рабочая программа для обучающихся по АООП 3 класс Чтение

ЧТЕНИЕ
Примерная рабочая программа составлена в соответствии с ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант), с
учебно-методическим комплектом «Чтение. 2 класс», авторов-составителей: С.Ю. Ильиной, А.К Аксѐновой и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации программы по чтению и развитию речи планируется достижение следующих личностных результатов (учитель имеет
право конкретизировать данные результаты):
- элементарные представления о некоторых нравственно-этических ценностях: помочь другому, выразить сочувствие, благодарность, не
обижать слабых, слушаться старших, не нарушать правила, признавать вину, учиться труду, старательно учиться в школе, ценить мир
природы;
- умения давать элементарную оценку поведению окружающих на материале прочитанных текстов: «хорошо-плохо» и приводить
несложные доказательства собственного мнения;
- умения понять эмоциональное состояние героев произведений, установив несложные причины переживаний;
- элементарные представления о смысле учения в школе;
- способность вступать в коммуникацию в урочной и внеурочной деятельности: соблюдать ритуалы приветствия, прощания, извинения,
обращения с просьбой, выражения сочувствия, благодарности, готовности помочь;
- способность отвечать на вопросы и задавать их; соблюдать осторожность при общении с незнакомыми людьми; учитывать интересы
товарищей в играх, общих занятиях; выражать своѐ мнение в необидной форме; готовить и вручать подарки;
В ходе усвоения программы по чтению во 2 классе должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
Минимальный уровень:

- воспринимать на слух небольшие по объѐму и несложные по содержанию тексты;
- отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
- устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или иллюстрацию;
- читать по слогам короткие тексты;
- соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией;
- читать наизусть 2-3 небольших по объѐму стихотворения.
Достаточный уровень:
- отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста;
- устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинно-следственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрацию;
- читать плавно по слогам небольшие по объѐму тексты с переходом на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по
семантике и структуре;
- пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;
- выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Описание процедур промежуточной и итоговой аттестации
Качественная оценка предметных результатов ведѐтся в ходе текущего контроля на каждом уроке. Учитель наблюдает за степенью и
особенностями формирования качеств чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность), за умениями детей понять
обращѐнный вопрос, инструкцию, построить фразу, короткое связное высказывания, анализирует характер затруднений обучающихся.
В ПрАООП рекомендуется количественную оценку предметных результатов начинать со второго полугодия 2-го класса.

В текущих отметках отражается не только динамика, но и уровень сформированности качеств чтения, осведомлѐнности, развития речи
обучающихся.
Большинство второклассников нуждаются в дополнительных разъяснениях инструкций и контроле выполнения заданий со стороны
взрослого. Все задания учебника прочитывает взрослый (учитель, родитель). Для обучающихся, испытывающих стойкие затруднения в
овладение навыком чтения и навыками произвольной деятельности, предлагается выполнение заданий совместно с учителем (помогающим
взрослым): послушай, назови.
Контроль сформированности навыков чтения в ходе промежуточной и итоговой аттестации предпочтительно проводить в
индивидуальной форме. С этой целью учитель дифференцированно подбирает тексты для самостоятельного чтения учащимися и составляет
систему вопросов и заданий с учетом двух уровней усвоения предметных результатов: достаточного и минимального.
Для промежуточной аттестации обучающимся, которые продемонстрировали в ходе текущей аттестации достаточный уровень
овладения предметными результатами, предлагаются тексты объѐмом 30—40 слов без слоговой разбивки; для учащихся, обнаруживающих
минимальный уровень – 15-25 слов (слоговая разбивка слов при этом сохраняется).
В ходе итоговой аттестации обучающимся, которые овладели предметными результатами на достаточном уровне, предлагается
прочитать тексты объемом в 40-50 слов; обучающимся, имеющий минимальный уровень усвоения предметных знаний – 25-35 слов.
Оценка правильности чтения состоит в учете количества и характера ошибок при чтении. Учитель ведѐт протокол обследования
навыков чтения, в котором фиксирует количество допущенных ошибок и отмечает их характер (пропуски, перестановки, замены и
добавления звуков и слогов).
Оценка беглости чтения предполагает учет способа чтения (по буквам, по буквам и слогам, по слогам, по слогам и целым словом, целым
словом) и темп чтения (оценка темпа чтения имеет исключительно информационный характер для учителя).
Оценка осознанности чтения включает задания на понимание прочитанного на уровне слова, предложения, короткого текста на основе
ответов на вопросы учителя.

Результаты, полученные в ходе промежуточной и итоговой аттестации по чтению, могут быть оформлены в «Карте сформированности
навыка чтения» (примерный вариант ее оформления).
ФИ обучающегося
Темп чтения
Способ чтения:
- по буквам;
- по буквам и слогам;
- по слогам;
- по слогам и целым словом;
- целым словом
Особенности чтения:
- плавное;
- отрывистое;
- с повторами слогов и слов;

Интонационное

оформление

предложений:
- интонационная законченность
предложений;
- паузы внутри предложения,
обозначенные запятыми.

Количество

слов,

прочитанных с ошибками
Характер

ошибок

и

их

количество:
-

неустойчивые

звуко-

буквенные отношения;
- кинестетические замены;
- фонематические замены;
- перестановки букв и слогов;
- пропуски букв и слогов;
- искажения начала и/или конца

слов (чтение по смысловой
догадке)
Осознанность чтения
(процент

правильно

выполненных заданий)
Для промежуточной аттестации (конец 1-го полугодия) рекомендуется использовать следующие задания, направленные на оценку
сознательности чтения:
- Прочитай слово и найди картинку.
- Прочитай слова и подчеркни слово, которое называет домашнее животное.
- Составь слова из слогов. Соедини нужные слоги.
- Какое предложение соответствует картинке?
- К какому рассказу (стихотворению) картинка?
- Выберите правильный ответ на вопрос?
- Подчеркни предложение про лису (о повадках белки).
- Прочитай текст и выбери картинку, которая соответствует тексту.
- Из какого рассказа (сказки) отрывок. Выбери правильный ответ.
Для итоговой аттестации на конец учебного года рекомендуется оценивать осознанность чтения с использованием таких заданий, как:
- ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
- выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя;
- соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом;
- установление с помощью учителя несложных смысловых связей между событиями, поступками героев, описанными в произведении;

- установление в несложных по содержанию произведениях основной мысли с помощью учителя.
В качестве контроля достижения предметных результатов можно использовать чтение наизусть стихотворений. В данном случае
оценивается точность и выразительность воспроизведения.
При оценке предметных результатов (овладения навыком чтения) учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если обучающийся прочитывает слова текста по слогам с постепенным переходом чтению целым словом простых
по структуре и понятных по значению слов. Допускает 3-4 ошибки, которые может исправить самостоятельно или с помощью учителя.
Отвечает на все вопросы по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет все или большинство заданий,
направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений (группы предложений).
Оценка «4» ставится, если обучающийся прочитывает слова текста по слогам с постепенным переходом чтению целым словом простых
по структуре и понятных по значению слов. Допускает 5-6 ошибок, большинство из которых может исправить самостоятельно или с
помощью учителя. Отвечает на 2/3 вопросов по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет большинство заданий,
направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений текста (группы предложений).
Оценка «3» ставится, если обучающийся прочитывает текст по слогам. Допускает около трети ошибок от общего количества слов в
тексте (группе предложений); около половины которых может исправить с помощью учителя. Отвечает не менее, чем на 1/3 вопросов по
содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет часть заданий, направленных на оценку понимания фактического
содержания текста.
Оценка «2» ставится, если обучающийся в основном читает слова побуквенно. Допускает более двух третей ошибок от общего
количества слов в тексте, из которых половину или более не может исправить даже с помощью учителя. Отвечает менее, чем на 1/3 вопросов
по фактическому содержанию прочитанного текста (группы предложений).
Примеры контрольно-оценочных материалов
Примерные варианты текстов и заданий для диагностики сформированности навыка чтения второклассников в ходе проведения
промежуточной аттестации:

Текст для чтения

Задания для оценки осознанности чтения
Достаточный уровень
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?

