1
РУССКИЙ ЯЗЫК
Цели образовательно-коррекционной работы
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в
данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных
компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе.
Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность
проявляется в существенном ограничении объѐма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения
курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический
характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2
по итогам обучения во 2–4 классах
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень
•
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
•
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
•
с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
•
составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце
предложений;
•
делить текст на предложения;
•
выделять тему текста (о чѐм идѐт речь), озаглавливать его.
2-й уровень
•
делить слова на слоги для переноса;
•
списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
•
писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;
•
различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
•
выделять из текста предложения на заданную тему;
•
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3-й уровень
•
знать буквы, обозначать звуки буквами;
•
списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;
3
•
записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2–3 букв);
•
участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
•
находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце).
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения во 2 классе
Обучающиеся должны уметь:
2 класс
– бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;
– уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;
– проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему, предложенную учителем (о
дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);
– уметь работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и
выигрыш в игре;
– проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят,
списывающих с доски;
– умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»;
– стремиться запомнить как можно больше слов из словаря;
– уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;
– проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;
– проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос–ответ);
– проявлять активные попытки правильного интонирования предложения-вопроса и предложения-ответа (подражание учителю);
4
– уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных? Почему понравилось?).
К концу года ученики должны научиться:
- списывать с печатного и рукописного текстов (контрольное списывание);
- писать по памяти выученные двустишья;
- записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;
- правильно располагать на парте раздаточный дидактический материал;
- активно участвовать в дидактических играх, соблюдая простейшие дидактические и игровые правила.
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя
зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое
разнообразие проверочных работ и предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя
проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти время и место для письма под диктовку
хотя бы одного предложения с последующим подчѐркиванием в словах знакомых орфограмм.
В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов, а также промежуточный и
итоговый контроль предметных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно 5-балльная система (начиная со 2 класса). Определяющим
фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его
жизненных компетенций.\
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
5
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету,
применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и
практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в
решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях.
Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат
самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какуюлибо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря
по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному
предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает
ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне
осознанного усвоения пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и
наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
Примеры контрольно-оценочных материалов
Гласные и согласные звуки и буквы
Выборочный диктант
6
Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чѐрточку. Первое предложение может быть
разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
руки – раки или кот – крот
Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчѐркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а
также пары слов с изменением порядка трѐх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжѐнным.
Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с
индивидуальной карточки.
Сунул Митя в воду руки, а там раки.
Чует кот, как роет землю крот.
Спит слон и видит сон.
Протопилась баня – идѐт мыться Ваня.
Терпеливо ждѐт рыбак, когда клюнет рыба.
!1 Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.
1
! – первый уровень (стабильно хорошее усвоение программы);
!! – второй уровень (удовлетворительное усвоение программы);
!!! – третий уровень (минимальное усвоение программы на уровне списывания с
печатного и рукописного текстов).
7
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.
Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога
Зрительный предупредительный диктант
Учитель открывает записанный на доске текст и выразительно читает его. Ученики считают количество предложений, а затем количество
слов в каждом предложении.
Далее ученики вслед за учителем читают по слогам слова первого предложения, находят в нѐм «рабочее» слово и выделяют слог, который
начинается с одной из гласных: е, ѐ, ю, я.
Запись закрывается. Учащиеся записывают предложение под диктовку учителя.
Когда все предложения записаны, ученики читают вслух свою запись и повторяют «рабочие» слова по буквам.
Учитель снова открывает запись на доске. Ученики сверяют свой текст с образцом, проверяя каждое слово, и исправляют ошибки.
Любой ученик по желанию может записать на доске исправленное слово.
На доске записано два одинаковых текста. Один из них – рабочий. В нѐм каждое отработанное предложение стирается с доски. Второй
текст – проверочный. Он открывается на последнем этапе работы. Учащиеся сверяют записанный диктант с образцом.
