рабочая программа для обучающихся по АООП 4 класс Чтение

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Чтение» для 4 класса составлена на основе
следующих нормативных документов:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Программа рассчитана на 136 часов в год – 4 часа в неделю.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект В.В.
Воронковой: учебник « Чтение» 4класс, С.Ю. Ильина изд-ва «Просвещение», 2018г.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и
про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением
о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них
интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию
произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного
чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать
книги по интересу.
3. Учить самостоятельной работе с книгой.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие артикуляционной моторики;
 формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
 развитие высших психических функций;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи, владение техникой речи;
 расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных
качеств.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным
материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной
деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи.
Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению
предложений.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся.
Основной формой организации процесса обучения чтению и развитию речи
является урок.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны уметь:
Базовый
1.
Слушать чтение
произведения учителем, отвечать на
вопросы по содержанию;
2.
Читать текст вслух целыми
словами (по слогам трудные по
семантике и структуре слова);
3.
Активно участвовать в
анализе произведения;
4.
Пересказывать содержание
рассказа по частям близко к тексту с
опорой на картинный план;
5.
Высказывать свое
отношение к поступку героя, к
событию после проведенного анализа
произведения;

Минимальный
1.
Слушать чтение произведения
учителем, отвечать на вопросы
информационного плана («Как зовут героя
рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);
2.
Правильно читать текст вслух по
слогам с постепенным переходом на чтение
целым словом часто встречающихся
двусложных слов;
3.
Соотносить иллюстрацию с
определенным отрывком текста;
4.
Пересказывать содержание части
текста по вопросам учителя или по картинносимволическому плану к каждому
предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4
Выразительно читать наизусть 5- небольших стихотворения.
7 стихотворений;

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по
чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться
текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на
уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих
уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной
работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а
оценка — мотивированной.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты
Регулятивные базовые учебные действия
Обучающийся научится в сотрудничестве с учителем:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
Обучающийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
 ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
Познавательные базовые учебные действия
Обучающийся научится в сотрудничестве с учителем:
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные базовые учебные действия
Обучающийся научится в сотрудничестве с учителем:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
Обучающийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения программы по чтению
Техника чтения
Обучающийся научится:
 осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
 соблюдать при чтении паузы между предложениями;
 ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
 отвечать на вопросы по прочитанному;
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.
Понимание читаемого
Обучающийся научится:
 выделять главную мысль произведения;
 участвовать в беседе;
 делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
 выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
Обучающийся получит возможность научиться:
 соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения),
пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;
 давать оценку состояния героев и происходящих событий;
 уметь делить рассказ на части по плану;
 ориентироваться в учебнике;
Развитие устной речи
Обучающийся научится:
 самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
 рассказывать по аналогии с прочитанным;
 заучивать наизусть стихотворения, басни;
Обучающийся получит возможность научиться:
 выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;
 оценивать состояния героев и происходящих событий;
 делить рассказ на части по плану.


Календарно-тематическое планирование по чтению 4 класс.
№
п/п

Тема урока

Колво
часо
в

Дата

1

Школьная жизнь (10ч)
По Н.Носову «Снова в школу».

1

04.09.2023

2
3
4

Э. Мошковская «Жил-был Учитель»
М.Пляцковский «Чему учат в школе»
По Ю.Ермолаеву «Поздравление»

1
1
1

05.09.2023
06.09.2023
07.09.2023

5
6
7
8

По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила»
По Е.Ильиной «Шум и Шумок»
В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок»
По Л.Каминскому «Три желания Вити».

1
1
1
1

11.09.2023
12.09.2023
13.09.2023
14.09.2023

9

В.Берестов «Читалочка»

1

18.09.2023

10

1

19.09.2023

1

20.09.2023

12
13

По М. Бартеневу «Зарубите на носу».
ОСЕНЬ (14ч)
Н.Антонова «Жѐлтой краской кто-то...»
По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка»
Е.Благинина «Подарки осени».
По Л.Воронковой «Лесные подарки»

1
1

21.09.2023
25.09.2023

14

А.Твардовский «Лес осенью».