О-ду-ван-чи-ки

О-ду-ван-чик по-хож на сол-ныш-ко с 2. Почему венок назван золотым?
зо-ло-ты-ми лу-ча-ми. А ря-дом бе-ле-ет пу- 3. На что похож цветок одуванчика?
шис-тый шарик.
4. Когда одуванчик становится белым?
Таня ду-ну-ла на шарик. По-ле-те-ли 5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
пу-шин-ки. По-то-му и на-зы-ва-е-тся о-ду- 6. Когда одуванчики закрывают свои
ван-чик.

цветочки?

Та-ню-ша при-шла домой с зо-ло-тым Максимальное количество ответов – 6.
ве-ноч-ком на го-ло-ве.
Ве-че-ром у-сну-ла де-воч-ка. И о-дуван-чи-ки за-кры-ли сво-и цве-точ-ки до
утра.
(По К. Соколову-Микитову) - 38 слов
Минимальный уровень
При-шла Нас-тя пос-ле шко-лы. Од-на мама

1) Откуда пришла Настя?

была дома. Нас-тя

2) Кто был дома?

села у сто-ла, взя-ла книж-ку и про-чла

3) Чем занялось Настя дома?

сказ-ку.

Мама

была

рада.

(Л. Толстой) – 20 слов

4) Почему радовалась мама?
Максимальное количество ответов - 4

Примерные варианты текстов и заданий для диагностики сформированности навыка чтения второклассников в ходе проведения итоговой
аттестации:
Текст для чтения

Задания

для

оценки

осознанности

чтения
Достаточный уровень
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не
клюю-ют у меня пес-ка-ри. А дед под кусти-ком сидит и уже ведѐрко наловил. Сел и
я в тени. Сра-зу пес-ка-ри клее-вать ста-ли.
О-ка-зы-ва-е-тся, на чистом месте тень от

1. Чем были заняты дед и внук?
2. У кого рыба клевала лучше?
3. Когда и у мальчика начала клевать
рыба?
4. Почему пескари не клевали, когда
мальчик сидел на открытом месте?

удочки видна. Вот и не шла к крюч-ку 5. Объясни заголовок рассказа. Почему
автор называет рыбу «хитрой»?
хитрая рыба.
6. Кого из героев рассказа можно назвать
(По Э. Шиму) - 48 слов
наблюдательным?
Количество ответов – 7.

Минимальный уровень
Правда всего дороже
Маль-чик играл и раз-бил не-ча-ян-но доро-гу-ю чашку. Ни-кто не видал.
Отец при-шѐл и спро-сил:
- Кто раз-бил?
Маль-чик за-тряс-ся от стра-ха и ска-зал:
- Я.
Отец ска-зал:
- Спа-си-бо, что прав-ду ска-зал.
(Л. Толстой) – 20 слов

1) Что нечаянно сделал мальчик?
2) Какое чувство испытывал мальчик в
разговоре с отцом? Почему?
3) Видел ли кто-нибудь, что мальчик
разбил чашку?
4) За

что

отец

поблагодарил

мальчика?
5) Правильно ли поступил мальчик?
Почему? Мог ли он не рассказывать
о том, что сделал?
Максимальное количество ответов - 8

Содержание учебного предмета
Программа включает следующие разделы «Содержание чтения (круг чтения)», «Навык чтения», «Работа над текстом», «Внеклассное
чтение».
Содержание чтения (круг чтения)
Для чтения во 2 классе предлагаются произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка,
песня, сказка, былина), небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и
взрослых, о труде, о народных праздниках, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.
Навык чтения

На уроках чтения отрабатывается навык осознанного, правильного плавного послогового чтения с переходом на чтение целыми словами
вслух и «про себя», уделяется внимание формированию умения самоконтроля и самооценки, навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Второклассники должны твѐрдо усвоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, читать тексты плавно по слогам с постепенным
переходом к плавному чтению целыми словами простых по структуре слов, состоящих из 2–3 слогов. Для постепенного перехода
второклассников от побуквенного и послогового чтения к чтению целым словом постепенно увеличивается количество слов, которые
предлагаются без слоговой разбивки и предполагают чтение целым словом, но многосложные слова, слова со стечением согласных делятся
на слоги.
На уроках чтения продолжается работа по отработке навыков правильного чтения. Ученикам предлагается чтение слов со сходными по
звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными Ь и Ъ. Второклассники упражняются в чтении простых по
структуре слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения. На уроках послебукварного периода необходимо
проводить специальные упражнения, направленные на дифференциацию на слух и в собственном произношении слогов и слов,
включающих оппозиционные фонемы. Следует также уделять внимание чтению учениками слогов и слов со стечением двух и более
согласных. Используются следующие приѐмы: сравнение, анализ и последующее прочтение слов, различающихся порядком букв, их
количеством; прочтение слов, имеющих одинаковые корни и пр. С этой целью на уроке отводится время для проведения речевой зарядки, на
которой проводятся упражнения в правильном чтении.
Формирование осознанного чтения осуществляется в ходе разбора содержания прочитанного текста; уяснения значения отдельных слов и
смысла выражений; установления несложных смысловых отношений с опорой на вопросы и задания учителя.
В целях формирования выразительности чтения проводятся тренировочные упражнения в чтении с интонацией, соответствующей знакам
препинания в конце предложения. Обращается внимание на соблюдение пауз между предложениями. Учитель стимулирует учащихся к
передаче голосом интонации, соответствующей характеру героя (после предварительного анализа). Второклассники упражняются в чтении
по ролям коротких диалогов (после предварительного анализа), в декламации заученных наизусть стихотворений.

Работа над текстом
При работе с текстом проводится работа над уточнением семантики слов и выражений, встречающихся в тексте. Второклассники учатся
различать простейшие случаи многозначности слов и сравнений. Ученики под руководством учителя учатся выделять части текста, их
последовательность, пересказывать содержание с опорой на серию сюжетных картинок, картинно-графический план, опорные слова.
Определяют основную мысль произведения под руководством учителя. При работе с текстом учитель может использовать следующие виды
работы:
- пересказ прочитанного произведения с опорой на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике (полный подробный
пересказ);
- пересказ прочитанного произведения с опорой на картинный план или одну сюжетную картинку и вопросы учителя;
- выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту;
- соотнесение названия и содержания произведения;
- объяснение значения непонятных слов с опорой на наглядный материал, вопросы учителя, синонимические замены;
- элементарная оценка поступков героев с опорой на вопросы и иллюстрацию;
- разучивание небольших по объѐму стихотворений.
Внеклассное чтение
Для воспитания читательского интереса и формирования круга чтения организуется внеклассное чтение. Учитель на вводных или
обобщающих уроках (можно использовать и другие типы уроков) приучает обучающихся сначала слушать чтение доступных пониманию
(как правило, это небольшие по объѐму и хорошо иллюстрированные книги) учащихся детских книг русских и зарубежных писателей с
постепенным переходом к самостоятельному чтению наиболее успешных учеников. Чтение детских книг учителем сопровождается
обязательным рассматриванием иллюстраций. Дети знакомятся со структурой книги: заглавие, автор, оглавление, текст, иллюстрации.
Учитель организует запоминание и называние автора и заглавия книги, прочитанной учителем; формирует умение рассказать, о ком или о

чѐм говорится в книге. Под руководством учителя второклассники учатся отвечать на вопросы по прочитанному, пересказывать, давать
элементарную оценку событиям, описанным в произведении.
Помимо традиционных форм уроков для организации чтения можно использовать урок-путешествие, урок-праздник, урок-игру и др.
В примерном поурочно-тематическом планировании приведены различные виды деятельности, которые помогут учителю
сориентироваться в содержании работы с тем или иным произведением и выбрать наиболее подходящие в соответствии с потребностями и
возможностями обучающихся, также можно использовать одни виды деятельности для сильных учащихся, другие – для слабых.

Примерное поурочно-тематическое планирование
№

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата

п/п

проведения:
Раздел «Осень пришла ― в школу пора» (20 ч.)

