1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с лѐгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных1.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением
доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты обучения
В п. 4.2. Стандарта дан перечень личностных результатов:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
1
В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных
действий.
2
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств,проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
В свою очередь предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты
Согласно п. 4.3. Стандарта предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура должны отражать:
1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
3
Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех учебных предметов: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты по Физической культуре:
Минимальный уровень:
•
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
•
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
•
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
•
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных
действиях; знание основных строевых команд; подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений;
•
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
•
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
•
знание правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия
в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
•
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов
физической культуры;
•
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
•
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных
занятиях в режиме дня (физкультминутки);
•
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
4
•
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчѐта при выполнении общеразвивающих упражнений.
•
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
•
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
•
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
•
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в
практической деятельности;
•
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий
под руководством учителя;
•
знание и применение правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием в повседневной жизни;
•
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Требования к знаниям и умениям к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся должны знать:
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке;
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
Названия спортивных снарядов и инвентаря;
Правила подвижных и спортивных игр, предусмотренных планом;
Комплекс утренней гимнастики;
Названия общеразвивающих упражнений (ОРУ);
Основные виды движений (ходьба, бег, метание, прыжки);
О подготовке спортивной формы для уроков физической культуры в зависимости от места проведения и времени года;
5
О двигательном режиме;
О правильной осанке и дыхании во время выполнения физических упражнений.
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять строевые упражнения (построение, перестроение, расчет);
Занимать требуемые для выполнения упражнений исходные положения;
Выполнять простые комплексы дыхательных и общеразвивающих упражнений с предметами и без них;
Выполнять кувырок вперед по наклонному мату;
Выполнять различные виды основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание) с разным темпом, положением рук и
ног;
Надевать лыжи, пользоваться креплениями лыж;
Самостоятельно переносить лыжи
Осуществлять разные виды передвижения на лыжах (ступающий шаг, скользящий шаг, повороты) с палками и без них;
Играть в подвижные игры
Учебно-методические материалы:
1. Уроки физической культуры в начальных классах : пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида / В. М. Мозговой. - Москва : Просвещение, 2009
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Оценка достижения планируемых результатов
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (раздел «2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы»).
Достижение планируемых результатов освоения АООП определяется по завершению I этапа образования (к концу 4 класса).
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Во 2 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов. В течение
первого полугодия 2 класса целесообразно поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку.
Оценку предметных результатов в балльной системе целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса. Оценка базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной системы оценивания необходимо, чтобы
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим критериями оценки планируемых результатов являются:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надѐжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания 2 класса) достижений обучающихся
определяющим фактором является возможность стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
7
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено
при оказании различных видов помощи.
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения
и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Примеры контрольно-оценочных материалов
При оценивании второклассников с интеллектуальными нарушениями учитываются индивидуальные возможности учащегося,
уровень физического развития и двигательные возможности. При использовании традиционной пятибалльной шкалы оценивания по
физической культуре важно отметить следующие критерии:
- степень овладения основами двигательных навыков;
8
- стремление учащегося достичь желаемого результата;
- понимание и объяснение разучиваемого упражнения;
- умение пользоваться помощью учителя для улучшения качества выполнения упражнений;
- понимание специализированной терминологии;
- отношение к урокам физической культуры;
- соблюдение техники безопасности и правил поведения на уроке.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат
выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при
приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель не намного ниже. Примеры значительных ошибок:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
- несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку
«удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший
результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения. Грубые ошибки влияют на качество и
результат выполнения упражнения.
9
Во втором классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики,
перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать количественный результат. Но т.к.
возрастных нормативов для детей с ОВЗ нет, учитель сам определяет результат на который он будет ориентировать ученика в зависимости
от его физических возможностей.
Следует отметить, что не стоит снижать оценку ученику, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его
моторным развитием и избежать которых он не может физически.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание примерной рабочей программы отражено в четырех разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая
атлетика», «Подвижные игры», «Лыжная подготовка».
Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой
четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по
опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные игры
осваиваются в третьей четверти. Раздел «Лыжная подготовка» расположен в третьей четверти.
В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом
необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры
(техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий:
опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и
10
исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая
культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила
поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с
помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины
и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования
правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения
на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики.
Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с
11
правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие
двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем.
Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки.
Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за
голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким
подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими
движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном
направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и
т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной
постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с
захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию,
шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета
(мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким
приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в
длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом
«перешагивание».
12
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков,
палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание
колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с
места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на
дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность
отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными
способами двумя руками.
Лыжная и конькобежная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям
на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила
поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и
спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые
технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по
овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
13
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями;
бросанием, ловлей, метанием.
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание,
повторение и закрепления техники разучиваемого движения.
Примерной рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы,
выполнение физических упражнений,
тестирование.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Основное содержание;
урока
Место проведения; Оборудование; Словарь.
Дата
проведения:
Виды деятельности учащихся
Раздел программы основы знаний – 1 час
1
Сообщение
Беседа.
Содержание
занятий
в
теоретических
учебном году и 1 четверти. Построение
сведений.
в одну шеренгу около объемных фигур
разного цвета. Коррекционная игра
«Найди свое место». Комплекс ОРУ
Место проведения: Спортивная площадка, зал
Словарь:
Упражнения,
физкультура,
01.09
спорт,
инвентарь, урок, техника безопасности, правила
поведения
без предметов.
Раздел программы легкая атлетика -26 часов
2
Легкая
Беседа. Техника безопасности на
атлетика.
Метание
горизонтальную
цель.
занятиях по легкой атлетике.
в
Комплекс
ОРУ
с
Место проведения: Спортивный зал
Оборудование:
Флажки,
теннисные
05.09
мячи,
флажками. резиновые мячи
Метание в горизонтальную цель. Игра:
«Не дай мяч водящему»
Словарь: Зал, ходьба, бег, флажки, метать, мячи
Строевые упражнения; Ходьба с
15
высоким подниманием бедра;
3
Легкая
Ходьба в различном темпе. Броски
атлетика.
Бег большого мяча двумя руками из-за
30м.
головы.
Игра
«Карусель».
Бег
на
дистанцию 30 м.
ОРУ с флажками. Команды: «Шагом
Место проведения: Спортивная площадка
Оборудование:
Флажки,
большие
08.09
мячи,
секундомер, веревка.
Словарь: Стоять, марш, вольно, строй.
марш!», «На месте шагом марш!»,
«Класс, стой!».
4
Легкая
Ходьба в чередовании с бегом.
атлетика. Ходьба Ходьба
по
в чередовании с «Волшебный
бегом.
ориентирам.
мешок»,
Игры:
«Веревочный
Перестроение
12.09
Оборудование: мячи
Словарь: Круг, мешок, перестроение, колонна,
круг».
Построение
Место проведения: Спортивный зал
в
колонну
в
круг.
по
ОРУ
1.
расчет
без
предметов. Метание в горизонтальную
цель
5
Легкая
ОРУ без предметов с различным
атлетика.
положением ног и рук. Игры: «Меткий
Прыжок в длину стрелок», «Космонавты и летчики».
Место проведения: Спортивный зал
15.09
Оборудование: мячи, рулетка
16
с места.
Прыжок в длину с места. Метание в
вертикальную цель.
6
Голова,
туловище,
цель,
стрелок,
космонавты
Легкая
Прыжок в длину с 2-4 шагов.
атлетика.
Непрерывный бег в среднем темпе.
Непрерывный бег Игра «Салки»
в среднем темпе
Словарь:
ОРУ с флажками. Игра «Отгадай по
Место проведения: Спортивный зал
19.09
Оборудование: Флажки, секундомер
Словарь: Прыжок, игра, команда, бег
голосу»
7
Легкая
ОРУ с гимнастическими палками.
атлетика.
Игры «Салки маршем», «Охотники и
Метание
вертикальную
цель.
8
в утки»
Перестроение из колонны в круг.
