рабочая программа для обучающихся по АООП 3 класс Русский язык

1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели образовательно-коррекционной работы
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в
данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных
компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе.
Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность
проявляется в существенном ограничении объѐма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения
курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический
характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2

по итогам обучения во 2–4 классах
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень
•

списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

•

писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;

•

с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

•

составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце

предложений;
•

делить текст на предложения;

•

выделять тему текста (о чѐм идѐт речь), озаглавливать его.

2-й уровень
•

делить слова на слоги для переноса;

•

списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

•

писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;

•

различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

•

выделять из текста предложения на заданную тему;

•

участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

3-й уровень
•

знать буквы, обозначать звуки буквами;

•

списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;
3

•

записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2–3 букв);

•

участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

•

находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце).

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения во 2 классе
Обучающиеся должны уметь:
2 класс
– бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;
– уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;
– проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему, предложенную учителем (о
дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);
– уметь работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и
выигрыш в игре;
– проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят,
списывающих с доски;
– умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»;
– стремиться запомнить как можно больше слов из словаря;
– уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;
– проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;
– проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос–ответ);
– проявлять активные попытки правильного интонирования предложения-вопроса и предложения-ответа (подражание учителю);
4

– уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных? Почему понравилось?).
К концу года ученики должны научиться:
- списывать с печатного и рукописного текстов (контрольное списывание);
- писать по памяти выученные двустишья;
- записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;
- правильно располагать на парте раздаточный дидактический материал;
- активно участвовать в дидактических играх, соблюдая простейшие дидактические и игровые правила.
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя
зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое
разнообразие проверочных работ и предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя
проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти время и место для письма под диктовку
хотя бы одного предложения с последующим подчѐркиванием в словах знакомых орфограмм.
В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов, а также промежуточный и
итоговый контроль предметных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно 5-балльная система (начиная со 2 класса). Определяющим
фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его
жизненных компетенций.\
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
5

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету,
применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и
практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в
решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях.
Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат
самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какуюлибо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря
по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному
предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает
ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне
осознанного усвоения пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и
наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
Примеры контрольно-оценочных материалов
Гласные и согласные звуки и буквы
Выборочный диктант

6

Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чѐрточку. Первое предложение может быть
разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
руки – раки или кот – крот
Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчѐркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а
также пары слов с изменением порядка трѐх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжѐнным.
Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с
индивидуальной карточки.
Сунул Митя в воду руки, а там раки.
Чует кот, как роет землю крот.
Спит слон и видит сон.
Протопилась баня – идѐт мыться Ваня.
Терпеливо ждѐт рыбак, когда клюнет рыба.
!1 Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.
1

! – первый уровень (стабильно хорошее усвоение программы);
!! – второй уровень (удовлетворительное усвоение программы);
!!! – третий уровень (минимальное усвоение программы на уровне списывания с
печатного и рукописного текстов).
7

!!! Карточка с записью:
Спиши.
Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.
Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога
Зрительный предупредительный диктант
Учитель открывает записанный на доске текст и выразительно читает его. Ученики считают количество предложений, а затем количество
слов в каждом предложении.
Далее ученики вслед за учителем читают по слогам слова первого предложения, находят в нѐм «рабочее» слово и выделяют слог, который
начинается с одной из гласных: е, ѐ, ю, я.
Запись закрывается. Учащиеся записывают предложение под диктовку учителя.
Когда все предложения записаны, ученики читают вслух свою запись и повторяют «рабочие» слова по буквам.
Учитель снова открывает запись на доске. Ученики сверяют свой текст с образцом, проверяя каждое слово, и исправляют ошибки.
Любой ученик по желанию может записать на доске исправленное слово.
На доске записано два одинаковых текста. Один из них – рабочий. В нѐм каждое отработанное предложение стирается с доски. Второй
текст – проверочный. Он открывается на последнем этапе работы. Учащиеся сверяют записанный диктант с образцом.
У нас урок пения. Я пою тихо. Ева поѐт громко. Это песня о ѐлке.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
8

У нас урок. Я пою. Ева поѐт. Это песня о ѐлке.