1.

Прочитай

Чтение прямых открытых слогов и односложных слов. Соотнесение слов с

(Послебукварный

предметными картинками. Чтение словосочетаний с отработанными словами. Чтение

период).

предложений. Выразительное чтение диалога. Раскрашивание. Выделение первой буквы

01.09

в слове. Упражнения в группировке.
2.

Все куда-то идут.
По В. Голявкину

Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование содержания диалогов на основе
анализа иллюстрации по вопросам. Чтение по слогам многосложных слов и слов со
стечением согласных. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Установление

05.09

смысловых отношений в тексте. Выразительное чтение с соблюдением интонации,
соответствующей знакам препинания. Чтение диалога по ролям.
3.

Первый урок.

Рассматривание

иллюстрации.

Элементарная

оценка

поведения

персонажей,

изображенных на иллюстрации, с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных
слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы своими словами. Установление

06.09

причинно-следственных отношений между поступками героев рассказа. Уяснение
нравственного смысла понятия «правила поведения на уроке». Узнавание героев на
иллюстрации по их репликам.
4.

Мы рисуем.

Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на
вопросы своими словами и словами из текста. Соотнесение содержания текста с
иллюстрацией. Графическое иллюстрирование на тему «Лето». Свободные рассказы на

07.09

темы рисунков. Обобщение.
5.

Грибной

лес.

Я. Аким

Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Объяснение
значения слова с опорой на иллюстрацию; замена слова синонимом. Установление

08.09

смысловых отношений в тексте. Составление предложений по сюжетной картинке.
6.

7.

Прочитай

Чтение прямых открытых слогов; односложных слов, коротких предложений.

(Послебукварный

Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение предложений с добавлением

период).

пропущенного слова. Составление слов из слогов.

Слон

Бэби.

По В. Дурову

12.09

Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию иллюстрации.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Соотнесение содержания текста с
иллюстрацией. Коллективное обсуждение проблемы «Зачем я хожу в школу?».

13.09

Составление предложений с опорой на предметные картинки. Составление рассказа о
посещении цирка на основе личного опыта.
8.

Б. Заходер «Птичья
школа».

Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Составление
предложений по сюжетным картинкам. Составление рассказа о правилах поведения в

14.09

классе. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.
9.

По Н. Сладкову

Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений с

15.09

«Осенние подарки».

данными словами. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением
согласных. Выборочное чтение. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку
и вопросы учителя. Отгадывание загадок, раскрашивание. Составление предложений
«Кто где живѐт?»

10.

Чтение текста «В
парке».

Составление предложений по сюжетной картинке и данному вопросу. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Объяснение, на кого похожа белка и почему. Уяснение
нравственного смысла понятия «Не забывай помогать животным!» Установление
смысловых отношений между эмоциональным состоянием героев рассказа и

19.09

причинами, его вызвавшего. Понимание выражения «солнечно, но прохладно». Чтение
слов со стечением согласных с подготовкой. Чтение по слогам. Составление
предложений со сравнениями по данным картинкам.
11.

12.

Прочитай!

Повторение обратных слогов с согласными ф, ч, щ. Чтение правильно по слогам

(послебукварный

двусложных слов. Соотнесение картинок и слов. Подбор рифм к данным двустишиям.

период)

Нахождение слова по его значению.

М. Ивенсен

20.09

Составление предложения по картинке и данному вопросу. Выделение признаков

«Падают, падают

осени с опорой на текст. Выполнение практического задания собрать осенний букет.

листья...»

Называние цвета листьев, перелѐтных птиц. Определение настроения стихотворения

21.09

(радостное или грустное). Выразительное чтение стихотворения по образцу, данному
учителем. Заучивание наизусть.
13.

По В.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выделение признаков осени с опорой на

Корабельникову

текст. Выяснение значения выражения «разноцветный убор». Установление причинно-

«Осенний лес».

следственных отношений природных явления на примере листопада. Оценка значения

22.09

листопада для жизни растений с приведением аргументов. Выборочное чтение (найти
описание, привести доказательства). Раскрашивание рисунка в соответствии с текстом.
14.

По К. Ушинскому

Составление высказывания по данному вопросу с опорой на сюжетную картинку.

«Всякой вещи свое

Установление

причинно-следственных

связей

между

поведением

мальчика

и

место».

опозданиями в школу. Составление советов мальчику. Установление связи между

26.09

гласной мыслью текста и заголовком. Уяснение смысла правила культурного поведения
«Всегда убирай свои вещи на место». Составление предложений из данных частей.
15.

Прочитай!

Различение оптически сходных букв: г-п, г – т, е-ѐ, ж-х, ж-к, о-с, ш-щ. Чтение

(послебукварный

двусложных слов по слогам. Соотнесение предметных картинок со словом. Составление

период)

предложений с глаголами звучания. Чтение диалога по ролям с соблюдением
вопросительной

и

восклицательной

интонации.

Уточнение

представлений

27.09

о

взаимоотношениях старших и младших детей.
16.

Д. Летнѐва «Хозяин
в доме».

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка текста.
Установление смысловых отношений поступков мальчика и их последствий. Сравнение
и оценка поступков героев стихотворения и рассказа К. Ушинского «Всякой вещи своѐ

28.09

место». Выборочное чтение. Группировка предметов по месту их хранения.
17.

По В. Голявкину

Ответы на вопросы по содержанию текста. Коллективное обсуждение проблемы

«Зачем дети ходят в

«Чему дети учатся в школе?» Оценка поступка героини рассказа. Составление рассказа

школу?».

«Чему ты учишься в школе?» Выборочное чтение. Чтение с соблюдением

29.09

вопросительной и повествовательной интонации. Раскрашивание в соответствии с
содержанием предложения.
18.

Прочитай!

Повторение букв, обозначающих сходные по акустическим признакам фонемы: б-п,

03.10

(послебукварный

г-к, д-т. ч-ц. Чтение слогов с мягкими согласными. Чтение по слогам двусложных слов,

период)

предложений из двусложных и трѐхсложных слов. Различение женских и мужских
имѐн. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение считалки правильно по
слогам. Различение имѐн мальчиков и имѐн девочек. Дополнение первой буквы в слове.

По А. Тумбасову

19.

«Серый вечер».

Рассуждение с опорой на вопрос и сюжетную картинку с приведением аргументов.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение представлений о зимующих и
перелѐтных птицах на примере воробья и скворца. Сравнение золотой и поздней осени
по цвету. Выборочное чтение (описание цвета предметов поздней осенью, осенней

04.10

ночи). Установление причинно-следственных отношений в поведении воробья.
Прогнозирование будущих событий на материале прочитанного. Упражнения в
согласовании прилагательных с существительными.
Обобщающий урок

20.
по

теме

Участие в беседе о правилах поведения в школе. Ответы на вопросы по содержанию

«Осень прочитанных текстов. Отгадывание загадки на основе еѐ анализа. Рассуждение «Почему

пришла – в школу деревья осенью сбрасывают листья» на материале прочитанного. Чтение стихотворения
пора».

05.10

наизусть. Чтение целым словом односложных слов. Чтение по слогам предложений.
Раздел «Почитаем, поиграем» (10 ч )

21.

По

А.

Шибаеву

«Одна буква».

Составление слов из разрезной азбуки. Объяснение значений слов, отличающихся
одной буквой, приставкой. Ответы на вопросы по содержанию текста. Рассуждение на
тему, почему каждая буква в слове важна. Самостоятельное рисование в соответствии с

06.10

заданием учебника. Выборочное чтение. Отгадывание загадки, выделение из
стихотворного текста слов, отличающихся одной буквой.
22.

А. Усачѐв. Слоги.

Составление слов из слогов. Различение слогов и букв. Чтение слогов со стечением

10.10

«Прочитай»
(послебукварный

согласных и слов с ними. Объяснение значений слов. Соотнесение картинок и слов.
Разгадывание загадки. Уяснение нравственного смысла понятия «доброта».

период)
23.

По

С.

Иванову

Дразнилка.