У нас урок пения. Я пою тихо. Ева поѐт громко. Это песня о ѐлке.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
8
У нас урок. Я пою. Ева поѐт. Это песня о ѐлке.
Слово
Слуховой предупредительный диктант (с заданием)
Учитель выразительно читает текст. В конце прослушивания ученики отвечают на вопросы по содержанию текста.
– Как зовут братика?
– Какая у Васи книга?
– Что любит читать малыш?
Учитель читает текст по предложениям, делая паузы между словами. Ученики повторяют предложение хором, подражая учителю, и
подсчитывают количество слов в предложении.
Каждое слово анализируется: чтение по слогам, чтение по буквам или правило правописания. (Анализ показан в тексте.)
Учитель диктует текст. Ученики записывают, шѐпотом диктуя себе слова по слогам. В процессе записи диктанта ученик имеет право задать
вопрос учителю, если сомневается в написании слова. В таких случаях учитель может разрешить сомнение ученика в индивидуальной
беседе или привлечь весь класс к помощи ученику.
Завершается работа чтением учащимися записанного текста и выполнением дополнительного задания, а именно, подчеркнуть слова,
которые отвечают на вопросы кто? и что?
Ва-ся м о й бра-тик. У бра-та мой ста-рый бук-варь. Ма-лыш лю-бит чи-тать бук-вы.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Вася мой братик. У брата букварь
9
Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чѐрточку. Первое предложение может быть
разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
руки – раки или кот – крот
Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчѐркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а
также пары слов с изменением порядка трѐх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжѐнным.
Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с
индивидуальной карточки.
Сунул Митя в воду руки, а там раки.
Чует кот, как роет землю крот.
Спит слон и видит сон.
Протопилась баня – идѐт мыться Ваня.
Терпеливо ждѐт рыбак, когда клюнет рыба.
! Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
10
Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.
Контрольный диктант
Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин носит уткам сухари. Утки знают Федю и дружно крякают.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин кормит уток.
Предлоги
Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и выделить в них слова с предлогами. Читая предложения, учитель выделяет голосом
«рабочие» слова.
Учащиеся слушают первое предложение, определяют на слух слово с предлогом и записывают. Первое предложение может быть разобрано
коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
У дома старая берѐза.
Выбирают два слова: у дома.
Делается вывод: у дома – это два слова, у – предлог.
В конце работы ученики прочитывают свою запись, делая паузу между предлогом и словом. Здесь можно обсудить содержание речевого
материала.
11
Где росла берѐза?
Кто свил гнездо на берѐзе?
Кто появился в гнезде?
У дома старая берѐза.
На берѐзе гнездо вороны.
Вчера в гнезде вывелись птенцы.
Скоро они вылетят из гнезда.
! Ворона прыгает с ветки на ветку – сторожит гнездо.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
У дома, на берѐзе, в гнезде, из гнезда.
Контрольный диктант
У Лены тазик. В тазу фрукты. Брат взял из таза грушу.
! Славик, помой грушу.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
У Лены тазик. В тазу груши. Брат ел грушу.
12
Слова с непроверяемыми гласными
Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят слово из словаря и записывают его.
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно дано предложение, в состав которого входит два слова из словаря.
В конце работы учащиеся по очереди прочитывают по слогам по одному записанному слову.
В нашем посѐлке всего три улицы.
У Никиты самые любимые игрушки – машинки.
В нашем классе все ребята любят дежурить.
Опять ворона прилетела ко мне в гости.
В мае ветер тѐплый и ласковый.
! У нашей коровы жирное и вкусное молоко.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Улица, машинки, ребята, ворона, ветер.
Контрольный диктант за год
С полки упал ключ. Пѐс Троль принѐс ключ деду Игнату. Тролю дали сушку.
13
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Упал ключ. Пѐс принѐс ключ деду. Псу дали сушку.
Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в
электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажѐра и контроля
непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего
мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.
Содержание учебного предмета
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых
умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное положение в обществе.
