РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2 КЛАСС ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
Достаточный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной
пленке;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от
ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у
товарищей;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в
школе, ближайших родственников;
- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо - символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут
до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1)
Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.
2)
Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).
3)
Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами
культурного поведения.
4)
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов 2 года обучения).
5)
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2
года обучения).
Процедуры итоговой и промежуточной аттестации
Примеры контрольно-измерительных материалов.
Участие в коммуникации на заданные темы:
- Школьная жизнь
- Игры и игрушки
- Играем в сказку
- Я дома
- Я за порогом дома
- Я и мои товарищи
1. Ответы на вопросы о себе: «Как тебя зовут? Назови свой адрес. Как дойти (доехать) от школы до твоего дома?» и др.
2. Выполнение заданий по словесной инструкции с опорой на иллюстрации или с использованием реальных предметов («Покажи на
картинке …?» , «Где нарисован ….?» , «Что делает….?», «Какой ….? И др.)
2. Участие в беседе после прослушивания сказки или рассказа: ответы на вопросы с опорой на иллюстрации.
3. Участие в беседе на темы личных или государственных праздников (с опорой на иллюстрации). Например: «Посмотри, какая
нарядная елка. К какому празднику наряжают елку? Когда бывает Новый год? Кто приходит к детям на Новый год? Ты любишь этот
праздник? Почему?»
Критерии оценки
При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими
личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать т а к ую
о ц е н к у, к о т о р а я б ы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не
оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».
Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в
ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведѐт к снижению
активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично
указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых
умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Оценочная карта формирования речевых и коммуникативных умений в ходе изучения курса «Речевая практика» 2 класс
Критерии/уровень овладения
Ф. И. обучающегося
I
II
III IV I
I. Аудирование и понимание речи
Отчетливое повторение прослушанных слогов, слов,
коротких предложений
Выполнение по инструкции действий, движений
II. Дикция и выразительность речи
Использование
силы
голоса,
соответствующего
речи,
соответствующего
речевой ситуации
Использование
темпа
речевой ситуации
Использование мимики и жестов в контексте речевой
ситуации
Использование
тона
голоса,
соответствующего
речевой ситуации
III. Использование базовых формул речевого общения
Обращение, привлечение внимания
Знакомство, представление, приветствие
Приветствие и прощание
II
III IV
Поздравление, пожелание
Телефонный разговор
Просьба, совет
Благодарность
Замечания, извинения
Сочувствие, утешение
Критерии: Отлично – умение использует самостоятельно в учебных ситуациях и повседневном общении; очень хорошо – использует в
учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого; хорошо – умение в стации формирования. Если формирование умения не
является актуальным для воспитанника, оценка по данному критерию ему не выставляется.
Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету «Речевая практика»
Личностные умения
Нет динамики
развития
Имеет место
динамика
Умения
полностью
индивидуально
соответствуют
го развития
общественным
нормам
Владение
умениями,
социально-бытовыми
в
т.ч.
навыками
самообслуживания
Выстраивание взаимодействие в
соответствии
социальными
с
ролями
принятыми
(ученик,
одноклассник и т.д.)
Использование знакомых этикетных
правил в повседневной жизни
Формы организации учебных занятий
Основная форма организации обучения - урок «Речевой практики». На уроках школьники привлекаются к участию в ролевой игре по
теме речевой ситуации, что требует организованной подготовки. Также уроки могут быть организованы в форме инсценировок, творческих
работ.
Участие в речевой ситуации по теме урока «Речевой практики» требует организованной подготовки. Весь процесс работы над
речевой ситуацией может быть условно разделен на три взаимосвязанных этапа:
1) накопительный;
2) диалогический;
3) итоговый.
Первый этап – накопительный. Его цель – уточнить и расширить представления умственно отсталых учащихся по теме, познакомить
их с проблемой речевой ситуации, обеспечить языковыми средствами для участия в итоговой ролевой игре.
Введение в тему и общее знакомство с предметом обсуждения в рамках каждой речевой ситуации должно организовываться в
занимательной форме, так как заинтересованность детей является залогом повышения их мотивации и последующей активности, в том числе
и речевой. Наиболее привлекательными для второклассников являются игровые моменты, связанные с использованием куклы, мягкой
игрушки, сказочного персонажа, введением их в урок в качестве героя и речевого партнѐра.
