Рабочая программа по биологии для обучающихся по АООП для УО(ИН), 9 класс, Исаева В.В.

Рассмотрено:
на заседании методического

Согласовано:

Утверждено:

Методист

И.о. Директора школы

объединения «Природа»

_________ Уракова С.В.

Протокол № 1 от 30.08.2023 года

__________

Приказ № 222

Руководитель м.о. «Природа»

Глазкова Т.П..

от 30.08.2023г.

______________

30.08.203г

Исаева В.В..

Рабочая программа учебного курса
биологии -9 класс (по АООП)

Составитель: учитель биологии первой
квалификационной категории
Исаева Вера Викторовна
2023 -2024 учебный год
р.п.Иловля 2023

1

2

3

4

Биология
Содержание

3. Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. . Стр.2
3.1. Нормативно-правовая база……………………………………………………………………….. .Стр.2
3.2. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету…..Стр.3
3.3. Цель программы
Задачи программы……………………………………………………………………………………… Стр.3
3.4. Содержание учебного предмета…………………………………………………………………...Стр. 4
3.4.1. Учебный план…………………………………………………………………………………...... Стр.5
5

3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам……………………………………………… Стр.6
3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся……………………………… Стр.14
3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть…………………………….Стр.17
3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………………………… Стр.17
3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование………………………………………..Стр.19
3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы…………………………………………………… Стр.44

3. Пояснительная записка.
3.1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
3.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
3.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ
Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года);
3.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года);
3.4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.));
6

3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
3.6. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос,
2014. – Сб.1,2;
3.7. Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2018 -2019 учебный год;
3.8. Годовой календарный учебный график школы на 2018 - 2019учебный год.

3.2. Цель программы
Задачи программы………………………………………………………………………………………
Основными задачами преподавания биологии в 9 классе являются:
 сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
 привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В процессе знакомства с организмом человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся
устанавливать простейшие причинно-следственные отношения.
3.3. Содержание учебного предмета
В курсе биологии «Человек» предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым
школьникам, об организме человека и охране его здоровья.
7

В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в
целом всего организма человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с организмом человека и с теми условиями, которые
благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться,
соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление
спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся
на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма человека и для нормальной его
жизнедеятельности.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Контроль осуществляется в виде тестов по разделам и устных
опросов.
Программа 9 класса состоит из 10 разделов: «Общий обзор строения организма человека», «Опора и движение», «Кровь и
кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Почки», «Кожа», «Нервная система», «Органы чувств», «Охрана здоровья
человека в Российской Федерации».
В разделе «Общий обзор строения организма человека» учащиеся знакомятся с организмом человека, с органами и системами
органов, даются краткие сведения о строении клеток и тканей человека.
В разделе «Опора и движение» рассматривается значение опорно-двигательной системы, строение и состав костей скелета
человека, основные группы мышц и их работа. Учащиеся знакомятся с оказанием первой помощи при ушибах, вывихах,
переломах; с предупреждением искривления позвоночника и развития плоскостопия.
В разделе «Кровь и кровообращение» учащиеся знакомятся со значением крови и кровообращения, с составом крови, с
органами кровообращения; узнают об отрицательном влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды; учатся оказывать 1-ю
помощь при кровотечениях.
В разделе «Дыхание» рассматриваются органы дыхания, их строение и функции. Учащиеся знакомятся с болезнями,
передающимися через воздух; с отрицательным влиянием никотина на органы дыхания, с гигиеной органов дыхания.
В разделе «Пищеварение» учащиеся знакомятся со значением пищеварения, с питательными веществами и витаминами, с
органами пищеварения, с процессами пищеварения в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Даются сведения о гигиене
питания и предупреждении желудочно-кишечных заболеваний, о пищевых отравлениях и глистных заражениях.
В разделе «Почки» рассматриваются органы мочевыделительной системы, их значение. Учащиеся знакомятся с внешним
строением почек и их расположением в организме. Даются сведения по предупреждению почечных заболеваний.
В разделе «Кожа» учащиеся знакомятся со строением кожи и её значением; с видами закаливания организма; с профилактикой
и 1-ой помощью при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.
8

В разделе «Нервная система» рассматривается строение и значение нервной системы, отрицательное влияние на нервную
систему алкоголя и никотина.
В разделе «Органы чувств» учащиеся узнают о значении органов чувств, о строении, функциях органа зрения, органа слуха,
органов обоняния и вкуса.
В разделе «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» учащиеся знакомятся с системой здравоохранения в РФ, с
мероприятиями, осуществляемыми в нашей стране по охране труда, с медицинской помощью, социальным обеспечением по
старости, болезнями цивилизации.
3.4.1. Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Общий обзор строения организма человека
Опора и движение
Кровь и кровообращение
Дыхание
Пищеварение
Почки
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в РФ.

Практические
работы (как
часть урока)
1
2
1
1

Лабораторные и
демонстрация опытов (как
часть урока)
1
4
1
1
1

1
2

3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам

9

Тема урока

1

2

3
4

Планируемые результаты обучения

Введение
Место человека среди
млекопитающих в живой
природе.

2
1

Заметные черты сходства и
различия в строении тела
человека и животных.
Общий обзор строения
организма человека

1

Общее знакомство с
организмом человека.
(Строение, химический
состав и жизнедеятельность
клетки)

Сам. работа

Практическая работа (ПР),
лабораторная работа (ЛР),
демонстрация опытов (ДО).