1

26.09.2023

15
16
17
18
19
20
21

По В. Путилиной «В осеннем лесу»
Н.Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрѐный...»
По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна»
К. Бальмонт «Осень»
По Ю.Ковалю «Три сойки»
По Н.Сладкову «Холодная зимовка»
А.Плещеев «Скучная картина»

1
1
1
1
1
1
1

27.09.2023
28.09.2023
02.10.2023
03.10.2023
04.10.2023
05.10.2023
09.10.2023

1
1
1

10.10.2023
11.10.2023
12.10.2023

1
1
1
1
1

16.10.2023
17.10.2023
18.10.2023
19.10.2023
23.10.2023

1
2

24.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
27.10.2023
07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
13.11.2023

11

По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка»
По К. Ушинскому «Пчѐлы и мухи»
По Г. Граубину «Время листьм опадать...»
«Делу - время, потехе - час «(5ч)
25
Русская потешка «Пекла кошка пирожки...»
26
Чешская потешка «Сенокос»
27
По Л.Пантелееву «Карусели»
28
По Н.Носову «Прятки». Считалки.
29
Считалки. По М. Булатову «Жмурки»
«В мире животных» (13ч)
30
По К.Ушинскому «Бодливая корова»
31-32
По В. Бирюкову «Упрямый котѐнок»
22
23
24

33
34
35
36
37-38

По В.Гаранжину «Пушок»
По Е. Чарушину «Томка»
По Б. Житкову «Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой «Чук заболел»
Г. Снегирѐв «Хитрый бурундук»

1
1
1
1
2

39
40
41
42
43
44-45
46
47
48
49
50
51

52-53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

14.11.2023
15.11.2023
16.11.2023
20.11.2023
21.11.2023

По А. Баркову «Барсучья кладовая»
По А. Дорохову «Гостья»
Г. Корольков «Игрушки лисят»
По Ю. Дмитриеву «Лиса»
«Жизнь дана на добрые дела»(9ч)
Г. Ладонщиков «Миша - мастер»
По Е. Пермяку «Пичугин мост»

1
1
1
1

В.Хомченко «Михаськин сад»
По С. Баруздину «Когда люди радуются»
По Е. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела»
Е. Благинина «Котѐнок»
В. Голявкин «Птичка»
Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые
дела»
«Зима наступила» (24ч)
По Л. Воронковой «Снег идѐт»

1
1
1
1
1
1

А. Слащѐв «Снегурочка»
А. Слащѐв «Снегурочка»
И. Суриков «Зима»
С. Маршак «Декабрь»
По В. Сутееву «Ёлка»
По В. Сутееву «Ёлка»
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество»
М. Садовский «Где лежало «спасибо»?
По Н. Носову «На горке»
По Н. Носову «На горке»
«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная
сказка)
«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная
сказка)
А. Бродский. «Как Солнце с Морозом поссорилось»
П. Головкин. «Зимняя сказка»
Г. Скребицкий. «Митины друзья»
Г. Скребицкий. «Митины друзья»
В. Бирюков. «Снежная шапка»
По А. Тумбасову. «В шубах и шапках»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

07.12.2023
11.12.2023
12.12.2023
13.12.2023
14.12.2023
18.12.2023
19.12.2023
20.12.2023
21.12.2023
25.12.2023
26.12.2023
27.12.2023
28.12.2023

1

10.01.2024

1
1
1
1
1
1

11.01.2024
15.01.2024
16.01.2024
17.01.2024
18.01.2024
22.01.2024

1
2

2

22.11.2023
23.11.2023
27.11.2023
28.11.2023
29.11.2023
30.11.2023
04.12.2023
05.12.2023
06.12.2023

72
73
74
75
76
77
78
79-80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96-97
98
99

100
101
102

Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...»
По В. Бианки. «Находчивый медведь»
По А. Спирину «Зимние приметы»
Загадки. Обобщение по разделу «Зима наступила»
«Весѐлые истории»(10ч)
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос»
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос»
Г. Остѐр. «Одни неприятности»
М. Пляцковский. «Однажды утром»