Содержание учебного курса построено с учѐтом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение
материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаѐт условия для постепенного наращивания сведений по теме,
для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
14
совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа
над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие
связной устной речи;
обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных
высказываниях;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку
предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным
материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объѐме программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объѐма материала и его содержательного
потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа
проводится в рамках актуального словаря.
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращѐн к ученикам с
более выраженными или осложнѐнными интеллектуальными нарушениями.
печатного и рукописного текстов).
Трѐхуровневая система обучения позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику
на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая.
Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учѐбе, независимо от степени нарушения интеллекта.
15
Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и новыми учебниками в почасовой разбивке. Каждая
учебная тема, кроме заданий, данных в учебнике, поддерживается дополнительными учебно-методическими материалами, предлагаемыми
на выбор, а именно:
- актуальный словарь к каждой учебной теме;
- дидактические игры и сказки с описанием методики их проведения;
- разного рода проверочные работы: письмо по слуху, зрительные и слуховые предупредительные диктанты, выборочные диктанты,
контрольные диктанты с описанием методики их проведения;
- индивидуальные карточки с сокращѐнным вариантом текстов упражнений из учебника для учеников, работающих по третьему уровню
требований.
Актуальный словарь – это пассивный и активный словарь, рекомендуемый для работы на уроках по указанной программной теме. В
актуальный словарь включены слова, неоднократно используемые в учебнике по данной теме. Слова, содержащие по две орфограммы или
слова с повторяющимся стечением согласных в слогах, предлагаются для работы по первому уровню требований. Объѐм словаря может
быть пополнен другими словами, частотность употребления которых достаточно велика, а написание соответствует программным
требованиям на данном этапе обучения.
Дидактическая игра занимает особое место в процессе обучения, поскольку поднимает на более высокий эмоциональный уровень слабо
мотивированное выполнение учебных заданий, а именно:
- зарождает стремление к победе в соревновании, а значит, активизирует волевые усилия в достижении учебной цели;
- даѐт возможность и приучает получать хороший результат работы с напарником за счѐт сложения разных по уровню возможностей;
- часто возникающая необходимость взаимовыручки при коллективных (групповых) формах работы рождает удивительное чувство
товарищества, повышает самооценку. В таком позитивном эмоциональном поле учебный материал легче усваивается и дольше сохраняется
в памяти.
Любую дидактическую игру можно сократить, оставив только учебные манипуляции, если возникает дефицит времени на уроке.
16
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная
письменная речь».
2 класс
Звуки и буквы
Повторение: звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило его записи, схема предложения; распространение
предложения; составление предложения с данным словом.
Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды.
Чѐткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого
звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове).
Ударение в двусложных, а затем в трѐхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чѐткое произнесение каждого слога.
Слова со звуками и и й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.
Различение б – п
Различение в – ф
Различение г – к
Различение д – т
Различение ж –ш
17
Различение з – с
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами.
Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога.
Буква е вначале слова или слога
Буква ѐ вначале слова или слога
Буква ю вначале слова или слога
Буква я вначале слова или слога
Буквы е, ѐ, ю, я вначале слова или слога
Твѐрдые и мягкие согласные:
Гласные ы - и после твѐрдых и мягких согласных
Гласные о - ѐ после твѐрдых и мягких согласных
Гласные у - ю после твѐрдых и мягких согласных
Гласные а - я после твѐрдых и мягких согласных
Гласная е после мягких согласных
Различение твѐрдых и мягких согласных
Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.
Слово
Названия предметов
Предмет и его название. Их различение.
Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?
Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.
Различение сходных предметов и их названий.
18
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия действий
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Различение названий действий по вопросам и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.
Различение названий предметов и название действий по вопросам.
Предлоги
Предлог как отдельное слово.
Составление предложений с использованием предлога.
Слова с непроверяемыми гласными:
Выделение трудной гласной в словах
Написание гласных в словах-«родственниках»
Предложение
Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы
предложения (о ком или о чѐм мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении.