предметные
Знать/понимать:
-термины: млекопитающие, человекообразные
обезьяны
-место человека среди млекопитающих в живой
природе;
Уметь: называть внешние сходства и отличия человека
от животных;

4ч
Знать/понимать:
-термины: клетка, ядро, мембрана, цитоплазма, обмен
веществ, органические и неорганические вещества,
ткань, орган, система органов, организм.
-строение, химический состав и жизнедеятельность
клетки,
Уметь:
- находить
органы человека;
-распознавать системы органов на таблицах, рисунках;
- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.
2

Заполнение
таблицы
«Химический
состав клетки»

Демонстрация торса
человека

10

5

Ткани и органы.

1

6

Системы органов

1

Опора тела и движение

7

8

Значение опорнодвигательной системы.
Скелет человека. Соединение
костей.
Строение и состав костей.

12ч

Запол. табл.
«Основные виды
тканей»
Запол. табл
«Системы
органов»
Знать/понимать:
-термины: опорно-двигательная система, скелет
туловища, череп, скелет конечностей, сустав,
надкостница, позвонок, рёбра, грудина, лопатка,
ключица, растяжение, вывих, перелом, шина;
-отделы скелета человека;
-типы соединения костей;
-виды костей и их строение;
-признаки растяжения связок и вывиха сустава
Уметь:
-находить основные отделы скелета на рисунке и своём
теле;
-определять тип соединения костей;
-находить части сустава на рисунке;
-находить и называть кости лицевого и мозгового
отдела черепа на рисунке и макете;
-зарисовывать схему строения позвоночника;
-оказывать 1-ю помощь при вывихах, при переломе
костей конечностей;
- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.

1

1

ДО «Свойства
декальцинированных и
прокалённых костей».
11

9

Скелет головы.

1

10

Скелет туловища.

1

11

Скелет конечностей.

1

12

Первая помощь при
растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей.
Строение и значение мышц.

1

13

1

Запол. табл.
«Строение и
значение скелета»
Запол. табл.
«Строение и
значение скелета»
Запол. таблицы
«Строение и
значение скелета»

Демонстрация скелета
человека, позвонков

ПР «Оказание 1-й помощи
при вывихах и переломах
костей конечностей».
Знать/понимать:
-термины: скелетные и гладкие мышцы, сухожилия,
сократимость, мышцы сгибатели и разгибатели,
утомление мышц, осанка,
плоскостопие, двигательная активность.
-строение и значение мышц;
-основные группы мышц;
-причины искривления позвоночника и плоскостопия.
Уметь: находить основные части мышцы на рисунке;
-называть основные группы мышц;
-уметь выполнять физические упражнения утренней
гимнастики.
- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.

14

Основные группы мышц.

1

15

Работа мышц

1

Запол. таблицы
«Основные группы
мышц»
ДО «Статическая и
динамическая нагрузка на
мышцы»
12

16

17

18

Предупреждение
искривления позвоночника и
развитие плоскостопия.
Значение физических
упражнений для правильного
формирования скелета и
мышц.

1

Повторительно –
обобщающий урок по теме
«Опора тела и движение»
Кровь и кровообращение

1

ЛР «Выявление нарушения
осанки» (в школе), (дома)
«Выявление плоскостопия»
Разучивание
комплекса
упражнений для
утренней
гимнастики.
(дома)

1

8
19

Значение крови и её состав.

1

Знать/понимать:
-термины: плазма крови, красные и белые кровяные
клетки, гемоглобин, иммунитет, кровообращение,
клапаны сердца, артерии, капилляры, вены, пульс,
кровяное давление, никотин, алкоголь.
-состав и значение крови;
-о вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и
сосуды;
-Как нужно тренировать сердце?
-влияние физических нагрузок на организм;

Запол. таблицы
«Клетки крови»

Уметь:
- находить положение сердца на рисунке и своём теле;
-находить места, где прощупывается пульс и
определять количество сокращений сердца в минуту;
- различать виды кровотечения;
-делать давящие повязки;
-накладывать жгут на конечности;
13

Органы кровообращения.
Строение и работа сердца.
Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения.

1

22

Движение крови по сосудам.

1

23
24

Первая помощь при
кровотечениях. Переливание
крови.
Предупреждение
заболеваний сердца и
сосудов
Вредное влияние курения и
употребления спиртных
напитков на организм
человека.
Дыхание
Органы дыхания.

2

20
21

25

26

27

Запол. таблицы
Демонстрация муляжа
«Сердечный цикл» сердца млекопитающего
Запол. таблицы
«Изменение крови в
большом и малом
кругах
кровообращения»
ПР «Подсчёт частоты пульса
в спокойном состоянии и
после физических
упражнений»
ПР «Накладывание жгута и
давящей повязки на
конечности»

1

1

1

6
1

Знать/понимать:
-термины: дыхательные пути, голосовые связки,
голосовая щель, лёгочные пузырьки, носоглотка,
гортань, трахея, бронхи, лёгкие, грипп, искусственное
дыхание, массаж сердца;
-значение органов дыхания;
-Какую роль играет кровеносная система в обмене
газов?
-заболевания передающиеся через воздух и как
предохранить себя от заражения;
-влияние физических нагрузок на организм;
Уметь:

Запол. таблицы
«Органы дыхания»

14

-называть и находить органы дыхания на рисунках,
схемах;
-объяснять движение грудной клетки и диафрагмы при
вдохе и выдохе;
-составлять план прочитанного;
-делать искусственное дыхание и наружный массаж
сердца;
28

Строение лёгких. Газообмен
в лёгких и тканях.