1
1
1
1

23.01.2024
24.01.2024
25.01.2024
29.01.2024

1

30.01.2024

1

31.01.2024

1
2

В. Бирюков. «Почему комары кусаются»
С. Маршак. «Вот какой рассеянный» (отрывок).
По О. Кургузову. «Две лишние коробки»
Г. Чичинадзе. «Отвечайте, правда ли?» (отрывки)
Обобщение по разделу «Весѐлые истории»
«Полюбуйся, весна наступает...»(14ч).
В. Алфѐров. «Март»
По М. Фроловой. «Восьмое марта»
По М. Фроловой. «Восьмое марта»
Е. Благинина. «Забота»
По А. Соколовскому. «Бабушкина вешалка»
По В. Бианки. «Последняя льдина»
А. Плещеев. «Весна»
По А. Баркову. «Скворцы прилетели»
По Э. Шиму. «Всему свой срок»
И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает...»
По Ю. Ковалю. «Весенний вечер»

1
1
1
1
1

01.02.2024
05.02.2024
06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
12.02.2024
13.02.2024
14.02.2024

По Ю. Дмитриеву. «Опасная красавица»
Загадки. Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна
наступает...»
«В мире волшебной сказки» (11ч)
«Хаврошечка» (русская народная сказка)
«Хаврошечка» (русская народная сказка)
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
(русская народная сказка)

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1

15.02.2024
19.02.2024
20.02.2024
21.02.2024
22.02.2024
26.02.2024
27.02.2024
28.02.2024
29.02.2024
04.03.2024
05.03.2024
06.03.2024
07.03.2024
11.03.2024

12.03.2024
13.03.2024
14.03.2024

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
(русская народная сказка)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелѐный»
По Ш. Перро. «Подарки феи»
По Ш. Перро. «Подарки феи»
Братья Гримм. «Горшочек каши»

1

18.03.2024

1
1
1
2

109

По В. Порудоминскому. «Наши сказки»

1

110

Обобщение по разделу «Волшебные сказки»

1

19.03.2024
20.03.2024
21.03.2024
01.04
02.04
03.04.
2024
04.04.
2024

103
104
105
106
107-108

«Родная земля» (12ч)
111
М. Ильин. «Царь-колокол»
112
С. Васильева. «Город на Неве»
113
Д. Павлычко. «Где всего прекрасней на земле»
114-115 С. Вербова. «Сочинение на тему»
По Л. Кассилю. «Какое это слово?»
По Б. Никольскому. «Главное Дело»
По Б. Никольскому. «Главное Дело»
У. Усачѐв. «Защита»
По Л. Кассилю. «Никто не знает, но помнят все»
Т. Белозѐров. «День Победы»
Обобщение по разделу «Родная земля»
«Лето пришло» (14ч)
123-124 С. Козлов. «Ливень»
116
117
118
119
120
121
122

125
126
127
128-129
130
131
132
133
134
136

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2

Г. Граубин. «Тучка»
Н. Павлова. «Хитрый одуванчик»
Е. Благинин. «Одуванчик»
По А. Дорохову. «Встреча со змеѐй»

1
1
1
2

А. Бродский. «Летний снег»
В. Голявкин. «После зимы будет лето»
О. Тарнопольская. «Хозяюшка»
По А. Спирину. «Летние приметы»
Обобщение по разделу «Лето пришло».
Итоговый урок. «Что читать летом»

1
1
1
1
1
1

08.04.2024
09.04.2024
10.04.2024
11.04.2024
15.04.2024
16.04.2024
17.04.2024
18.04.2024
22.04.2024
23.04.2024
24.04.2024
25.04.2024
27.04.2024
02.05.2024
06.05.2024
07.05.2024
08.05.2024
13.05.2024
14.05.2024
15.05.2024
16.05.2024
20.05.2024
21.05.2024
22.05.2024
23.05.2024
24.05.2024


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».