МУЗЫКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных1.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по музыке:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
1
В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных
действий.
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах
музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе,
в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты обучения
Посредством занятий музыкой обучающиеся достигают следующих результатов:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной
выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Обучающиеся должны уметь:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Оценка достижения планируемых результатов
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (раздел «2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы»).
Достижение планируемых результатов освоения АООП определяется по завершению I этапа образования (к концу 4 класса).
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке
подлежат личностные и предметные результаты.
Во 2 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов. В течение
первого полугодия 2 класса целесообразно поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку.
Оценку предметных результатов в балльной системе целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса, когда у обучающихся
будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Оценка базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. При использовании балльной системы оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о
качестве усвоенных знаний. В связи с этим критериями оценки планируемых результатов являются:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надежность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания 2 класса) достижений обучающихся
определяющим фактором является возможность стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным учебникам, а также с использованием нагляднодидактических материалов и технических средств обучения, предназначенных для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный
вариант программы.
Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На
уроках проверяется и оценивается: 1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать
музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной
выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной
литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками.
Процедура контроля освоения программы осуществляется по следующим параметрам:
исполнительский уровень оценивается как во время разучивания песни методом наблюдения учителя, так и во время итогового пения
- «концертное исполнение»;
уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;
уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяется диагностическими материалами.
Результаты освоения программы оцениваются в виде текущего и тематического контроля.
Текущий контроль:
опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);
исполнение песни;
музыкальные загадки.
Тематический контроль:
урок-концерт;
участие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных классно-групповых и
общешкольных массовых мероприятиях.
Нормы оценок
1. Слушание музыки
Оценка «пять»:
- установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный, включает в себя характеристику содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «четыре»:
- установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «три»:
- установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может обнаруживаться низкая мотивация, которая может еще больше
понизиться при выставлении неудовлетворительной оценки.
2. Хоровое пение
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение
недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое
интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может обнаруживаться низкая мотивация, которая может еще больше
понизиться при выставлении неудовлетворительной оценки.
3. Проявление интереса, эмоциональный отклик
высказывание своей жизненной позиции;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
стремление проявить музыкальные способности.
Оценочная карта достижения предметных результатов по курсу «Музыка» 2 класс
Критерии/уровень овладения
Ф. И. обучающегося
I
I. слушание музыки
Осмысленное слушание музыки
Понимание
содержания
прослушанного
музыкального произведения
Понимание
вопроса
к
прослушанному
музыкальному произведению
Знание изученных музыкальных произведений и
их звучания
II
III IV I
II
III IV
Нахождение
объекта
соответствующего
на
иллюстрации,
содержанию
прослушанного
музыкального произведения
Умение отвечать на вопросы с опорой на
ключевые слова (понятия)
Умение отвечать полными развернутыми фразами
Умение
дополнять
предложения
ключевыми
словами (понятиями)
Составление
рассказа
по
содержанию
прослушанного музыкального произведения
Составление
рассказа
по
содержанию
прослушанного музыкального произведения с опорой
на ключевое слово (понятие, вопрос)
Различение
разнообразных
по
характеру
и
звучанию песен, маршей, танцев
Знание
основных
выразительности:
средств
динамические
музыкальной
оттенки
(форте-
громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро,
умеренно, медленно); особенности регистра (низкий,
средний, высокий)
II. хоровое пение
Ориентировка в тексте песни
Знание и понимание содержания текста песни
Составление рассказа по тексту песни
Знание мелодической линии песни
Чистое интонирование мелодической линии песни