1

29

Дыхательные движения

1

30

Болезни органов дыхания и
их предупреждение.
Гигиена органов дыхания.
Охрана воздушной среды.
Пищеварение
Значение и состав пищи.

1

31
32
33

1
1
9
1

Запол. таблицы
«Изменение
состава
вдыхаемого и
выдыхаемого
воздуха»
Измерение
сантиметром
объёма грудной
клетки при вдохе и
выдохе (дома)

ДО «Обнаружение
углекислого газа в
выдыхаемом воздухе»

ПР «Подсчёт дыхательных
движений в состоянии покоя
и после 15 приседаний»

Знать/понимать:
-термины: питательные вещества, пищеварение,
пищеварительные соки, слюнные железы, соляная
кислота, желудочный сок, желчь, поджелудочная
железа, кулинарная обработка, глисты;
-продукты растительного и животного происхождения;
-состав пищи;
-органы пищеварения и их значение;
- строение и виды зубов;
-правила ухода за зубами;
-причины желудочно-кишечных заболеваний;
15

-порядок оказания 1-ой помощи при пищевых
отравлениях;
-о вредном влияние курения и алкоголя на органы
пищеварения;
-основные санитарно-гигиенические правила;
Уметь:
-называть и показывать органы пищеварения на
рисунках;
- составлять план изучаемого материала;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила;
34

Органы пищеварения.

1

35
36

Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой
полости.

1
1

37

Пищеварение в желудке.

1

38
39
40

Пищеварение в кишечнике
Гигиена питания
Предупреждение желудочнокишечных и глистных
заболеваний.
Предупреждение пищевых
отравлений.
Почки

1
1
1

41

Запол. таблицы
«Система органов
пищеварения»
ПР «Обнаружение крахмала
в хлебе и картофеле», ДО
«Действие слюны на
крахмал»
ДО «Действие желудочного
сока на белки».

1
2

Знать/понимать:
-термины: почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча;
-строение и значение почек;
-причины почечных заболеваний;
-меры по предупреждению почечных заболеваний;
Уметь:
16

-называть и находить органы мочевыделительной
системы на рисунке и на своём теле;
Строение и значение почек
Предупреждение почечных
заболеваний.
Кожа

1
1

44

Значение и строение кожи.

1

45
46

Роль кожи в теплорегуляции.
Оказание первой помощи
при тепловом, солнечном
ударах; ожогах,
обморожении.
Закаливание организма
человека.
Гигиена кожи.
Гигиенические требования к
одежде и обуви.
Нервная система

1
1

42
43

47
48

5

Знать/понимать:
-термины: сальные и потовые железы, теплорегуляция,
ожог, обморожение;
-строение и значение кожи;
-меры 1-ой помощи при обморожении и ожогах;
-правила закаливания;
-требования к гигиене одежды и обуви;
-Как предохранить себя от солнечного и теплового
удара?
-Как ухаживать за кожей, ногтями, волосами?
Уметь:
-называть и находить на рисунке основные части кожи;
- составлять план изучаемого материала;
-называть гигиенические требования к коже;
Запол. таблицы
«Строение кожи»

1
1

6

Знать/понимать:
-термины: возбудимость, проводимость, головной и
спинной
17

мозг, нервы, рефлекс, белое и серое вещество,
продолговатый мозг, мозжечок, извилины, кора
больших полушарий головного мозга;
-строение и значение нервной системы и её отделов;
-о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную
систему;
-Какое значение имеет соблюдение
режима дня?
Уметь:
-называть и находить основные отделы нервной
системы на рисунке;
-называть основные требования к организации сна;
49
50
51

52
53
54

Значение и строение нервной
системы.
Спинной мозг. Его строение
и значение.
Головной мозг. Его строение
и значение

1

Гигиена нервной системы
Сон и его значение.
Влияние курения и
употребления спиртных
напитков на нервную
систему.

1
1
1

Органы чувств

8

1
Запол. таблицы
«Отделы головного
мозга и их
значение»

1

Демонстрация модели
головного мозга.

Запол. таблицы
«Вредное влияние
курения и алкоголя
на нервную
систему»
Знать/понимать:
-термины: органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус,
глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка,
близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка,
улитка, наружное, среднее и внутреннее ухо, орган
обоняния, орган осязания, орган вкуса, вкусовой
сосочек;
18

-значение органов чувств;
-причины близорукости;
-Как предупредить развитие близорукости?
Уметь:
-называть и находить на
рисунке и на своём теле органы чувств, их части и
отделы;
- ухаживать за ушами
55

Значение органов чувств.

1

56

Орган зрения

1

57
58

Гигиена зрения.
Орган слуха.

1
1

59
60
61

Гигиена слуха.
Органы осязания, обоняния,
вкуса.

