Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 2 класса с задержкой психического развития
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273(в ред. Федеральных законов от
08.06.2020 № 165-ФЗ);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в
ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №
1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Иловлинская СОШ №2
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам,
курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Математика» для 2 класса составлена на основе примерной программы по
математике к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа
России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы:С. В. Анащенкова, М. А. Бантова,
М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М.
И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,
к учебнику
«Математика.2 класс в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С. И. Волкова, - М.:
Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №
345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред.
Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального
математического образования:
- формирование элементов
самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебнопознавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать
суждения других.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени
выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость
многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии
с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации
варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию
уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с
сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во
взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в
условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого
поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные
особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе
задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения
восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные
ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности,
ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития.
Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии
всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей
направленности учебно-воспитательного процесса.
Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит
требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной
педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются
по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее
итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:
• в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов);
• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности;
• трудности произвольной саморегуляции;
• нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка;
• снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
• недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и
субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются
спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят
своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как
общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося
с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
● оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее
системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
● социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с
внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами
общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед,
педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.
Содержание коррекционной работы:
1. Коррекция физического действия: не требуется.
2. Коррекция психического развития:
● развитие и закрепление новых форм поведения;
● психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
● формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
● коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь,
воображение, память, ощущение).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
● выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом развитии;
● создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
● осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико- педагогического сопровождения
обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении
программы обучающимися с ЗПР;
● возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения,
взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных
возможностях.
Коррекционная направленность методов воспитания и обучения
для детей ЗПР (7.1)
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и
на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР
младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с
задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила
коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и
письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приѐмов способствует повышению
эффективности коррекционно-развивающего процесса.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
• методы
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и
осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы
стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы
устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторнопрактического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:
● объяснительно-иллюстративный,
● репродуктивный,
● частично поисковый,
● коммуникативный,
● информационно-коммуникационный;
● методы контроля,
● самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учѐбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а
способности ребѐнка оцениваются объективно и позитивно.
Методы и приѐмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):
● Учѐт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
● Доступное объяснение учебного материала
● Обязательное использование занимательной наглядности
● Дидактические игры
● Парные и групповые творческие задания
● Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
● Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учѐбе
● Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
● Словесная поддержка педагога.
● Установка на позитивное решение проблемы
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приѐмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой
– минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным
направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
4. Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал,
цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это
позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи
центральной нервной системы.
Приѐмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):
●
Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При
использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без
какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ
пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».
● Приѐм «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной
форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн
дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть
предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Они
могут составлять синквейн на уроке или дома.
● Приѐм «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся,
умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенные тексты.
«V» - знаю, мне это известно;
«-» - думал иначе;
«!» - новое, важное для меня;
«?» - хочу узнать (не понял).
Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»
● Приѐм «Мозговой штурм». Этот приѐм позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает
разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребѐнка в рамки
правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из
затруднительной ситуации.
Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь
их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности
предмета:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
● формирование целостности зрительного восприятия;
● развитие способности концентрировать и распределять внимание;
● развитие избирательности зрительного внимания;
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
● развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук;
● развитие зрительно-моторной координации;
● развитие слухо-моторной координации;
3. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа исинтеза.
● развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
● развитие фонематического восприятия;
4. Совершенствование речевого развития.
● обогащение и систематизация словаря;
● развитие устной монологической и диалогической речи;
5. Развитие словесно-логического мышления.
● формирование умения понимать и задавать вопрос;
● развитие способности обобщать;
● развитие способности группировать предметы по определѐнным признакам, классифицировать их;
● развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий,
явлений;
● развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
● развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
● развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
● развитие логического запоминания;
6. Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
● развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
● формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
● совершенствование умения планировать свою деятельность;
● выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила;
● овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
● развитие комбинаторных способностей;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса математики.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента
государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено
изменений.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
● коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
● развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
● развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
● формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
● обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к
школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов
учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов
психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке
и в освоении образовательной программы в целом.