Слово
Слуховой предупредительный диктант (с заданием)
Учитель выразительно читает текст. В конце прослушивания ученики отвечают на вопросы по содержанию текста.
– Как зовут братика?
– Какая у Васи книга?
– Что любит читать малыш?
Учитель читает текст по предложениям, делая паузы между словами. Ученики повторяют предложение хором, подражая учителю, и
подсчитывают количество слов в предложении.
Каждое слово анализируется: чтение по слогам, чтение по буквам или правило правописания. (Анализ показан в тексте.)
Учитель диктует текст. Ученики записывают, шѐпотом диктуя себе слова по слогам. В процессе записи диктанта ученик имеет право задать
вопрос учителю, если сомневается в написании слова. В таких случаях учитель может разрешить сомнение ученика в индивидуальной
беседе или привлечь весь класс к помощи ученику.
Завершается работа чтением учащимися записанного текста и выполнением дополнительного задания, а именно, подчеркнуть слова,
которые отвечают на вопросы кто? и что?
Ва-ся м о й бра-тик. У бра-та мой ста-рый бук-варь. Ма-лыш лю-бит чи-тать бук-вы.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Вася мой братик. У брата букварь
9

Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чѐрточку. Первое предложение может быть
разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
руки – раки или кот – крот
Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчѐркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а
также пары слов с изменением порядка трѐх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжѐнным.
Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с
индивидуальной карточки.
Сунул Митя в воду руки, а там раки.
Чует кот, как роет землю крот.
Спит слон и видит сон.
Протопилась баня – идѐт мыться Ваня.
Терпеливо ждѐт рыбак, когда клюнет рыба.
! Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
10

Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.

Контрольный диктант
Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин носит уткам сухари. Утки знают Федю и дружно крякают.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин кормит уток.

Предлоги
Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и выделить в них слова с предлогами. Читая предложения, учитель выделяет голосом
«рабочие» слова.
Учащиеся слушают первое предложение, определяют на слух слово с предлогом и записывают. Первое предложение может быть разобрано
коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.
У дома старая берѐза.
Выбирают два слова: у дома.
Делается вывод: у дома – это два слова, у – предлог.
В конце работы ученики прочитывают свою запись, делая паузу между предлогом и словом. Здесь можно обсудить содержание речевого
материала.
11

Где росла берѐза?
Кто свил гнездо на берѐзе?
Кто появился в гнезде?
У дома старая берѐза.
На берѐзе гнездо вороны.
Вчера в гнезде вывелись птенцы.
Скоро они вылетят из гнезда.
! Ворона прыгает с ветки на ветку – сторожит гнездо.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
У дома, на берѐзе, в гнезде, из гнезда.
Контрольный диктант
У Лены тазик. В тазу фрукты. Брат взял из таза грушу.
! Славик, помой грушу.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
У Лены тазик. В тазу груши. Брат ел грушу.

12

Слова с непроверяемыми гласными
Выборочный диктант
Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие»
слова.
Учащиеся слушают первое предложение, находят слово из словаря и записывают его.
Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно дано предложение, в состав которого входит два слова из словаря.
В конце работы учащиеся по очереди прочитывают по слогам по одному записанному слову.
В нашем посѐлке всего три улицы.
У Никиты самые любимые игрушки – машинки.
В нашем классе все ребята любят дежурить.
Опять ворона прилетела ко мне в гости.
В мае ветер тѐплый и ласковый.
! У нашей коровы жирное и вкусное молоко.
!!! Карточка с записью:
Спиши.
Улица, машинки, ребята, ворона, ветер.

Контрольный диктант за год
С полки упал ключ. Пѐс Троль принѐс ключ деду Игнату. Тролю дали сушку.
13

!!! Карточка с записью:
Спиши.
Упал ключ. Пѐс принѐс ключ деду. Псу дали сушку.

Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в
электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажѐра и контроля
непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего
мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.
Содержание учебного предмета
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых
умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное положение в обществе.
Содержание учебного курса построено с учѐтом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение
материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаѐт условия для постепенного наращивания сведений по теме,
для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:


формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

14



совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа
над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие
связной устной речи;



обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;



развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;



знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных
высказываниях;



осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку

предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным
материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объѐме программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объѐма материала и его содержательного
потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа
проводится в рамках актуального словаря.
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращѐн к ученикам с
более выраженными или осложнѐнными интеллектуальными нарушениями.
печатного и рукописного текстов).
Трѐхуровневая система обучения позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику
на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая.
Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учѐбе, независимо от степени нарушения интеллекта.
15

Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и новыми учебниками в почасовой разбивке. Каждая
учебная тема, кроме заданий, данных в учебнике, поддерживается дополнительными учебно-методическими материалами, предлагаемыми
на выбор, а именно:
- актуальный словарь к каждой учебной теме;
- дидактические игры и сказки с описанием методики их проведения;
- разного рода проверочные работы: письмо по слуху, зрительные и слуховые предупредительные диктанты, выборочные диктанты,
контрольные диктанты с описанием методики их проведения;
- индивидуальные карточки с сокращѐнным вариантом текстов упражнений из учебника для учеников, работающих по третьему уровню
требований.
Актуальный словарь – это пассивный и активный словарь, рекомендуемый для работы на уроках по указанной программной теме. В
актуальный словарь включены слова, неоднократно используемые в учебнике по данной теме. Слова, содержащие по две орфограммы или
слова с повторяющимся стечением согласных в слогах, предлагаются для работы по первому уровню требований. Объѐм словаря может
быть пополнен другими словами, частотность употребления которых достаточно велика, а написание соответствует программным
требованиям на данном этапе обучения.
Дидактическая игра занимает особое место в процессе обучения, поскольку поднимает на более высокий эмоциональный уровень слабо
мотивированное выполнение учебных заданий, а именно:
- зарождает стремление к победе в соревновании, а значит, активизирует волевые усилия в достижении учебной цели;
- даѐт возможность и приучает получать хороший результат работы с напарником за счѐт сложения разных по уровню возможностей;
- часто возникающая необходимость взаимовыручки при коллективных (групповых) формах работы рождает удивительное чувство
товарищества, повышает самооценку. В таком позитивном эмоциональном поле учебный материал легче усваивается и дольше сохраняется
в памяти.
Любую дидактическую игру можно сократить, оставив только учебные манипуляции, если возникает дефицит времени на уроке.
16

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная
письменная речь».
2 класс
Звуки и буквы
Повторение: звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило его записи, схема предложения; распространение
предложения; составление предложения с данным словом.
Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды.
Чѐткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого
звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове).
Ударение в двусложных, а затем в трѐхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чѐткое произнесение каждого слога.
Слова со звуками и и й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.


Различение б – п



Различение в – ф



Различение г – к



Различение д – т



Различение ж –ш
17



Различение з – с

Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами.
Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога.


Буква е вначале слова или слога



Буква ѐ вначале слова или слога



Буква ю вначале слова или слога



Буква я вначале слова или слога



Буквы е, ѐ, ю, я вначале слова или слога

Твѐрдые и мягкие согласные:


Гласные ы - и после твѐрдых и мягких согласных



Гласные о - ѐ после твѐрдых и мягких согласных



Гласные у - ю после твѐрдых и мягких согласных



Гласные а - я после твѐрдых и мягких согласных



Гласная е после мягких согласных



Различение твѐрдых и мягких согласных

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.
Слово
Названия предметов
Предмет и его название. Их различение.
Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?
Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.
Различение сходных предметов и их названий.
18

Обобщающее слово к группе однородных предметов.
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия действий
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Различение названий действий по вопросам и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.
Различение названий предметов и название действий по вопросам.
Предлоги
Предлог как отдельное слово.
Составление предложений с использованием предлога.
Слова с непроверяемыми гласными:


Выделение трудной гласной в словах



Написание гласных в словах-«родственниках»

Предложение
Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы
предложения (о ком или о чѐм мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении.


