Учитель русского языка и литературы
высшей категории Литвинова Е.Е.
-1Данный урок литературы (урок изучения новой темы) первый по теме
«Творчество М. Горького» согласно «Программе по литературе для 5- 11
классов образовательной школы» (авторы – составители Г.С. Меркин,
С.А.Зинин, В.А. Чалмаев).
Урок
с
применением
приемов
технологии
«Развития
критического
мышления».
При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания:
прочитать вступительную статью в учебнике о жизни М.Горького, составить
таблицу, прочитать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Один учащийся
получил индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Время
написания произведения». Эти задания направлены на формирование
познавательных универсальных учебных действий, таких как находить ( в
учебниках и других источниках) достоверную информацию, владеть
изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы,
представлять информацию в различных видах.
Система заданий, представленных на уроке, способствует формированию у
учащихся регулятивных УУД: выдвигать версии, находить способы
достижения результата работы в группе и индивидуально, а также
коммуникативных, таких, как излагать свое мнение, аргументируя его,
подтверждая фактами, понимать позицию другого, корректировать свое
мнение, общаться в группе.
Планируемые результаты:
предметный результат:
осмысленное чтение и адекватное восприятие художественного произведения,
понимание ключевых проблем рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», связи
литературного произведения с эпохой его написания, умение анализировать
литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, понимать авторскую позицию и выражать
-2собственное отношение к ней, создавать устные монологические высказывания,
вести диалог;
метапредметный результат:
умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно- следственные связи в устных высказываниях,
формулировать выводы, самостоятельно организовывать и оценивать
собственную деятельность, работать с разными источниками информации,
находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Виды учебной деятельности:
рецептивная: чтение вступительной статьи учебника, чтение и полноценное
восприятие текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»;
репродуктивная: составление таблицы, осмысление характеров,
изображенных в произведении, ответы на вопросы;
продуктивная, творческая: индивидуальное сообщение ученика на тему
«Время написания произведения»;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
исследовательская: анализ проблематики и образов рассказа, составление
кластера «Ценности человеческой жизни».
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, текст рассказа,
иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль»; раздаточный материал группе
«Наблюдатели», презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя
То, о чем мы сегодня с вами будем говорить, волновало и будет волновать
сердца и умы не одного поколения людей. Я говорю о сущности человеческой
личности и смысле жизни. Многие в определенный период своей жизни
задавали себе такие вопросы: «Зачем я живу и какой смысл моей жизни?» и
-3искали ответы на них. Давайте все вместе постараемся хоть на пару шагов
приблизиться к ответам на эти вечные вопросы.
-Как вы думаете, для чего живет человек?
(Оставить после себя какой-то след, память).
Учитель: А вот какой след, какую память может оставить после себя человек,
выясним на уроке.
Предметом нашего исследования я выбрала рассказ М.Горького «Старуха
Изергиль». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение,
помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего исследования.
Совместно с учащимися формулируется тема урока: «Скажи, какой ты след
оставишь?»
Учитель:
Эпиграфом к уроку я взяла слова советского писателя Н. Островского , который
жил и работал в начале 20 века: «Самое дорогое у человека- это жизнь, и
прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно
прожитые годы…»
- Что хотел сказать этими словами Островский?
- Кто ещѐ в русской литературе обращался к теме смысла жизни?
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,
И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Следующий этап урока - совместно формулируются цели урока.
Учитель:
Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу произведения, сначала,
как мы и запланировали, вспомним об основных вехах жизни и творчества
писателя, познакомимся с новыми сведениями. Я вас дома просила прочитать
статью в учебнике о жизни М.Горького и составить таблицу. (Проверяется 1
колонка таблицы).
-4Что знаю о писателе?
Что хочу узнать?
Что узнал?
Жил в доме деда.
Отношение Горького к
Попытка самоубийства,
Детство было тяжелым.
революции.
пропагандировал
Самый близкий человек-
революционные идеи,
бабушка. Рано пошел в
обо всем пережитом
люди, сменил много
рассказал. Первый
профессий.