1
2

62

Обобщающее занятие по
изученной теме.
Охрана здоровья человека
в РФ

1
6

Запол. таблицы
«Значение органов
чувств»
Демонстрация модели
глазного яблока;
ЛР «Орган зрения»
Запол. таблицы
«Орган слуха»

Демонстрация модели уха;
ЛР «Орган слуха»
ЛР «Кожная
чувствительность», «Орган
обоняния»,
«Орган вкуса».

Знать/понимать:
-названия медицинских учреждений и их назначение,
-особенности платной, бесплатной и страховой
медицины;
-Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
-основные санитарно-гигиенические правила;
Уметь:
-анализировать и оценивать влияния факторов
окружающей среды, как факторов риска на здоровье;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила;
19

-применять приобретённые знания о строении и
функциях человеческого организма в повседневной
жизни с целью сохранения и укрепления своего
здоровья.
62

63
64
65

66
67
68

Система
здравоохранения в РФ
Мероприятия,
осуществляемые в нашей
стране по охране труда.
Организация отдыха.
63. Медицинская помощь
64. Социальное
обеспечение по старости и
потере
трудоспособности
65. Здоровье человека и
современное общество
(окружающая среда)
66. Болезни цивилизации.
Меры профилактики
Обобщение пройденного

1

1
1
1

1
1
1

3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-влияние физических нагрузок на организм;
-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-основные санитарно-гигиенические правила.
20

3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть
Обучающиеся должны уметь:
-применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и
укрепления своего здоровья;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила.

3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или
разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами
и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

21

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;
допускает ошибки в формулировке правил, искажающих их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь
учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.

22

3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование
Дата
По
По
плану факту

Кол-во
часов

№ Раздел и тема
урока
п
/
п

Практиче
ская
работа

Словарная
работа

Внутрипредм МетапредметныеВиды
связи
етные
коррекции
связи
на уроке

Предполагаемые результаты
Предметн
ые

БУД

Введение (2 часа).
Цель: Общее знакомство с организмом человека; дать понятие о том, что изучает анатомия и физиология.
Задачи: познакомить учащихся со строением тела человека
развивать процессы анализа, синтеза, обобщения
формировать навыки ЗОЖ
1

Место человека
1
среди
млекопитающих в
живой природе

Анатомия,
физиология,
гигиена.

Признаки
млекопитающ
их

умение
работать с
разными
источниками
информации
;

Развивать
процессы
дифференц
иации.

Что изучают
анатомия и
физиология?

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся

Развивать
процессы:
сравнения,
анализа.

Млекопитаю
щие
природа среда

2

Заметные черты
сходства
и различия в
строении тела
человека и
животных

1

Происхож
дение
человека.

Строение.
Сходство,
различие,
анатомия,
физиология

Знать/пони
мать:
-термины:
млекопита
ющие,
человекооб
разные
обезьяны
-место
человека
среди
млекопита
ющих в
живой
природе;
называть
внешние
сходства и
отличия

ЛУД
познавательная
мотивация
учения;
установка на
здоровый образ
жизни и навыки
реализации её в
реальном
поведении и
поступках;
РУД
умение в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи;
23

жизненных
ситуациях.

человека от
умение
животных; проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве

Общий обзор организма человека (4 часа)
Цель: познакомить учащихся с местом человека среди млекопитающих (как разумное существо) в живой природе
Задачи: познакомить с чертами сходства и различия в строении тела человека и животных
развивать умение обобщать, делать простейшие выводы
формировать правильность понимания тех условий, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма
3
4

5

Общее
2
знакомство с
организмом
человека.
(Строение,
химический
состав и
жизнедеятельност
ь клетки)

Органическ
ие и
неорганиче
ские
вещества.
Обмен
веществ.
Р.т. №1,2
стр.2

Ткани и органы

Эпителиал Ткани,
Основные
ьная,
органы, обмен части клеток
соединител веществ
ьная,
мышечная,
нервная

1

Краткие
сведения о
строении
клетки.
Клетка,
цитоплазма,
ядро,
мембрана,
размножение

Известные
растения и
животные,

умение
работать с
разными
источниками
информации
;

Учить
самостояте
льно,
работать с
учебником
и
иллюстрац
иями

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват

Учить
самостояте
льно,
работать с
учебником

Знать/пони
мать:
термины:
клетка,
ядро,
мембрана,
цитоплазма
, обмен
веществ,
органическ
ие и
неорганиче
ские
вещества,
ткань,
орган,
система
органов,
организм.
строение,
химический

ПУД
умение
проводить
несложные
наблюдения в
окружающей
среде;
понимание
необходимости
здорового образа
жизни,
соблюдения
правил
безопасного
поведения;
КУД
умение
использовать
речь для
планирования и
24

ткани
Р.т. №б,7
стр.4

6

Органы и
системы органов

1

Система
органов,
организм.
Р.т.
№10,11,12.

ься в
и
изменяющих иллюстрац
ся
иями
жизненных
ситуациях.
Опорнодвигательная,
пищеваритель
ная,
кровеносная,
выделительна
я,
дыхательная,
нервная;
органы чувств

Системы
органов
млекопитающ
их

умение
самостоятел
ьно
приобретать
знания;

Учить
самостояте
льно,
работать с
учебником
и
иллюстрац
иями

состав и
жизнедеяте
льность
клетки,
Уметь:
находить
органы
человека;
распознава
ть системы
органов на
таблицах,
рисунках;
находить в
тексте
сведения
для
заполнения
таблиц.