Выделение предложения из текста



Правила записи предложения



Предложение и его схема
19



Различение набора слов и предложения



Порядок слов в предложении



Завершение начатого предложения



Составление предложений по предметной картинке



Составление предложений по сюжетной картинке



Предложения-вопросы и предложения-ответы

Слова из словаря: берѐза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва,
огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Чѐткое произношение звуков речи, соотношение их с буквами. Правильное написание строчных и заглавных букв, с использованием
разных способов соединения их в слове. Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы.
Практическое различение понятия «предмет» и «название предмета».
Соблюдение правил записи предложения с опорой на схему и без неѐ. Распространение предложения одним словом с опорой на
предметную картинку. Составление предложения из двух-трѐх слов по ситуационной картинке.
Различение звуков гласных и согласных; умение их перечислить, опираясь на буквы.
Сравнение коротких слов, похожих по буквенному составу. Овладение умением различать данные слова на слух и соотносить их с
соответствующими предметными картинками.
Овладение умением слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.
20

Деление слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и перенос слова по слогам с одной строки на другую.
Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков.
Понимание различия между свистящими и шипящими звуками, умение подбирать примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой
на предметную картинку, выбранную из ряда других.
Различение на слух и выделение букв е, ѐ, ю, я в начале слова и правильное письмо слов после их буквенного анализа.
Различение на слух твѐрдых и мягких согласных в начале слова и правильное обозначение их соответствующими гласными буквами.
Запоминание 1-2 примеров на каждый случай дифференциации.
Различение на слух и чѐткое произнесение твѐрдых и мягких согласных на конце слов. Запоминание двух-трѐх примеров слов с мягким
знаком на конце.
Различение названий предметов по вопросам кто? что? Называние легко выделяемых части знакомого предмета и постановка вопроса что?
к названиям частей.
Умение выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.
Отработка умения изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.
Понимание различия между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запоминание правила записи имѐн
людей и кличек животных. Проявление желания придумывать клички животным, изображенным на картинках, и записывать название
животного и его кличку. Овладение умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях,
воспринимаемых на слух.
21

Различие названий действий по вопросам что делает? и что делают? Умение подобрать названия одного-двух действий к названию
предмета с опорой на вопрос. Выбор одного из двух предложенных названий действий для использования его в предложении.
Нахождение в предложении «маленького слова» – предлога. Учѐт наличия предлога при подсчѐте слов в предложении и его схеме.
Твѐрдое знание правила записи предложения. Умение отражать эти правила в записанном предложении и на его схеме.
Выделение заданного предложения из текста (предложение о ком-то или о чѐм-то).
Составление предложения из двух-трѐх данных слов по предметной или сюжетной картинке.
Различение на слух разных по интонации предложений (предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкрепление данного умения
демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторение за учителем предложения с правильной интонацией
(вопросительной или повествовательной).
Формы организации учебных занятий: Основная форма организации учебных занятий – урок. Формы учебной деятельности,
применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (170 ч)
Темы

Часы

Словарь

Учебник

Рабочие

Методические

Дата

(упраж-нения на

тетради2

рекомендации

Характеристика

выбор)

(задания на

(методическое

основных

выбор)

обеспечение и

деятельности учащихся

проведения:
видов

содержание
других видов
работ на уроках)
Часть 1
Повторение

12 ч

1. Выделение

2

с. 3–5

звука и буквы в
слове

Дидактическая

Чѐтко произносить звуки

01.09

игра, с. 5

речи, соотносить их с

04.09

буквами.
Правильно писать строчные
и заглавные букв,
используя разные способы
соединения их в слове.
Выделять первый звук в
слоге или слове при

2

Рабочие тетради по русскому «Читай, думай, пиши» для 2–4 классов.