рассказ «Макар Чудра».
После проверки таблицы - выступление ученицы: новые сведения о биографии
и творчестве писателя. Класс слушает и работает с таблицей (3 колонка).
Учитель:
- Что еще о жизни или творчестве М.Горького хотели бы узнать?
(Отношение Горького к революции).
Велико наследие М.Горького, неоценима помощь, которую оказывал писатель
многим талантливым людям. Об этом люди будут помнить, помнить будут
самого писателя, читая его произведения.
И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе
«Старуха Изергиль».
Но вначале я хочу обратить ваше внимание на группы:
1 группа -«Наблюдатели» (учащиеся, по каким-то причинам не
подготовившиеся к уроку). Эти ребята в течение урока будут слушать
выступления своих одноклассников и работать с таблицей «Мое
знакомство с героями рассказа» :
Ларра
Данко
Старуха Изергиль
Итогом их работы будут письменные ответы на вопросы:
«Кто из героев произвел на меня впечатление? Почему?
-5Следующие группы- исследователи характеров героев, их поступков.
2 группа- Данко.
3 группа- Ларра.
4 группа- Старуха Изергиль.
Каждая группа анализирует предложенного ей героя, выявляет его жизненные
ценности и помогает в составлении кластера:
Ценности человеческой жизни
Учитель.
Рассказ «Старуха Изергиль» одно из ранних произведений писателя. Ранние
рассказы М.Горького носят романтический характер. Давайте остановимся на
этом направлении и вспомним:
- Что характерно было для романтических произведений?
(Яркость, краски как в описании природы, так и в изображении людей.
Традиционно для романтического произведения характерен культ
необыкновенной личности. Романтический портрет, природа, язык
произведения. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь
обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и
идеальный).
Учитель:
Горький в конце 19 в. – романтик, а романтизм предполагает изображение
мира не таким, каков он, а таким, каким хотел видеть его автор.
Автор хотел видеть мир героическим, интересным. Об этом говорят строки из
его письма к А.П.Чехову: «Настало время нужды в героическом…
обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала
приукрашивать жизнь и, как только она это начнет, жизнь прикрасится,
т.е. люди заживут ярче, быстрее».
Эти слова нам помогают понять, почему раннее творчество писателя связано с
романтизмом.
-6Какова композиция рассказа?
(Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях.
Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о
жизни Изергиль», «Легенда о Данко»).
Учитель:
Перед нами три законченных рассказа, три героя, однако все три части
объединены общей идеей. Какой?
(Стремлением автора выявить ценности человеческой жизни, которые мы
должны будем определить).
Учитель:
Перед нами три героя, три характера.
При помощи каких красок вы бы передали характеры этих героев
Учащиеся подбирают цветовой ряд разный для всех героев:
для Данко- красный, огненный,
для Ларры - серые, темно-синие тона,
для старухи Изергиль -коричневый, бежевый цвета.
Учитель:
А вот посмотрите, как изобразили героев художники (репродукции картин
Б. Дехтерева, В. Макеева, Д. Бокарева).
Можно ли сказать, что герои похожи?
(Нет, все герои разные, не похожи друг на друга).
Учитель:
Да, напиши вы портреты этих героев, они бы у вас получились очень разными,
а вот Горький, говоря о Ларре и Данко, характеризует их одинаковыми
эпитетами: все они молодые, гордые, сильные и красивые.
Согласны вы с этим?
(Да, они молоды и красивы. Да, они сильны, но в остальном полная
противоположность).
-7Учитель:
Мы подошли с вами к характеристике героев. И я вас просила подготовить
характеристику, опираясь на схему:
а) портрет;
б) отношение к людям;
в) понимание гордости;
г) поведение в момент суда;
д) судьба героев.
Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и
определить их ценности в жизни, составить кластер, который, в свою очередь,
может помочь вам в выборе своего жизненного пути.