Поворот на месте переступанием
атлетика.
ног. Прыжки в высоту с прямого
высоту.
22.09
Оборудование: Гимнастические палки, свисток
Словарь: Утки, охотник, колонна, метать, мяч
Метание в вертикальную цель.
Легкая
Прыжки
Место проведения: Спортивный зал
в разбега.
Дыхательные
Место проведения: Спортивный зал
Оборудование:
Гимнастические
26.09
палки,
гимнастические скамейки, гимнастические маты.
упражнения.
Игры:
«Веревочный круг», «Кто быстрее?»
9
Легкая
ОРУ с гимнастическими палками.
Место проведения: Спортивный зал
29.09
17
атлетика.
Прыжки
высоту.
Игра: «Пустое место»
в
Оборудование: Стойка, гимнастические маты,
Дыхательные упражнения. Прыжки
веревка
в высоту с прямого разбега. Игра «У
Словарь: Место, прыжок, выносливость, веревка
медведя во бору»
Легкая
10
атлетика.
Метание
Ходьба по гимнастической скамейке
не
теряя
в команд
равновесие.
«Прыжком
Место проведения занятий: спортивный зал.
03.10
Выполнение Оборудование: 2 гимнастические скамейки, палки
направо!», (по количеству учащихся), мячи, щит размером 1 × 1
горизонтальную
«Прыжком налево!»; метание мячей в м.
цель.
горизонтальную цель. Игра «У медведя
во бору».
Словарь: щит, медведь, метать, цель
ОРУ с гимнастическими палками
Легкая
11
Ходьба и бег с переступанием через
атлетика. Ходьба препятствие;
и
бег
переступанием
через
препятствие
12
Легкая
атлетика.
передвижения
на
с четвереньках; игра «Вот так позы!»,
ОРУ с флажками; повторить игру
Место проведения занятий: спортивный зал.
06.10
Оборудование: скакалка, надувной мяч, флажки.
С л о в а р ь : скакалка,
поза,
медведь,
ров.
«У медведя во бору».
Прыжки в длину с 3—5 шагов;
передача
мяча
друг
другу
в
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: резиновые
мячи
10.10
средней
18
Прыжки в длину.
построениях, в шеренге по одному, в величины, щит размером 1 × 1 м, теннисные мячи.
колонне по одному;
С л о в а р ь : мяч,
стрелок,
щит,
воробушки.
ОРУ без предметов; игры «Меткие
стрелки»,
«Попрыгунчики-
воробушки».
13
Легкая
Перестроение из одной шеренги в
атлетика.
Метание
вертикальную
цель.
две; игра «Снайперы»
в
Метание
в
Место проведения занятий: спортивный зал.
13.10
Оборудование: теннисные мячи, разметка по залу
цель.
гимнастическими
ОРУ
с в разных местах.
палками;
перестроение из одной шеренги в
С л о в а р ь : бег, рапорт, снайпер, назад.
колонну по одному; Игра «Отгадай по
голосу».
14
Легкая
атлетика.
Лазанье
по
гимнастической
скамейке разными способами; игра
Различные виды «Совушка». Различные виды ходьбы и
ходьбы и бега.
бега.
ОРУ
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование:
закрепленная
за
гимнастическая
третью
рейку
17.10
скамейка,
гимнастической
стенки; гимнастические маты
без
предметов.
медведя во бору».
Игру
«У
Словарь: лазанье
19
15
Легкая
Метание малого мяча на дальность и
атлетика.
в цель. Техника высокого старта.
Техника
высокого старта.
Место проведения: спортивный зал.
20.10
Оборудование: гимнастические палки, малые
ОРУ с гимнастическими палками. мячи
Игры «Салки маршем», «Охотники и
утки»
16
Легкая
Игра «охота на куропаток». Игра
атлетика.
«перебежки под обстрелом». Ловля и
Метание с места.
передача мяча.
Метание
малого
мяча.
ОРУ
с
Место проведения: спортивный зал.
24.10
Оборудование: гимнастические палки, мячи
Словарь: Ловля, передача
гимнастическими палками
17
Легкая
Метание
атлетика.