Тренировка в чтении слогов со стечение согласных. Участие в частично-поисковой
беседе по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
слов из слогов. Объяснение значений слов, составленных из слогов. Установление
смысловых отношений между эмоциональным состоянием героев сказки и причинами,

11.10

его вызвавшими. Выразительное чтение слогов с учѐтом восклицательной интонации и
настроения героев. Драматизация сказки. Объяснение значений слов через синонимы.
24.

К.

Чуковский.

Черепаха.

Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Ответы на
вопросы по содержанию стихотворения. Составление слов из слогов Составление
предложения по сюжетной картинке. Установление признаков сходства предметов при

12.10

сравнении. Выборочное чтение. Уяснение эмоционального состояния героев и причин,
его вызвавшего. Отгадывание загадки, раскрашивание отгадки.
25.

Дж. Ривз. Шумный
Ба-Бах.

Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Узнавание
действующих лиц по звукоподражаниям. Уточнение словаря по теме «дикие
животные». Придумывание названий для домашних животных по аналогии с лексикой

13.10

стихотворения. Составление предложений «Кто где прячется и от кого?» Установление
причин осторожного поведения зверей.
26.

«Прочитай!»

Чтение слогов и односложных слов со стечением согласных. Поиск слов по

(послебукварный

картинкам. Составление предложений по сюжетной картинке. Формулирование вывода

период)

«Посочувствуй товарищу, если он расстроен». Уяснение нравственного смысла в

17.10

выражении сочувствия расстроенному человеку, товарищу. Чтение с соблюдением пауз
при знаках препинания. Соотнесение слов и предметных картинок.
27.

Загадки.

Отгадывание загадок, анализ загадок (называние признаков животных). Объяснение
значений слов, сравнения (комочек пуха). Заучивание загадки наизусть по выбору

18.10

ученика.
28.

Доскажи словечко.

Тренировочные упражнения в чтение слогов со стечением согласных. Подбор словрифм. Составление предложений по сюжетным картинкам с опорой на текст загадок.

19.10

Раскрашивание картинки, нахождение соответствующей загадки в учебнике.
29.

«Кто квакает, кто
крякает,

а

кто тексту. Называние глаголов звучания, использованных в тексте, составление с ними

каркает»
30.

Сравнение значений слов, отличающихся одним слогом. Ответы на вопросы по
20.10

предложений. Определение, чьи это слова, по слогу-звукоподражанию.

Обобщающий урок

Чтение наизусть загадок. Составление слов из слогов. Чтение слов целым словом.

по теме «Почитаем - Чтение предложений по слогам. Ответы на вопросы по прочитанным текстам.
поиграем».

Драматизация

сказки

«Дразнилка».

Определение

настроения

стихотворений.

24.10

Выборочное чтение. Угадывание текста по иллюстрации к нему.
Раздел «В гостях у сказки» (15 ч)
31.

Лиса

и

(русская

волк

Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение характера волка, лисы по их

народная поступкам и высказываниям. Составление предложений по картинкам и прочитанному

сказка)

тексту. Установление причинно-следственных отношений в поведении героев сказки.

25.10

Чтение по ролям с соблюдением тона героев сказки (хитрый, доверчивый). Выделение
обращений из текста сказки.
32.

Гуси

и

лиса

Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление высказываний по сюжетным

26.10

(русская

народная картинкам. Определение характера героев сказки. Выборочное чтение. Выразительное

сказка)

чтение реплик героев по образцу учителя. Чтение по ролям. Драматизация сказки.
Отгадывание загадок. Соотнесение частей текста с сюжетными картинками.

33.

Лиса

и

(русская

козел

Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений по

народная иллюстрации. Определение характера героев сказки. Установление причинно-

сказка)

следственных отношений между событиями, поведением героев и их характером.
Выборочное чтение. Чтение по ролям с учѐтом особенностей тона героев сказки

27.10

(хитрый, ласковый тон лисы, простоватый – козла). Пересказ сказки по картиннографическому плану. Выделение обращений из текста сказки.

34.

По Л. Н. Толстому
Мышка

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение: найти описание

вышла петуха, описание кота. Уяснение правил безопасного поведения при встрече с

погулять.

незнакомцами. Чтение по ролям с соблюдением вопросительной и восклицательной

07.11

интонации. Раскрашивание героев сказки в соответствии с их описанием.
35.

«Прочитай!»

Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов с ними. Чтение правильно

(послебукварный

по слогам. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!». Упражнения в

период)

словообразовании (относительные прилагательные), согласование прилагательных с
существительными в мужском роде. Отгадывание загадки, выделение признаков
мухомора.

Соотнесение

картинок

и

слов.

Рисование

отгадок.

08.11

Составление

словосочетаний.
36.

Волк

и

баран

(литовская сказка)

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление выборочного пересказа с
опорой на иллюстрацию. Определение характера героев сказки по их поступкам. Чтение

09.11

с соблюдением знаков препинания (конец предложения, тире). Нахождение слов,
близких по значению.
37.

По С. Прокофьевой
Сказка

о

том,

зайцы

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Словесное рисование

как с использованием лексики текста. Установление причинно-следственных отношений

испугали между поступками героев, а также их характером. Уяснение нравственного смысла

серого волка.

10.11

правила не обижать тех, кто слабее. Упражнения в раскрашивании, составление
предложений со сравнительными оборотами.

38.

Рак

и

ворона

(литовская сказка)

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление
смысловых связей между высказываниями героев и их замыслом. Выявление
особенностей характера героев сказки. Чтение с соблюдением восклицательной и

14.11

вопросительной интонации. Пересказ по ролям. Составление предложений по опорным
словам.
39.

Заяц

и

черепаха

(казахская сказка).

Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Объяснение
значения выражения «изо всех сил». Составление предложений к иллюстрациям.
Установление

причинно-следственных

зависимостей

между

поступками

и

их

15.11

результатом. Дополнение предложений по смыслу.
40.

Благородный

Ответы на вопросы по содержанию текста. Уяснение значения слова «благодарный».

медведь (мордовская Выборочное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Оценка
сказка).

поступков героев сказки. Установление причинно-следственных отношений между

16.11

поступками героев и их характером. Дополнение предложений по смыслу.
41.

«Прочитай!»
(послебукварный

Чтение слогов и слов с разделительным ъ, ь, слов – с мягким знаком – показателем
мягкости согласных. Чтение предложений по слогам и целым словом. Составление

17.11

период)

предложений с данными словами. Чтение целым словом слов из рубрики «повторяем!»
Дополнение предложений по картинкам.

42.

Как белка и заяц

Ответы на вопросы по содержанию текста. Актуализация знаний детей по теме, как

друг друга не узнали звери к зиме готовятся. Установление причинно-следственных зависимостей изменения
(якутская сказка).

цвета шкурки зверей. Пересказ по картинно-графическому плану. Составление

21.11

предложений с противопоставительным союзом а по данному образцу. Отгадывание
загадок. Раскрашивание иллюстрации в соответствии с текстом.
43.

Волк

и

ягненок

(армянская сказка).

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения «еле
ноги унѐс». Характеристика героев сказки. Установление смысловых связей между
характером и поведением героев сказки. Оценка поступков героев сказки. Выборочное

22.11

чтение с соблюдением пауз, восклицательной и повествовательной интонации.
Установление, кому принадлежит реплика.
44.

Умей
(русская

обождать!

Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев рассказа.

народная Выборочный пересказ по сюжетной картинке. Установление причинно-следственных

сказка).

связей между поведением и характером героя сказки (петушка). Чтение целым словом

23.11

слов из рубрики «Повтори!» Уяснение нравственного смысла правила «Непослушание
до добра не доводит». Дополнение предложений по смыслу.
45.

Обобщающий урок

Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. Выражение собственных

по теме «В гостях у читательских предпочтений. Составление высказываний по серии сюжетных картинок.
сказки».

Выборочный пересказ. Пересказ по серии картинок. Установление последовательности
событий. Чтение целым словом.
Раздел «Животные рядом с нами» (16 ч)

24.11

46.

Умная

собака

(индийская сказка).

Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Называние домашних животных и их
детѐнышей. Выборочное чтение. Высказывания на тему «Как ты относишься к
бездомным животным». Установление различия в отношении к собаке злого и доброго

28.11

человека. Дополнение предложений, составление предложений-утверждений из данных
слов.
47

48

«Прочитай!»

Чтение целым словом. Соотнесение картинок со словами. Соотнесение слов и

(послебукварный

картинок. Работа над сравнениями (радуга – мост, хвост). Уяснение нравственного

период)

смысла извинений при признании вины. Дополнение предложений «Кто кого увидел?»

По Э. Шиму «Я
домой пришла».

29.11

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением
звательной интонации. Уточнение представлений об использовании молока человеком.
Оценка отношения хозяек к своим коровам. Уточнение представлений о частях суток.

30.11

Работа с загадкой. Подбор слов, близких по значению.
49

Лошадка

(русская

народная присказка).

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением пауз,
вопросительной и восклицательной интонации. Выяснение особенностей речи хозяина
лошадки и соседа. Оценка поступка хозяина лошади. Составление высказывания по
сюжетной картинке. Установление причинно-следственных связей между отношением

01.12

хозяина и поведением лошадки. Дополнение слов первой буквой. Уточнение
представлений о корме для лошадки.
50

По Е. Чарушину.
Кролики.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Сравнение кроликов
и крольчихи. Описание кроликов по картинно-графической схеме. Высказывание на

05.12

тему «Чем можно угостить кроликов?»
51

В. Лифшиц Баран.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление предложений по сюжетной

06.12

картинке. Высказывание на тему «Что можно сделать из шерсти барана»? Объяснение
значения слова «изнывает». Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение.
Отгадывание загадки. Раскрашивание предметных изображений в соответствии с
прочитанным текстом.
52

«Прочитай!»

Чтение слогов со стечением согласных. Чтение двусложных слов со стечением

(послебукварный

согласных по слогам. Соотнесение картинок и слов. Различение единственного и

период)

множественного числа. Отгадывание загадки через подбор слова-рифмы. Чтение

07.12

диалога с соблюдением вопросительной и звательной интонации. Высказывания на тему
«Чем кормят птиц». Составление слов из слогов.
53

По

Б.

Житкову.

Храбрый утѐнок.

Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. Выборочный пересказ по
вопросам. Оценка поступков героев рассказа. Уяснение переносного смысла слова
«храбрецы» в тексте (скрытое противопоставление). Установление последовательности

08.12

событий. Подбор слов, близких по значению. Рисование или лепка героя рассказа.
54

По Э. Шиму. Все
умеют делать сами.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение (подписи к
картинкам). Выделение в тексте слов и сравнения для описания гусят. Выяснение
смысла заголовка. Уточнение значения слов (ковыляет, выклюнулся). Составление

12.12

предложений по сюжетной картинке. Дополнение предложений по смыслу.
55

М.
Котенок.

Бородицкая.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Объяснение значения слова
«усыновить». Составление высказывания по сюжетной картинке и впечатлениям от
стихотворения. Выборочное чтение. Чтение слогов со стечением согласных. Уяснение
эмоциональных состояний героев и причин, которые их вызвали. Выразительное чтение
с соблюдением интонации, передающей эмоциональное состояние героев (по образцу

13.12

учителя). Составление слов из слогов. Подбор рифмующихся слов.
56

57

«Прочитай!»

Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов со стечением согласных.

(послебукварный

Соотнесение слов и картинок. Расширение словаря глаголов движения. Словесное

период)

рисование. Дополнение предложений.

По В. Сутееву. Три
котенка.

14.12

Составление предложений к сюжетным картинкам. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Установление последовательности событий. Чтение целым словом
слов из рубрики «Повторяем!» Выборочное чтение. Пересказ по серии сюжетных

15.12

картинок.
58

По К. Ушинскому
Петушок с семьей.

Описание петушка по картинки, затем по картинно-графическому плану. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением восклицательной и
звательной интонации. Оценка поступков героев сказки, установление причинно-

19.12

следственных отношений между характером и поступками героев. Дополнение
предложений словами по смыслу. Составление предложений с данными словами.
59

Упрямые козлята.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Прогнозирование иного исхода событий.
Оценка поступков героев. Объяснение значения выражения «упрямство до добра не
доводит». Составление советов козлятам, как нужно было поступить правильно. 20.12
Выборочное чтение. Пересказ. Чтение по ролям. Составление предложений с данными
словами.

60

В. Лифшиц. Пес.

Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по
тексту стихотворения. Сравнение текста и иллюстраций. Составление предложений по
иллюстрациям. Рассказ о собаке по данному образцу. Чтение реплик с побудительной
интонацией. Приведение доказательств, что собака – настоящий друг человека.

21.12

Составление слов из слогов. Дополнение строчек стихотворения по смыслу.
61

Итоговый урок по
теме

Называние животных, о которых читали в данном разделе. Высказывания о пользе

«Животные домашних животных на материале прочитанного. Выборочный пересказ. Высказывание

рядом с нами».

отношения

к

прочитанным

рассказам,

сказкам,

обоснование

своего

мнения.

Определение настроения прочитанных произведений Пересказ. Чтение целым словом,

22.12

по слогам. Установление причинно-следственных отношений между поступками герое
прочитанных произведений и их словами.
Раздел «Ой ты, зимушка-зима» (17 ч)
62

Я. Аким «Первый
снег».

Участие в беседе по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних
развлечениях детей. Отгадывание загадки со словом-рифмой. Объяснение сравнений,
выделение в тексте глаголов движения. Ответы на вопросы по прочитанному тексту
стихотворения. Уточнение значения слов через синонимические замены (салазки –

26.12

санки), понимание сравнений (как платок пуховый). Рассказ о зимних забавах детей по
сюжетной картинке. Определение настроения стихотворения. Выборочное чтение.
Чтение стихотворения радостно. Отгадывание загадок.
63

По Э. Киселевой
Большой снег.

Выборочное чтение. Описание Большого Снега по опорным словам и картинке.
Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту «Почему Большой Снег
добрый?». Уточнение представлений детей о значении снега для растений. Подбор слов

27.12

с противоположным значением.
64

По Н. Калининой
Снежный колобок.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление рассказ о зимних забавах
детей на основе личных впечатлений. Выборочное чтение. Установление причинноследственных отношений между событиями рассказа. Уточнение представлений детей о

28.12

таянии снега и состояниях воды. Составление слов из слогов. Дополнение предложений
по смыслу.
65

По

С.

Вангели.

Снеговик-новосел.

Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по серии
картинок.
Уточнение значений слов: новосѐл, памятник. Объяснение заголовка рассказа.
Выборочное

чтение.

Установление

причинно-следственных

отношений

между

29.12

настроением Снеговика и событиями. Определение, кому из героев принадлежит
реплика. Рисование по заданию.
66

По Е. Шведеру.
Воробышкин домик.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление описания кормушку по
сюжетной картинке. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Выборочное
чтение. Выразительное чтение с передачей настроения героев рассказа. Установление
смысловых отношений между событиями и настроением воробьѐв. Оценка поступка
героини рассказа с обоснованием своего мнения. Вывод «За добрые дела всегда спасибо

10.01

говорят». Уяснение нравственного смысла добрых поступков. Составление слов из
слогов. Установление последовательности событий. Составление описания кормушки
по картинке и опорным словам.
67

Г. Галина «Зимние
картинки».

Выделение признаков зимы из текста. Составление предложений о зимних
развлечениях детей по тексту стихотворения. Установление признаков сходства
предметов, использованных в сравнении (Маша как снегурка). Выборочное чтение.

11.01

Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Составление высказывания на
тему «На чѐм ты любишь кататься зимой». Заучивание наизусть.
68

Е.

Самойлова

Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Выборочное чтение. Выборочный

12.01

«Миша и Шура».

пересказ по сюжетной картинке. Установление причин поведения ребят, оценка их
взаимоотношений. Определение, кому из героев принадлежат реплики.

69

Ш. Галиев. Купили
снег

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Сравнение снега настоящего и
искусственного. Выделение признаков сходства снежка с серебром. Уточнение значение
выражения «разбирает меня смех». Рассказ о том, как дети украшали ѐлку мишурой.