регуляции своей
деятельности;
умение
формулировать и
обосновывать

Знать:
термины:
опорно-

КУД
умение
использовать

собственное
мнение и позицию;

ПУД
умение
обобщать, т, е.
осуществлять
генерализацию и
выведение
общности для
целого ряда или
класса
единичных
объектов на
основе
выделения
сущностной
связи;

Опора тела и движение (10часов)
Цель: дать понятие об опорно-двигательной системе, знать значение опорно-двигательной системы
Задачи: познакомить со строением скелета, различать основные отделы скелета
развивать умение использовать в речи специальные термины
формировать умение оказывать первую помощь при переломах, вывихах, растяжениях
7

Значение опорнодвигательной
системы. Скелет

1

Опорнодвигательн
ая

Подвижное,
полуподвижн
ое и

Система
органов,
скелет, кости

умение
работать с
разными

Развивать
умение
использоват

25

человека.
Соединение
костей

8

Состав и
строение костей

система,
неподвижное
сустав.
соединение
Р.т. №
костей
15,16,17,18.

1

Длинные,
короткие,
плоские
кости.
Надкостни
ца.
Р.т. №
19,20

Кости, сустав

источника
ми
информаци
и;

Вещества
входящие в
состав костей.

умение
быть
коммуника
бельным,
контактны
м, гибко
адаптирова
ться в
изменяющ
ихся
жизненных
ситуациях.

ь в речи
специальные
термины и
делать
простейшие
выводы

двигательна
я система,
скелет
туловища,
череп,
скелет
конечностей
, сустав,
надкостница
, позвонок,
рёбра,
Учить
грудина,
соотносить
графическое лопатка,
изображение ключица,
с понятием.
растяжение,
вывих,
перелом,
шина;
отделы
скелета
человека;

речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
умение
формулировать и
обосновывать
собственное
мнение и
позицию;
ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознавательная
мотивация
учения;
установка на
здоровый образ
жизни и навыки
реализации её в
реальном
поведении и
поступках;

26

9

Скелет головы

1

Череп,
лицевой и
мозговой
отделы.
Р.т. № 21 22.

Скелет,
плоские
кости,
надкостница

Отделы
скелета
человека,
соединение
костей

умение
самостояте
льно
приобретат
ь знания;

Продолжать
развивать
процессы
анализа и
синтеза.

типы
соединения
костей;
виды
костей и их
строение;

РУД
умение
проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве
-признаки
ПУД
растяжения умение
связок и
использовать
вывиха
знания о
сустава;
строении и
функционирован
ии организма
находить
человека для
основные
сохранения и
отделы
укрепления
скелета на своего здоровья;
рисунке и
КУД
своём теле; умение
определять использовать
тип
речь для
соединения планирования и
костей;
регуляции своей
находить
деятельности;
части
умение
сустава на формулировать и
рисунке;
обосновывать
собственное
мнение и
находить и позицию;
называть

27

1
0

1
1

Скелет туловища

Скелет
конечностей

1

1

Позвонок,
позвоночни
к, грудная
клетка,
грудина.
Р.т. № 24 29.

Скелет, череп, Движение
отделы
туловищем.

Плечевая,
локтевая,
лучевая
кость.
Лопатка

Кости
длинные,
короткие,
трубчатые,
плоские

Сустав и его
строение

Связки,
сустав,
плечевая,
локтевая,
лучевая,
лопатка

Соединение
костей
человека

умение
применять
свои
знания на
практике
для
решения
разнообраз
ных
проблем;
умение
быть
коммуника
бельным,
контактны
м.

Развивать
умение
работать с
учебником и
с
иллюстраци
ями.

умение
быть
коммуника
бельным,
контактны
м, гибко
адаптирова
ться в
изменяющ
ихся
жизненных
ситуациях.

Учить
применять
знания при
выполнении
практическо
й работы.

Р.т. № 30 33
1
2

Первая помощь
при ушибах,
растяжении
связок, вывихах
суставов,
переломах костей

1

Растяжен
ие, вывих,
перелом,
шина.
Р.т. 33435
ПР
«Оказание
первой
помощи
при
вывихах и
переломах
костей,

Продолжать
развивать
умение
работать с
учебником,
иллюстраци
ями

кости
лицевого и
мозгового
отдела
черепа на
рисунке и
макете;
зарисовыва
ть схему
строения
позвоночн
ика;
Уметь:
оказывать
1-ю помощь
при
вывихах,
при
переломе
костей
конечностей
;

ЛУД
выраженная
устойчивая учебнопознавательная мотивация учения;
установка на
здоровый образ
жизни и навыки
реализации её в
реальном поведении
и поступках;

КУД
умение
учитывать
разные мнения и
стремиться к
координации
различных
позиций в
сотрудничестве;

находить в
тексте
сведения
для
заполнения
таблиц.
28

конечносте
й»
1
3

Основные группы 1
мышц
человеческого
тела

Мышцы
Значение и
головы,
строение
туловища, мышц.
конечносте
й.

Отделы
скелета
человека.

1
4

Работа мышц

1

Мышцы
сгибатели
ДО
«Статичес
кая и
динамическ
ая нагрузка
на мышцы»

Мышцы,
скелет,
функции
мышц

Основные
группы мышц

1
5

Предупреждение
искривления
позвоночника
и развитие
плоскостопия

1

Осанка,
плоскостоп
ие.
№ 41-42.
ЛР
«Выявлени
е
нарушения
осанки»,
«Выявлени
е

Искривление,
отделы
скелета,
сутулость,
впалость
груди,
походка

Основные
отделы
скелета.