Метание
«Челночный»
на
бег.
дальность.
Строевая
на подготовка. Прыжок в длину с места.
дальность.
Место проведения: спортивный зал
27.10
Оборудование: теннисные мячи, разметка по залу
в разных местах.
Словарь: «Челночный» бег.
18
Легкая
Прыжок в длину с места. Метание с
атлетика.
места в горизонтальную цель. ОРУ без
Метание с места предметов
в горизонтальную
Место проведения: спортивный зал
07.11
Оборудование: теннисные мячи, разметка по залу
в разных местах.
20
цель
19
Легкая
Тестирование (ловкость, сила мышц
атлетика.
рук,
скоростно-силовые
качества,
Прыжки в длину.
силовая выносливость мышц живота)
Прыжок в длину с разбега. Метание
в цель.
20
Легкая
Место проведения: спортивный зал
10.11
Оборудование: Секундомер, рулетка, теннисные
мячи
Словарь:
Тестирование,
ловкость,
сила,
выносливость
Высокий старт с опорой на одну
атлетика.
руку.
Специальные
беговые
Прыжки в длину.
упражнения. Подвижные игры «день и
ночь», «перемена мест».
Место проведения: спортивный зал
14.11
Оборудование: теннисные мячи, разметка по залу
в разных местах.
Метание в цель. Прыжок в длину с
разбега. Равновесие
21
Легкая
атлетика.
Метание мяча из
седа из-за головы
Метание мяча из седа из-за головы
Место проведения: спортивный зал
Высокий старт с опорой на одну
Оборудование: Мячи, напольные ориентиры
руку.
Специальные
17.11
беговые
упражнения. Подвижные игры «день и
ночь», «перемена мест».
22
Эстафеты
ОРУ без предметов.
Место проведения: спортивный зал
21.11
21
«Веселые
Эстафеты:
Оборудование:
старты»
- передай другому
Эстафетные палочки, обручи,
напольная маркировка
- переправа
Словарь: Эстафета, соревнования
- бег в парах
- гусеница
-комплексная эстафета
Раздел программы основы знаний – 1 час
23
Гимнастика.
Беседа: Техника безопасности на
Сообщение
уроках
гимнастики.
Гигиенические
теоретических
требования к одежде и обуви гимнаста.
сведений.
Значение
утренней
гигиенической
Место проведения: спортивный зал
24.11
Оборудование: Скакалка
Словарь: Гимнастика
гимнастики для здоровья человека.
Коррекционная
игра
для
развития
мелкой моторики рук
Комплекс
ОРУ
Коррекционная
со
скакалками.
игра
«Веселая
по
ориентирам,
гимнастика».
Ходьба
и
бег
змейкой. Метание мяча из и.п. стоя
22
двумя руками.
Раздел программы гимнастика – 21 час
24
Гимнастика
ОРУ с малыми обручами; броски
большого мяча двумя руками с места;
бросок мяча в баскетбольное кольцо;
Игра «Волшебный мешок».
Место проведения занятий: спортивный зал.
28.11
Оборудование: малые обручи (по количеству
учащихся), баскетбольные или волейбольные мячи.
Словарь: щит, мешок, баскетбол, обручи, из-за
головы.
25
Гимнастика
Повороты направо, налево; передача
мячей различными способами; метание
мячей в цель; ОРУ с гимнастическими
палками, игры «Совушка», «Бег по
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: гимнастические палки, теннисные
мячи, щит размером 1 × 1 м.
Словарь:
кочкам».
01.12
цель,
направо,
налево,
теннисные,
совушка, кочки.
26
Гимнастика.
Ходьба по гимнастической скамейке
Ходьба по
с различным
гимнастической
с хлопком под ногой и с соскоком;
скамейке
ОРУ без предметов; прыжок в длину с
места;
игры
положением
«Салки»,
рук,
«Перемени
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование:
2
гимнастические
05.12
скамейки,
обручи, маты.
Словарь:
скамейка,
место,
приземление,
23
предмет».
27
Гимнастика.
гимнастические маты.