Основное внимание на накопительном этапе должно уделяться коррекции речевых умений и обогащению речевых средств
школьников. В этой части можно выделить три группы упражнений, обеспечивающих:
1) активизацию, уточнение и обогащение словарного запаса;
2) формирование умения грамматически правильно и коммуникативно целесообразно строить высказывания;
3) выработку умения использовать интонационные и жестово-мимические средства выразительности, адекватные речевой ситуации.
Основу упражнений первой группы составляют дидактические игры и беседы.
В процессе подготовки учащихся к участию в речевой ситуации учителями широко используют речевые игры, например «А что ты
умеешь?» (игровая цель – завершить предложение подходящим словом «Я куклу …», «Я катаю …», «Я помыл …»), «Я скажу, что у нас. А
что у вас?» (игровая цель – подобрать антоним ссориться – мириться, ругать – хвалить, здороваться – прощаться и т. д.…), «Самый
внимательный ученик» (игровая цель – назвать максимальное количество действий заданного предмета) и многие другие.
В ходе организованных бесед учащиеся упражняются в ответах на вопросы, используя необходимую лексику. Беседы различаются в
зависимости от цели и содержания рассматриваемой ситуации. Это могут быть беседы-рассказывания, беседы-рассматривания и беседыобсуждения.
В ходе бесед-рассказываний учитель сообщает детям определѐнную информацию, например, игровой замысел речевой ситуации.
Беседы-рассматривания строятся по вопросам о демонстрируемой игрушке, картине, иллюстрации.
Беседы-обсуждения организуются в конце накопительного этапа и на следующем, диалогическом этапе. Этот тип беседы строится на
анализе ситуации, в ходе которого учащиеся также актуализируют и приобретают необходимый лексический запас.
Последующая игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной
эффективностью использовать отработанный речевой материал.
Упражнения второй группы должны быть направлены на осознание учащимися структуры предложений. Учащимся предлагаются
задания построить предложение по образцу, по заданной схеме, с ориентацией на содержание ситуации изменить предложение, «записать»
условными знаками сказанное предложение, чтобы другой ученик мог его повторить, и т. д.
Упражнения третьей группы предполагают знакомство учащихся с некоторыми правилами поведения и этикета в той или иной
ситуации.
Для формирования у учащихся эмоционального настроя, соответствующего ситуации, а также с целью развития жестово-мимических
умений в уроки могут включаться упражнения по психогимнастике.
Завершается накопительный этап проигрыванием микродиалогов по теме речевой ситуации, состоящих из двух-трѐх или четырѐх
реплик, заранее спланированных и распределѐнных между участниками.
Собственно речевая ситуация организуется на диалогическом этапе работы. Форма организации речевой ситуации – ролевая игра,
используемая в учебных целях. В содержание ролевой игры включается речевое общение учащихся с учителем и друг с другом в
соответствии с распределѐнными ролями и игровым сюжетом.
Перед началом игры роли участников распределяет учитель или выбирают сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и
личностных характеристик детей, а также от степени владения ими речевыми умениями.
При подготовке к речевой ситуации учащимся предлагают некоторую информацию о социальных взаимоотношениях партнѐров,
которая сообщается и параллельно моделируется с помощью элементов костюмов и других атрибутов.
В ходе ролевой игры разворачиваются различные сюжеты в рамках выбранной темы.
Работа над темой речевой ситуации завершается на третьем этапе, который условно назван итоговым.
Здесь основное внимание уделяется работе над развитием связного монологического высказывания. Основная форма работы –
составление короткого (три-четыре предложения) рассказа по теме речевой ситуации с опорой на рассказ учителя и символический или
картинно-символический план, а также на речевой опыт, приобретѐнный на предшествующих уроках по данной теме.
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др.(с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на , у – за, над - под, с - на, к - от и др. Например:
положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии
(Что ты делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания. Например: Наташа, подойди к доске
и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши еѐ фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою
фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова,
обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.; Дети
слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса
учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на
пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых
ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного,
сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции
на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно
мне …», «Можно я …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.
как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!»