Выделение предложения из текста
Правила записи предложения
Предложение и его схема
19
Различение набора слов и предложения
Порядок слов в предложении
Завершение начатого предложения
Составление предложений по предметной картинке
Составление предложений по сюжетной картинке
Предложения-вопросы и предложения-ответы
Слова из словаря: берѐза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва,
огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Чѐткое произношение звуков речи, соотношение их с буквами. Правильное написание строчных и заглавных букв, с использованием
разных способов соединения их в слове. Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы.
Практическое различение понятия «предмет» и «название предмета».
Соблюдение правил записи предложения с опорой на схему и без неѐ. Распространение предложения одним словом с опорой на
предметную картинку. Составление предложения из двух-трѐх слов по ситуационной картинке.
Различение звуков гласных и согласных; умение их перечислить, опираясь на буквы.
Сравнение коротких слов, похожих по буквенному составу. Овладение умением различать данные слова на слух и соотносить их с
соответствующими предметными картинками.
Овладение умением слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.
20
Деление слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и перенос слова по слогам с одной строки на другую.
Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков.
Понимание различия между свистящими и шипящими звуками, умение подбирать примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой
на предметную картинку, выбранную из ряда других.
Различение на слух и выделение букв е, ѐ, ю, я в начале слова и правильное письмо слов после их буквенного анализа.
Различение на слух твѐрдых и мягких согласных в начале слова и правильное обозначение их соответствующими гласными буквами.
Запоминание 1-2 примеров на каждый случай дифференциации.
Различение на слух и чѐткое произнесение твѐрдых и мягких согласных на конце слов. Запоминание двух-трѐх примеров слов с мягким
знаком на конце.
Различение названий предметов по вопросам кто? что? Называние легко выделяемых части знакомого предмета и постановка вопроса что?
к названиям частей.
Умение выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.
Отработка умения изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.
Понимание различия между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запоминание правила записи имѐн
людей и кличек животных. Проявление желания придумывать клички животным, изображенным на картинках, и записывать название
животного и его кличку. Овладение умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях,
воспринимаемых на слух.
21
Различие названий действий по вопросам что делает? и что делают? Умение подобрать названия одного-двух действий к названию
предмета с опорой на вопрос. Выбор одного из двух предложенных названий действий для использования его в предложении.
Нахождение в предложении «маленького слова» – предлога. Учѐт наличия предлога при подсчѐте слов в предложении и его схеме.
Твѐрдое знание правила записи предложения. Умение отражать эти правила в записанном предложении и на его схеме.
Выделение заданного предложения из текста (предложение о ком-то или о чѐм-то).
Составление предложения из двух-трѐх данных слов по предметной или сюжетной картинке.
Различение на слух разных по интонации предложений (предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкрепление данного умения
демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторение за учителем предложения с правильной интонацией
(вопросительной или повествовательной).
Формы организации учебных занятий: Основная форма организации учебных занятий – урок. Формы учебной деятельности,
применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
22
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (170 ч)
Темы
Часы
Словарь
Учебник
Рабочие
Методические
Дата
(упраж-нения на
тетради2
рекомендации
Характеристика
выбор)
(задания на
(методическое
основных
выбор)
обеспечение и
деятельности учащихся
проведения:
видов
содержание
других видов
работ на уроках)
Часть 1
Повторение
12 ч
1. Выделение
2
с. 3–5
звука и буквы в
слове
Дидактическая
Чѐтко произносить звуки
01.09
игра, с. 5
речи, соотносить их с
04.09
буквами.
Правильно писать строчные
и заглавные букв,
используя разные способы
соединения их в слове.
Выделять первый звук в
слоге или слове при
2
Рабочие тетради по русскому «Читай, думай, пиши» для 2–4 классов.
23
условии совпадения звука и
буквы.
2. Предмет и
с. 6–7
Практически различать
05.09
слово,
понятия «предмет» и
06.09
называющее
«название предмета».
2
предмет
3. Предложение.