Ходьба по гимнастической скамейке
Ходьба по
с различным
гимнастической
с хлопком под ногой и с соскоком;
скамейке
ОРУ без предметов; прыжок в длину с
места;
игры
положением
«Салки»,
рук,
«Перемени
Гимнастика.
Оборудование:
2
гимнастические
Прыжки в длину с разбега; игры
скамейки,
обручи, маты.
Словарь:
скамейка,
место,
Место
проведения
приземление,
занятий: спортивный
Ходьба по
«Займи пустое место», «Повторяй за Оборудование: гимнастические
гимнастической
мной».
скамейке.
08.12
гимнастические маты.
предмет».
28
Место проведения занятий: спортивный зал.
малые
Построение в колонну по одному, по
обручи
(по
маты,
количеству
зал.
12.12
скамейка,
учащихся).
С л о в а р ь : прыжок, длина, равновесие, место.
два;
ОРУ с малыми обручами; обучение
равновесию (ходьба по гимнастической
скамейке с поворотами и с соскоком
вперед);
29
Гимнастика.
Ходьба
Ходьба по гимнастической скамейке
по друг за другом, соскоку с поворотом
гимнастической
направо,
налево;
Место проведения занятий: спортивный зал.
15.12
Оборудование: флажки (по количеству учащихся;
по одному флажку на каждого ученика), теннисные
24
скамейке.
акцентировать внимание учащихся на мячи,
инструкции
учителя,
игра
размером
1 × 1 м,
гимнастическая
развить скамейка.
словарный запас (игра «Повторяй за
мной»);
щит
«Попрыгунчики-
С л о в а р ь : щит,
воробушки,
ходьба,
соскок.
воробушки».
ОРУ
с флажками;
повороты
направо, налево; метание в цель;
30
Гимнастика.
Ползание
Ползание
по
по гимнастический
наклонной
наклонной
скамейке.
Место
проведения
Игра: Оборудование: флажки,
занятий: спортивный
мячи,
обручи,
зал.
19.12
мел.
«Третий лишний»
гимнастической
скамейке
Построения
в различных
местах
зала (в одну-две шеренги, в колонну по
одному);
выполнение
команд
«Смирно!», «Вольно!», «Становись!»,
«Разойдись!», «Равняйсь!» на основе
зрительных
сигналов;
строевые
упражнения.
31
Гимнастика.
Ползание
Игра «Прыжки по кочкам».
по
Ползание
по
наклонной
Место
проведения
Оборудование: кружки
занятий: спортивный
(диаметр
зал.
22.12
25—40 см),
25
наклонной
гимнастический скамейке; прыжки в квадраты (25 × 25 см), вырезанные из ребристой
гимнастической
длину с разбега;
резины,
скамейке
32
Гимнастика.
мел.
С л о в а р ь : верх, низ, в стороны, голова, водящий.
Упражнения
Элементы
осанки;
акробатики.
знакомство
на
формирование
элементы
вперед
акробатики;
с выполнением
(с помощью
Место
проведения
занятий: спортивный
зал.
26.12
Оборудование: мешочки с песком (по количеству
кувырка учащихся),
гимнастические
учителя); С л о в а р ь : салки,
кувырок,
маты,
осанка,
бревно.
строиться.
перелезание через препятствие;
Выполнение строевых команд; игра
«Салки».
33
Гимнастика.
Упражнения
Элементы
осанки;
акробатики.
знакомство
на
формирование
элементы
вперед
акробатики;
с выполнением
(с помощью
Место
проведения
занятий: спортивный
зал.
29.12
Оборудование: мешочки с песком (по количеству
кувырка учащихся),
гимнастические
учителя); С л о в а р ь : салки,
кувырок,
маты,
осанка,
бревно.
строиться.
перелезание через препятствие;
Выполнение строевых команд; игра
«Салки».
34
Гимнастика.
Упражнения
Разновидности
в прыжок
в
ходьбы
глубину
с
и
бега;
Место проведения занятий: спортивный зал.
12.01
точностью
26
равновесии
приземления
(в
ориентир);
игры
«Успей взять кеглю», «Точно в цель».