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!»,
«Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето»
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал». «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я
записался в кружок», «Поклонимся памяти героев»
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
Тематическое планирование
уроков речевой практики в 2 классе
1 четверть - 9 учебных недель, 18 часов
Дата
Тема
проведения:
04.09
Добро
07.09
пожаловать!
11.09
14.09
Количество
Основное содержание уроков и виды работ по
часов
теме
4
1.
Приветствие, представление новых
учеников (беседа, игра «Приветствие»)
2. Ведение
в
ситуацию
(беседа
с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций, выбор
картинки,
соответствующей
предложению, повторение предложений
за учителем, составление предложений,
ответы на вопросы)
3. Актуализация правил поведения при
знакомстве.
4. Тренировочные
упражнения
в
использовании приветливого выражения
лица,
в
произнесении
реплик
приветливым тоном.
5.
Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование диалогов
учитель-ученик, ученик – ученик.
6. Ролевые игры по теме
7. Составление рассказа «1 сентября» с
опорой на картинный план.
18.09
Истории о лете
4
1.
Ведение в ситуацию (отгадывание
21.09
загадки, беседа с привлечением личного опыта,
25.09
ответы на вопросы на основе иллюстраций,
28.09
выбор картинки, соответствующей предложению,
повторение
предложений
за
учителем,
составление предложений, ответы на вопросы,
работа с условно-графическими изображениями)
2.
Подготовка и составление рассказов
по теме ситуации (коллективное составление
рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по
кругу»,
«Дополни
предложение»,
«Копилка
вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на
план).
02.10
Три поросенка
3
Введение в тему ситуации (беседа,
1.
работа с иллюстрацией, отгадывание загадки –
05.10
«звуковое письмо»)
09.10
Знакомство
2.
рассказывание
со
учителем
сказкой
с
(устное
опорой
на
иллюстрации)
3.
Разучивание песенки из сказки
4.
Закрепление
содержания
сказки
(выборочный пересказ с опорой на иллюстрации
(серия
картин,
разрезные
картинки),
драматизация фрагментов сказки, ролевая играхоровод
по
сюжету
сказки,
коллективное
рассказывание сказки, прослушивание сказки в
аудиозаписи,
просмотр
фильма, игры
мультипликационного
«Живые загадки»,
«Звуковые
загадки»)
12.10
Расскажи мне о
4
5.
Инсценирование сказки
6.
Обобщающая беседа
1.
Ведение в ситуацию (беседа на
16.10
школе
основе иллюстраций)
19.10
Моделирование диалогов на основе
2.
иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о
23.10
правилах знакомства и приветствия старших и
ровесников.
3.
Составление
отдельных
местах
символическими
составление
в
рассказов
школе
обозначениями
предложений,
об
(работа
с
помещений,
коллективное
рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы
учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был»)
4.
Составление рассказов из личного
опыта по теме ситуации с опорой на план и
иллюстрации.
26.10
Вспоминаем
3
09.11
любимые сказки
работа с иллюстрацией, отгадывание загадки,
13.11
(сказка, которая
«звуковое письмо» и др.)
станет
темой
данного
урока,
выбирается
учителем
1.
2.
Введение в тему ситуации (беседа,
Актуализация содержания сказки
(коллективный
пересказ
с
опорой
на
иллюстрации)
из
сказок, которые
3.
Закрепление
содержания
сказки
(выборочный пересказ с опорой на иллюстрации
уже
знакомы
(серия
картин,
разрезные
картинки),
учащимся,
драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-
вызывали у них
хоровод
интерес, но не
рассказывание сказки, прослушивание сказки в
были
темой
аудиозаписи,
урока
«Речевой
по
сюжету
просмотр
сказки,
коллективное
мультипликационного
фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые
практики»)
загадки»)
4.
Инсценирование сказки
2 четверть - 7 учебных недель, 14 часов
Дата
Тема
проведения
16.11
Алло! Алло!
Количество
Основное содержание уроков и виды работ по
часов
теме
4
1.
Введение в тему (беседа на основе
20.11
личного
23.11
иллюстраций).
27.11
2.
опыта
учащихся,
Выявление
пользоваться
Тренировочные
рассматривание
умений
телефонным
упражнения
учащихся
аппаратом.
