Сложение и
1
04.09.2023
вычитание чисел без перехода через разряд.
2
Таблица разрядов.
1
05.09.2023
3
Сложение и вычитание в пределах 100.
1
06.09.2023
Единицы измерения и их соотношения (5ч)
4
Величины. Сравнение чисел, полученных при
1
07.09.2023
измерении величин.
5

Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении величин одной мерой.

1

11.09.2023

6

Мера длины - миллиметр.
Соотношение:1см=10мм
Построение отрезка заданной длины.

1

12.09.2023

1

13.09.2023

Контрольная работа по теме: «Нумерация
1
чисел в пределах 100».
Арифметические действия (3 ч)
Работа над ошибками.
1
Сложение и вычитание круглых десятков.

14.09.2023

Увеличение, уменьшение на несколько
единиц чисел в пределах 100.
Углы. Виды углов. Определение вида угла с
помощью чертежных инструментов.

1

19.09.2023

1

20.09.2023

7
8

10
11
12

1314

18.09.2023

Единицы измерения и их соотношения (2ч)
Меры времени. Определение времени по
2
21.09.2023
часам.
25.09.2023

Замкнутые и незамкнутые кривые линии (1ч)
Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
1
распознавание, называние.
Окружность, дуга (1ч)
Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
1
окружность, дуга.
Арифметические действия (12ч)
Умножение как сложение одинаковых
1
чисел(слагаемых).
Простые арифметические задачи на
1
нахождение произведения.
Таблица умножения числа 2.
1
Табличные случаи умножения числа 2.
1
Порядок действий в числовых выражениях.
1

26.09.2023

1

09.10.2023

1
1

10.10.2023
11.10.2023

25
26

Самостоятельная работа по теме:
«Умножение чисел».
Работа над ошибками. Деление чисел.
Простые арифметические задачи на
нахождение частного.
Таблица деления на 2.
Числа четные и нечетные.

1
1

12.10.2023
16.10.2023

27

Взаимосвязь умножения и деления.

1

17.10.2023

28

Контрольная работа по теме: «Умножение и
1
18.10.2023
деление на 2».
Нумерация чисел в пределах 100 с переходом через разряд (37ч)
Работа над ошибками. Сложение вида:38+5
1
19.10.2023
Сложение вида:5+38
1
23.10.2023
Составные задачи в два арифметических
1
24.10.2023
действия.
Сложение двузначных чисел с переходом
1
25.10.2023
через разряд (38+25).
Порядок действий в числовых выражениях
1
26.10.2023
без скобок и со скобками.
Решение математических выражений и задач.
1
27.10.2023
Ломаная линия. Элементы ломаной линии:
1
07.11.2023
отрезки, вершины, углы.
Вычитание вида:34-5.
1
08.11.2023

15

16

17
18
19
20
21
22
23
24

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Присчитывание, отсчитывание равными
числовыми группами по 6 в пределах 100.
Измерение длины отрезков ломаной линии,
сравнение их по длине.
Вычитание вида:53-25.

27.09.2023

28.09.2023
02.10.2023
03.10.2023
04.10.2023
05.10.2023

1

09.11.2023

1

13.11.2023

1

14.11.2023

1

15.11.2023

1

16.11.2023
20.11.2023

43
44

Повторение. Сложение и вычитание в
пределах 100.
Решение числовых выражений и задач.
Контрольная работа по теме: «Сложение и
вычитание в пределах 100 с переходом через
разряд».
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
Табличное умножение числа 3.

1
1

21.11.2023
22.11.2023

45
46

Переместительное свойство умножения.
Таблица деления на 3.

1
1

23.11.2023
27.11.2023

47

Взаимосвязь таблицы умножения на 3 и
таблицы деления на 3.

1

28.11.2023

48
49

Решение числовых выражений и задач.
Контрольная работа по теме: «Умножение и
деление чисел 2 и 3.
Работа над ошибками. Таблица умножения
числа 4 в пределах 20.
Умножение числа 4.
Нахождение произведения с использованием
таблицы умножения.

1
1

29.11.2023
30.11.2023

1

04.12.2023

1
1

05.12.2023
06.12.2023

53

Деление на 4 равные части.

1

07.12.2023

54
55

Таблица деления на 4.
Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и
таблицы деления на 4.
Проверочная работа по теме: «Умножение и
деление на 4».
Длина ломаной линии.
Таблица умножения числа 5 в пределах 20.
Умножение числа 5.
Нахождение табличных случаев умножения
числа 5 с проверкой по таблице умножения
числа 5.
Деление на 5 равных частей.
Таблица деления на 5.
Решение числовых выражений и задач.
Проверочная работа по теме: «Умножение и
деление на число 5».