с. 8–9
Соблюдать правила записи
07.09
Правило его
предложения с опорой на
08.09
записи
схему и без неѐ.
2
Распространять
11.09
предложение одним словом
12.09
с опорой на предметную
13.09
Распространение
картинку. Составлять
14.09
предложений
предложение из 2–3 слов по
4. Предложение и
с. 10–11
2
его схема
5.
6. Составление
с. 12–13
2
2
карандаш
ситуационной картинке
с. 14–15
предложений
15.09
18.09
Звуки и буквы
1. Гласные звуки
с. 16–17
82ч
и буквы
2. Согласные
с. 18–19
2
звуки и буквы
3. Слова,
2
ветер
с. 20–21
Часть 1, с. 4–5,
Различать звуки гласные и
№ 1–5
согласные; уметь их
Часть 1, с. 6–7,
Дидактическая
перечислить, опираясь на
19.09
№ 1–4
игра, с. 5
буквы.
20.09
Часть 1, с. 8–9,
Выборочный
Сравнивать
короткие 21
24
различающиеся
№ 1–5
диктант,
слова,
с. 7–8
буквенному
составу.
Часть 1, с. 10–
Выборочный
Овладевать
умением 25.09
11, № 1–4
диктант,
различать данные слова на 26.09
с. 5–6
слух и соотносить их с
одним звуком
4. Слова,
с. 22–23
2
различающиеся
количеством
по 22.09
соответствующими
звуков
5. Слова,
похожие
с. 24–25
2
различающиеся
предметными картинками.
Часть 1, с. 12–
Дидактическая
13, № 1–4
игра, с. 6–7
Часть 1, с. 14–
Дидактическая
Слышать и выделять
29.09
15, № 1–5
игра, с. 8–9
голосом (по образцу
02.10
Часть 1, с. 16–
Письмо по
учителя) ударный звук в
03.10
17, № 1–4
слуху, с. 8
слове, правильно ставить
04.10
27.09
28.09
последовательнос
тью звуков
6. Знакомство со
2
Москва
с. 26–27
знаком ударения
7. Выделение
с. 28–29
2
ударного
знак ударения.
гласного в слове
8. Деление слов
с. 30–31
2
на слоги
9. Гласные в
2
помидор
с. 32–33
образовании
Часть 1, с. 18–
Уметь делить слова на
05.10
19, № 1–5
слоги (сопровождая
06.10
Часть 1, с. 20–
процесс хлопками) и
09.10
21, № 1–5
переносить слова по слогам
10.10
с одной строки на другую.
слогов
10. Деление слов
со звуками и –
2
морковь
с. 34–35
Часть 1, с. 24–
Дидактическая
11.10
25, № 1–4
игра, с. 10
12.10
25
й на слоги
11. Перенос слов
2
с. 36–37
по слогам
12. Различение
2
с. 38–39
звонких и глухих
Часть 1, с. 22–
Письмо по
13.10
23, № 1–4
слуху, с. 10–11
16.10
Часть 1, с. 28–
Письмо по
Различать звонкие и глухие
17.10
29, № 1–5
слуху, с.12–13
согласные в заданной паре
18.10
согласных б – п
13. Различение в
звуков.
2
с. 40–41
–ф
14. Различение г
2
с. 42–43
–к
15. Различение д
2
с. 44–45
–т
16. Различение ж
2
с. 46–47
–ш
17. Различение з – 2
с. 48–49
с
18. Различение
3
с. 50–51
парных звонких и
Часть 1, с. 30–
Письмо по
19.10
31, № 1–5
слуху, с. 13
20.10
Часть 1, с. 32–
Письмо по
23.10
33, № 1–4
слуху, с. 13
24.10
Часть 1, с. 34–
Письмо по
25.10
35, № 1–5
слуху, с. 13
26.10
Часть 1, с. 36–
Письмо по
27.10
37, № 1–5
слуху, с. 14
07.11
Часть 1, с. 38–
Письмо по
08.11
39, № 1–3
слуху, с. 14
09.11
Часть 1, с. 40–
Дидактическая
10.11
41, № 1–4
игра,
13.11
с. 11–12
14.11
глухих согласных
19. Шипящие
согласные
3
с. 52–53
Часть 1, с. 42–
Письмо по
Понимать различие между
15.11
43, № 1–5
слуху, с. 15
свистящими и шипящими
16.11
26
20. Свистящие
2
улица
с. 54–55
согласные
21. Различение
с. 56–57
3
шипящих и
звуками, подбирать
17.11
Часть 1, с. 44–
примеры слов,
20.11
45, № 1–5
начинающихся на заданный
21.11
Часть 1, с. 46–
Дидактическая
звук с опорой на
22.11
47, № 1–4
игра,
предметную картинку,
23.11
с. 14–15
выбранную из ряда других.