Во 2 классе в ходе освоения курса математики по адаптированной программе также обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при
совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки Работая по предложенному плану,
использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для
решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Использование приобретѐнных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать
текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
для учащихся ОВЗ к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел от 1 до100;
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и
вычитание (со скобками и без них);
названия
и обозначение действий умножения и деления;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на
уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах100;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных -письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без
них);
чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника,
четырехугольника);
читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное
сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагать запись столбиком;
решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2действия;
пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г;
узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол,
ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на
клетчатой бумаге.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
•
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
•
заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;
•
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ
или восстанавливать пропущенные в ней числа;
•
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
•
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы
измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час,
минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Выпускник получит возможность научиться:
•
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
•
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и
объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
•
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное, двузначное число в пределах 1 000 000), опираясь на знание таблиц сложения и умножения чисел,
алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
•
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в
случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулѐм и числом 1);
•
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
•
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
•
выполнять действия с величинами;
•
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью прикидки и оценки результата
действия, на основе связи между компонентами и результатом действия);
•
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
•
решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатами действий «сложение» и
«вычитание», «умножение» и «деление»;
•
находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Выпускник научится:
•
соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять
выбор действий;
•
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной
жизнью;
•
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос
задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
•
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
•
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть,
пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного
встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными
пропорциональной зависимостью: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса
всех заданных предметов и др.;
•
решать задачи в 3—4 действия;
•
находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится:
•
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
•
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол,
многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
•
выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по указанным данным с помощью
линейки, угольника;
•
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
•
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
•
измерять длину отрезка;
•
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
•
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
•
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус;
•
вычислять периметр многоугольника;
•
находить площадь прямоугольного треугольника;
•
находить площади фигур путѐм их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Выпускник научится:
•
читать несложные готовые таблицы;
•
•
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
•
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
•
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
•
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «если .., то ...», «верно/
неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
2. Содержание учебного предмета «математика»
2 класс
Раздел курса
Содержание учебного раздела
1. Числа от 1 до 100. Нумерация
(16 часов)
Десяток. Счѐт десятками. Образование и название двузначных чисел.
Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение
двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного
числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная
нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место
в записи чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и
вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от
изменения компонента.. Приѐмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
2. Сложение и вычитание.
(20 часов)
3. Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание.
(28 часов)
4.Письменные приѐмы сложения и
вычитания двузначных чисел.
Задачи, обратные данным. Время. Единица времени – час. Порядок
выполнения действий. Скобки. Периметр многоугольника. Свойства
сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 436.Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом
подбора.
Письменные приѐмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
(27 часов)
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат).
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой
бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
5.Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление
(17 часов)
числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения.
Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Конкретный смысл и названия действий умножения
и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их
использование при чтении и записи выражений.
6.Числа от 1 до 100. Табличное
умножение и деление.
(22 часа)
7. Повторение за год.
(6 часов).
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения;
их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при
составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3
действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение,
деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач
изученных видов.
7. Тематическое планирование по математике во 2 классе
Раздел
програм
мы
Программное содержание
«Повтор
е
ние:
Числа от
1 до 20».
Нумерац
ия»
(16
часов)
Познакомить учащихся с новой
учебной книгой «Математика. 2
класс». Повторить изученное в
1 классе о числах 1-20.
Закреплять знания о задаче.
Развивать навыки счета,
мышление.
Повторить табличные случаи
сложения и вычитания
однозначных чисел без
перехода и с переходом через
десяток, развивать навыки
счета, продолжать работу над
задачами изученных видов,
развивать мышление учеников.
Повторить изученное в 1 классе
о десятке как о единице счета,
познакомить учеников с
названиями данных чисел.
Формировать умение
определять разрядный состав
числа; повторить, как
образуются числа второго
десятка; закреплять знание
названий чисел, состоящих из
круглых десятков; продолжать
формировать умение
складывать и вычитать числа,
состоящие из десятков.
Продолжать знакомство
Характеристика деятельности
учащихся
Образовывать, называть и
записывать числа в пределах 100.
Сравнивать числа и записывать
результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая
последовательность, продолжать еѐ,
или восстанавливать пропущенные в
ней числа.
Классифицировать (объединять в
группы) числа по заданному или
самостоятельно установленному
правилу.
Заменять двузначное число суммой
разрядных слагаемых.
Выполнять сложение и вычитание
вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30.
Переводить одни единицы длины в
другие: мелкие в более крупные и
крупные в более мелкие, используя
соотношения между ними.