умение
применять
свои
знания на
практике
для
решения
разнообраз
ных
проблем;
умение
самостояте
льно
приобретат
ь знания;

Развивать
умение
обобщать и
делать
простейшие
выводы

умение
применять
свои
знания на
практике
для
решения
разнообраз
ных
проблем;

Развивать
умение
устанавлива
ть
причинноследственны
е связи.

Развивать
умение
самостоятел
ьно
добывать
знания.

Знать/пони
мать:
-термины:
скелетные
и гладкие
мышцы,
сухожилия,
сократимос
ть, мышцы
сгибатели
и
разгибател
и,
утомление
мышц,
осанка,
плоскостоп
ие,
двигательн
ая
активность.
-строение и
значение
мышц;
-основные
группы
мышц;
-причины
искривлени

ПУД
умение проводить
несложные
наблюдения в
окружающей среде;
понимание
необходимости
здорового образа
жизни, соблюдения
правил безопасного
поведения

РУД
умение в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи;

29

плоскостоп
ия»
1
6

Значение
физических
упражнении для
правильного
формирования
скелета и мышц

1

Двигательн
ая
активност
ь.

Плоскостопие
, окостенение
скелета,
надкостница,
опорнодвигательная
система

Работа мышц

умение
работать с
разными
источника
ми
информаци
и;

Развивать
умение
давать
аргументиро
ванные
ответы

я
позвоночн
ика и
плоскостоп
ия.
Уметь:
находить
основные
части
мышцы на
рисунке;
-называть
основные
группы
мышц;
-уметь
выполнять
физические
упражнени
я утренней
гимнастики
.
- находить
в тексте
сведения
для
заполнения
таблиц.

КУД
умение
использовать
речь
для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
умение
формулировать и
обосновывать
собственное
мнение
и
позицию;

Кровь и кровообращение (8 часов)
Цель: познакомить учащихся с составом крови, её значением,
Задачи: познакомить учащихся со строением и работой сердца, предупреждением заболеваний сердца и сосудов; развивать умение использовать в речи

30

специальные термины;
формировать умение оказывать первую (доврачебную) помощь
1
7

Значение крови и
кровообращения.
Состав крови

1

Плазма
крови,
красные и
белые
кровяные
клетки,
гемоглобин
.
Р.т. № 4345.

Организм
человека,
питательные
вещества,
кислород,
углекислый
газ,

Функции
крови.
.

умение
работать с
разными
источниками
информации
;

Развивать
умение
использова
ть
в речи
специальн
ые
термины.

Знать/пони
мать:

РУД
умение в
сотрудничестве с
-термины:
учителем ставить
плазма
новые учебные
крови,
задачи;
красные и
ПУД
белые
умение
кровяные
проводить
клетки,
несложные
гемоглобин наблюдения в
,
окружающей
иммунитет, среде и ставить
кровообра опыты,
щение,
используя
клапаны
простейшее
сердца,
лабораторное
артерии,
оборудование и
капилляры, измерительные
вены,
приборы;
пульс,
следовать
кровяное
инструкциям и
давление,
правилам
никотин,
техники
алкоголь.
безопасности при
проведении
наблюдений и
опытов;

31

1
8
1
9

2
0

2
1

Органы
2
кровообращения:
сердце и сосуды.
Сердце, его
строение и работа

Большой и малый
круги
кровообращения

Движение крови
по сосудам.
Пульс

1

1

Кровообра
щение
органы
кровообра
щения,
четырёхка
мерное
Р.т. № 4648
Артерии,
капилляры,
вены.
Р.т. № 4951.

Пульс,
кровяное
давление,
перераспре
деление
крови.
Р.т. №5456.
ПР
«Подсчёт
частоты
пульса в
спокойном
состоянии

Кислород,
эритроциты,
плазма

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
Сосуды,
умение
Органы
аорта,
кровообращен самостоятел
кровообращен ия
ьно
ие
приобретать
знания;

Ритмичные
колебания

Значение
крови,
органы,
система
кровообращен
ия.

Значение
крови,
система
кровообращен
ия

умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Учить
пользовать
ся
графически
ми
схемами.

-состав и
значение
крови;
-о вредном
влиянии
курения и
алкоголя
на сердце и
сосуды;

Развивать
умение
давать
аргументир -Как нужно
тренироват
ованные
ь сердце?
ответы.
-влияние
физически
х нагрузок
на
организм;

Учить
устанавлив
ать
простейши
Уметь:
е
закономерн
- находить
ости.
положение
сердца на
рисунке и
своём теле;
-находить
места, где

ЛУД
Понятие об
основных
моральных
нормах и
ориентация на их
выполнение

ПУД
умение
пользоваться
простыми
навыками
самоконтроля
самочувствия для
сохранения
здоровья,
ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознавательная
мотивация
учения;
установка на
здоровый образ
жизни и навыки
реализации её в
реальном
поведении и
поступках;
32

и после
физических
упражнени
й»
2
2

Первая помощь
при
кровотечениях.