16.01

Установление причинно-следственных отношений между высказываниями героев и
реальными событиями.
70

По

Г.

Юдину.

Буратиний нос.

Участие в беседе о карнавальных костюмах. Составление предложений по сюжетной
картинке. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление продолжения
рассказа. Оценка поступков героев рассказа с приведением обоснований. Составление

17.01

слов из слогов. Рассказ о последовательности событий по опорным словам.
71

И.

Токмакова.

Живи, елочка!

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Составление предложений по
сюжетным картинкам. Рассказ по тексту стихотворения «Откуда взялась ѐлка».
Описание ѐлочки в зимнем лесу по картинно-графическому плану. Объяснение
заголовка стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу,
данному

учителем.

Установление

причинно-следственных

отношений

18.01

между

событиями. Заучивание стихотворения наизусть. Раскрашивание иллюстрации к
стихотворению. Составление словосочетаний (согласование).
72

По В. Сутееву. Про
елки.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочный пересказ. Выборочное
чтение. Установление причинно-следственных связей между местом проведения ѐлки и
еѐ украшением. Составление предложений о подарках для домашних питомцев.
Составление рассказа по личным впечатлениям «Праздник в школе». Творческое

19.01

рисование.
73

По В. Голявкину

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный

«Коньки купили не пересказ по картинке. Объяснение заголовка текста. Составление рассказа о себе по
напрасно».

данной ситуации. Установление причинно-следственных связей между поступками
героев и их характером. Оценка поступков героев. Уяснение нравственного смысла

23.01

оказания помощи товарищам, которые смущаются, проявляют нерешительность. Вывод
«Хороший друг всегда придѐт на помощь» Чтение целым словом слов из рубрики
«Повторяем!» Составление рассказа по опорным словам. Чтение отрывка по ролям.
74

По М.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление

Пляцковскому.

причинно-следственных отношений между событиями и настроением героев. Пересказ

Ромашки в январе.

по серии картинок. Рисование по заданию учебника, оформление выставки в классе.

24.01

Уточнение представлений о признаках лета и зимы. Рисование иллюстрации,
раскрашивание иллюстрации к стихотворению.
75

Мороз
(русская

и

Заяц

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное

народная чтение с соблюдением восклицательной интонации и тона речи героев сказки по

сказка).

образцу, данному учителем. Объяснение выражения «выбился из сил», «всѐ нипочѐм».
Характеристика зайца. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»

25.01

Установление причинно-следственных отношений между поведением, характером и
последствиями поступков. Чтение отрывка по ролям. Пересказ по ролям.
76

Вьюга

(литовская

народная песенка).

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление
причинно-следственных отношений (выяснение, чем опасна вьюга, кому приносит
пользу). Выразительное чтение с соблюдением вопросительной, повествовательной и

26.01

восклицательной интонации. Чтение по ролям. Составление слов из слогов.
По Г. Скребицкому

77

«На лесной полянке».

Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение представлений о жизни
животных зимой. Называние диких животных. Пересказ по картинкам. Объяснение
сравнения лесного пенька с теремком. Выборочный пересказ по иллюстрациям.

30.01

Составление предложений с данными словами с опорой на предметные картинки.
Обобщающий урок

78
по

теме

«Ой

Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Называние прочитанных произведений.

ты, Выборочный пересказ. Рассказывание о жизни птиц и животных зимой, о зимних

зимушка зима».

забавах. Пересказ по картинкам. Чтение наизусть. Рассказ о Новогоднем празднике.

31.01

Оценка поступков героев, определение настроения и его причин. Чтение целым словом.
Составление слов из слогов. Выполнение контрольных заданий «Проверь себя!»
Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо» (18 ч)
79

По А. Митту. Коля
заболел.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения слова «компресс».
Пересказ по картинно-графическому плану. Установление причинно-следственных
зависимостей между событиями рассказа и настроением героя. Оценка поступков героев

01.02

рассказа. Вывод «Хорошо, когда друзья помогают». Рисование о по заданию.
Д.
80

Летнѐва.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение целым словом слов из рубрики

Подружки

«Повторяем!» Установление причинно-следственных отношений между поступком и

рассорились.

его последствиями. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Оценка поступков

02.02

героев стихотворения.
81

По В. Голявкину.
Вязальщик.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное
чтение (интонация пренебрежения и восхищения) по образцу учителя. Составление
предложений по иллюстрациям. Оценка поступков героев. Пересказ по ролям.

06.02

Соотнесение отрывков текста и сюжетных иллюстраций.
82

Г.

Ладонщиков.

Самокат.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение
выражения «не горит», использованного в переносном смысле. Выразительное чтение
(выражение

гордости)

по

образцу,

данному

учителем.

Заучивание

наизусть.

Рассуждение об отношении к делу (делать самому или ждать, пока сделают другие).

07.02

Вывод «Хорошо, когда можешь всѐ сделать сам». Чтение слов целым словом из рубрики
«Повторяем!»
83

По Э. Киселѐвой.
Скамейка,

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения «гвозди-

прыгуны- прыгуны». Оценка поступка Алика. Составление предложений по иллюстрациям.

гвозди и Алик.

Установление причинно-следственных связей между поступками мальчика и их

08.02

результатом. Выборочное чтение. Составление предложений из слов.
84

По

Е.

Пермяку.

Торопливый ножик.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка с приведением
доказательств.

Выборочное

чтение.

Установление

причинно-следственных

зависимостей между оценочными суждениями героев рассказа и событиями. Оценка

09.02

поведения мальчика, определение черт характера, проявившихся в его поступках.
Дополнение предложения по смыслу.
85

По

В.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление

Сухомлинскому.

причинно-следственных связей между эмоциональными состояниями мальчиков, их

Вьюга.

поступками и чертами характера. Вывод: «Ничего не страшно, когда рядом друг!»

13.02

Составление предложений-выводов из данных частей.
86

По
Трус.

И.

Бутмину.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Высказывание
мнения о событиях и героях с приведением доказательств. Сравнение героев по

14.02

характеру и поступкам. Составление предложений к иллюстрациям. Выборочное
чтение. Чтение слов целым словом из рубрики «Повторяем!» Подбор слов,
противоположных по значению.
87

По В. Голявкину.
Как

я

под

Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно-следственных

партой отношений между поведением героя и его результатами. Осуществление смысловой

сидел.

догадки о мотивах поведения героев. Оценка поведения героя с обоснованием своего

15.02

мнения. Выборочное чтение. Составление высказывания по иллюстрации.
88

Б.

Заходер.

Петя

мечтает

Ответы

на

вопросы

по

прочитанному

стихотворению.

Продолжение

сложноподчинѐнного предложения о мечтах Пети. Оценка высказываний о герое
стихотворения, приведение доказательств собственного мнения. Составление советов об
отношение к учѐбе. Уяснение значения положительного отношения к учѐбе.

16.02

Выразительное чтение по образцу, данному учителем (мечтательно, с радостью, с
чувством удовлетворения). Дополнение предложения.
89

По В. Витка. Мѐд в
кармане.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление высказываний по
иллюстрациям.

Уяснение

смысла

правил

дружбы

и

достойного

поведения.

Установление причинно-следственных отношений между событиями текста. Оценка

20.02

поступков героев. Выборочное чтение.
90

По В. Донниковой.
Канавка.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление предложения по
иллюстрации. Оценка поступков героев рассказа. Выборочное чтение. Установление
причинно-следственных отношений между событиями, описанными в тексте. Уяснение

21.02

нравственного смысла в проявлении скромности.
91

Назло

Солнцу

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление

22.02

(узбекская сказка)

причинно-следственных отношений между событиями, описанными в тексте. Оценка
поведения героя. Осуществление смысловой догадки о последствиях описанного в
сказке поведения героя. Определение, кому принадлежат реплики. Чтение отрывка по
ролям.

92

А. Барто. Мостки.