Ритмически точное исполнение мелодической
линии песни
Выразительное исполнение песни с простейшими
элементами динамических оттенков
Сольное пение и пение хором с выполнением
требований художественного исполнения, с учетом
средств музыкальной выразительности
Правильное
звуковоспроизведение
при
пении
гласных звуков и отчетливое произнесение согласных
звуков в конце и в середине слов
Различение
вступления,
запева,
припева,
проигрыша, окончания песни
Самостоятельное исполнение разученных песен,
как с инструментальным сопровождением, так и без
него
Желание самостоятельно исполнять разученные
песни в свободной деятельности
Узнавание и называние песни по прошествии
времени
Критерии: I уровень – выполняет после первичной инструкции; II уровень – выполняет после первичной инструкции с дополнительной
индивидуальной помощью: III уровень – нуждается в помощи, использует ее, но с ошибками; IV уровень – задание не понимает и не
выполняет
Оценочная карта достижения личностных результатов по курсу «Музыка» 2 класс
Личностные умения
Нет
Минимальные
Достижения
достижений
достижения
значительные
Адекватность представлений о собственных возможностях и потребностях
Проявление интереса к занятиям
различными
видами
музыкальной
деятельности
Положительное
отношение
результатам
к
собственной
музыкальной деятельности
Оценка
собственных
музыкальных способностей
Знание
поведения
и
соблюдение
в
ходе
правил
занятий
музыкальной деятельностью
Ориентировка
школьной
жизни,
в
устройстве
участие
в
повседневной
жизни
принятие
себя
на
класса,
различных
обязанностей
Владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни
Овладение
навыками
самообслуживания,
стремление
к
самостоятельности, помощи другим
людям
Овладение
навыками
ведения
здорового образа жизни, бережного
отношения к собственному здоровью
Участие
в
музыкальных
мероприятиях, понимание значения
мероприятий
музыкального
содержания, стремление порадовать
близких людей
Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации
Накопление личных впечатлений,
связанных с объектами и явлениями
музыкальной культуры
Понимание
важности
любви
близких людей, Родины
Усвоение элементарных правил
поведения в общественных местах,
при
посещении
концертов,
музыкальных представлений
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Контакт и общение с другими
людьми
в
различных
музыкальной
деятельности
видах
в
соответствии с возрастом, близостью
и социальным статусом собеседника
Готовность
к
применению
практическому
приобретенного
музыкального опыта в различных
формах социального взаимодействия
Привлечение внимания к себе,
отклонение нежелательного контакта
Выражение
недовольство,
просьба, опасение
чувства:
отказ,
благодарность,
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Соблюдение норм поведения в
общественных местах, транспорте,
во время разговора с близкими
людьми в семье, с педагогами и
учениками в школе
Выполнение
нравственно-
этических норм и правил (отношение
к старшим и младшим)
Взаимодействие
в
группе
в
процессе музыкальной деятельности
Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения обучающимися требований программы по предмету «Музыка» во 2 классе рекомендуется проведение
контрольно-обобщающего урока, посвященного выявлению успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом.
Инструкция:
Весь учебный год ты учился петь песни, слушать музыку, знакомился с музыкальными инструментами.
Спой вместе с одноклассниками песню «На крутом бережку». Расскажи о чѐм эта песня. С каким настроением нужно петь «На крутом
бережку»? Придумай вместе с одноклассниками музыкальное сопровождение для песни «На крутом бережку» на детских музыкальных
инструментах. Исполните песню с сопровождением.
Вспомни песни, которые мы пели на уроках. Расскажи о них.
Вспомни музыку, которую мы слушали на уроках. О чѐм эта музыка?
Вспомни музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились на уроках. Расскажи о них.
В заключение нашего урока вместе со всеми выполним упражнение «По грибы».
По грибы
По грибы старик собрался,
Сделайте хлопок справа, хлопок слева и три хлопка перед собой.
А в грибах не разбирался.
Сделайте хлопок справа, хлопок слева и три хлопка перед собой.
Не запутаться дабы,
Положите руки на пояс. Два раза поднимите и опустите плечи.
Взял он книжку про грибы.
Сделайте четыре хлопка перед собой.
Старичок сидел у ѐлки,
Сделайте два полуприседания. Руки на поясе.
По строке водил рукой.
Сделайте два полуприседания с разведением рук в стороны.
А вокруг шептали волки:
Сделайте четыре наклона вправо и влево. Руки сложены рупором возле рта.
— Ишь ты, грамотный какой!
Сделайте четыре наклона вправо и влево. Руки положите на пояс, подбоченьтесь.
(В. Шульжик)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:
- социокультурные требования современного образования;
- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;
- художественная ценность музыкальных произведений;
- доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности.
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) основ музыкального искусства:
- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
- основные средства музыкальной выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
- зависимость формы музыкального произведения от содержания;
- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной
культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному
краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен;
песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.
Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему
пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных
представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям
восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного
содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры
и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая,
профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка;
классической
гармонией;
выразительными
мелодическими
оборотами;
использованием
изобразительных,
танцевальных,
звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают:
умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными
представлениями
о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
эмоциональной
отзывчивостью и
эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами
примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
(марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по
вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни
(запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль,
оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью,
отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни,
трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется:
обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом
музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой,
спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при
исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на
одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать
гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса
к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива
выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет
хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и
направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие
умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие
понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов
(внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без
него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных
песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и
плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого
диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностям обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1
класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических
представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая, грустная); с
динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба);
формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня,
танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде
– от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся
с музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают изучать
многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и
музыкальной формы (части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о полифункциональности музыки
(развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный,
траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания, полученные
практическим путем, систематизируются и обобщаются. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
формируются представления о способах графического фиксирования музыки с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза,
размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях, специальностях
(композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра,
современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс,
серенада).
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как
металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский
баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек,
лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень
важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук
становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае
звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо сформировать
осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего
позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, передать ритмический
рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой
посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем. При игре на трещотке, состоящей из
деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий
звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся
брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится
более приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками
пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете,
происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха.
Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой
у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой. После успешного овладения правильными
приемами звукоизвлечения, осуществляется переход к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля
или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки
ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах
детского оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии
голосом.
Виды музыкальной деятельности.
Пение
• Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
• Исполнение песенного материала в диапазоне до1 – до2.
• Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
• Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический
рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
• Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
• Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Слушание музыки
• Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
• Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).
• Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
• Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
• Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, флейта, орган.
• Игра на музыкальных инструментах.
• Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
• На горе-то калина. Русская народная песня.
• Каравай. Русская народная песня.
• Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
• Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Вторая четверть
• Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
• Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
• Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Третья четверть
• Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
• Мы поздравляем маму. Музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой.
• Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
• Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть
• Бабушкин козлик. Русская народная песня.
• Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
• На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
• А. Глазунов. Вальс для арфы
• А. Рамирес (П. Мориа). Жаворонок. Из кантаты «Рождество Господне»
• А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
• Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
• И. Бах. Шутка
• Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
• Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
• Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
• П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
• С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
• С. Рахманинов. Итальянская полька.
• К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
• Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
• Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
• Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
• Л. Боккерини. Менуэт.
• Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
• И. Бах – А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для органа №2, ля-минор, к. 593.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На них дети получают первоначальные сведения о
творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на
простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.
В обучении умственно отсталых обучающихся применяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для
коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы
уроков, в зависимости от различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.
На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один определенный вид музыкальной деятельности, другие виды
выполняют второстепенные, вспомогательные роли. У детей происходит целенаправленное развитие музыкальных способностей,
корригируются определенные нарушения. Для развития эмоциональной отзывчивости используется пение, дополнительными видами
деятельности являются слушание музыки, выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и содержанию
музыки, беседа, способствующая формированию певческих навыков. Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание
музыкальных произведений, предполагает развитие не только навыка музыкального восприятия, но и умение выразить настроение с
помощью действий творческого характера. Дети учатся самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения,
определяют характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения, рисуют. При определении основным видом деятельности
игры на музыкальных инструментах детского оркестра, расширяются представления о разнообразии, богатстве музыкальных звуков. С
помощью рассказа учителя учащиеся овладевают знаниями о детских, народных, духовых, современных инструментах, инструментах
симфонического оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности являются дидактические игры по определению названия
инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с пением, танцевально-ритмическими движениями.
Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких видов музыкальной деятельности. При
невозможности использования на одном уроке сразу всех видов музыкальной деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие
какого-либо вида не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока комбинированного типа:
I. Организационный, подготовительный этап:
1. проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервно-психических проявлений, преобладающих в
классе. Для этого подбираются такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим, либо
седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки
танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на
простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает пение или
слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно
применяются методы коррекционного воздействия – убеждение и внушение. В ходе проведения подготовительного этапа повышается
работоспособность детей, активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении.
2. ознакомление учащихся с планом урока.
II. При достижении состояния готовности у детей, происходит переход к основному этапу урока, в ходе которого последовательно
используются все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкальнообразовательная деятельность).
Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности.
Так, одновременно со слушанием музыки могут исполняться танцевально-ритмические движения, передающие характер прослушанного
произведения и игра на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только танцевально-ритмические
движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют разновидности. В одних, содержание песни изображают
сами исполнители, а в других, роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных
вариантов способствует повышению интереса детей к данной деятельности.
На заключительном этапе урока осуществляется подведение итогов, выставление оценок, распределение творческих заданий на дом.