2

2
3

Свёртыван
ие крови,
кровотечен
ие, жгут,
донор

Сосуды,
кровеносная
система,
организм,
переливание

Органы
умение быть
кровообращен коммуникаб
ия
ельным,
контактным.

2
4

Предупреждение
сердечнососудист
ых заболеваний

1

Тренировка
сердца.
Р.т. № 6163 .

Сокращение
сердца,
артерии,
утомляемость

Значение
сердца и
системы
кровообращен
ия

2
5

Вредное влияние
никотина и
алкоголя на
сердце и сосуды

1

Табачный
дым,
алкоголь,
одышка,
сердцебиен
ие

Вредное
влияние
алкоголя и
табака через
кровь на весь
организм

Влияние
занятий
спортом на
органы
системы

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Развивать
практическ
ие навыки,
умение
пользовать
ся
дополнител
ьной
литературо
й.
Учить
устанавлив
ать

прощупыва
ется пульс
и
определять
количество
сокращени
й сердца в
минуту;
- различать
виды
кровотечен
ия;
-делать
давящие
повязки;

КУД
умение
использовать
накладыват речь для
простейши ь жгут на
планирования и
е
конечности регуляции своей
закономерн ;
деятельности;
ости и
делать
умение
выводы.
формулировать и
обосновывать
собственное
Развивать
мнение и
умение
позицию;
устанавлив
ать
причинно-

33

кровообращен
ия.

следственн
ые связи.

Дыхание (7 часов)
Цель: познакомить с органами дыхания, болезнями дыхания и их предупреждением
Задачи: уметь называть органы дыхательной системы, значение органов дыхания развивать умение сравнивать, делать простейшие выводы
формировать знания об охране окружающей среды
2
6

Значение дыхания

1

Дыхательные
пути,
лёгочные
пузырьки, Р.т.
№ 66-69.

2
7

Органы дыхания, их
строение и функции.

1

голосовые
связки,
голосовая
щель.

2
8

Голосовой аппарат
Газообмен в лёгких и
тканях

1

Обмен газов.
Р.т. № 70 ПР
«Подсчёт
дыхательных
движений в
состоянии

Продукты
распада,
углекислый
газ, кислород,
слизь,
микробы

Органы
дыхания у
животных.

умение
применять
свои
знания на
практике
для
решения
разнообраз
ных
проблем;

Развивать
умение
находить
черты
сходства
и
различия.

умение
самостояте
льно
приобретат
ь знания;

Капилляры,
лёгочные
артерии,

Система
органов
дыхания.

умение
применять
свои
знания на
практике
для

Развивать
умение
сравниват
ь и делать
‚,
простейш

Знать/понимать
:
-термины:
дыхательные
пути,
голосовые
связки,
голосовая
щель, лёгочные
пузырьки,
носоглотка,
гортань,
трахея, бронхи,
лёгкие, грипп,
искусственное
дыхание,
массаж сердца;
-значение
органов
дыхания;
-Какую роль
играет
кровеносная
система в
обмене газов?

ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознавательная
мотивация
учения;
установка на
здоровый образ
жизни и навыки
реализации её в
реальном
поведении и
поступках;
Понятие об
основных
моральных
нормах и
ориентация на
их выполнение
ПУД
умение
использовать
знания о
строении и
34

2
9

3
0

Необходимость чистого
воздуха для дыхания

Болезни, передаваемые
через воздух

1

1

покоя и после
15
приседаний»

углекислый
газ

Вдох, выдох,
диафрагма

Межрёберные
мышцы,
рёбра, легкие

Грипп
Р.т. № 77.79

Болезни,
передаваемые
воздушно-

Процессы в
лёгких при
вдохе и
выдохе

Влияние
табачного

решения
разнообраз
ных
проблем;

ие
выводы

умение
самостояте
льно
приобретат
ь знания;

Развивать
наблюдат
ельность
и делать
простейш
ие
выводы

умение
работать с
разными
источника

Учить
устанавли
вать
простейш

-заболевания
передающиеся
через воздух и
как
предохранить
себя от
заражения;
-влияние
физических
нагрузок на
организм;
Уметь:
-называть и
находить
органы
дыхания на
рисунках,
схемах;
-объяснять
движение
грудной клетки
и диафрагмы
при вдохе и
выдохе;
-составлять
план
прочитанного;

функционирова
нии организма
человека для
сохранения и
укрепления
своего
здоровья;
осознание
ценности
природы и
необходимости
нести
ответственность
за её
сохранение,
соблюдать
правила
экологичного
поведения в
быту
(раздельный
сбор мусора,
экономия воды
и
электроэнергии)
и природной
среде;

-делать
искусственное
дыхание и

35

капельным
путём

3
1

Гигиена органов
дыхания. Отрицательное
влияние никотина на
органы дыхания

1

Р.т. № 80 - 81

дыма на
здоровье.

ми
информаци
и;

ие
закономе
рности и
делать
выводы.

Вред алкоголя Значение
и табачного
дыхания
дыма на
органы
дыхания

умение
применять
свои
знания на
практике
для
решения
разнообраз
ных
проблем;

Развивать
умение
пользоват
ься
дополнит
ельной
литератур
ой.

