Модульная образовательная программа по финансовой грамотности

Муниципальное образовательное учреждение
Иловлинская средняя общеобразовательная школа № 2

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
МОДУЛЬ 1
Основы финансовой грамотности
(наименование модуля)

Разработчики:
Абрамов С.А., к.э.н.,
директор ГБОУ СПО «ВЭТК»
Бойченко Е.П., преподаватель ГБОУ
СПО «ВЭТК»
Костина С.А., преподаватель ГБОУ
СПО «ВЭТК»
Реализует: Плотникова Ольга
Владимировна,
учительМБОУ Иловлинской
СОШ №2р.п. Иловля
Волгоградской области

Иловля 2019

Пояснительная записка
Целевой установкой модуля является получение обучающимися знаний и умений, способствующих обеспечению личной
финансовой безопасности и реализации долгосрочной финансовой стратегии в рамках предметных областей финансовой
грамотности «Доходы и расходы» и «Финансовое планирование и бюджет».
Основными задачами данного модуля являются:
- дать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и
функциях денег;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и
семейного бюджетов и их значимости;
- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.
Результатом освоения программы является развитие следующих компонентов финансовой грамотности:

Доходы и расходы

Предметные
области
финансовой
грамотности

Компоненты
финансовой
грамотности

Базовый уровень для детей школьного возраста

Знание
понимание

 Понимать, что такое личный доход и знать пути его
повышения.
 Понимать, что такое личные расходы, знать общие
принципы управления расходами.
и
 Понимать различия между расходами на товары и
услуги первой необходимости и расходами на
дополнительные нужды
 Понимать влияние образования на последующую
карьеру.

Умения

и

 Уметь различать регулярные и нерегулярные
источники дохода.

2

Предметные
области
финансовой
грамотности

Компоненты
финансовой
грамотности

Базовый уровень для детей школьного возраста

 Уметь давать финансовую оценку расходам на
различные потребности и желания.

поведение

 Уметь оценить свои ежемесячные расходы.

Финансовое планирование и бюджет

Личные
характеристик
и и установки

Знание
понимание

и

 Осознавать важность образования, которое обеспечит
доходы.
 Осознавать разницу между базовыми потребностями и
желаниями.
 Понимать необходимость вести учет доходов и
расходов
 Понимать, что решения о покупках могут быть
приняты под влиянием рекламы и давлением
окружения.
 Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные
потребности на данный момент.

Умения
поведение

и

 Уметь вести запись доходов и расходов.
 Уметь различать краткосрочные и долгосрочные
потребности и определять приоритетные траты.

Личные
характеристик

 Осознавать необходимость учета и планирования
своих доходов и расходов.

3

Предметные
области
финансовой
грамотности

Компоненты
финансовой
грамотности

Базовый уровень для детей школьного возраста

Общие знания экономики и азы финансовой
арифметики

и установки

Знание
понимание

Умения
поведение

 Понимать, что наличные деньги – не единственная
форма оплаты товаров и услуг.
и
 Знать, что обменные курсы могут изменяться во
времени.
 Уметь различать российские деньги и иностранную
валюту.
и
 Уметь переводить стоимость валюты с помощью
курсов.
 Быть мотивированным на улучшение своего
материального положения.

Личные
характеристик
и и установки

 Проявлять активность и инициативу в поиске
информации и ее обновлении.
 Обладать мотивацией, повышать свою финансовую
грамотность.

4

Учебно-методический план

1

2
3
4

5
6
7
8

Занятие
1.
Введение.
Входное тестирование
Тема «Потребности и блага»
Занятие 2-3. Потребности
человека
Занятие 4-5. Блага
Занятие 6-7. Экономические
блага.
Может
ли
человечество
полностью
удовлетворить
свои
потребности?
Тема «Рынок»
Занятие 8-9. Рынок и спрос
Тема «Деньги»
Занятие 10-11. Что такое
деньги? Функции денег
Занятие
12-15.
Валюты
разных стран. Курсы валют
Занятие
16.
Игра

1

1

6
2

5
1

0
0

2
2

2
2

0
0

2
2
7
2

1,5
1,5
4,5
1,5

0,5
0,5
1,5
0,5

4

3

0

1

Практикум

Занятие, тема

Комбинированные
занятия с
использованием
интерактивных и
игровых методов

Учебные
игры

№
п/п

Всего

Кол-во часов

1
1

1

1

1

5

9
10
11
12

13
14
16
17

«Сокровища Эллады»
Тема «Доходы и расходы»
Занятие 17-18. Личные и
семейные доходы
Занятие 19. Игра «Ох уж эти
доходы!»
Занятие 20-21. Труд как
основной источник дохода
Занятие 22-25. Личные и
семейные расходы
Тема «Бюджет»
Занятие 26-27. Бюджет и его
виды
Занятие 28-29. Деловая игра
«Семейный бюджет»
Занятие
30-31.
Проект
семейного бюджета
Занятие
32.
Итоговое
тестирование
ИТОГО:

9
2

6
2

1

2

1

1

2

1,5

0,5

4

2,5

0,5

6
2

1,5
1,5

4,5
0,5

2

2

2

2

1

1

0

32

20,5

8,5

1

3

6

Содержание учебной программы
Тема «Потребности и блага» (6 часов).
Потребности человека. Классификация потребностей. Пирамида А. Маслоу. Ложные потребности. Блага. Классификация благ.
Материальные и нематериальные блага. Экономические потребности и блага. Свободные блага. Ограниченность и дефицит ресурсов.
Ограниченность труда. Ограниченность земли (природных ресурсов). Ограниченность капитала.
Тема «Рынок» (2 часа).
Рынок. Товар. Спрос и предложение. Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия
появления дефицита борьба с ним. Повышенного и пониженного спроса. Величина спроса. Платежеспособный и неплатежеспособный
спрос.
Тема «Деньги» (7 часов).
Появление денег, первые деньги. Причины и закономерности изобретения денег. Драгоценные металлы и причины их использования
для чеканки монет. История возникновения бумажных денег. Деньги – всеобщий эквивалент, их роль в современном обществе. Функции
денег. Валюта. Национальные валюты и их обмен. Конвертируемость валюты. Валютный курс и его причины.
Тема «Доходы и расходы» (9 часов).
Понятие о доходах. Виды доходов. Источниками дохода. Регулярные и нерегулярные источники доходов. Методы увеличения
собственного дохода. Домашняя финансовая документация. Банковский процент. Доходы от недвижимой собственности. Доходы от
подсобного хозяйства. Пенсия. Стипендия. Денежные пособия. Подработка. Премия.
Рынок труда. Формы оплаты труда. Заработная плата. Реальная заработная плата. Номинальная заработная плата. Минимальная
заработная плата. Функции заработной платы. Факторы, влияющие на величину заработной платы.
Личные расходы. Семейные расходы. Статьи расходов. Классификация расходов по степени важности. Классификация расходов во
времени. Расходы на товары и услуги первой необходимости. Расходы на дополнительные нужды. Желательные и обязательные расходы.
Принципы управления расходами. Сокращение расходов.
Тема «Бюджет» (6 часов).
Бюджет и его виды. Государственный бюджет. Структура государственного бюджета. Семейный бюджет. Структура семейного
бюджета. Дефицит Бюджета. Профицит бюджета. Сбалансированный бюджет.
Финансовые цели и пути достижения. Экономия.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».