Может совместно исполниться любимая песня детей, в ходе исполнения которой у учащихся возникают положительные эмоции, которые
сохраняются после окончания.
При планировании уроков внимательно продумывается логичность и последовательность предлагаемых заданий. Трудности с пением
могут возникнуть сразу после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются давление, пульс, учащается дыхание.
Необходимо постепенное снижение двигательной активности спокойными движениями и играми.
Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с
музыкой. Например, темы: «Что нам осень принесет?», «Образ природы в творчестве русских композиторов». Помимо природы тема урока
может быть связана с самой музыкой: «Народные музыкальные инструменты», «Орган – чудо инструмент», «Танцевальная музыка в
прошлом и в настоящем». На уроках наиболее полно даются представления о музыкальном искусстве, музыкальных инструментах,
различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков позволяет проводить единую сюжетную линию. Сюжет с опорой на сказку
или игру придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению психокоррекционных задач. В зависимости от
периода обучения содержание тематических уроков постепенно усложняется.
На уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов искусства. Помимо музыки используются живопись,
хореография, кинематография, литература, театр и др. Каждый вид искусства использует свой оригинальный язык, выразительные
особенности для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных настроениях, переживаниях человека. На таких уроках
с помощью разнообразных видов искусства на ребенка оказывается комплексное влияние. Происходит воздействие на различные
анализаторы, функциональные системы организма. Темы занятий носят искусствоведческий характер, взяты из окружающей жизни или
могут быть связаны со сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев», «Звери – музыканты», «Балеты П.И.
Чайковского». Дети учатся находить сходство и различие характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных
специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные образы, воплощенные в мультипликационных и детских
художественных фильмах, мюзиклах, полиграфических иллюстрациях. Воспитатели, педагоги дополнительного образования, работающие с
детьми, в подготовке комплексных уроков принимают непосредственное участие. Широко используются знания, умения, творческие
навыки, полученные воспитанниками на других занятиях эстетического цикла. В ходе уроков находят применение детские поделки,
рисунки, изделия прикладного характера.
Уроки проводятся по программному материалу планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Учитель распределяет
учебный материал на несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной самостоятельности и
автономности он являлся составной частью целостного педагогического процесса.
Важна заинтересованность детей в продолжение музыкального воспитания, в овладении новым материалом в ходе последующих
уроков. Необходима взаимосвязь каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при планировании составляется
следующая схема: усвоение нового материала, повторение ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют, играют на музыкальных инструментах, слушают и
обсуждают музыкальные произведения и др. Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с одного на другой
вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и изменять установки эмоционального восприятия. Но, вместе с тем,
чередование заданий, разнообразие и поурочное усложнение учебного материала благоприятствует развитию различных способностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
(34 ЧАСА)
(1 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Кол-во
Дата
часов
провед-я:
1.
Вводный
Ознакомление
Повторение правил поведения на 1
урок
с содержанием уроках музыки и краткое описание
учебного
последующей
музыкальной
предмета
деятельности.
Выявление
«Музыка»
предыдущего музыкального опыта,
второго класса
интересов
и
04.09
предпочтений
обучающихся.
Хоровое
пение:
исполнение
известных и любимых детьми песен,
выученных на предыдущих годах
обучения.
Знакомство
с
музыкальным
инструментом и его звучанием: арфа.
Слушание музыки:
детские
песни
из
популярных
отечественных мультфильмов;
А. Глазунов. Вальс для арфы.
Музыкально-дидактические игры.
2.
«Урожай
Знакомство
с Хоровое пение:
собирай»
музыкальными
На горе-то калина. Русская народная
18.09
произведениям
песня.
25.09
и об осени
Каравай. Русская народная песня.
02.10
6
11.09
Неприятность эту мы переживем. Из
09.10
мультфильма «Лето кота
16.10
Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
Огородная-хороводная. Музыка Б.
Можжевелова, слова А. Пассовой.
Формирование представлений о
различных музыкальных
коллективах: ансамбль, оркестр.
Развитие умения различать звуки по
высоте (высокие).
Слушание музыки:
А. Рамирес (П. Мориа). Жаворонок.
Из кантаты «Рождество Господне»
А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый
жук. Из кинофильма «Золушка»
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова
И. Резника
Знакомство с музыкальным
инструментом и его звучанием:
флейта.
Слушание музыки:
И. Бах. Шутка
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
3.