24.11
Часть 1, с. 48–
Различать на слух и
27.11
49, № 1–4
выделять буквы е, ѐ, ю, я в
28.11
свистящих
согласных
22. Буква е в
с. 58–59
2
начале слова или
слога
23. Буква ѐ в
начале слова и правильно
с. 60–61
2
начале слова или
Часть 1, с. 50–
писать слова после их
29.11
51, № 1–4
буквенного анализа.
30.11
слога
24. Буква ю в
с. 62–63
2
начале слова или
Часть 1, с. 52–
01.12
53, № 1–4
04.12
Часть 1, с. 54–
05.12
55, № 1–3
06.12
слога
25. Буква я в
2
заяц
с. 64–65
начале слова или
слога
26. Буквы е, ѐ, ю,
я в начале слова
или слога
3
с. 66–67
Часть 1, с. 56–
Дидактическая
07.12
57, № 1–3
игра, с. 16;
08.12
зрительный
11.12
27
предупредитель
ный диктант, с.
16–17
27. Гласные ы – и
3
с. 68–69
после твѐрдых и
Часть 1, с. 58–
Различать на слух твѐрдые 12.12
59, № 1–4
и
мягких согласных
28. Гласные о – ѐ
3
с. 70–71
Часть 1, с. 60–
обозначать
61, № 1–4
соответствующими
гласными
мягких согласных
2
с. 72–73
после твѐрдых и
в 13.12
их 15.12
18.12
буквами. 19.12
Часть 1, с. 62–
Запомнить 1–2 примера на 20.12
63, № 1–4
каждый
случай 21.12
дифференциации.
мягких согласных
30. Гласные а – я
согласные
начале слова и правильно 14.12
после твѐрдых и
29. Гласные у – ю
мягкие
2
с. 74–75
после твѐрдых и
Часть 1, с. 64–
22.12
65, № 1–4
25.12
Часть 1, с. 66–
26.12
67, № 1–4
27.12
мягких согласных
31. Гласная е
3
с. 76–77
после мягких
согласных
32. Различение
твѐрдых и мягких
согласных
28.12
3
с. 78–79
Часть 1, с. 68–
Дидактическая
29.12
69, № 1–4
игра,
10.01
с. 17–18;
11.01
выборочный
28
диктант, с. 18
33. Буква ь для
с. 80–81
Часть 2, с. 4–5,
Различать на слух и чѐтко
12.01
№ 1–6
произносить твѐрдые и
15.01
мягкости
мягкие согласные на конце
16.01
согласных
слов. Запомнить 2–3
3
обозначения
34. Письмо слов с
3
мороз
с. 82–83
мягкими
Часть 2, с. 6–7,
Дидактическая
примера слов с мягким
17.01
№ 1–5
игра, с. 19
знаком на конце
18.01
согласными на
19.01
конце
35. Различение
с. 84–85
Часть 2, с. 8–9,
Зрительный
22.01
№ 1–4
предупредитель
23.01
согласных на
ный диктант, с.
24.01
конце слова
19–20
3
твѐрдых и мягких
36. Различение
с. 86–87
3
слов с твѐрдым и
Приложение 1, с.
