1
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с лѐгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных1.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1
В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных
действий.
2
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также
отражению собственных впечатлений с помощью изобразительной деятельности;
умение выражать своѐ отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от восприятия красоты окружающей действительности;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности.
Предметные результаты обучения
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:
развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
3
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
овладение элементарными практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;
формирование понятий и представлений по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой
при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся должны знать:
элементарные сведения о работе художника, скульптора, декоратора, полученные во 2 классе;
основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на листе бумаги, расположенном горизонтально или
вертикально;
характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке, аппликации;
правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной деятельности;
приѐмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной деятельности во 2 классе (в том числе названия изготавливаемых
объектов, их частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения объектов и отдельных элементов, названия
материалов, инструментов и описание действий с ними).
Обучающиеся должны уметь:
наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального мира, рассматривать образцы художественного творчества и
мастерства;
передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
4
организовывать своѐ рабочее место с учѐтом вида предстоящей изобразительной деятельности;
ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарѐм, передающими пространственное расположение объектов на
изобразительной поверхности;
проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером, мелком, кистью) в заданном направлении, не поворачивая листа;
рисовать сразу кистью или фломастером; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; использовать в
работе шаблоны и заготовки по заданию учителя;
повторять и воспроизводить действия учителя при работе над аппликацией, лепке, рисовании;
изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и самостоятельно;
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая отличительные признаки, учитывая строение;
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с гуашью), получая составные цвета;
выполнять работу с опорой на определѐнную последовательность действий (под руководством учителя или по заданиям,
предложенным в учебнике);
действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и по аналогии;
выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и чередованием форм и цвета;
передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему или по рассказу-описанию;
узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых персонажей, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к
изображѐнным сюжетам в рисунке, аппликации, скульптуре.
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
5
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21 декабря 2012 года (статья 58) освоение
образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определѐнных учебным
планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебного предмета, предусмотренного
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой. Проведение промежуточной аттестации направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы,
предусмотренных
Федеральным
государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится, начиная со второго класса, по окончании четвертей (триместров),
учебного года. Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной
(триместровой) аттестации.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы по предмету;
- соотнесение фактического уровня с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оценка достижений обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении образовательной программы по предмету и учесть
индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения
образовательной программы.
Порядок, формы, периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся определяются учителем с учетом
образовательной программы по предмету.
6
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать, что:
- контрольные мероприятия проводятся во время урока в рамках учебного расписания;
- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока;
- в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие рекомендовано проводить не ранее
второго урока и не позднее четвертого урока;
- содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программе по предмету.
Формами промежуточной аттестации могут быть:
- письменная – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:
самостоятельные, контрольные, творческие работы; тестовые задания; письменные описания, наблюдения и др.;
- устная – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов; пересказ, беседы и др.;
- комбинированная – сочетание письменных и устных форм аттестации: викторины, проведение выставки и др.
Контрольно-измерительные материалы (содержание работы, инструкция, спецификация и критерии оценивания) для проведения
промежуточной аттестации разрабатываются учителем и утверждаются на заседании методического объединения.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП требуют учѐта особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и
устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части,
подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля
результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
7
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по
учебному предмету во 2 классе проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми личностными
и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных результатов по учебному предмету осуществляется на
основании анализа выполненных ими контрольных работ. При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты
выполненных контрольных работ, устных опросов, а также результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, степень
их самостоятельности в выполнении учебных заданий. При проведении итоговой аттестации учитываются данные промежуточной
аттестации.
Во 2 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов. В
соответствии с указаниями, изложенными в п. 2.1.3 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), оценку предметных результатов
целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения,
письма и счѐта. В течение первого полугодия 2 класса целесообразно поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только
качественную оценку.
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (раздел «2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы»).
Оценка базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной системы
оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.
В связи с этим критериями оценки планируемых результатов являются:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
8
– полнота и надѐжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не
исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке
итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую
деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных компетенций.
Оценка «5» cтавится, если обучающийся в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному
предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания,
представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какуюлибо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря
по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в
решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях.
Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат
самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какуюлибо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря
по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному
предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает
ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне
осознанного усвоения пройденного материала.
9
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и
наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания 2 класса) достижений обучающихся
определяющим фактором является возможность стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным учебникам2, а также с использованием нагляднодидактических материалов и технических средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в
электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажѐра и контроля
непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего
мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.