Метание
в цель;
Упражнения
Оборудование: мячи (по количеству учащихся),
гимнастический мат, кегли, мешочки.
в
С л о в а р ь : кегля, мяч, цель, мешочки.
равновесии
35
Гимнастика.
Упражнения
Закрепление навыков выполнения
с упражнений
с
Место
проведения
гимнастическими Оборудование: стойка
гимнастическими
палками;
выполнение
палками
поворотов
на
учащимися в высоту,
месте;
занятий: спортивный
для
выполнения
веревка,
мячи,
зал.
16.01
прыжка
булавы.
выполнения С л о в а р ь : высота, веревка, булава.
прыжка в высоту; игра «Сбей мяч».
36
Гимнастика.
Упражнения
равновесии
Упражнения
в Выполнение
в
прыжка
равновесии;
в
длину
и
метанию мячей в цель; игры «Повторяй
за мной», «Перемена мест».
37
Гимнастика.
Упражнения
Упражнения в равновесии; Игры:
Место проведения занятий: спортивный зал.
19.01
Оборудование: сантиметровая лента, 3 мяча.
С л о в а р ь : лента, мяч, зал.
Место проведения занятий: спортивный зал.
23.01
Место проведения: спортивный зал.
26.01
в «Сбей мяч», «Салки», «Совушка»
равновесии
38
Гимнастика.
Упражнения
Строевая подготовка. Акробатика.
в Обруч. Подтягивания. Упражнения в
27
равновесии
39
Лазание
равновесии. Игра: «Ловишки»
по
Подтягивание по гимнастической
гимнастической
скамейке. Бег с препятствием. Лазание
стенке
по гимнастической стенке
41
42
Лазание
по
Подтягивание. Скакалка. Лазание по
гимнастической
гимнастической
стенке
«Вышибалы»
Лазание
по
стенке.
Игра
Строевая подготовка. Акробатика.
Лазание по гимнастической стенке.
стенке
Игра «Ловишки»
по
Гимнастическая
стенка,
Место проведения: спортивный зал.
02.02
Оборудование: гимнастическая скамейка, мяч,
скакалка
гимнастической
Лазание
Оборудование:
30.01
гимнастическая скамейка
Игра «Ловишки с хвостиком»
40
Место проведения: спортивный зал.
Лечебно-оздоровительные
гимнастической
упражнения
для
стенке
нарушений зрения.
профилактики
Лазание по гимнастической стенке
Место проведения: спортивный зал.
06.02
Оборудование: Гимнастическая стенка
Место проведения: спортивный зал.
09.02
Оборудование: Гимнастическая стенка, гантели
Словарь: Гантели
одноименным способом с переходом
на соседний пролет. Комплекс ОРУ с
гантелями. Коррекционная игра «Мяч
28
водящему»
43
Гимнастика.
Сюжетно-игровое занятие на основе
Сюжетно-игровое гимнастических упражнений: Лазание
занятие
по
гимнастической
подтягивание
на
стенке,
гимнастической
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование:
13.02
Гимнастическая
стенка,
гимнастическая скамейка
скамейке, акробатические упражнения.
Раздел программы основы знаний – 1 час
Раздел программы подвижные игры - ____часов
44
Подвижные
игры.
Прыжок
в
длину
с
разбега;
повороты на месте налево, направо;
игры «Кубики по местам», «Дружная
эстафета».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование:
гимнастические
палки,
16.02
2
гимнастические скамейки, пластмассовые кубики или
малые набивные мячи, флажки, мешок, стойки,
веревка.
Словарь: кубики, поворот, налево, флажки.
45
Подвижные
игры
элементами
Передача и ловля баскетбольного
с мяча от груди на месте партнеру, после
перемещения в эстафетах и подвижных
Место проведения: Спортивный зал.
20.02
Оборудование: баскетбольные мячи
29
баскетбола.
46
Подвижные
игры
элементами
баскетбола.
47
Подвижные
игры
играх.
Бег
с
остановками
в
шаге.
С
с изменением направления движения.
Место проведения: Спортивный зал.