25.01
74, 76
26.01
мягким
29.01
согласным на
конце
Часть 2
Слово
40 ч
1. Предмет и его
1
название
коньки
с. 4–5
Часть 2, с. 10–
Различать названия
11, № 1–5
предметов по вопросам
30.01
29
2. Названия
с. 6–7
2
предметов,
Часть 2, с. 12–
кто? что? Называть легко
31.01
13, № 1–4
выделяемые части
01.02
отвечающие на
знакомого предмета и
вопрос что?
ставить вопрос что? к
3. Названия
1
пальто
с. 8–9
частей предмета
4. Различение
Часть 2, с. 14–
названиям частей.
02.02
15, № 1–3
с. 10–11
1
сходных
Часть 2, с. 16–
05.02
17, № 1–4
предметов и их
названий
5. Обобщающее
1
огурец
с. 12–13
слово к группе
Часть 2, с. 18–
Уметь выбрать
19, № 1–4
обобщающее слово (из двух
однородных
предложенных слов) к
предметов
группе однородных
6. Названия
2
ворона
с. 14–15
предметов,
Часть 2, с. 20–
предметов.
06.02
07.02
21, № 1–4
08.02
Часть 2, с. 22–
09.02
отвечающие на
вопрос кто?
7. Обобщающее
слово к группе
1
корова
с. 16–17
23, № 1–4
однородных
предметов
30
8. Слова,
с. 18–19
2
отвечающие на
Часть 2, с. 24–
Дидактическая
12.02
25, № 1–4
игра,
13.02
вопросы кто? и
с. 20–21
что?
9. Слова,
Часть 2, с. 26–
Слуховой
Отрабатывать умение
14.02
27, № 1–3
предупредитель
изменять форму слова в
15.02
один и несколько
ный диктант, с.
зависимости от
одинаковых
21
обозначения одного или
2
ребята
с. 20–21
обозначающие
предметов
нескольких одинаковых
предметов.
10. Большая
1
с. 22–23
буква в именах
Часть 2, с. 28–
Понимать различие между
29, № 1–4
названием человека и его
людей
11. Большая
именем, названием
1
с. 24–25
буква в именах и
Часть 2, с. 30–
Дидактическая
животного и его кличкой.
31, № 1–3
игра, с. 22
Запомнить правило записи
1
буква в кличках
Часть 2, с. 32–
животных. Проявлять
33, № 1–4
желание придумывать
буква в именах и
фамилиях людей,
20.02
клички животным,
животных
13. Большая
19.02
имѐн людей и кличек
фамилиях людей
12. Большая
16.02
1
с. 26–27
Часть 2, с. 34–
изображѐнным на
35, № 1–4
картинках, и записывать
21.02
название животного и его
31
кличках
кличку. Овладевать
животных
умением правильно
записывать имена и клички
в словосочетаниях и
коротких предложениях,
воспринимаемых на слух.
14. Контрольный
с. 22
1
22.02
диктант
15. Работа над
1
26.02
ошибками
16. Действие и
2
с. 28–29
его название.
Часть 2, с. 36–
37, № 1–5
Названия
Различать названия
действий по вопросам что
27.02
28.02
делает? и что делают?
действий,
отвечающие на
вопрос что
делает?
17. Названия
действий,
2
с. 30–31
Часть 2, с. 38–
29.02
39, № 1–5
01.03
отвечающие на
вопрос что
делают?
32
18. Подбор
2
воробей
с. 32–33
названий
Часть 2, с. 40–
Уметь подобрать названия
04.03
41, № 1–4
1–2 действий к названию
05.03
действий к
предмета с опорой на
названиям
вопрос
предметов
19. Подбор
с. 34–35
1
названий
Часть 2, с. 42–
06.03
43, № 1–3
действий к
названиям
предметов
20. Различение
с. 36–37
2
названий
Часть 2, с. 44–
Дидактическая
. Выбирать одно из двух 07.03
45, № 1–4
игра,
предложенных
с. 22–23
действий и вставлять его в
действий по
вопросам
21. Различение
названий 11.03
предложение.