23

условии совпадения звука и
буквы.
2. Предмет и

с. 6–7

Практически различать

05.09

слово,

понятия «предмет» и

06.09

называющее

«название предмета».

2

предмет
3. Предложение.

с. 8–9

Соблюдать правила записи

07.09

Правило его

предложения с опорой на

08.09

записи

схему и без неѐ.

2

Распространять

11.09

предложение одним словом

12.09

с опорой на предметную

13.09

Распространение

картинку. Составлять

14.09

предложений

предложение из 2–3 слов по

4. Предложение и

с. 10–11

2

его схема
5.

6. Составление

с. 12–13

2

2

карандаш

ситуационной картинке

с. 14–15

предложений

15.09
18.09

Звуки и буквы
1. Гласные звуки

с. 16–17

82ч

и буквы
2. Согласные

с. 18–19

2

звуки и буквы
3. Слова,

2

ветер

с. 20–21

Часть 1, с. 4–5,

Различать звуки гласные и

№ 1–5

согласные; уметь их

Часть 1, с. 6–7,

Дидактическая

перечислить, опираясь на

19.09

№ 1–4

игра, с. 5

буквы.

20.09

Часть 1, с. 8–9,

Выборочный

Сравнивать

короткие 21
24

различающиеся

№ 1–5

диктант,

слова,

с. 7–8

буквенному

составу.

Часть 1, с. 10–

Выборочный

Овладевать

умением 25.09

11, № 1–4

диктант,

различать данные слова на 26.09

с. 5–6

слух и соотносить их с

одним звуком
4. Слова,

с. 22–23

2

различающиеся
количеством

по 22.09

соответствующими

звуков
5. Слова,

похожие

с. 24–25

2

различающиеся

предметными картинками.

Часть 1, с. 12–

Дидактическая

13, № 1–4

игра, с. 6–7

Часть 1, с. 14–

Дидактическая

Слышать и выделять

29.09

15, № 1–5

игра, с. 8–9

голосом (по образцу

02.10

Часть 1, с. 16–

Письмо по

учителя) ударный звук в

03.10

17, № 1–4

слуху, с. 8

слове, правильно ставить

04.10

27.09
28.09

последовательнос
тью звуков
6. Знакомство со

2

Москва

с. 26–27

знаком ударения
7. Выделение

с. 28–29

2

ударного

знак ударения.

гласного в слове
8. Деление слов

с. 30–31

2

на слоги
9. Гласные в

2

помидор

с. 32–33

образовании

Часть 1, с. 18–

Уметь делить слова на

05.10

19, № 1–5

слоги (сопровождая

06.10

Часть 1, с. 20–

процесс хлопками) и

09.10

21, № 1–5

переносить слова по слогам

10.10

с одной строки на другую.