в
наборе
заданного телефонного номера на телефонных
аппаратах разных типов. Упражнения в чтении
телефонных номеров разных типов (городской,
сотовый,
номер
экстренного
вызова).
Знакомство с правилами набора разных типов
номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы
операторов мобильных сетей.
3.
Знакомство с правилами ведения
телефонного
разговора:
говорить
чѐтко,
громко, использовать приветствие в начале
разговора,
завершать
разговор
фразой
прощания. при (беседа с элементами рассказа)
.
4.
Заучивание
необходимой
информации для общения с диспетчерами
экстренных служб (фамилия, имя и отчество,
адрес учащегося)
5.
Закрепление полученных знаний
(конструирование
возможных
реплик
в
телефонном диалоге с опорой на иллюстрации,
моделирование диалогов)
6.
30.11
С Днем
04.12
рождения!
4
1.
Ролевые игры по теме ситуации
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта учащихся, )
07.12
2. Разучивание чистоговорки
11.12
3. Выявление
традициях
и
расширение
празднования
знаний
дня
о
рождения,
заучивание дат рождения учащимися
4. Конструирование
ответных
реплик,
поздравлений
в
сопровождающих
том
числе
вручение
и
реплик,
подарка.
Дифференциация поздравлений, адресованных
ровеснику и взрослому.
5. Моделирование
диалогов
на
основе
иллюстраций.
6. Ролевые игры по теме ситуации.
7.
Составление
рассказа
о
праздновании дня рождения с опорой
на картинно-символический план
14.12
Новогодняя
18.12
сказка
21.12
3
1. Введение в ситуацию (беседа, рассказ
учителя)
2. Составление предложений по теме с
опорой на иллюстрации, условно-графические
схемы.
3.
Разучивание
песенок новогодней тематики.
стихотворений,
Подготовка
4.
письменных
приглашений на новогодний праздник.
25.12
Новогодний
28.12
карнавал
3
1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух,
11.01
произнесенных учителем)
2. Приглашение гостей на карнавал (устно и
распространение письменных приглашений)
3. Новогодний
карнавал:
приветствие
гостей, комплименты, игры на празднике.
4. Беседа с привлечением личного опыта
«Что
мне
запомнилось
на
новогоднем
празднике?»
3 четверть - 10 учебных недель, 20 часов
Дата
Тема
проведения
15.01
18.01
Дежурство
Количество
Основное содержание уроков и виды работ по
часов
теме
4
1.
Ведение в тему (беседа с опорой
на иллюстрацию, рассказ учителя)
22.01
2. Разучивание чистоговорки
25.01
3. Введение в ситуацию: распределение
обязанностей между дежурными в классе, в
столовой, на пришкольной территории и др.
(беседа по сюжетной картинке, составление
предложений, обсуждение выхода из возможной
проблемной ситуации )
4. Конструирование возможных реплик в
диалогах:
просьба,
предложение,
отказ,
согласие.
5. Тренировочные
произнесении
упражнения
реплик
с
в
соответствующей
интонацией.
6. Моделирование диалогов с опорой на
иллюстрации.
7. Ролевые игры по теме
8. Составление рассказа по теме «План
дежурства» (с опорой на сюжетную картинку,
серию картин или символический план)
29.01
У меня есть
01.02
щенок!
4
1.
Ведение в тему (подбор слов, точно
характеризующих щенков на иллюстрациях,
06.02
выбор
картинки,
08.02
услышанному
точно
предложению,
соответствующей
игра
«Живое
предложение», )
2.
Знакомство
со
стихотворением
К.
Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин
к
стихотворению.
Разучивание
фрагментов
стихотворения.
3. Составление предложений по теме ситуации
(просьба в утвердительной и вопросительной
формах)
4.
Конструирование возможных диалогов,
содержащих просьбу.
6.
Моделирование диалогов.
7. Ролевые игры по теме с использованием
игрушек, как героев ситуации
7.
Коллективное составление рассказа по
теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть
продолжит»)
12.02
Пошли в
15.02
столовую!
4
1.
Ведение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку)
19.02
2.
Знакомство со стихотворением А. Барто
22.02
«Помощница».