Достижение итоговых планируемых результатов освоения АООП определяется по завершению I этапа образования (к концу 4
класса).
Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе рекомендуется
проведение самостоятельной практической работы – рисунок по тексту-описанию, предложенному учителем в словесной форме.
Инструкция и рассказ описание:
2
Для реализации требований учебной программы рекомендуются учебники учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» для 1–4 классов авторов Рау
М. Ю., Зыковой М. А.
10
Весь учебный год ты учился (училась) рисовать деревья, цветы, человека, птиц, зверей. Ты запомнил(а), как работать кистью
и красками?
Сегодня ты будешь рисовать. Посмотри страницы учебника. Вспомни, как рисовать деревья, человека, птиц. Попроси у
учителя лист бумаги.
Посмотри, как можно нарисовать маму и девочку, кошку и собаку, уточек, берѐзу и подснежники (предлагаются образцы
изображений объектов и персонажей – дерево с распускающимися листочками, весенние цветочки, мама с дочкой, бегущие кошка
и собака, плавающие уточки).
Прочитай рассказ и нарисуй свою картинку.
Раскрась картинку красками акварель или гуашь, дорисуй цветными карандашами.
Весна наступила
Парк. В парке растут разные деревья (берѐзы, дубы, ели и сосны). Под берѐзами показались весенние цветы: подснежники.
В парк пришла мама с девочкой. Мама с девочкой стоят у пруда. В пруду плавают белые уточки. Девочка держит маму за
руку. Они смотрят на уточек.
По дорожке бежит кошка, а за кошкой – собака.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Обучение композиционной деятельности
11
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной
плоскости. Продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и вертикальное) в зависимости от содержания рисунка
или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со словесной речью учитель
использует жесты, характеризующие направление, протяжѐнность, подчѐркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания на смысловые связи
в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением
чередования формы и цвета его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в
декоративной работе). Выделение этапов очерѐдности.
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в
разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование приѐма дорисовывания).
Обучение приѐмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм: эталоны круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала. Использование приѐма «дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев:
береза, ель, сосна. Формирование представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приѐма сравнения).
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
12
Обучение приѐмам составления зелѐного, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование
умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приѐмам работы акварельными красками
(умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление приѐма работы
с акварелью «примакивание».
4. Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весѐлое, спокойное) создаѐт эта картина?
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова,
И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачѐва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая изобразительная деятельность обучающихся по обработке и
оформлению собственных работ может осуществляться также и во внеурочное время.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование.
13
‒
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка
на тему; лепка декоративной композиции;
‒
выполнение плоскостной и полуобъѐмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок,
произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Формы организации учебных занятий
Обучение осуществляется:
а) на специально выделенных уроках по изобразительному искусству;
г) в условиях организованной деятельности под руководством воспитателей в интернате.
Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.
Во внеурочной деятельности учителем организуются экскурсии в связи с изучаемыми темами курса, а также дополнительные занятия по
завершению начатой на уроке деятельности (творческая индивидуальная деятельность обучающихся по обработке изделий), коллективные
выставки детских работ, викторины по изученным темам и др.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Содержание
Характеристика видов деятельности учащихся
работы /
Дата
проведения:
Материалы и
инструменты
2 класс (34 ч)
1-я четверть (9 ч)
Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!»
Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
1. Вспомним лето.
Задание: рисование
Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.
Ветка с вишнями.
и
Характеризовать особенности красоты осенних листьев, ягод вишни,
лепка
ветки
с
Рисование и лепка (1 вишнями.
ч3)
учитывая их цвет и форму.
Материалы
и
инструменты:
бумага,
кисти,
05.09
гуашь,
Изображать и лепить ветку с ягодами, глядя на предложенный учителем
образец.
Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя
образец; помощь учителя.
3
Здесь и далее: указано минимальное количество часов на изучение темы. Практическая изобразительная деятельность обучающихся по обработке и оформлению
собственных работ может осуществляться также и во внеурочное время.
15
картон,
пластилин,
стека, образец
Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки
для создания образа вишни на ветке.
Овладевать навыками работы в технике лепки. Работать максимально
самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю
2.
Рисунок. Задание: рисование
Съедобные грибы (1 летней
ч)
полянки
растущих
на
ней
Изображать грибы, учитывая характерные особенности их формы.