с. 38–39
2
названий
Часть 2, с. 48–
Выборочный
12.03
49, № 1–3
диктант,
13.03
предметов и
с. 23–24
названий
действий по
вопросам
22. Предлог как
отдельное слово
2
берѐза
с. 40–41
Часть 2, с. 50–
Дидактическая
Находить в предложении
14.03
51, № 1–5
игра, с. 24
«маленькое слово» –
15.03
33
23. Употребление
2
машина
с. 42–43
предлогов в
Часть 2, с. 52–
Выборочный
предлог. Учитывать
18.03
53, № 1–5
диктант, с. 25
наличие предлога при
19.03
предложении
подсчѐте слов в
предложении и его схеме
24. Контрольный
с. 25
1
20.03
диктант
25. Работа над
1
21.03
ошибками
26. Выделение
2
с. 44–45
трудной гласной
Часть 2, с. 54–
Дидактическая
22.03
55, № 1–4
игра, с. 26
01.04
Часть 2, с. 55, №
Выборочный
02.04
5
диктант, с. 27;
03.04
в словах
27. Написание
2
с. 46–47
гласных в словах«родственниках»
Приложение 1, с.
74, 82
Предложение
22 ч
1. Выделение
2
с. 48–49
предложения из
Часть 2, с. 56–
Твѐрдо знать правила
04.04
57, № 1–4
записи предложения.
05.04
текста
2. Правила записи 3
предложения
Показывать отражение этих
с. 50–51
Часть 2, с. 58–
правил в записанном
08.04
59, № 1–4
предложении и на его
09.04
схеме.
10.04
34
3. Предложение и
с. 52–53
3
его схема
Часть 2, с. 60–
11.04
61, № 1–4
12.04
15.04
4. Различение
с. 54–55
2
набора слов и
Часть 2, с. 62–
Выделять заданное
16.04
63, № 1–3
предложение из текста
17.04
предложения
5. Порядок слов в
(предложение о ком-то или
3
молоко
с. 56–57
предложении
о чѐм-то).
Часть 2, с. 64–
18.04
65, № 1–4
19.04
22.04
6. Завершение
3
с. 58–59
начатого
Часть 2, с. 66–
23.04
67, № 1–4
24.04
предложения
7. Составление
25.04
2
с. 60–61
предложений по
Часть 2, с. 68, №
Составлять
предложение 26.04
из 2–3 данных слов по 29.04
1
предметной
предметной или сюжетной
картинке
картинке.
8. Составление
2
с. 62–63
предложений по
Часть 2, с. 69, №
30.04
2
03.05
сюжетной
картинке
9. Предложениявопросы и
2
с. 64–65
Часть 2, с. 70–
Зрительный
71, № 1–3
предупредитель
Различать на слух разные
06.05
по интонации предложения
07.05
35
предложения-
ный диктант, с.
(предложения-вопросы и
ответы
28–29
предложения-ответы).
Подкреплять данное
умение демонстрацией
карточки с точкой или
вопросительным знаком.
Повторять за учителем
предложение с правильной
интонацией
(вопросительной или
повествовательной)
Повторение
14 ч
1. Звонкие и
2
с. 66–67
глухие согласные
2. Твѐрдые и
2
с. 68–69
мягкие согласные
3. Мягкий знак на
2
Часть 1, с. 70,
08.05
№ 1, 2
10.05
Часть 1, с. 71, №
13.05
4
14.05
с. 70–71
15.05
конце слова
4. Названия
16.05
2
с. 72–73
предметов
5. Названия
действий
2
с. 74–75
Часть 2, с. 72–
17.05
73, № 1, 3
20.05
Часть 2, с. 74–
21.05
75, № 4–6
22.05
36
6. Предложение
7. Контрольный
2
1
с. 76–77
Часть 2, с. 76–
23.05
78, № 7–10
23.05
с. 29
24.05
диктант
8. Работа над
1
24.05
ошибками
37
38