1
1

11.12.2023
12.12.2023

1

13.12.2023

1
1
1
1

14.12.2023
18.12.2023
19.12.2023
20.12.2023

1
1
1
1

21.12.2023
25.12.2023
26.12.2023
27.12.2023

40
41
42

50
51
52

56
57
58
59
60

61
62
63
64

1

Единицы измерения и их соотношения (2ч)
65
66

Двойное обозначение времени.
1
Определение времени по электронным часам.
1
Арифметические действия(30ч)

28.12.2023
10.01.2024

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

96
97

Табличное умножение числа 6.
1
11.01.2024
Умножение числа 6.
1
15.01.2024
Цена, количество, стоимость.
1
16.01.2024
Решение задач на нахождение стоимости.
1
17.01.2024
Деление на 6 равных частей.
1
18.01.2024
Таблица деления на 6.
1
22.01.2024
Решение задач на нахождение цены.
1
23.01.2024
Самостоятельная работа по теме:
1
24.01.2024
«Умножение и деление числа 6».
Работа над ошибками.
1
25.01.2024
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат.
Табличное умножение числа 7.
1
29.01.2024
Умножение числа 7.
1
30.01.2024
Присчитывание, отсчитывание равными
1
31.01.2024
числовыми группами по 7 в пределах 100.
Увеличение числа в несколько раз.
1
01.02.2024
Решение задач на увеличение числа в
1
05.02.2024
несколько раз.
Решение задач на увеличение числа в
1
06.02.2024
несколько раз.
Таблица деления на 7.
1
07.02.2024
Деление на 7 равных частей.
1
08.02.2024
Деление по содержанию (по 7).
1
12.02.2024
Уменьшение числа в несколько раз.
1
13.02.2024
Решение задач на уменьшение числа в
1
14.02.2024
несколько раз.
Решение задач уменьшение числа в
1
15.02.2024
несколько раз.
Контрольная работа по теме: «Умножение и
1
19.02.2024
деление на число»
Работа над ошибками. Квадрат. Название
1
20.02.2024
сторон квадрата.
Табличное умножение числа 8.
1
21.02.2024
Присчитывание, отсчитывание равными
1
22.02.2024
числовыми группами по 8 в пределах 100.
Деление на 8 равных частей.
1
26.02.2024
Таблица деления на 8.
1
27.02.2024
Решение простых и составных
1
28.02.2024
арифметических задач.
Самостоятельная работа по теме:
1
29.02.2024
«Умножение и деление числа 8».
Единицы измерения и их соотношения(1 ч.)
Определение времени по часам.
1
04.03.2024
Арифметические действия (39ч)
Табличное умножение числа 9.
1
05.03.2024

98

Умножение числа 9.

1

06.03.2024

99

Присчитывание, отсчитывание равными
числовыми группами по 9 в пределах 100.
Деление на 9 равных частей.
Таблица деления на 9.
Взаимосвязь таблицы умножения числа 9 и
таблицы деления на 9.
Контрольная работа по теме: «Умножение и
деление числа 9.
Работа над ошибками. Пересечение фигур.
Умножение 1 и на 1.
Деление числа на единицу.
Сложение и вычитание без перехода через
разряд. Запись примера в столбик.
Приемы письменных вычислений
случаев:35+12,35-12
Сложение, вычитание двузначных чисел и
круглых десятков (45+20,45-20)
Письменное сложение и вычитание в пределах
100.

1

07.03.2024

1
1
1

11.03.2024
12.03.2024
13.03.2024

111
112

100
101
102
103

14.03.2024
1
1
1
1
1

18.03.2024
19.03.2024
20.03.2024
21.03.2024

1

01.04.2024

1

02.04.2024

1

03.04.2024

Сложение с переходом через разряд.
Приемы письменных вычислений случаев:35+17

1
1

04.04.2024
08.04.2024

113
114

Письменное сложение вида:35+15
Письменное сложение вида:35+25

1
1

09.04.2024
10.04.2024

115

Письменное сложение вида:35+25

1

11.04.2024

116
117

Письменное сложение вида:35+7
Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых.
Проверка правильности выполнения
письменного сложения перестановкой
слагаемых.
Контрольная работа по теме: «Письменное
сложение в пределах 100»
Работа над ошибками. Вычитание с переходом
через разряд.
Приемы письменных вычислений случаев: 6023
Письменное вычитание вида: 62-24

1
1

15.04.2024
16.04.2024

1

17.04.2024

1

18.04.2024

1

22.04.2024

1

23.04.2024

1

24.04.2024

Письменное вычитание вида: 62-54
Письменное вычитание вида: 34-5
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным действием сложением.

1
1
1

25.04.2024
27.04.2024
02.05.2024

104
105
106
107
108
109
110

118

119
120
121
122
123
124
125

126

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием сложением.
Контрольная работа по теме: «Письменное
вычитание в пределах 100»
Умножение 0 и на 0.
Деление 0 на число.
Взаимное положение геометрических фигур.
Умножение 10 и на 10.
Деление на 10.
Итоговая контрольная работа по теме: «Сотня».
Работа над ошибками. Нахождение
неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Письменное сложение и вычитание в пределах
100.

1

06.05.2024

1

07.05.2024

1
1
1
1
1
1
1

08.05.2024
13.05.2024
14.05.2024
15.05.2024
16.05.2024
20.05.2024
21.05.2024

1
1

22.05.2024
23.05.2024


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».