Обобщен
ие
Закрепление
по сформированн
Хоровое
пение:
закрепление 1
изученного песенного репертуара по
теме:
ых
теме
«Урожай
представлений
Слушание
собирай»
на уроках по изученного музыкального материала
теме
23.10
музыки:
закрепление
для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
(2 четверть, 8 часов)
№
Тема
Цель
Основные виды деятельности
Кол-во
п/п
урока
1.
«Новогод
Создание
Хоровое пение:
ний
праздничного,
Как на тоненький ледок. Русская
20.11
хоровод»
радостного,
народная
27.11
предновогодне
Иорданского.
04.12
го настроения
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко,
11.12
слова Г. Бойко (перевод с
18.12
часов
песня.
6
Обработка
И.
украинского М. Ивенсен)
Новогодняя хороводная. Музыка А.
Островского, слова Ю. Леднева.
13.11
Формирование
представлений
о
плавном и отрывистом проведении
мелодии
в
музыкальных
произведениях.
Слушание музыки:
Колыбельная
Медведицы.
Из
мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева
Песенка
Деда
Мороза.
Из
мультфильма «Дед Мороз и лето».
Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина
Будьте
добры.
Из
мультфильма
«Новогоднее приключение». Музыка
А. Флярковского, слова А. Санина
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
2.
Обобщен
ие
Закрепление
по качеств,
Хоровое
пение:
закрепление 1
изученного песенного репертуара по
теме:
полученных на теме
«Новогод
уроках по теме
Слушание
музыки:
закрепление
25.12
ний
изученного музыкального материала
хоровод»
для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
3.
Контроль
Выявление
Хоровое
пение:
повторение 1
но-
успешности
изученного песенного репертуара за
обобщаю
овладения
1-2 четверть
щий урок
обучающимися
Слушание музыки: повторение и
ранее
обобщение изученного музыкального
изученным
материала для
материалом
четверть
15.01
слушания за 1-2
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
(3 четверть, 10 часов)
№
Тема
Цель
Основные виды деятельности
п/п
урока
1.
«Защитни
Формирование
Хоровое пение:
ки
патриотически
Песня о пограничнике. Музыка С.
Кол-во
часов
Отечества х
чувств, Богославского, слова О. Высотской
2
22.01
29.01
»
готовности
к Развитие умения различать звуки по
защите Родины
высоте
(высокие
–
низкие)
и
длительности (короткие).
Слушание музыки:
С. Прокофьев. Марш. Из
симфонической сказки «Петя и
Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных
солдатиков. Из «Детского альбома»
С. Рахманинов. Итальянская полька
2.
«Маме
Воспитание
Хоровое пение:
4
05.02
песню мы заботливого
Мы поздравляем маму. Музыка В.
12.02
споѐм»
Сорокина, слова Р. Красильщиковой
19.02
отношения
мальчиков
девочкам
к Мамин
праздник.
Музыка
Ю.
Гурьева, слова С. Вигдорова
Развитие умения различать звуки по
длительности (долгие).
Слушание музыки:
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты
«Карнавал животных»
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из
музыки к комедии В. Шекспира «Сон
26.02
в летнюю ночь»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
2.
Обобщен
ие
Закрепление
по качеств,
Хоровое
пение:
закрепление 1
04.03
изученного песенного репертуара по
темам:
полученных на темам
«Защитни
уроках
ки
темам
по Слушание
музыки:
закрепление
изученного музыкального материала
Отечества
для слушания по темам
»;
Музыкально-дидактические игры
«Девочек
Игра на музыкальных инструментах
наших мы
детского оркестра
поздравля
ем»
3.
«Дружба
Развитие
Хоровое пение:
крепкая»
понимания
Улыбка. Из мультфильма «Крошка
содержания
Енот». Музыка В. Шаинского, слова
песни
2
на М. Пляцковского
основе текста и Слушание музыки:
характера
мелодии
ее Когда мои друзья со мной. Из
кинофильма
«По
секрету
всему
11.03
18.03
(веселого,
свету». Музыка В. Шаинского, слова
грустного,
М. Пляцковского
спокойного)
Настоящий
друг.
Музыка
Б.
Савельева, слова М. Пляцковского
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
4.
Обобщен
ие
Закрепление
Хоровое
по качеств,
пение:
закрепление 1
01.04
изученного песенного репертуара по
теме:
полученных на теме
«Дружба
уроках по теме
крепкая»
Слушание
музыки:
закрепление
изученного музыкального материала
для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
(4 четверть, 8 часов)
№
Тема
Цель
п/п
урока
1.