Ответы

на

вопросы

по

содержанию

стихотворения. Оценка

поступков

и

высказываний героев. Уяснение нравственного смысла заботливого отношения к
людям. Сравнение поступков героев рассказ «Канавка» и стихотворения «Мостки».
Вывод: «Помогай людям – и тебе помогут». Рассказ о том, как дети помогают другим из

27.02

их личного опыта. Выборочное чтение. Составление связного высказывания по
сюжетной картинке. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
93

По

М.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Установление

Дружининой. Песенка причинно-следственных отношений между высказываниями героев. Высказывание
обо всѐм

личного отношения к герою рассказа с обоснованием собственного мнения. Уяснение

28.02

смысла ответственного отношения к учѐбе. Составление предложений с дынным
словом.
94

Л. Квитко. Лемеле
хозяйничает

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Сравнение
порученных и выполненных дел. Установление причин возникшей путаницы.
Выразительное

чтение

с

соблюдением

повествовательной,

звательной

и

29.02

восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Дополнение строчек
стихотворения.
95

По И. Турчинову.
Неряха.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Оценка
высказываний и поступков детей. Уяснение понятий: «невоспитанный», «неряха».

01.03

Установление смысловых связей между поступками героя и его последствиями.
Пересказ по серии сюжетных картинок и опорным словам. Описание арбуза по опорным
словам.
96

Обобщающий урок

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Называние прочитанных

по теме «Что такое рассказов, сказок, стихотворений. Оценка поступков героев произведений и их значения
хорошо и что такое для других людей. Высказывание отношения к произведению с обоснованием
плохо».

собственного мнения. Выборочное чтение. Чтение целым словом отдельных слов.

05.03

Составление рассказа о взаимопомощи из личного опыта детей. Коллективное
сочинение песенки с данными рифмами.
Раздел «Весна идѐт!» (20 ч)
97

Я. Аким. Март.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения
стихотворения. Отгадывание загадки. Называние признаков весны (день стал длиннее,
потепление, таяние снега, изменения в поведении птиц). Составление предложений по
иллюстрации Высказывание собственного отношения к весне. Выразительное чтение с
передачей настроения стихотворения и соблюдением пауз, восклицательной и

06.03

повествовательной интонации по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть.
Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Отгадывание загадки.
Раскрашивание иллюстрации к стихотворению.
98

По

Ю.

Невидимка.

Ковалю.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения слова «невидимка»
и заголовка текста. Называние приметы весны (прилѐт грачей, наст). Составление
высказывания

по

иллюстрации.

Выборочное

чтение.

Установление

причинно-

следственных отношений между звуками и природными явлениями, поведением и

07.03

чертами характера героя. Оценка поведения мальчика, выявление черт характера героя.
99

В.

Берестов.

Праздник мам.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Высказывания о празднике 8
Марта с опорой на личный опыт учащихся. Составление предложений по сюжетным
картинкам. Выборочное чтение. Рассказ «Как я поздравил маму с 8 Марта».
Выразительное чтение стихотворения радостно, с соблюдением повествовательной и

12.03

восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Составление предложений с
данными словами. Рисование портрета мамы.
100

По В. Драгунскому.
Подарок к празднику.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Рассказ о том, как дети готовились в
школе к празднику 8 Марта. Оценка поступков героев рассказа. Уяснение смысла
подготовки и вручения подарков к праздникам. Определение, кому принадлежат

13.03

реплики.
101

Снег

и

заяц

(бурятская сказка).

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Установление причинно-следственных связей между событиями и настроением зайца.
Рассказ «Как заяц к весне готовится». Употребление в высказываниях слов с

14.03

уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определение, кому принадлежат реплики.
Дополнение предложения по предметным картинкам.
102

Г.

Ладонщиков.

Помощники весны.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Объяснение
значения выражения «посмотрел с укором». Составление высказывания по сюжетной
картинке.

Определение

характера

стихотворения

(смешное

или

серьѐзное)

и

15.03

обоснование своего выбора. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
Дополнение предложений.
103

По М. Пришвину.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный

19.03

Лягушонок.

пересказ. Установление причинно-следственных зависимостей между событиями
текста. Оценка поступков героев рассказа. Называние признаков весны. Составление
предложений с данными словами.

104

Г.

Ладонщиков.

Весна.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние признаков зимы и
весны (увеличение продолжительности дня, потепление, таяние снега и льда).
Составление предложений по сюжетной картинке. Объяснение переносного значения
выражения «снеговая баба слѐзы льѐт». Выборочное чтение. Выразительное чтение с

20.03

соблюдением синтаксических пауз и эмоциональной окраски стихотворения по образцу,
данному учителем. Выделение примет весны, описанных в стихотворении.
105

По Е. Чарушину.
Барсук.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Называние
животных, впадающих в зимнюю спячку. Установление причинно-следственных

21.03

зависимостей в поведении барсука. Пересказ по картинно-графическому плану.
106

С. Маршак.
Весенняя песенка.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние примет весны (таяние
снега и льда, появление серѐжек на вербах, почек на деревьях, солнце поднимается
выше). Объяснение значения слов «стѐжки», «серѐжки» (на вербе), «светятся»

22.03

(переносный смысл). Словесное рисование. Выборочное чтение. Выразительное чтение
по образцу, данному учителем. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
107

По И. Соколову-

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Называние признаков весны:

Микитову. На краю потепление, набухание и распускание почек. Составление предложений с данными
леса.

словосочетаниями.

Установление

причинно-следственных

зависимостей

между

событиями в тексте. Характеристика поведения лосѐнка и лосихи. Пересказ по
картинно-графическому плану. Уяснение смысла заботливого отношения матери к

02.04

ребѐнку. Рисование иллюстрации к описанию леса.
108

По В. Голявкину.
Подходящая вещь.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения
«подходящая вещь». Оценка поступков героев рассказа. Выборочное чтение. Чтение
целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Рассказывание о назначении скворечника.

03.04

Составление высказываний по иллюстрациям. Отгадывание загадки. Пересказ с опорой
на картинки.
109

М.

Пляцковский.

Деньки

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Подбор синонимических замен

стоят (погожие деньки), выделение признаков сходства для сравнения весенних деньков с

погожие…

праздником.). Установление причинно-следственных отношений природных явлений.
Определение настроения стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение

04.04

(передать радость, соблюдать синтаксические паузы) по образцу, данному учителем.
Отгадывание загадок. Составление предложений. Слова уменьшительно-ласкательной
формы. Выделение слов, близких по значению.
110

По

С.

Козлову.

Ручей и камень.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное
чтение реплик соблюдением восклицательной, звательной интонации по образцу,
данному учителем. Установление последовательности событий и их причинно-

05.04

следственной связи. Составление предложений по иллюстрации.
111

Как

птицы

проучили

лису

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Пересказ по серии

(русская сюжетных картинок. Объяснение заголовка текста. Оценка отношений героев сказки, еѐ

народная сказка).

обоснование. Характеристика лисы. Составление предложений по иллюстрации с

09.04

использованием синонимических замен. Составление предложений из данных слов.
112

По Т. Шарыгиной.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление

10.04

Вкусный урок.

предложений с опорой на сюжетную картинку. Объяснение заголовка текста. Рассказ о
том, чем питаются медведи. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»

С. Косенко. Почему

113

птенец весѐлый?

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение
заголовка текста. Подбор синонимов к слову «скворечня». Объяснение значения слов

Э. Шим. Храбрый «храбрый», «глупый», «новосѐл». Чтение по ролям. Рассказ о врагах воробьишки.
птенец.

Оценка поведения воробьишки с обоснованием личного мнения. Определение

11.04

настроения стихотворения. Выразительное чтение по образцу, данному учителем с
соблюдением вопросительной и восклицательной интонации.
По

114

М.

Кому

Быкову.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Оценка поступка

пригодилась мальчика. Установление причинно-следственных отношений в поведении Мити.

старая Митина шляпа.

Установление последовательности событий. Пересказ с опорой на серию сюжетных

12.04

картинок. Восстановление последовательности событий.
Обобщающий урок

115
по

теме

Ценностные высказывания о весне. Называние заголовков прочитанных рассказов,

«Весна сказок и стихотворений. Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочный пересказ.