Сравнивать стоимость предметов в
пределах 100.
Выполнять задания творческого и
поискового характера, применять
знания и способы действий в
изменѐнных условиях.
Соотносить результат проведѐнного
Тема урока
Знакомство с
учебником.
Числа от 1 до 20.
Числа от 1 до 20.
Десяток.
Счѐт десятками до
100.
Числа от 11 до 100.
Образование чисел.
Числа от 11 до 100.
Поместное
значение цифр.
Однозначные и
двухзначные числа.
Математический
диктант №1
Единица измерения
длины - миллиметр
Повторение. Числа
от 1 до 100.
Нумерация..
Контрольная
работа №1
Наименьшее
трѐхзначное число.
Число 100.
Метр. Таблица
единиц длины.
№
урока
Кол-во
часов
1\1
1
2\2
1
3\3
1
4\4
1
Дата проведения
По
плану
04.09
05.09
06.09
07.09
11.09
5\5
1
12.09
6\6
1
7\7
1
13.09
14.09
8\8
1
18.09
9\9
1
10\10
1
19.09
Факт
учащихся с записью чисел от 11
до 100, показать роль и место
каждой цифры в записи
двухзначного числа. Развивать
умение сравнивать
именованные числа, решать
задачи изученных видов,
навыки счета, измерительные
навыки.
Продолжать формировать
понятия: «однозначные числа»,
«двухзначные числа».
Закреплять знание нумерации
чисел в пределах 100, умение
решать задачи изученных
видов. Повторить изученное о
единицах измерения длины –
сантиметре и дециметре;
познакомить учащихся с
единицей измерения длины
миллиметром; продолжать
формировать умение
сравнивать именованные числа,
решать задачи.
самоконтроля с целями,
поставленными при изучении темы,
оценивать их и делать выводы.
Сложение и
вычитание вида:
30+5; 35+5; 35-5.
Замена
двузначного числа
суммой разрядных
слагаемых.
Единицы
стоимости:
рубль,копейка.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились».
Тест № 1.
Контрольная
работа № 2 по
теме «Числа от 1 до
100. Нумерация».
Анализ
контрольной
работы. Странички
для
любознательных
20.09
11\11
1
21.09
12\12
1
13\13
1
25.09
26.09
14\14
1
27.09
15\15
1
28.09
16\16
1
1\17
1
2\18
1
1. Сложение и вычитание (20 часов)
Числовы
е
выражен
ия,
содержа
щие
действия
сложение
и
вычитан
Познакомить с обратными
задачами; показать связь
данных и искомого чисел в
таких задачах.
Учить записывать условие и
вопрос задачи при помощи
краткой записи и схематично,
продолжать формировать
умение сравнивать число и
числовое выражение,
Составлять и решать задачи,
обратные заданной.
Моделировать с помощью
схематических чертежей зависимости
между величинами в задачах на
нахождение неизвестного слагаемого,
неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого.
Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять
Задачи, обратные
данной.
Сумма и разность
отрезков.
Задачи на
нахождение
неизвестного
уменьшаемого.
Задачи на
нахождение
02.10
03.10
04.10
3\19
1
4\20
1
05.10
ие
(20
часов)
именованные числа.
Формировать умение
записывать условие и вопрос
задачи двумя способами:
краткой записью и чертежом –
схемой; отрабатывать умение
преобразовывать величины,
чертить отрезки заданной
длины.
Находить периметр
многоугольника, длину
ломаной линии, чертить
отрезки заданной длины.
Познакомить с единицами
измерения времени: часом,
минутой; продолжить работу
над формированием умения
решать выражения вида 30 + 5,
35 – 5, 35 -30.
Познакомить с тем, как
измеряется длина ломаной
линии.
Начать подготовительную
работу к решению выражений
со скобками.
Познакомить с решением
выражений со скобками;
продолжать работу над
задачами изученных видов.
Формировать умение решать
задачи в два действия и
выражения со скобками;
сравнивать именованные числа.
Познакомить со сравнением
двух выражений.
Дать учащимся представление о
периметре многоугольника,
логические ошибки и ошибки в
вычислениях при решении задачи.
Отмечать изменения в решении
задачи при изменении еѐ условия и
вопроса.
Определять по часам время с
точностью до минуты.
Вычислять длину ломаной.
Вычислять периметр
многоугольника.
Читать и записывать числовые
выражения в два действия.