слогов
10. Деление слов
со звуками и –

2

морковь

с. 34–35

Часть 1, с. 24–

Дидактическая

11.10

25, № 1–4

игра, с. 10

12.10
25

й на слоги
11. Перенос слов

2

с. 36–37

по слогам
12. Различение

2

с. 38–39

звонких и глухих

Часть 1, с. 22–

Письмо по

13.10

23, № 1–4

слуху, с. 10–11

16.10

Часть 1, с. 28–

Письмо по

Различать звонкие и глухие

17.10

29, № 1–5

слуху, с.12–13

согласные в заданной паре

18.10

согласных б – п
13. Различение в

звуков.
2

с. 40–41

–ф
14. Различение г

2

с. 42–43

–к
15. Различение д

2

с. 44–45

–т
16. Различение ж

2

с. 46–47

–ш
17. Различение з – 2

с. 48–49

с
18. Различение

3

с. 50–51

парных звонких и

Часть 1, с. 30–

Письмо по

19.10

31, № 1–5

слуху, с. 13

20.10

Часть 1, с. 32–

Письмо по

23.10

33, № 1–4

слуху, с. 13

24.10

Часть 1, с. 34–

Письмо по

25.10

35, № 1–5

слуху, с. 13

26.10

Часть 1, с. 36–

Письмо по

27.10

37, № 1–5

слуху, с. 14

07.11

Часть 1, с. 38–

Письмо по

08.11

39, № 1–3

слуху, с. 14

09.11

Часть 1, с. 40–

Дидактическая

10.11

41, № 1–4

игра,

13.11

с. 11–12

14.11

глухих согласных
19. Шипящие
согласные

3

с. 52–53

Часть 1, с. 42–

Письмо по

Понимать различие между

15.11

43, № 1–5

слуху, с. 15

свистящими и шипящими

16.11
26

20. Свистящие

2

улица

с. 54–55

согласные
21. Различение

с. 56–57

3

шипящих и

звуками, подбирать

17.11

Часть 1, с. 44–

примеры слов,

20.11

45, № 1–5

начинающихся на заданный

21.11

Часть 1, с. 46–

Дидактическая

звук с опорой на

22.11

47, № 1–4

игра,

предметную картинку,

23.11

с. 14–15

выбранную из ряда других.

24.11

Часть 1, с. 48–

Различать на слух и

27.11

49, № 1–4

выделять буквы е, ѐ, ю, я в

28.11

свистящих
согласных
22. Буква е в

с. 58–59

2

начале слова или
слога
23. Буква ѐ в

начале слова и правильно
с. 60–61

2

начале слова или

Часть 1, с. 50–

писать слова после их

29.11

51, № 1–4

буквенного анализа.

30.11

слога
24. Буква ю в

с. 62–63

2

начале слова или

Часть 1, с. 52–

01.12

53, № 1–4

04.12

Часть 1, с. 54–

05.12

55, № 1–3

06.12

слога
25. Буква я в

2

заяц

с. 64–65

начале слова или
слога
26. Буквы е, ѐ, ю,
я в начале слова
или слога

3

с. 66–67

Часть 1, с. 56–

Дидактическая

07.12

57, № 1–3

игра, с. 16;

08.12

зрительный

11.12
27

предупредитель
ный диктант, с.
16–17
27. Гласные ы – и

3

с. 68–69

после твѐрдых и

Часть 1, с. 58–

Различать на слух твѐрдые 12.12

59, № 1–4

и

мягких согласных
28. Гласные о – ѐ

3

с. 70–71

Часть 1, с. 60–

обозначать

61, № 1–4

соответствующими
гласными

мягких согласных
2

с. 72–73

после твѐрдых и

в 13.12
их 15.12
18.12

буквами. 19.12

Часть 1, с. 62–

Запомнить 1–2 примера на 20.12

63, № 1–4

каждый

случай 21.12

дифференциации.

мягких согласных
30. Гласные а – я

согласные

начале слова и правильно 14.12

после твѐрдых и
29. Гласные у – ю

мягкие

2

с. 74–75

после твѐрдых и

Часть 1, с. 64–

22.12

65, № 1–4

25.12

Часть 1, с. 66–

26.12

67, № 1–4

27.12

мягких согласных
31. Гласная е

3

с. 76–77

после мягких
согласных
32. Различение
твѐрдых и мягких
согласных

28.12
3

с. 78–79

Часть 1, с. 68–

Дидактическая

29.12

69, № 1–4

игра,

10.01

с. 17–18;

11.01

выборочный
28

диктант, с. 18
33. Буква ь для

с. 80–81

Часть 2, с. 4–5,

Различать на слух и чѐтко

12.01

№ 1–6

произносить твѐрдые и

15.01

мягкости

мягкие согласные на конце

16.01

согласных

слов. Запомнить 2–3

3

обозначения

34. Письмо слов с

3

мороз

с. 82–83

мягкими

Часть 2, с. 6–7,

Дидактическая

примера слов с мягким

17.01

№ 1–5

игра, с. 19

знаком на конце

18.01

согласными на

19.01

конце
35. Различение

с. 84–85

Часть 2, с. 8–9,

Зрительный

22.01

№ 1–4

предупредитель

23.01

согласных на

ный диктант, с.

24.01

конце слова

19–20

3

твѐрдых и мягких

36. Различение

с. 86–87

3

слов с твѐрдым и

Приложение 1, с.