Работа
с
серий
картин
к
стихотворению. Разучивание.
3. Составление предложений по теме ситуации
(просьба, предложение в утвердительной и
вопросительной формах)
4.
Конструирование возможных диалогов,
содержащих
просьбу
и/или
распределение
обязанностей.
6.
Моделирование диалогов.
7.
Ролевые игры по теме («Дежурство в
классе» и др.)
8.
Коллективное составление рассказа по
теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть
продолжит»)
26.02
«Красная
29.02
Шапочка»
04.03
07.03
4
1.
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
2.
Знакомство
рассказывание
со
сказкой
учителем
с
(устное
опорой
на
иллюстрации)
3.
Закрепление
содержания
сказки
(выборочный пересказ с опорой на иллюстрации
(серия
картин,
разрезные
картинки),
драматизация фрагментов сказки, коллективное
рассказывание сказки, прослушивание сказки в
аудиозаписи, просмотр
мультипликационного
фильма)
5.
Инсценирование сказки
6.
поздравляю
4
Обобщающая беседа
11.03
Я
14.03
тебя!
18.03
уроков
21.03
данной теме в
вопросам учителя, выбор предложения,
последовательн
наиболее подходящего к содержанию
ости уроков 3
картинки,
четверти
учителем)
1.
(Место
дополнение
определяется
2.
по
из
двух,
из
по
произнесенных
упражнения
в
поздравлений
с
от адресата
3.
календарным
Конструирование диалогов
поздравления
23
и
ситуации
различной интонацией в зависимости
приблизить их к
датам
ситуацию
Составление поздравлений.
произнесении
необходимости
февраля
деталей
Тренировочные
календарю,
исходя
в
(беседа с опорой на иллюстрацию,
по
учителем
Введение
и
моделирование
8
ответной
и
реплики,
проигрывание
диалогов
марта)
4.
Создание
видеопоздравления
4 четверть - 7 учебных недель, 16 часов
Номер
Тема
Количество
Основное содержание уроков и виды работ по
урока
часов
01.04
Я записался в
04.04
кружок!
4
теме
1. Ведение в тему (работа с иллюстрациями).
2.
Тренировочные
упражнения
08.04
интонировании предложений.
11.04
3. Игра «Живое предложение»
в
4. Конструирование возможных диалогов в
ситуации записи в кружок (студию, секцию).
5.
Моделирование диалогов.
6. Ролевые игры по теме.
7.
Коллективное составление рассказа по
теме с опорой на план.
15.04
Вспоминаем
18.04
любимые сказки
4
1.
Введение
в
тему
ситуации
(работа
с
иллюстрацией, отгадывание загадки и др. )
22.04
2.
Игра «Вспоминаем сказки»
25.04
3.
Закрепление содержания знакомых сказок
(выборочный пересказ с опорой на иллюстрации
(серия
картин,
драматизация
разрезные
фрагментов,
картинки),
коллективное
рассказывание)
5.
Инсценирование
сказки
творческая работа «Наша сказка»)
6.
Обобщающая беседа
(вариант:
29.04
Скоро лето!
4
1. Введение в тему (работа с иллюстрацией)
2. Актуализация
06.05
13.05
школьников:
16.05
рассказывания.
личного
беседа
с
опыта
элементами
3. Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование диалогов учительученик, ученик – ученик.
4. Ролевые игры по теме
5. Составление рассказа «Ура, каникулы! » с
опорой на картинный план.
20.05
Поклонимся
20.05
памяти Героев
23.05
(Место уроков
4
1. Введение в ситуацию
2. Составление
поздравлений.
Тренировочные упражнения в произнесении
23.05
по данной теме
в
последовательно
сти уроков 4
поздравлений с торжественной интонацией
3. Конструирование диалогов поздравления и
ответной
реплики,
моделирование
и
проигрывание диалогов
четверти
4. Создание видеопоздравления
определяется
учителем по
календарю,
исходя из
необходимости
приблизить их к
календарной
дате 9 мая)
Список учебно-методического материла для работы на уроках «Речевая практика»:
1. Речевая практика. Учебник.
2. Речевая практика. Рабочая тетрадь.
3. С.В. Комарова «Речевая практика. Методические рекомендации к учебникам для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»