«Вот оно Знакомство
Основные виды деятельности
Кол-во
часов
с Хоровое пение:
6
08.04
какое
музыкальными
Бабушкин козлик. Русская народная
15.04
наше
произведениям
песня.
22.04
лето»
и,
Если добрый ты. Из мультфильма
29.04
посвященными
«День рождения кота Леопольда».
06.05
летнему
Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
13.05
отдыху
На крутом бережку. Из мультфильма
«Леопольд и Золотая рыбка».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Слушание музыки:
Волшебный цветок. Из мультфильма
«Шелковая кисточка». Музыка Ю.
Чичкова, слова М. Пляцковского
Л. Боккерини. Менуэт
Знакомство
с
инструментом
и
музыкальным
его
звучанием:
орган.
Слушание музыки:
И. Бах – А. Вивальди. Аллегро. Из
концерта для органа №2, ля-минор, к.
593.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
2.
Обобщен
ие
Закрепление
по знаний,
теме:
сформированн
Хоровое
по теме
закрепление 1
20.05
изученного песенного репертуара по
теме
«Вот оно ых на уроках Слушание
какое
пение:
музыки:
закрепление
изученного музыкального материала
наше
для слушания по теме
лето»
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
3.
Контроль
Выявление
Хоровое
пение:
но-
успешности
изученного песенного репертуара за
обобщаю
овладения
учебный год
щий урок
обучающимися
Слушание
ранее
изученного музыкального материала
изученным
для слушания за учебный год
материалом
Инсценирование
музыки:
повторение 1
20.05
закрепление
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Учебно-методическое обеспечение:
1. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Использование логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми обучающимися //
Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методич. сб. по
материалам Междунар. симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л.
Черкасовой. М.: МПГУ, 2018. С. 153-156.
2. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью //
Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения:
27.11.2013).
3. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные
исследования. № 10 (часть 13) 2013. С. 2963-2966.
4. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования //
Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.:
Спутник+, 2014. С.58-78.
5. Евтушенко И.В. Музыка. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2019. 79 с.
6. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. М.: Академия, 2003. 144 с. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031700 - Олигофренопедагогика.
7. Евтушенко И.В. Музыкальные способности как диагностический критерий при обследовании ребенка с умственной
отсталостью // Конференциум АСОУ: сб. научн. трудов и материалов науч.-практич. конференций. 2018. №3-3. С. 107-113.
8. Евтушенко И.В. Основное содержание учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью //
Современные наукоемкие технологии. 2016. №11 (часть 1). С. 100-104.
9. Евтушенко И.В. Основные понятия учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью //
Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата
обращения: 09.11.2016).
10. Евтушенко И.В. Особенности музыкальных способностей как диагностический критерий при обследовании ребенка с
умственной отсталостью // Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры: сб. материалов Всероссийской
конференции. Москва, 25-26 октября 2018 г. / под общ. ред. Л.Ю. Вакориной. М.: РУДН, 2018. С. 111-116.
11. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: монография. М.:
МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 148 с.
12. Евтушенко И.В. Технологии образования умственно отсталых обучающихся в предметной области «Искусство» («Музыка») //
Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. материалов VI
Междунар. науч.-практич. конференции / Под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М.: АПКиППРО, 2017. С.1467-1471.
13. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: учебное пособие для специальной, коррекционной образовательной школы
VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 374 с. Допущено Министерством образования Российской
Федерации.
14. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Дифференцированный подход в организации музыкального воспитания
обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2018. №3. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27617 (дата обращения: 29.05.2018).
15. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Общие условия эффективности процесса музыкального воспитания умственно
отсталых детей // Современные наукоемкие технологии. 2018. №5. С. 189-193. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37013
(дата обращения: 29.05.2020).
16. Евтушенко И.В., Евтушенко Д.И. Современные подходы к музыкальному воспитанию обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
//
Инновационные
методы
профилактики
и
коррекции
нарушений
развития
у
детей
и
подростков:
межпрофессиональное взаимодействие: сб. материалов I Международной междисциплинарной науч. конф. 17-18 апреля 2019 г. / Под
общ. ред. О.Н. Усановой. М.: Когито-Центр, 2019. С. 142-146.
17.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002.
224 с.
18. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009. 397 с.
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 031700 – Олигофренопедагогика.
Материально-техническое обеспечение:
- фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);
- детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта,
колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для
подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дирижерская палочка;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных
инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие
«музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной
выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных
персонажей).