рабочая программа для обучающихся по АООП 4 класс Мир природы

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса
составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Программа рассчитана на 68 часа в год – 2 часа в неделю.
Для реализации содержания программы используется учебно–методический
комплект В.В. Воронковой: учебник «Мир природы и человека» 4 класс, Н.Б.
Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова, Москва «Просвещение», 2018г.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие задачи:
 уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой
природе, дает новые знания об основных еѐ элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и наживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 вырабатывается умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных
работ, отмечать фенологические данные;
 формирует знания обучающихся о природе своего края;
 формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит обучающихся бережному отношению к природе.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»
Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных
умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.
Личностные учебные действия - будет продолжена работа по приобретению
обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной
трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность,
интеграцию в общество. Одновременно, средствами социально-психологической
реабилитации, будут формироваться основы социальных компетенций, моральных
норм, опыт социальных и межличностных отношений.
Регулятивные учебные действия - будет уделяться внимание формированию на
доступном уровне способностей учащихся в оценке и контроле своих действий, как по
результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить
новые учебные цели и задачи, средства их достижения.

Коммуникативные учебные действия - будет уделяться внимание дальнейшему
совершенствованию техники чтения, приобретению навыков устойчивого чтения,
дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и
обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в
ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению моральноэтических норм, как основы коммуникативной компетентности.
Познавательные учебные действия - приоритетными становятся дальнейшее
формирование у обучающихся учебной мотивации и умения учиться, практическое
применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений,
навыков в профильном труде, включение выпускников в реальную жизнь.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования - введения обучающихся с УО в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний.
Первый уровень рассчитан на обучающихся, способных к освоению основных
разделов программы.
Второй уровень предназначен для обучающихся со сниженным
интеллектуальными возможностями.
Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и
индивидуальному подходу в обучении.
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
 о земле, еѐ составе, свойствах, значении для жизни растений;
 о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
 о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в
жизни домашних животных;
 о насекомых, их роли в жизни природы;
 о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для
жизнедеятельности человека;
 о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.
Основные требования к умениям обучающихся:
1-й уровень
1. правильно называть изученные объекты и явления;
2. различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать
культурные и дикорастущие цветковые растения
3. правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений,
используемых в быту;
4. различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ
жизни, определять их значение в жизни человека;
5. соотносить сезонные изменения в неживой природе и изменениями,
происходящими в живой природе;
6. определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев,
составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
2–й уровень
1. правильно называть изученные объекты и явления;

2. сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их
использовании человеком;
3. различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки,
определить их значение в жизни человека;
4. бережно относиться к природе и к людям;
5. различать времена года, называние месяцев и их основные признаки,
особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.
Содержание программы и уроки по предмету предполагают большое количество
непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаѐтся экскурсиям,
позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и еѐ живыми и
неживыми объектами. Ведущими методами обучения является беседы, рассказы,
наблюдение.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Мир природы и человека». 4 класс
№

Тема урока

К-во
час

Дата

Времена года.
1-2

Время года - осень.

2

3-4

Растения и животные осенью.

2

5-6

Труд людей осенью.

2

7-8

Неживая природа.
Почва. Состав почвы.

2

9-10

Обработка почвы.

2

11-12 Песок и глина. Камни.

2

13-14 Рельеф: горы, холмы, равнины, овраги.

2

01.09.2023
06.09.2023
08.09.2023
13.09.2023
15.09.2023
20.09.2023
22.09.2023
27.09.2023
29.09.2023
04.10.2023
06.10.2023
11.10.2023
13.10.2023
18.10.2023

Живая природа. Растения.
15-16 Огород.

2

17-18 Лес.

2

19-20 Сад.

2

21-22 Растения культурные и дикорастущие.

2

23-24 Лекарственные растения. Красная книга.

2

25-26 Парки.

2

20.10.2023
25.10.2023
27.10.2023
08.11.2023
10.11.2023
15.11.2023
17.11.2023
22.11.2023
24.11.2023
29.11.2023
01.12.2023
06.12.2023

Времена года.
27-28 Время года - зима.

2

29-30 Растения и животные зимой.

2

31-32 Труд людей зимой.

2

Живая природа. Растения
33-34 Растения поля. Рожь, пшеница, овѐс, гречиха.

2

29.12.2023
10.01.2024

2

12.01.2024
17.01.2024
19.01.2024
24.01.2024
26.01.2024
31.01.2024
02.02.2024
07.02.2024

08.12.2023
13.12.2023
15.12.2023
20.12.2023
22.12.2023
27.12.2023

Живая природа. Животные.
35-36
Домашние животные: лошадь, корова.
37-38

2
Свинья. Овца.

39-40

2
Птицы. Домашние птицы: утки, гуси, куры.

41-42

2
Насекомые: пчела. Вредные насекомые.
Времена года.

43-44

2
Время года - весна.

45-46

2
Растения и животные весной.

47-48

2
Труд людей весной.
Живая природа. Человек.

49-50

2
Мозг человека.

51-52

2
Профилактика травматизма головного мозга.

53-54

2
Часы. Режим дня.

09.02.2024
14.02.2024
16.02.2024
21.02.2024
28.02.2024
01.03.2024
06.03.2024
13.03.2024
15.03.2024
20.03.2024
22.03.2024
03.04.2024

Времена года.
55-56

2
Время года- лето.

57-58

2
Растения и животные летом.

59-60

2
Труд людей летом.

61-62

2
Охрана окружающей среды. Вода. Защита водоѐмов.

63-64

2
Заповедники. Зоопарки.
Безопасное поведение.

05.04.2024
10.04.2024
12.04.2024
17.04.2024
19.04.2024
24.04.2024
26.04.2024
03.05.2024
08.05.2024
15.05.2024

65-66

2

Правила поведения дома, в школе, на дороге.
67-68 ПДД. Транспорт. Мы - пассажиры.

2

17.05.2024
22.05.2024
24.05.2024


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».