ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 4 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Для
реализации содержания рабочей программы используется УМК В.В.Воронковой:
Учебник «Речевая практика» 4 класс, С.В. Комарова, Москва: Просвещение, 2018г.
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой
коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с
окружающими людьми.
Задачи раздела «Речевая практика»:
-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевого акта компонентов.
-Ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся.
- Улучшить качественные характеристики устной речи (как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность).
- Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся.
- Совершенствовать умение строить устные связные высказывания.
- Воспитывать культуру речевого общения.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли
собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы
школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с
окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны
учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение:
необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами
реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных
упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на
составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие
живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребѐнка и окружающих его
людей.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики
является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести
базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых
ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются
следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ.
По характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся
с интеллектуальной недостаточностью являются:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы
организации деятельности детей.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»;
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
• Освоить роль ученика;
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо
и хорошо);
• Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных
задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой
основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил
культуры речевого общения».
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический
план.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.)
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Коммуникативные УД
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД
1. Воспринимать
объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других
людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной
гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.
Содержание учебного предмета.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение
словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься
пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?»,
«Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании
«Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам
…», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность
тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо
ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите
пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в
секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
КРИТЕРИИ И
НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи
педагога;
4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и
дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.
Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции
педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам
исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые
достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями,
получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе
осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Формы организации учебного процесса, технологии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Технологии обучения: дифференцированное обучение; личностноориентированное обучение.
Основные требования к знаниям учащихся:
Обучающиеся должны уметь:
*передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем
или артистами в записи;
*выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
*выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после
анализа;
*участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих
родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых
ситуаций;
объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Календарно-тематическое планирование по речевой практике 4 класс.
№
п/п
1
2-4
5
6
7
8
9
10
11
12
Раздел
Тема урока
Аудирование и понимание речи.
Повторение предложений разных по структуре.
Многоообразие тона речи.
Кол-во
часов
1
3
Дата
Соотнесение речи и изображения (выбор
картинки, соответствующей предложению).
Повторение и воспроизведение по памяти
предложений.
Слушание небольших литературных
произведений, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона,
темпа речи в речевых ситуациях.
1
05.09.2023
07.09.2023
12.09.2023
14.09.2023
19.09.2023
1
21.09.2023
2
1
1
1
1
26.09.2023
28.09.2023
03.10.2023
05.10.2023
10.10.2023
12.10.2023
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение.
1
1
1
17.10.2023
19.10.2023
24.10.2023
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Письменное общение (реклама, письма,
открытки и др).
Общение на расстоянии ( кино, телевидение,
радио).
Общение в социальных сетях.
1
26.10.2023
1
07.11.2023
1
Влияние речи на мысли, чувства, поступки
людей.
Я и мои товарищи
Собираемся в школу.
Девочки рассказывают о каникулах.
Делимся новостями с друзьями.
Правила для школьника.
1
09.11.
2023
14.11.2023
Книга может дать совет…
Какие бывают книги?
Моя любимая книжка.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Книги нужно беречь.
Зимняя прогулка
Зимняя одежда
Зимние забавы
Готовим новогодний праздник
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Новогодние поздравления
Играем в сказку
Знакомство со сказкой «Петушок - золотой
гребешок»
Проигрывание эпизодов сказки «Петушок золотой гребешок»
Театрализованное представление сказки
«Петушок - золотой гребешок»
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
Проигрывание эпизодов сказки «Заюшкина
избушка».
Кукольный театр «Заюшкина избушка».
Знакомство со сказкой « Кот, Петух и Лиса».
Проигрывание эпизодов сказки« Кот, Петух и
Лиса».
Театрализованное представление сказки « Кот,
Петух и Лиса».
Конкурс « Мастер сказки сказывать».
Мы писатели
1
1
1
1
16.11.2023
21.11.2023
23.11.2023
28.11.2023
1
1
1
1
1
30.11.2023
05.12.2023
07.12.2023
12.12.2023
14.12.2023
1
1
19.12.2023
21.12.2023
1
1
1
26.12.2023
28.12.2023
12.01.2024
1
16.01.2024
1
18.01.2024
1
23.01.2024
1
1
25.01.2024
30.01.2024
1
1
1
01.02.2024
06.02.2024
08.02.2024
1
13.02.2024
1
15.02.2024
41
«Вот бы стать писателем! И всех бы удивлять!»
1
20.02.2024
42
43
« Рассказываем свою сказку».
«Маленькие писатели»
Я дома
Чудо - ящик.
Какие передачи мы смотрим.
Что означают кнопки на пульте телевизора?
Моя любимая телевизионная передача.
Мои товарищи в школе.
Играем во дворе
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
1
1
22.02.2024
27.02.2024
1
1
1
1
29.02.2024
05.03.202 4
07.03.2024
12.03.2024
1
1
14.03.202 4
19.03.2024
1
21.03.2024
1
02.04.2024
1
04.04.2024
09.04.2024
1
11.04.2024
16.04.2024
1
1
18.04.2024
23.04.2024
1
25.04.2024
1
1
02.05.2024
07.05.2024
1
14.05.2024
1
1
16.05.2024
21.05.2024
2
23.05.2024
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67
68
Наш товарищ заболел.
Я за порогом дома
Знакомство с запрещающими знаками.
Дорожные знаки.
Экскурсия «Знаки- помощники».
Я в мире природы
« Экскурсия в парк».
Составление предложений по картинкам на
тему: «В лесу».
Что может нанести вред лесу?
Конкурс рассказов на тему « В гостях у леса»
Задушевный разговор
«Очень грустно мне сейчас,
Кто поможет мне из вас?»
Худо жить без ласкового слова.
Игра « Свои чувства не скажу, а без слов вам
покажу».
Приглашение
Знакомство со стихотворением Ан.Усачева
«Приглашение улитке».
Приглашение на день рождения.
Составление приглашений друзьям, родителям,
учителям.
Поздравления
Чтение, слушание стихов к праздникам А.
Барто, Е. Благининой, О. Высотской и других.
Поздравляю! (составление поздравлений).
Поздравительные открытки к празднику
прощания с начальной школой.
1
1