Изображать живописными средствами осеннее состояние природы.
и
инструменты:
бумага,
12.09
и время года, внимательно слушать рассказ учителя.
разных грибов.
Материалы
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в осеннее
Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать
максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к
гуашь, учителю.
кисти, образец
Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Знать названия съедобных грибов.
Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой
других
3. Лепка. Корзина с Задание:
лепка
Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.
разными съедобными корзины с разными
Понимать, что такое простая и сложная форма.
грибами (1 ч)
Изображать пластичными средствами разные грибы и корзину. Если
съедобными
грибами.
19.09
работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
16
Материалы
и
Овладевать навыками работы с пластичным материалом.
инструменты:
Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы.
картон,
Сравнивать свою работу с работами одноклассников
пластилин,
стека,
образцы
корзины и гриба
4.
Беседа
художниках
картинах (1 ч)
о Задание:
и
составить
Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником,
26.09
их рассказ по картине наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
известного
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия
художника.
Рассказать
произведений изобразительного искусства.
о
характере,
настроении
Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать
о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом
в (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)
картине. Что хотел
Усвоить понятие «пейзаж».
рассказать
Знать имена знаменитых художников.
художник?
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать
Материалы
и на вопросы по содержанию произведений художников
инструменты:
иллюстрация
картины известного
художника
17
5.
Фон
светлый.
темный, Задание:
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Рисунок рассмотреть фон и
Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой.
зайца (1 ч)
изображение
в
Усвоить такие понятия, как «контраст», «фон», «изображение».
картинке,
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
нарисовать зайца на
Развивать навыки работы в технике рисунка.
фоне зелѐной елки.
Оценивать критически свою работу, сравнивая еѐ с другими работами.
Материалы
и
инструменты:
акварель,
03.10
Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю
кисти
(белка № 2, белка №
4, бумага, образец)
6. Краски: гуашь и Задание: рисование
Усвоить, чем краска акварель отличается от краски гуашь.
акварель.
Знать правила работы с гуашью и акварелью.
Рисунок. листа дерева.
Листок дерева (1 ч)
Материалы
и
Научиться правильно смешивать краски во время работы.
инструменты:
Сравнивать форму листа дерева с другими формами.
бумага,
Находить природные узоры и более мелкие формы.
гуашь,
акварельные краски,
10.10
Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.
кисти для акварели При возникновении трудностей обращаться за помощью к учителю.
и гуаши, образец
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе.
18
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.
Оценивать свою работу
7. Рабочее место для Задание: рисование
Уметь располагать правильно лист при работе с акварелью.
рисования
красками фона. Небо.
Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и
акварель.
Рисование Материалы
фона. Небо (1 ч)
17.10
и рекомендаций учителя.
инструменты:
Усвоить и закрепить понятия (пробник, палитра, валик, просохший
бумага, акварельные рисунок, яркость тона, блеклость, яркость).
краски,
палитра,
Практика совместной деятельности.
пробник, кисти для
Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.
акварели, образец
Усвоить понятия: главные и составные цвета.
Освоить практику получения составных цветов.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю
8.
Главные
составные
и Задание:
рисунок.
цвета. Туча.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время 24.10
года и разную погоду.
Рисунок. Туча
Материалы
и
(1 ч)
инструменты:
Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.
бумага,
Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать
акварель,
кисти, образец
Изображать живописными средствами состояние природы.
самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю
9. Рисунок. Фрукты Задание: рисование
Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.
на столе (1 ч)
Изображать живописными средствами разные фрукты. Если работу
фруктов,
на столе.
лежащих
07.11
выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
19
Материалы
и
инструменты:
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников
акварельные краски,
бумага, образец
2-я четверть (7 ч)
Блок 3. «Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».
Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»
10. Рисование фигуры Задание: рисование
Понимать условность и субъективность художественного образа.
человека по шаблону
фигуры человека по
Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными
(1 ч)
шаблону.
карандашами.
Материалы
и
инструменты:
бумага
Беседа
художниках
картинах.
человека (1 ч)
клей,
Работать как индивидуально, так и в группе.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
цветные карандаши,
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
фломастеры
Оценивать критически свою работу, сравнивая еѐ с другими работами
о Задание:
и
Развивать навыки работы в технике вырезания.
Обращаться к учителю, если необходима помощь.
белая,
ножницы,
11.
14.11
лепка
их фигуры человека.