Вычислять значение выражений со
скобками и без них.
Сравнивать два выражения.
Применять переместительное и
сочетательное свойства сложения при
вычислениях.
Выполнять задания творческого и
поискового характера, применять
знания и способы действий в
изменѐнных условиях.
Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать
закономерности в отобранных узорах.
Составлять узоры и орнаменты.
Составлять план работы.
Распределять работу в группе,
оценивать выполненную работу.
неизвестного
вычитаемого.
Закрепление
изученного.
Время. Единицы
времени – час,
минута.
Соотношение
между ними.
Ломаная линия.
Длина ломаной.
Закрепление
пройденного по
теме «Решение
задач»
Тест №2 по теме
«Задача»
Порядок
выполнения
действий.
Скобки.
Числовые
выражения
Сравнение
числовых
выражений
Периметр
многоугольника
Свойства сложения.
Закрепление
пройденного
материала
по теме «Сложение
и вычитание»
Математический
диктант №2
5\21
1
09.10
10.10
6\22
1
7\23
1
11.10
12.10
8\24
1
16.10
9\25
1
10\26
1
11\27
1
12\28
1
13\29
1
17.10
18.10
19.10
23.10
24.10
14\30
1
познакомить с понятием
«периметр».
Познакомить учащихся еще с
одним свойством сложения,
основанным на группировке
слагаемых; показать значение
данного приема при
вычислениях; формировать
умение находить периметр
многоугольников; развивать
умение определять время по
часам.
Проверить знание учащимися
устной и письменной
нумерации двузначных чисел,
умение записывать и решать
задачи изученных видов,
Закрепление
пройденного
материала
по теме «Сложение
и вычитание»
Закрепление
пройденного
материала
по теме «Сложение
и вычитание».
Проект
«Математика
вокруг нас. Узоры
на посуде»
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились».
Контрольная
работа №3 по теме
«Числа от 1 до 100.
Сложение и
вычитание».
Анализ контроль
ной работы.
Странички для
любознательных
25.10
15\31
1
26.10
16\32
1
07.11
17\33
1
08.11
18\34
1
09.11
19\35
1
1
13.11
20\36
3. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (28 часов)
Устные Рассмотреть случаи сложения
приемы вида: 36 + 2, 36 + 20.
сложение Рассмотреть приемы вычитания
в случаях вида: 36 - 2, 36 – 20.
и
вычитан Познакомить учащихся с
приемом сложения для случаев
ие в
пределах вида: 26 + 4.
Моделировать и объяснять ход
выполнения устных приѐмов
сложение и вычитание в пределах
100.
Выполнять устно сложение и
вычитаниев пределах 100 (табличные,
нумерационные случаи, сложение и
Подготовка к
изучению устных
приѐмов сложения
и вычитания
Приѐмы
вычислений для
случаев вида
14.11
1\37
1
15.11
2\38
1
100
(22 ч)
Проверк
а
сложени
я
вычитан
ием
(6 ч)
Рассмотреть прием вычитания в
случае вида: 30 – 7.
Рассмотреть прием вычитания в
случае вида: 60 – 24.
Познакомить учащихся с
решением задач нового вида.
Познакомить учащихся с новым
приемом сложения.
Познакомить учащихся с новым
приемом вычитания;
формировать умение учащихся
находить значения сумм в
случаях вида: 26 + 7.
Дать учащимся первичное
представление о буквенных
выражениях, вести
подготовительную работу к
изучению темы «Уравнение».
Развивать умение учащихся
записывать и читать буквенные
выражения, а также находить
значения буквенных выражений
при конкретном значении букв,
продолжать работу над
задачами.
Дать учащимся представление
об уравнении как о равенстве,
содержащем переменную.
Показать учащимся, что
результат, найденный
действием сложения, можно
проверить вычитанием.
Показать учащимся, что
результат, найденный
действием вычитания, можно
проверить сложением.
вычитание круглых десятков,
сложение двузначного и однозначного
чисел и др.).
Сравнивать разные способы
вычислений, выбирать наиболее
удобный.
Записывать решения составных задач
с помощью выражения.
Выполнять задания творческого и
поискового характера.
Выстраивать и обосновывать
стратегию успешной игры.
Вычислять значение буквенного
выражения с одной переменной при
заданных значениях буквы,
использовать различные приѐмы при
вычислении значения числового
выражения, в том числе правила о
порядке выполнения действий
выражениях, свойства сложения,
прикидку результата.
Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25
– х = 20,
х – 2 = 8, подбирая значение
неизвестного.
Выполнять проверку правильности
вычислений.
Использовать различные приѐмы
проверки правильности выполненных
вычислений.
Оценивать результаты освоения
темы, проявлять личностную
заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов
действий
36 + 2, 36 +
20,16.11
60 + 18
Приѐмы
вычислений для
случаев вида
36 – 2, 36 – 20.
Математический
диктант № 3.
Приѐмы
вычислений для
случаев вида
26 + 4
Приѐм вычисления
для случаев вида
30 – 7
Приѐм вычисления
для случаев вида
60 – 24
Решение задач на
нахождение
суммы.
Решение задач на
нахождение суммы,
неизвестного
слагаемого.
Решение составных
задач на
нахождение
суммы.
Приѐм вычисления
для случаев вида
26 + 7
16.11
3\39
1
20.11
4\40
1
5\41
1
21.11
22.11
6\42
1
7\43
1
23.11
27.11
8\44
1
28.11
9\45
1
10\46
1
29.11
Приѐм вычисления
для случаев вида
35 – 7
Устные приѐмы
вычислений.
Устные приемы
сложения и
вычитания.
Устные приемы
сложения и
вычитания.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились».
Контрольная
работа №4 по теме
«Устное сложение
и вычитание в
пределах 100».
Анализ контроль
ной работы.
Странички для
любознательных
Буквенные
выражения.
Буквенные
выражения.
Уравнение.
Решение уравнений
методом подбора.
Решение уравнений
Решение уравнений
Проверка
сложения.
Проверка
30.11
11\47
1
12\48
1
13\49
1
04.12
05.12
06.12
14\50
1
07.12
15\51
1
11.12
16\52
1
12.12
17\53
1
18\54
1
19\55
1
13.12
14.12
18.12
20\56
1
21\57
22\58
1
1
23\59
1
24\60
1
19.12
20.12
21.12
25.12
вычитания.
Тест №3
Закрепление по
теме «Решение
задач».
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились»
Контрольная
работа №5 за 1
полугодие
Анализ
контрольной
работы. Решение
задач.
26.12
25\61
1
27.12
26\62
1
27\63
1
28.12
10.01
28\64
1
4. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел (27 ч)
Письмен
ные
приѐмы
сложени
яи
вычитан
ия
двузначн
ых чисел
без
перехода
через
десяток
(27 ч)
Познакомить учащихся с
письменным приемом сложения
двухзначных чисел в случаях
вида:45+23.
Познакомить учащихся с
письменным приемом
вычитания двухзначных чисел;
формировать умение
складывать двухзначные числа
в столбик (без перехода
десяток).
Познакомить учащихся с
проверкой сложения и
вычитания двухзначных чисел;
формировать умение
складывать и вычитать
Применять письменные приѐмы
сложения и вычитания двузначных
чисел с записью вычислений
столбиком, выполнять вычисления и
проверку.
Различать прямой, тупой, острый
углы. Чертить углы разных видов на
клетчатой бумаге.
Выделять прямоугольник (квадрат) из
множества четырѐхугольников.
Выделять прямоугольник (квадрат) из
множества четырѐхугольников
Чертить прямоугольник (квадрат) на
клетчатой бумаге.
Письменный прием
сложения вида
45 + 23
Письменный прием
вычитания вида
57 – 26
Проверка сложения
и вычитания.
Письменный приѐм
сложения.
Математический
диктант № 4.
11.01
1\65
1
15.01
2\66
1
16.01
3\67
1
17.01
4\68
1
двухзначные числа в столбик
(без перехода десяток).
Продолжать формировать
умение учащихся записывать и
находить значения сумм и
разности в столбик (без
перехода через десяток).
Дать учащимся представление о
прямом угле; учить отличать
прямой угол от острого и
тупого при помощи модели
прямого угла.
Формировать умение учащихся
отличать прямой угол от
острого и тупого при помощи
модели прямого угла.
Угол. Виды углов.
Прямой угол.
Решение задач и
выражений.
Письменный приѐм
сложения вида
37+48
Письменный приѐм
сложения вида
37+53
Прямоугольник
Прямоугольник
Письменный приѐм
сложения вида
87+13
Решение составных
задач.
Письменные
приѐмы
вычисления вида:
32+8,40-8.