идѐт!».

Чтение целым словом словоформ, предложений, отрывка из текста. Рассказывание о

16.04

животных с опорой на картинки и тексты прочитанных произведений. Узнавание
текстов по иллюстрациям, отрывку, вопросам.
Раздел «Чудесное рядом!» (14 ч)
116

По Г. Цыферову.
Лосѐнок.
Игра

О.

Ответы на вопросы по содержанию текстов. Характеристика героя рассказа

Дриз. (лосѐнка). Понимание временных отношений и временной последовательности событий.
Составление высказываний по картинкам. Объяснение значений слов: любознательный,
терпеливый, чехарда, выбивать кресло. Игра «Вижу – не вижу», «Что изменилось?»

17.04

Выборочное чтение. Чтение с соблюдением пауз, восклицательной, повествовательной
интонации по образцу, данному учителем. Рисование иллюстрации к данному отрывку.
Подбор слов, противоположных по значению.
117

Г.

Цыферов.

Удивление первое

Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление сходства и различия при
сравнении (солнышко как шарик, как цветок). Объяснение такого явления, как
отражение в воде. Установление причинно-следственных отношений (свет и темнота отражение и его отсутствие), событиям и эмоциями цыплѐнка. Составление

18.04

предложений по сюжетным картинкам. Понимание эмоциональных состояний героя и
причин, которые их вызвали. Выборочное чтение.
118

По Г. Снегирѐву.
Осьминожек.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление
причинно-следственных зависимостей между изменениями окраски осьминожка и
цветом окружающей среды. Описание осьминожка по картинно-графическому плану.

19.04

Оценка поступков мальчика с обоснованием собственного мнения. Отгадывание
загадки. Дополнение предложений с использованием согласования.
119

По

С.

Козлову.

Друзья.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный
пересказ. Составление рассказа с опорой на картинку и прочитанный текст.
Характеристика отношений собаки и кошки, описание их поведения. Приведение

23.04

доказательств, что кошка и собака были друзьями. Составление предложений с
данными словами.
120

По

С.

Козлову.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление

Необыкновенная

сходства и различия предметов при сравнении (голубые подснежники, как море, жѐлтые

весна.

одуванчики, как песок в пустыне, побеги, как грива льва). Приведение доказательств,

24.04

почему для Ёжика весна стала необыкновенной. Составление предложений по
иллюстрациям с опорой на прочитанный текст. Раскрашивание в соответствии с
текстом.
121

Э. Мошковская. Не
понимаю.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Характеристика
отношений мальчика и собаки. Рассуждение, как можно понять, что хочет сказать
животное. Выразительное чтение с соблюдением вопросительной и восклицательной

25.04

интонации с сочувствием, удивление и радостью по образцу, данному учителем.
122

По

Г.

Скребицкому.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный

Кот пересказ. Составление предложений по иллюстрации и заданию. Рассказ об обычном

Иваныч

поведении котов. Характеристика кота. Установление причинно-следственных связей

26.04

между поведением кота и его характером. Составление предложений с данными
словами.
123

По М. Пришвину.
Золотой луг.

Уяснение суточных временных изменений в жизни растений на примере
одуванчиков. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Уяснение
переносного значения слова «золотой». Установление признаков сходства при

30.04

сравнении предметов. Объяснение заголовка текста. Составление высказываний по
сюжетным картинкам. Рисование одуванчика в разное время суток.
124

По

В.

Бианки.

Неродной сын.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснения значения
выражения «неродной сын». Выбор слов-действий, описывающие действия зайчонка и
кошки, при драке с собакой. Установление последовательность событий. Оценка
отношений между кошкой и зайчонком с приведением доказательств собственного
мнения. Дополнение предложений.

03.05

Ю.

125

Кушак.

Подарок

Оценка отношения мальчика к животным с приведением доказательств. Словесное
рисование.

Составление

рассказа

на

основе

собственного

опыта.

Выделение

определений, действий, которые описывают щенка. Выборочное чтение. Чтение целым
словом слов из рубрики «Повторяем!» Рисование по впечатлениям. Выразительное

07.05

чтение с радостном настроением, соблюдением пауз, восклицательной интонации по
образцу, данному учителем. Рисование иллюстрации.
Я. Тайц. Всѐ здесь.

126

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям с
соблюдением

вопросительной,

повествовательной,

восклицательной

интонации.

Уяснение значения слова «хлеб». Установление последовательности изготовления

08.05

хлебных изделий. Рисование по заданию.
По

127

В.

Бианки.

Небесный слон.

Установление сходства предметов при сравнении («туча, как слон»). Объяснение
заголовка текста. Установление причинно-следственных отношений между природными
явлениями. Объяснение словосочетания «волшебный дождь». Словесное рисование с
использованием сравнений (на что похожи облака?) Составление высказывания по

10.05

иллюстрациям к рассказу. Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики
«Повторяем!» Подбор слов, противоположных по значению. Рисование по заданию.
Обобщающий урок

128
по

теме

Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Выборочный пересказ по

«Чудесное вопросам, по сюжетной картинке. Установление удивительного, необычного в

рядом»

прочитанных рассказах и сказках. Оценка событий с приведением доказательств

14.05

собственного мнения. Чтение целым словом отдельных слов.
Раздел «Лето красное» (8 ч)
129

«Ярко

солнце

Составление высказываний по сюжетной картинке. Рассказы о занятиях детей летом.

15.05

светит…»

Называние признаков лета (потепление, цветение растений, созревание плодов,
появление грибов, тѐплая вода в водоѐмах). Определение настроения стихотворения.
Выразительное

чтение

по

образцу,

данному

учителем.

Заучивание

наизусть.

Отгадывание загадки.
130

По И. СоколовуНикитову. Светляки.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение
значений слов «крошечный», «зелѐные фонарики», «холодный огонѐк», «зелѐный –
зеленоватый». Описание светлячка по картинно-графическому плану. Словесное

16.05

рисование.
131

По Г. Цыферову.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Пересказ по серии

Петушок и солнышко.

картинок. Оценка поступков героев сказки, приведение доказательств собственного
мнения. Установление причинно-следственных зависимостей между событиями сказки

17.05

и их временной последовательности. Чтение целым словом слов из рубрики
«Повторяем!» Определение, кому принадлежат реплики.
132

И.

Гамазкова.

Прошлым летом.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Словесное
рисование. Рисование иллюстраций к стихотворению. Выразительной чтение с
соблюдением

пауз,

настроения,

интонации

по

образцу,

данному

учителем.

21.05

Установление причинно-следственных отношений между рисунками мальчика и его
занятиями прошлым летом. Раскрашивание иллюстрации в соответствии с текстом.
133

С. Махотин. Поход.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выявление
изменений в привычках мальчика, его умениях. Словесное рисование. Выразительное

22.05

чтение по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Выбор подписи к картинке.
134

По

Е.

Пермяку

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение названий

23.05

Раки.

рек. Оценка поступков ребят. Установление причинно-следственных отношений между
событиями рассказа и их временной последовательности. Выборочный пересказ по
иллюстрации. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Определение, кому
принадлежит реплика.

135

В.

Викторов.

В

гости к лету.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление
предложений по иллюстрации. Объяснение выражений «золотое солнце», «зелѐные

И. Мазнин. Отчего оконца». Называние летних даров леса, лесных зверей, признаков лета. Словесное
так много света?

рисование. Составление высказывания по иллюстрации. Определение настроения
стихотворения.

Выразительное

чтение

с

соблюдением

24.05

вопросительной,

повествовательной и восклицательной интонации по образцу, данному учителем.
Чтение по ролям. Рисование иллюстрации к стихотворению.
136.

Обобщающий урок
«Лето красное».

Рассказывание о занятиях детей летом. Называние прочитанных произведений.
Пересказ сказки по серии картинок. Называние признаков лета. Оценка прочитанных
произведений с приведением доказательств высказанного мнения. Чтение наизусть.
Чтение предложений целым словом. Выполнение контрольных заданий «Проверь себя».

24.05


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».