Лепка Материалы
Знать имена знаменитых художников.
21.11
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать
и на вопросы по содержанию произведений художников.
инструменты:
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
картон,
Овладевать приѐмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
пластилин,
20
иллюстрации картин вытягивание, защипление).
известных
Создавать изображение в технике лепки с передачей пропорций.
художников
с
Оценивать свою деятельность
портретами людей
12. Рисунок. «Мама в Задание: рисование
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
новом платье» (1 ч)
Выполнять творческое задание согласно условиям.
рисунка
«Мама
в
новом платье».
Материалы
28.11
Анализировать последовательность выполнения рисунка, учитывая
и пропорции фигуры.
инструменты:
бумага
Создавать композицию рисунка самостоятельно.
белая,
Подбирать необходимые цвета для выполнения работы.
цветные карандаши,
Усвоить понятия (гардероб, верхняя одежда, портрет).
фломастеры
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
результатам своей и их деятельности
13. Лепка. Снеговик. Задание:
лепка.
Изображать предметы, предложенные учителем.
Рисунок. «Снеговики Снеговик. Рисунок.
Уметь находить центр композиции.
во дворе» (1 ч)
Уметь создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем
Снеговики во дворе.
Материалы
05.12
и прижимания друг к другу.
инструменты:
Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
картон,
Продолжать знакомиться с предметами круглой формы.
пластилин,
21
стека,
игрушка-
Проявлять интерес к лепке, рисунку.
снеговик,
дощечки
Изображать пластичными средствами снеговика с метлой. Если работу
для лепки, альбом выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
для
рисования,
Овладевать навыками работы с пластичным материалом
цветные карандаши
14. Панорама «В лесу
Задание:
панорама
зимой». Работа с
«В
бумагой и
Работа с бумагой и предложенный учителем образец.
ножницами.
ножницами.
Аппликация и
Аппликация
рисунок
рисунок.
(1 ч)
Материалы
лесу
зимой».
Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.
12.12
Изображать характерные особенности зимнего леса, глядя на
Использовать выразительные средства живописи и возможности
и аппликации для создания образов зимней природы, елок.
Усвоить такие понятия, как «сугробы», «заснеженные ели», «бурелом».
и
инструменты:
Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике
аппликации, используя помощь учителя.
бумага (обычная и
цветная),
кисть,
акварель,
образцы
Работать как индивидуально, так и в группе
изображений,
ножницы
15.
Рисунок. Задание:
рисунок
Петрушка
«Петрушка».
(1 ч)
Материалы
Участвовать в обсуждении особенностей работы по созданию рисунка 19.12
кукольного персонажа — Петрушки.
и
Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный эскиз
22
инструменты:
бумага
сказочного героя — Петрушки.
белая,
акварель, кисти
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние
персонажа.
Выполнять рисунок на заданную тему.
Выражать в творческой работе своѐ отношение к персонажу.
Участвовать в коллективной работе над рисунком.
Обсуждать и оценивать творческую работу в коллективе
16. Аппликация
Задание:
Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при
«Хоровод»
аппликация.
(1 ч)
«Хоровод».
Материалы
совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративных элементов.
и
инструменты:
Овладеть навыками работы в аппликации.
Участвовать в создании коллективных работ.
бумага
белая
цветная,
ножницы,
клей
26.12
и
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в
создании нарядов для пляшущих возле елки детей.
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной работы
3-я четверть (10 ч)
Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»
Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как еѐ делает?»
23
Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».
Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»
17.
Разные
собак.
породы Задание:
Лепка
Лепка «Собака».
«Собака» (1 ч)
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
16.01
Развивать навыки работы в технике лепки.
Материалы
и
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).
инструменты:
Знать, как называются разные части тела у собаки.
картон,
Овладевать приѐмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
пластилин,
стека, образец
вытягивание, защипление, примазывание).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Оценивать критически свою работу, сравнивая еѐ с другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть, как делают другие
18. Рисунок «Собака»
Задание:
(1 ч)
«Собака».
рисунок
23.01
анималист».
Материалы
и
инструменты:
бумага
Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художникУчаствовать в обсуждении роли животных в жизни человека,
художественных выразительных средств, используемых художниками для
белая, передачи образа животных в различных материалах.
акварель, кисти
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.
Выражать в художественно-творческой деятельности своѐ эмоциональноценностное отношение к образу животного.
Следовать в своей работе условиям творческого задания.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
24
результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в
разных материалах и техниках.