Письменный приѐм
вычитания вида:
50 – 24.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились».
Математический
диктант №5
Контрольная
работа №6 по теме
«Письменные
приемы сложения и
вычитания».
5\69
1
6\70
1
18.01
22.01
23.01
7\71
1
8/72
1
9\73
1
10\74
1
24.01
25.01
29.01
30.01
11/75
1
12/76
1
31.01
01.02
13\77
1
14\78
1
05.02
06.02
15\79
16\80
1
1
07.02
Анализ
контрольной
работы. Работа над
ошибками.
Странички для
любознательных
Письменный приѐм
вычитания вида:
52-24.
Письменные
приемы сложения и
вычитания с
переходом через
десяток
Письменные
приемы сложения и
вычитания с
переходом через
десяток.
Свойство
противоположных
сторон
прямоугольника
Решение задач
изученных видов.
Квадрат.
Наши проекты.
Оригами.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились.»
Тест № 4.
Контрольная
работа №7 по теме
«Сложение и
вычитание чисел от
17\81
1
08.02
18\82
1
12.02
13.02
19\83
1
14.02
20\84
1
15.02
21\85
1
22\86
1
23\87
1
24\88
1
19.02
20.02
21.02
22.02
25\89
1
26.02
1
26\90
Конкрет
ный
смысл
действия
умножен
ия
(10 ч)
Развивать умение учащихся
читать примеры на умножение
и решать их посредством
замены действия умножения
действием сложения.
Познакомить учащихся с
особыми случаями умножения:
единицы на число и нуля на
число; развивать умение
учеников читать примеры на
умножение и решать их
посредством замены действия
умножения действием
сложения.
Познакомить учащихся с
названиями компонентов
действия умножения;
формировать умения учащихся
решать задачи умножением,
читать произведения, находить
значения произведений,
заменив умножение сложением.
Проверить уровень
сформированности
вычислительных навыков
учащихся, умение решать
составные задачи, знание
1 до 100.»
Анализ
контрольной
работы.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились.»
5. Числа от 1 до 100. Умножение и деление (17 часов)28.02
Моделировать действие умножение с
Конкретный смысл
использованием предметов,
действия
схематических рисунков,
умножения.
схематических чертежей.
Заменять сумму одинаковых
Конкретный смысл
слагаемых произведением и
действия
произведение - суммой одинаковых
умножения.
слагаемых (если возможно).
Вычисление
Умножать 1 и 0 на число.
результата
Использовать переместительное
умножения с
свойство умножения при вычислениях. помощью
Использовать математическую
сложения.
терминологию при записи и
Решение задач на
выполнении арифметического
умножение.
действия умножение.
Периметр
Моделировать с использованием
прямоугольника
предметов, схематических рисунков,
Умножение нуля и
схематических чертежей и решать
единицы.
текстовые задачи на умножение.
Название
Находить различные способы
компонентов и
решения одной и той же задачи.
результата
Вычислять периметр
умножения.
прямоугольника.
Название
Использовать математическую
компонентов и
терминологию
результата
Моделировать действие делениес
умножения
использованием предметов,
Переместительное
27.02
27\91
1
29.02
1\92
1
04.03
2\93
1
05.03
3\94
1
4\95
1
5\96
1
6\97
1
06.03
07.03
11.03
12.03
7\98
1
13.03
8\99
1
9\100
1
14.03
учащимися геометрических
величин.
Познакомить учащихся с
переместительным законом
умножения.
схематических рисунков, чертежей.
Решать текстовые задачи на деление.
свойство
умножения.
Математический
диктант №6
Контрольная
работа №8по теме
«Конкретный
смысл действия
умножения».
Конкрет
ный
смысл
действия
деления
(7 ч)
Анализ
контрольной
работы. Работа над
ошибками.
Конкретный смысл
деления.
Решение задач на
деление.
Название
компонентов и
результата деления.
Название
компонентов и
результата деления.
Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились.»
Контрольная
работа №9
Анализ
контрольной
работы.
Повторение
18.03
10\101
1
19.03
11\102
1
20.03
12\103
1
13\104
1
14\105
1
21.03
01.04
02.04
15\106
1
03.04
16\107
1
04.04
17\108
1
пройденного «Что
узнали. Чему
научились.»
6. Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22 ч)
Использовать связь между
Связь между
Числа от Познакомить учащихся с
компонентами и результатом
компонентами
1 до 100. арифметическим действием –
1\109
умножения для выполнения деления.