25.01

74, 76

26.01

мягким

29.01

согласным на
конце
Часть 2
Слово

40 ч

1. Предмет и его

1

название

коньки

с. 4–5

Часть 2, с. 10–

Различать названия

11, № 1–5

предметов по вопросам

30.01

29

2. Названия

с. 6–7

2

предметов,

Часть 2, с. 12–

кто? что? Называть легко

31.01

13, № 1–4

выделяемые части

01.02

отвечающие на

знакомого предмета и

вопрос что?

ставить вопрос что? к

3. Названия

1

пальто

с. 8–9

частей предмета
4. Различение

Часть 2, с. 14–

названиям частей.

02.02

15, № 1–3
с. 10–11

1

сходных

Часть 2, с. 16–

05.02

17, № 1–4

предметов и их
названий
5. Обобщающее

1

огурец

с. 12–13

слово к группе

Часть 2, с. 18–

Уметь выбрать

19, № 1–4

обобщающее слово (из двух

однородных

предложенных слов) к

предметов

группе однородных

6. Названия

2

ворона

с. 14–15

предметов,

Часть 2, с. 20–

предметов.

06.02

07.02

21, № 1–4

08.02

Часть 2, с. 22–

09.02

отвечающие на
вопрос кто?
7. Обобщающее
слово к группе

1

корова

с. 16–17

23, № 1–4

однородных
предметов
30

8. Слова,

с. 18–19

2

отвечающие на

Часть 2, с. 24–

Дидактическая

12.02

25, № 1–4

игра,

13.02

вопросы кто? и

с. 20–21

что?
9. Слова,

Часть 2, с. 26–

Слуховой

Отрабатывать умение

14.02

27, № 1–3

предупредитель

изменять форму слова в

15.02

один и несколько

ный диктант, с.

зависимости от

одинаковых

21

обозначения одного или

2

ребята

с. 20–21

обозначающие

предметов

нескольких одинаковых
предметов.

10. Большая

1

с. 22–23

буква в именах

Часть 2, с. 28–

Понимать различие между

29, № 1–4

названием человека и его

людей
11. Большая

именем, названием
1

с. 24–25

буква в именах и

Часть 2, с. 30–

Дидактическая

животного и его кличкой.

31, № 1–3

игра, с. 22

Запомнить правило записи

1

буква в кличках

Часть 2, с. 32–

животных. Проявлять

33, № 1–4

желание придумывать

буква в именах и
фамилиях людей,

20.02

клички животным,

животных
13. Большая

19.02

имѐн людей и кличек

фамилиях людей
12. Большая

16.02

1

с. 26–27

Часть 2, с. 34–

изображѐнным на

35, № 1–4

картинках, и записывать

21.02

название животного и его
31

кличках

кличку. Овладевать

животных

умением правильно
записывать имена и клички
в словосочетаниях и
коротких предложениях,
воспринимаемых на слух.

14. Контрольный

с. 22

1

22.02

диктант
15. Работа над

1

26.02

ошибками
16. Действие и

2

с. 28–29

его название.

Часть 2, с. 36–
37, № 1–5

Названия

Различать названия
действий по вопросам что

27.02
28.02

делает? и что делают?