27.02
Оборудование: баскетбольные мячи
Ведение баскетбольного мяча на
месте.
ОРУ с флажками; метание в цель;
прыжки в длину с разбега; игра «Кто
поймал мяч?».
Место проведения занятий: спортивный зал.
01.03
Оборудование: флажки (по количеству учащихся,
по 2 на каждого); мячи резиновые, волейбольные;
линейка сантиметровая.
48
Подвижные
игры
ОРУ с флажками; метание в цель;
прыжки в длину с разбега; игра «Кто
поймал мяч?».
Место проведения занятий: спортивный зал.
05.03
Оборудование: флажки (по количеству учащихся,
по 2 на каждого); мячи резиновые, волейбольные;
линейка сантиметровая.
49
Подвижные
игры
элементами
Ведение мяча, удар, остановка в
с футболе. Игра «Попади в ворота»
Место проведения: Спортивный зал
12.03
Оборудование: Футбольные мячи, ворота
футбола
30
50
Подвижные
игры
Ведение мяча, удар, остановка в
с футболе. Игра «Попади в ворота»
Место проведения: Спортивный зал
15.03
Оборудование: Футбольные мячи, ворота
элементами
футбола
51
Подвижные
игры.
Игровой
урок
«Школа
мяча»
Игры с элементами баскетбола:
Место проведения: Спортивный зал
- Эстафета «Веди мяч»
Оборудование:
Футбольные
и
19.03
баскетбольные
мячи, ворота, кольца баскетбольные
- «Кто больше забросит в кольцо»
- Эстафета «Передай мяч другу»
Игры с элементами футбола:
- Проведи вокруг кеглей
- Попади в ворота
- Лучший вратарь
Раздел программы основы знаний – 1 час
52
Сообщение
Элементарные
сведения
о
теоретических
гимнастических
сведений.
Элементарные сведения о правильной
22.03
предметах.
31
осанке, равновесии. Значение режима
дня.
Раздел программы гимнастика – 12 часов
53
Гимнастика.
Ознакомление учащихся с задачами
Бег с высокого на четвертую четверть, с содержанием
старта
уроков; ОРУ с мячами; бег с высокого
старта; ходьба в разных направлениях;
Место проведения занятий: спортивный зал.
02.04
Оборудование: мячи (по количеству учащихся).
Словарь: зал, мяч, бег, старт.
игра «Передай мяч соседу».
54
Гимнастика.
Ознакомление учащихся с задачами
Бег с высокого на четвертую четверть, с содержанием
старта
уроков; ОРУ с мячами; бег с высокого
старта; ходьба в разных направлениях;
Место проведения занятий: спортивный зал.
05.04
Оборудование: мячи (по количеству учащихся).
Словарь: зал, мяч, бег, старт.
игра «Передай мяч соседу».
55
Гимнастика.
ОРУ с мячами; упражнения в
Бег на дистанцию равновесии; бег на дистанцию 30 м;
30м.
игры «Бой петухов», «Защищенное
движение».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование:
гимнастические
палки
09.04
(по
количеству учащихся), две гимнастические скамейки,
секундомер.
Словарь: бег, движение, петухи, скамейка.
32
56
Гимнастика.
Лазанье
Выполнение
упражнений
со
по скакалкой; лазанье по гимнастической
гимнастической
стенке;
метание
стенке
«Стрелки».
в
цель;
игра
Место проведения занятий: спортивный зал.
12.04
Оборудование: гимнастическая скамейка, маты,
короткие скакалки (по количеству учащихся).
Словарь: скакалка, стенка, вис, шагать.
57
Гимнастика.
Лазанье
Выполнение
упражнений
со
по скакалкой; лазанье по гимнастической
гимнастической
стенке;
метание
стенке
«Стрелки».
в
цель;
игра
Место проведения занятий: спортивный зал.
16.04
Оборудование: гимнастическая скамейка, маты,
короткие скакалки (по количеству учащихся).
Словарь: скакалка, стенка, вис, шагать.
58
Гимнастика.
Ползание
Строевые упражнения, ОРУ, ходьба
и
бег.