умножения.
Умножен деление, с задачами, которые
решаются делением.
Использовать связь между
ие и
Приѐм деления,
деление. Формировать умение учащихся компонентами и результатом
основанный на
умножения для выполнения деления.
Табличн решать примеры и задачи
связи между
2\110
действием деления; закреплять Умножать и делить на 10.
ое
компонентами и
Решать задачи с величинами: цена,
умножен умение учащихся решать
результатом
примеры
и
задачи
действием
количество,
стоимость.
ие и
умножения.
Решать задачи на нахождение
деление умножения.
Приѐм умножения
3\111
Познакомить учащихся с
третьего слагаемого.
(22 ч)
и деления на 10.
названиями компонентов
Оценивать результаты освоения
Задачи с
действия деления.
темы, проявлять личностную
величинами: цена,
4\112
Закреплять умения учащихся
заинтересованность в приобретении и количество,
заменять действие сложения
расширении знаний и способов
стоимость.
действием умножения, решать
действий.
Задачи на
задачи умножением; развивать
Выполнять умножение с числом 2.
нахождение
вычислительные навыки,
Выполнять деление на 2.
неизвестного
5\113
умение находить значение
Выполнять умножение с числом 3.
третьего
выражения удобным способом, Выполнять деление на 3.
слагаемого.
сравнивать именованные числа. Выполнять задания творческого и
Задачи на
Проверить, как у учащихся
поискового характера, применять
нахождение
сформировано умение заменять знания и способы действий в
неизвестного
действие сложения действием
изменѐнных условиях.
третьего
6\114
умножения, сравнивать
Оценивать результаты освоения
слагаемого.
выражения, решать задачи
темы, проявлять личностную
Математический
умножением и делением,
заинтересованность в приобретении и диктант № 7
находить периметр
расширении знаний и способов
Контрольная
прямоугольника.
действий.
работа №10 по
7\115
Показать учащимся
теме «Умножение и
взаимосвязь между действиями
деление»
умножения и деления; учить
Анализ
8\116
08.04
1
09.04
1
1
10.04
11.04
1
15.04
1
16.04
1
17.04
1
1
18.04
составлять примеры на деление,
опираясь на соответствующий
пример на умножение.
Дать учащимся первичное
представление об умножении и
делении числа на 10,
умножении десяти на число.
Познакомить учащихся с
таблицей умножения числа 2 и
составление таблицы
умножения на 2, пользуясь
переместительным законом
умножения.
Познакомить учащихся с
таблицей умножения числа 3 и
умножением на 3.
Составить с учащимися
таблицу деления на 3, опираясь
на таблицу умножении числа 3.
контрольной
работы
Умножение числа
2. Умножение на 2.
Умножение числа
2. Умножение на 2.
Приѐм умножения
числа 2.
Деление на 2.
Деление на 2.
Деление на 2.
Закрепление
таблицы
умножения и
деления на 2.
Умножение числа
3. Умножение на 3.
Умножение числа
3. Умножение на 3.
Деление на 3.
Деление на 3.
Контрольная
работа №11 по
теме «Умножение и
22.04
9\117
1
10\118
1
11\119
1
12\120
13\121
14\122
1
1
1
15\123
1
16\124
1
17\125
1
18\126
19\127
1
1
20\128
1
23.04
24.04
25.04
29.04
30.04
06.05
07.05
08.05
13.05
14.005
15.05
Повторе
ние за
год (6 ч)
Обобщить и систематизировать
знания учащихся за год.
деление на 2 и 3»
Анализ
контрольной
работы. Страничка
для
любознательных
Итоговая
стандартизированн
ая диагностика.
Итоговый тест №5
7. Повторение за год (6 ч)
Нумерация чисел
от 1 до 100.
Математический
диктант № 8
Решение задач.
Контрольная
Оценивать результаты освоения
работа №12 за год
темы, проявлять личностную
Сложение и
заинтересованность в приобретении и
вычитание чисел в
расширении знаний и способов
пределах 100.
действий.
Числовые и
буквенные
выражения.
Неравенства.
Единицы времени,
массы, длины.
16.05
21\129
1
20.05
22\130
1
21.05
1\131
1
2\132
1
3\133
1
4\134
1
22.05
23.05
23.05
23.05
5\135
1
6\ 136
1
23.05