действий,
отвечающие на
вопрос что
делает?
17. Названия
действий,

2

с. 30–31

Часть 2, с. 38–

29.02

39, № 1–5

01.03

отвечающие на
вопрос что
делают?
32

18. Подбор

2

воробей

с. 32–33

названий

Часть 2, с. 40–

Уметь подобрать названия

04.03

41, № 1–4

1–2 действий к названию

05.03

действий к

предмета с опорой на

названиям

вопрос

предметов
19. Подбор

с. 34–35

1

названий

Часть 2, с. 42–

06.03

43, № 1–3

действий к
названиям
предметов
20. Различение

с. 36–37

2

названий

Часть 2, с. 44–

Дидактическая

. Выбирать одно из двух 07.03

45, № 1–4

игра,

предложенных

с. 22–23

действий и вставлять его в

действий по
вопросам
21. Различение

названий 11.03

предложение.
с. 38–39

2

названий

Часть 2, с. 48–

Выборочный

12.03

49, № 1–3

диктант,

13.03

предметов и

с. 23–24

названий
действий по
вопросам
22. Предлог как
отдельное слово

2

берѐза

с. 40–41

Часть 2, с. 50–

Дидактическая

Находить в предложении

14.03

51, № 1–5

игра, с. 24

«маленькое слово» –

15.03
33

23. Употребление

2

машина

с. 42–43

предлогов в

Часть 2, с. 52–

Выборочный

предлог. Учитывать

18.03

53, № 1–5

диктант, с. 25

наличие предлога при

19.03

предложении

подсчѐте слов в
предложении и его схеме

24. Контрольный

с. 25

1

20.03

диктант
25. Работа над

1

21.03

ошибками
26. Выделение

2

с. 44–45

трудной гласной

Часть 2, с. 54–

Дидактическая

22.03

55, № 1–4

игра, с. 26

01.04

Часть 2, с. 55, №

Выборочный

02.04

5

диктант, с. 27;

03.04

в словах
27. Написание

2

с. 46–47

гласных в словах«родственниках»

Приложение 1, с.
74, 82

Предложение

22 ч

1. Выделение

2

с. 48–49

предложения из

Часть 2, с. 56–

Твѐрдо знать правила

04.04

57, № 1–4

записи предложения.

05.04

текста
2. Правила записи 3
предложения

Показывать отражение этих
с. 50–51

Часть 2, с. 58–

правил в записанном

08.04

59, № 1–4

предложении и на его

09.04

схеме.

10.04
34

3. Предложение и

с. 52–53

3

его схема

Часть 2, с. 60–

11.04

61, № 1–4

12.04
15.04

4. Различение

с. 54–55

2

набора слов и

Часть 2, с. 62–

Выделять заданное

16.04

63, № 1–3

предложение из текста

17.04

предложения
5. Порядок слов в

(предложение о ком-то или
3

молоко

с. 56–57

предложении

о чѐм-то).

Часть 2, с. 64–

18.04

65, № 1–4

19.04
22.04

6. Завершение

3

с. 58–59

начатого

Часть 2, с. 66–

23.04

67, № 1–4

24.04

предложения
7. Составление

25.04
2

с. 60–61

предложений по

Часть 2, с. 68, №

Составлять

предложение 26.04

из 2–3 данных слов по 29.04

1

предметной

предметной или сюжетной

картинке

картинке.

8. Составление

2

с. 62–63

предложений по

Часть 2, с. 69, №

30.04

2

03.05

сюжетной
картинке
9. Предложениявопросы и

2

с. 64–65

Часть 2, с. 70–

Зрительный

71, № 1–3

предупредитель

Различать на слух разные

06.05

по интонации предложения

07.05
35

предложения-

ный диктант, с.

(предложения-вопросы и

ответы

28–29

предложения-ответы).
Подкреплять данное
умение демонстрацией
карточки с точкой или
вопросительным знаком.
Повторять за учителем
предложение с правильной
интонацией
(вопросительной или
повествовательной)

Повторение

14 ч

1. Звонкие и

2

с. 66–67

глухие согласные
2. Твѐрдые и

2

с. 68–69

мягкие согласные
3. Мягкий знак на

2

Часть 1, с. 70,

08.05

№ 1, 2

10.05

Часть 1, с. 71, №

13.05

4

14.05

с. 70–71

15.05

конце слова
4. Названия

16.05
2

с. 72–73

предметов
5. Названия
действий

2

с. 74–75

Часть 2, с. 72–

17.05

73, № 1, 3

20.05

Часть 2, с. 74–

21.05

75, № 4–6

22.05
36

6. Предложение
7. Контрольный

2

1

с. 76–77

Часть 2, с. 76–

23.05

78, № 7–10

23.05
с. 29

24.05

диктант
8. Работа над

1

24.05

ошибками

37

38


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».