Методическая разработка урока Открытия новых знаний.pdf

Учитель русского языка и литературы
высшей категории Литвинова Е.Е.

«В поисках счастья».
(Урок внеклассного чтения по рассказу Б.П. Екимова «Про счастье»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, текст произведения.
Применение педагогических технологий: урок разработан с применением приемов
технологии проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
групповая.
Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;
умение характеризовать героев произведения, сопоставляя и противопоставляя их;
воспитывать гуманную личность.
Задачи урока.
Образовательная:
1. Продолжить знакомство с писателем, познакомиться с произведением.
2. Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.
Вырабатывать навыки исследовательской деятельности.
3. Формировать умение рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев,
обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения.
Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать
формированию исследовательской культуры учащихся.
2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать
навыки свободного речевого высказывания.
3. Развивать умение характеризовать героя, давать оценочные характеристики.
Воспитательная:
1. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть счастье, что может сделать
человека счастливым.
2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение,
способствовать воспитанию взаимоотношения подростков.
Планируемые результаты:
Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения
информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых
познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к
саморазвитию.
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
этапу обучения (определѐнному этапу урока); высказывать своѐ предположение
относительно способов решения учебной задачи; вносить соответствующие
коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в
обсуждении и решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте
произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог,
вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому
человеку, его мнению.
Предметные:
 познавательная сфера: владеть знаниями о рассказе Б.П. Екимова «Про счастье»,
уметь работать с текстом, самостоятельно отбирать материал по интересующему
вопросу; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать
словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; давать
характеристику героям рассказа и нравственную оценку их поступкам;
 ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к
нравственным проблемам рассказа Б. Екимова, к характерам героев; приобщаться к
духовно-нравственным ценностям русской литературы;
 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения; строить
доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению.
Виды учебной деятельности:
Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста.
Репродуктивная: осмысление сюжета, характеров, ответы на вопросы.
Продуктивная: написание домашнего сочинения.
Исследовательская: анализ художественного произведения.

Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Предлагаю наш урок начать не совсем обычно, с
просмотра небольшого ролика.
- Как вы думаете, о чѐм этот ролик? ( О непростой жизни человека,
делающей его счастливым).
-Какого человека можно назвать счастливым? (Обмен мнениями)
- Можем ли мы однозначно ответить? (Нет, все понимают счастье по –
разному).
- Вы, наверное, уже поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о
счастье, вернее, искать его.
- И вот что такое счастье, какого человека можно назвать счастливым,выясним на уроке.
-Предметом нашего исследования я выбрала рассказ Б.П. Екимова «Про
счастье». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение,
помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего
исследования.
Совместно с учащимися формулируется тема урока, цели урока.
- С творчеством Б.П. Екимова мы уже знакомились раньше. Это наш земляк,
замечательный человек, талантливый писатель. В произведениях автор
приглашает в гости к своим землякам, жителям Донских хуторов, станиц,
чтобы мы узнали, как они живут, чем занимаются, что любят.

Давайте вспомним биографию и творчество писателя.
Рассказ о писателе и его произведениях. Сообщение подготовленного
ученика.
Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке
Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по
пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович,
вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине.
Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или,
неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как
жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить
вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из
лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию,
правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в
поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в
литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у
соседской девочки-первоклассницы.
Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом
институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил».
Служил в армии, работал на заводе электромонтером.
Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия».
Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте.
Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша»,
«Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым
хлебом», «Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 книг.
Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена.
Сейчас живет в Волгограде.
В заключение сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова:
«Хорошая литература сродни религии. Они пытают заставить человека
задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен
прожить свою жизнь пристойно».
Велико наследие Б. Екимова. И сегодня мы остановимся на одном из
произведений писателя, рассказе «По счастье».
Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы каждая группа определила
своѐ понимание счастья из предложенного рассказа.
Группы получают одинаковые задания, но у каждой – свой отрывок из
рассказа.

Задание для групп (ученик - ассистент организует работу группы,
распределяет роли).
Все вместе: прочитайте отрывок
1 ученик – выразительное чтение вслух отрывка.
2 ученик - Озаглавьте его. Сформулируйте и запишите главную мысль
отрывка.
3 ученика отвечают на вопросы:
- Что мы узнаем о знакомом автора?
- О чем мечтает герой?
- В чем его счастье?
1 группа анализирует отрывок от начала рассказа до слов «Тоже можно
понять. Или нельзя?»
2 группа - от слов «Встреча вторая. Врач». … до слов «Сказки нам тоже
нужны: для души, для жизни».
3 группа - от слов «Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому». … до
слов «А может, того и другого разом».
4 группа - от слов «Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту».
… до конца рассказа.
Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев,
но и определить, в чем счастье героя, составить таблицу, которая, в свою
очередь, может помочь вам в выборе своего счастья.
(Концептуальная таблица – 1, 2 колонки заполняются всеми учениками по
ходу анализа текста, 3 колонка заполняется в конце урока).
План

Главная мысль отрывка

1.Идея создания своего
альбома
2.Желание увидеть
муравьев «прямо в
лапоть»
3.Занятие нужным
делом
4.Удачная поездка в
Москву

Оставить после себя след, память

«Формула счастья»

Жить интересно, радоваться
окружающему миру
Жить, помогая другим
Радость в жизни ради славы и
почестей, ради карьеры

Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.
Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили
таблицу.
Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о том,
кто из героев по- настоящему счастлив!

В начале урока мы говорили о том, что нельзя точно сказать, когда человек
становится счастливым. И все- таки давайте попробуем создать формулу
счастья. Свой ответ запишите в 3 колонку таблицы. (Обмен мнениями)
И закончить наш урок я предлагаю стихотворением Э. Асадова «Что такое
счастье?»
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Задумайтесь над этим! Выбирайте сейчас, пока вы еще юные, пока еще вся
жизнь впереди.

Домашнее задание. Вас пригласили на передачу в качестве выступающего.
Время выступления – 4- 5мин. Тема выступление «Что такое счастье?»
Подумайте и запишите, о чем вы будете говорить, какие эпизоды из жизни
вспомните, кого из литературных героев вы возьмете в качестве примера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».