Находить общее и различное.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких
животных в своем городе
19.
Разные
кошек.
породы Задание:
лепка
Лепка «Кошка».
Развивать навыки работы в технике лепки.
30.01
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
«Кошка»
Материалы
и
(1 ч)
инструменты:
Знать, как называются разные части тела у кошки.
картон,
Овладевать приѐмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
пластилин,
стека, образец
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).
вытягивание, защипление, примазывание).
Оценивать критически свою работу, сравнивая еѐ с другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть, как делают другие
20. Рисунок «Кошка»
Задание:
(1 ч)
«Кошка».
рисунок
06.02
анималист».
Материалы
и
инструменты:
бумага
Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художникУчаствовать в обсуждении роли животных в жизни человека,
художественных выразительных средств, используемых художниками для
белая, передачи образа животных в различных материалах.
акварель, кисти
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.
25
Выражать в художественно-творческой деятельности своѐ эмоциональноценностное отношение к образу животного.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в
разных материалах и техниках.
Следовать в своей работе условиям творческого задания.
Находить общее и различное.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких
животных в своем городе
21. Аппликация
Задание:
Овладевать техникой и способами аппликации.
«Мишка» (1 ч)
изображение мишки
Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и
(аппликация),
графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный
(техника
образ (мишка). Продолжать овладевать навыками работы карандашами,
аппликации
с кистью, ножницами.
графической
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с
дорисовкой).
помощью цветового пятна (цветная бумага).
Материалы
и
инструменты:
шаблон,
13.02
Продолжать осваивать приѐмы работы графическими материалами.
Соблюдать принцип систематичности и последовательности в работе —
цветная от простого к сложному.
26
бумага, кисть, клей,
ножницы,
Наблюдать за работой одноклассников
цветные
карандаши,
фломастеры
22.
Дымковская Задание:
игрушка.
«Барыню» (1 ч)
Познакомиться с происхождением промысла народной дымковской
Лепим дымковская
игрушки, элементами еѐ росписи.
игрушка.
Лепка
«Барыня».
Учиться лепить и украшать дымковские игрушки с помощью цветного
пластилина.
Материалы
и
инструменты:
пластилин,
20.02
Познакомиться с техникой создания узора дымковской росписи с
помощью печаток, тычков ватными палочками.
стека,
образец
Развивать чувство ритма, цвета.
Выражать в художественно-творческой деятельности своѐ эмоциональноценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной
игрушке.
Продолжаем совершенствовать свои умения в технике лепки.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура)
23. Рисунок «Птичка- Задание:
зарянка» (1 ч)
рисунок
«Птичка зарянка».
Материалы
Понимать, как прекрасен и многолик мир птиц.
27.02
Овладевать навыками поэтапного выполнения работы — от простого к
и сложному.
27
инструменты:
бумага
Изображать живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой.
белая,
акварель, кисти
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Изображать предмет (птицу-зарянку), максимально копируя форму
предложенного учителем образца.
Понимать простые основы геометрии, симметрию.
Оценивать свою деятельность
24. Аппликация
Задание: аппликация
Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы.
«Скворечник на
«Скворечник
Характеризовать особенности красоты белоствольных берез с молодыми
березе» (1 ч)
березе».
на
05.03
зелѐными листочками.
Материалы
и
Рассматривать и сравнивать реальные скворечники разных форм.
инструменты:
Овладевать навыками конструирования из бумаги.
цветная
Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их
бумага,
ножницы, клей
формы, их конструкции.
Составлять и конструировать из простых геометрических форм
(прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в
технике аппликации.
Оценивать свою деятельность
25.
Аппликация Задание: аппликация
«Ваза»
«Ваза».
(1 ч)
Материалы
Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя еѐ в
12.03
технике аппликации.
и
Развивать наблюдательность.
28
инструменты:
Понимать значение слова «функциональность».
бумага (обычная и
Уметь пользоваться шаблоном.
цветная),
Получать опыт эстетических впечатлений.
карандаши,
Осваивать приѐмы работы в технике аппликации.
ножницы,
образец,
шаблон
Овладевать приѐмами работы с бумагой.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Сравнивать свою работу с работой других
26. Рисунок. «Ваза» (1 Задание:
ч)
рисунок.
«Ваза».
19.03
предмета — вазы.
Материалы
и
инструменты: лист
белой
Использовать образец для создания целой формы изображаемого
Посмотреть, как использует образец твой товарищ.
Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных
бумаги впечатлений.
прямоугольной
Видеть в сложной форме составляющие — простые формы.
формы,
Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно
трафареты,
карандаши. Образцы провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю.
форм.
Рисуем
Создавать изображения на основе простых и сложных форм
самостоятельно
4-я четверть (9 ч)
Блок 9. «Красивые разные цветы».
Блок 10. «Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны»
27.
Поговорим
о Задание:
Рассматривать картины художников, изображающих цветы.
02.04
29
цветах.
Цветы
в познакомиться
работах
известных творчеством
с
Сопоставлять техники, манеры и приѐмы выполнения работ различными
художниками.
художников
художников,
Рассказывать о цветах, изображаемых на картинах, знать названия
(1 ч)
изображающих
цветов.
цветы.
Высказывать суждение о разнообразии приѐмов и манер, техник при
Материалы
и выполнении работ.
инструменты:
Объяснять смысл понятия «графика».
иллюстрации картин
Определять, какие цвета использовал художник для выполнения работы.
известных
Учиться создавать образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе
художников,
создания образа (конкретного цветка)
изображающих
цветы
28. Рисунок
Задание:
рисунок.
«Подснежник» (1 ч)
«Подснежник».
Материалы
и
акварель,
кисти, образец
09.04
Уметь правильно закомпоновать и построить рисунок.
инструменты:
бумага,
Знать первые весенние цветы.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Изображать живописными средствами первый нежный весенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
30
29. Аппликация.
Задание: аппликация.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы.
«Подснежник» (1 ч)
«Подснежник».
Знать первые весенние цветы.
Материалы
и
Изображать средствами аппликации первый нежный весенний цветок.
инструменты:
Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.
бумага (обычная и
Овладевать живописными навыками работы в технике аппликации.
цветная),
16.04
цветные Внимательно слушать рассказ учителя.
карандаши, ножницы
Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
30. Рисунок «Ваза с Задание:
цветами» (1 ч)
рисунок
«Ваза с цветами».
Материалы
23.04
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные,
и контрастные и сближенные) подойдут для передачи структуры материала
инструменты:
бумага,
Выполнять эскиз рисунка вазы с цветами.
для вазы (стекло) и букета цветов.
кисти,
Прорисовывать детали рисунка кистью гуашью, а фон — акварельными
акварельные краски, красками.
гуашь, образец
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
результатам своей и их творческо-художественной деятельности
31.
Аппликация Задание: аппликация
Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя еѐ в
30.04
«Ваза с цветами» (1 из цветной бумаги технике аппликации.
ч)
«Ваза с цветами».
Осваивать приѐмы аппликации.
31
Материалы
и
инструменты:
Развивать навыки работы в технике аппликации.
бумага (обычная и
Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации заданный
цветная),
клей, образ (ваза с цветами).
ножницы, образец
32.
Изображать, соблюдая правила композиции.
Рисунок Задание:
Закреплять навыки работы от общего к частному
рисунок
«Кактус»
«Кактус».
(1 ч)
Материалы
Выполнять эскиз рисунка кактуса в горшке.
07.05
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные,
и контрастные и сближенные) подойдут для передачи структуры материала
инструменты:
бумага,
для горшка (глина) и кактуса.
кисти,
Соблюдать пропорции в процессе рисования.
акварельные краски,
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.
образец
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
результатам своей и их творческо-художественной деятельности
33. Открытки к
Задание:
создание
праздникам весны.
эскиза открытки.
Рисунок «Открытка к Материалы
празднику» (1 ч)
14.05
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного
и изображения.
инструменты:
плотная
Создавать открытку к определенному событию (весенний праздник).
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные,
бумага контрастные и сближенные) подойдут для передачи темы весны в открытке.
маленького формата,
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.
кисти,
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.
акварельные
32
краски, образец
Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
34.
Рисунок
по Задание:
создание
описанию «В парке рисунка
весной» (1 ч)
весной».
Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности
людей.
и
инструменты:
бумага,
21.05
по условиям.
описанию. «В парке
Материалы
Выполнять многофигурную композицию «В парке весной» согласно
Выражать в творческой работе своѐ отношение к весне, весеннему
настроению.
кисти,
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.
акварельные краски,
Участвовать в подведении итогов творческих работ.
образец
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку
результатам своей и их
творческо-художественной деятельности
33