Развитие
способности,
ритмической
согласованности
Место проведения занятий: спортивный зал.
19.04
Словарь: Согласование движений
движений. Коррекционная игра для
развития
речевой
деятельности,
способности к звукоподражанию.
59
Гимнастика.
Ползание
Строевые упражнения, ОРУ, ходьба
и
бег.
Развитие
Место проведения занятий: спортивный зал.
23.04
согласованности
33
движений Коррекционная игра для
развития
речевой
Словарь: Согласование движений
деятельности,
способности к звукоподражанию.
60
Гимнастика.
Упражнения
равновесии
ОРУ с малыми мячами. Упражнения
в в
равновесии.
Совершенствование
разученных ранее координационных
Место проведения: Спортивный зал
26.04
Оборудование: Малые мячи
движений.
61
Гимнастика.
Упражнения
равновесии
ОРУ с малыми мячами. Упражнения
в в
равновесии.
Лазанье
по
гимнастической стенке и ходьба по
Место проведения: Спортивный зал
30.04
Оборудование: Малые мячи
гимнастической скамейке парами.
62
Гимнастика.
Упражнения
равновесии
ОРУ
с
малыми
обручами.
в Упражнения в равновесии. Ходьба по
уменьшенной
площади
опоры
с
Место проведения: Спортивный зал
03.05
Оборудование: Обручи, гимнастическая скамейка
сохранением устойчивого равновесия.
Раздел программы легкая атлетика – 14 часов
63
Легкая
Бег в различном темпе; бег на
Место проведения занятии: стадион, беговая
07.05
атлетика. Бег на дистанцию 30 м; обучение метанию на дорожка школьного спортивного комплекса.
дальность; игра «Передал мяч —
Оборудование:
секундомер,
мячи
(по
числу
34
дистанцию 30 м
садись».
учащихся), волейбольный мяч.
Словарь: стадион, темп, комплекс, старт, финиш.
64
Легкая
Бег в различном темпе; бег на
Место проведения занятии: стадион, беговая
10.05
атлетика. Бег на дистанцию 30 м; обучение метанию на дорожка школьного спортивного комплекса.
дистанцию 30 м
дальность; игра «Передал мяч —
садись».
Оборудование:
секундомер,
мячи
(по
числу
учащихся), волейбольный мяч.
Словарь: стадион, темп, комплекс, старт, финиш.
65
Легкая
атлетика.
ОРУ
без
предметов;
обучение
14.05
прыжкам в высоту с прямого разбега; около школы.
Прыжки в высоту метание на дальность при проведении
с прямого разбега
Место проведения занятий: стадион, площадка
игры «Кто дальше бросит?».
Оборудование: мячи (по количеству учащихся),
стойки для прыжков, веревки с грузиком или планка,
гимнастические маты.
Словарь: стадион, стойка, прыжок, высота.
66
Легкая
атлетика.
ОРУ
без
предметов;
обучение
17.05
прыжкам в высоту с прямого разбега; около школы.
Прыжки в высоту метание на дальность при проведении
с прямого разбега
Место проведения занятий: стадион, площадка
игры «Кто дальше бросит?».
Оборудование: мячи (по количеству учащихся),
стойки для прыжков, веревки с грузиком или планка,
гимнастические маты.
35
Словарь: стадион, стойка, прыжок, высота.
67
Легкая
атлетика.
Прыжки
в высоту;
метание
на
Место проведения занятий: стадион, площадка
21.05
дальность, бег на дистанцию 30; игры около школы.
«Передай мяч соседу», «Кто дальше
прыгнет?»
Оборудование:
стойка,
планка,
3
мяча
(по
количеству попыток), секундомер, 6 флажков.
Словарь: высота, полет, дальше.
68
Легкая
атлетика.
Прыжки
в высоту;
метание
на
Место проведения занятий: стадион, площадка
24.04
дальность, бег на дистанцию 30; игры около школы.
«Передай мяч соседу», «Кто дальше
прыгнет?»
Оборудование:
стойка,
планка,
3
мяча
(по
количеству попыток), секундомер, 6 флажков.
Словарь: высота, полет, дальше.
36
37