Выступление первой группы: Ларра
А) Красивый, сильный, глаза были холодны и горды, как у царя птиц. Он живет
тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости…
Б) Любит только себя, не ценит ничью жизнь, считает себя первым на земле.
В) Смелый, гордый, возомнил себя Богом, раз решает, кому жить, а кому
умереть. Скорее всего, это уже не гордость, а гордыня. Человеку с таким
чувством нет места среди людей.
Г) Не думал извиняться, только мать стояла на коленях, прося пощады.
Громко смеялся вслед людям.
Д) Получил имя Ларра. Жил одиноко. Жизни не было, и смерть не улыбается
ему. Отсюда долгожданна свобода и бессмертие как наказание. Вот что
сделал Бог с человеком за гордость.
Какие ценности человеческой жизни были для него важными?
(составление кластера)
Подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно!
Свое «Я» выше окружающих.
Первый на земле.
Презрение и нелюбовь к людям.
-8Выступление второй группы: Данко.
А) Молодой, красивый, бодр, ясен. В его очах светилось много силы и живого
огня.
Б) Любил людей, думал о них, согрел любовью тех, кто был слабее его.
В) Это был гордый, смелый человек. Ему было, чем гордиться. Он спас людей.
Г) Когда он понял, что ему ждать пощады не от кого, его сердце вскипело
негодованием, и он разорвал грудь и вырвал из нее сердце.
Д) Кинул взор вперед себя на ширь степи, кинул радостный взор на свободную
землю, засмеялся гордо и умер.
Какие ценности человеческой жизни важны для Данко? (составление
кластера)
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
Что сделаю я для людей!
Выступление третьей группы: старуха Изергиль.
Учитель:
Наверное, когда вы готовились к анализу, то заметили, что характеристика
Изергиль отличается от Ларры и Данко.
Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа
Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры?
(Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в
портрете старухи можно обнаружить и черты Данко, и черты Ларры.
Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над
проблемой выбора человека. Эти две легенды как бы обрамляют
повествование жизни самой Изергиль).
А) Черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал
странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. Дрожащая рука с
кривыми пальцами. Сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с
-9седыми волосами и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Кожа вся
изрезана морщинами.
Б) Стариками родитесь вы. Мрачные все. Кто живет без подвига, кто не
находит его, те просто лентяи и трусы, не понимают жизни, потому что,
кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою
тень в ней. Не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это
всю жизнь. Всяких людей я сейчас вижу, а сильных нет.
В) Была гордой, не была никогда ничьей рабой..
Г) У нее и теперь еще мятежная душа, хотя «глаза уже потускнели…».
Д) Живет одна.
Учитель:
Почему живет одна, как вы думаете?
(Из ее рассказов о себе самой героиня предстает скорее жестокой: она с
легкость забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых
людей, была равнодушна к ним. Одиночество Изергиль – наказание за ее
эгоизм).
Как старуха Изергиль формулирует свои жизненные ценности?
(составление кластера).
В жизни всегда есть место подвигу!
Каждый сам себе судьба.
Учитель:
Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.
Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили кластер.
Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле
жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном
служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться
прожить свободную, богатую приключениями жизнь, но остаться одной, как
Старуха Изергиль? Задумайтесь над этим, Выбирайте сейчас, пока вы еще
юные, пока еще вся жизнь впереди.
-10А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи, какой ты след оставишь:
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели хмуро вслед,
Или незримый, прочный след
В душе людей на много лет
Работа на сегодняшнем уроке позволит вам дома написать сочинениерассуждение.
Запишите домашнее задание:
1. Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:
Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? »
Какое впечатление произвел рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
2. Индивидуальное сообщение «Отношение М.Горького к революции».
3. Прочитать: М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш»
-12Список использованной литературы.
1.М.Горький «Старуха Изергиль».
2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 20в»
(11кл., Москва.: «ВАКО»,2003)
3.Русская литература. 20 в: Справочные материалы /
Сост. Л.А.Смирнова.-М., 1995.