наружный
массаж сердца;

Пищеварение (9 часов).
Цель: дать представление о значении и составе пищи, познакомить с органами пищеварительной системы.
Задачи: познакомить учащихся с составом пищи, строении зубов, процессом пищеварения в желудке, кишечнике; формировать знания о предупреждении
болезней желудочно-кишечного тракта и глистных заболеваний;
Развивать умение анализировать жизненные ситуации и делать простейшие выводы умение самостоятельно приобретать знания;
32 Значение
пищеварения.
Питательные
вещества и
витамины

1

Питательные Пища,
вещества.
сокращение
Р.т. 1Ч283-85 мышц, белки,
жиры,
углеводы,
минеральные
соли

Питание
растений и
животных.
Состав
клетки.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.

Развивать
умение
находить
черты
сходства и
различия.
.

Знать/понимать:

ЛУД
выраженная
устойчивая
-термины:
учебнопитательные
познаватель
вещества,
ная
пищеварение,
мотивация
пищеварительны учения;
е соки, слюнные установка
железы, соляная на
кислота,
здоровый
36

желудочный сок,
желчь,
поджелудочная
железа,
кулинарная
обработка,
глисты;

-продукты
растительного и
животного
происхождения;
-состав пищи;

-органы
пищеварения и
их значение;
- строение и
виды зубов;
-правила ухода
за зубами;

образ
жизни и
навыки
реализации
её в
реальном
поведении
и
поступках;
РУД
Оценивать
свои
достижения
, осознавать
возникающ
ие
трудности
ПУД
умение
пользоватьс
я простыми
навыками
самоконтро
ля
самочувств
ия для
сохранения
здоровья,
осознанно
выполнять
правила
рациональн
ого
питания;
37

-причины
желудочнокишечных
заболеваний;

-порядок
оказания 1-ой
помощи при
пищевых
отравлениях;
-о вредном
влияние курения
и алкоголя на
органы
пищеварения;

-основные
санитарногигиенические
правила;
Уметь:

3
3

Органы
пищеварения.

1

Пищеварение,
пищеварител

печень,
глотка,
ротовая

Органы
пищеварения
животных.

умение
самостоятел
ьно

Развивать
умение
давать

-называть и
показывать
органы
пищеварения на
рисунках;

КУД
умение
использова
ть речь для
планирован
ия и
регуляции
своей
деятельност
и;
умение
формулиро
вать и
обосновыва
ть
собственно
е мнение и
позицию;
умение
учитывать
разные
мнения и
стремиться
к
координаци
и
различных
позиций в
сотрудниче
стве;
ЛБУД:
формировать
устойчивую

38

3
4

Пищеварение в
ротовой полости

2

ьные соки.
Р.т. № 86-87

полость,
кишечник

Шейка,
корень

Значение и
строение
зубов.
Откусывание,
пережёвывани
е

ПР
«Обнаружени
е крахмала в
хлебе и
картофеле»

3
5

Значение
пищи.

приобретать
знания;

аргументир - составлять
ованные
план изучаемого
ответы.
материала;

умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Расширять
кругозор
учащихся

-соблюдать
санитарногигиенические
правила;

учебнопознавательну
ю мотивацию
ПБУД:
формировать
умение
устанавливать
причинноследственные
связи

ДО
«Действие
желудочного
сока на
белки»
3
6

Пищеварение в
желудке.

1

3
7

Пищеварение в
кишечнике.
Всасывание
питательных
веществ в кровь

1

Желудочный
сок, соляная
кислота.
Р.т. № 95-9б

Желудок,
кишечник

Обработка
пищи в
ротовой
полости.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным.

Продолжат
ь
развивать
умение и
навыки
самостояте
льной
работы с
учебником.

Тонкая и
толста
кишка,
печень,
желчь,

Переваривани
е пищи в
кишечнике

Обработка
пищи в
желудке.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко

Пополнять
активный
словарь.

КБУД:
излагать свое
мнение и
аргументиров
ать свою
точку зрения
и оценку
событий;

ЛУД
готовность
следовать в
своей
деятельност
и нормам
39

поджелудочн
ая железа.
Р.т. №97-98.

3
8

Гигиена питания.

1

Кулинарная
обработка,
аппетит
Р.т. М 99-100.

Питательные Пищеварение
вещества,
продукты
животного и
растительного
происхожден
ия

3
9

Предупреждение
желудочнокишечных и
глистных
заражений.

1

Р.т. № 103104

Глисты,
микробы,
дизентерия

4
0

Предупреждение
пищевых
отравлений.

1

Р.т. № 107108.

Пищеварител
Ботулизм,
недоброкачеств ьная система
енные
продукты

Значение
пищеварения.

адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;
умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
самостоятел
ьно
приобретать
знания;

здоровьесбе
регающего
поведения;

Развивать
умение
использова
ть знания
на
практике.

РБУД:
формировать
умение
выдвигать
гипотезы на
основе
учебного
материала

Развивать
умение
использова
ть знания
на
практике.

ЛБУД:
формировать
устойчивую
учебнопознавательну
ю мотивацию

Расширять
кругозор
учащихся

ПБУД:
формировать
умение
устанавливать
причинноследственные
связи

40

Почки (2 часа).
Цель: познакомить со строением почек, их значением
Задачи: познакомить с системой органов, образующих мочевыделительную систему;
формировать умение предупреждать почечные заболевания
развивать наблюдательность
4
3

1
Кожа человека и её
значение

4
4

Роль кожи в
терморегуляции.

1

4
5

Профилактика и
первая помощь
при тепловом и
солнечном ударах;
ожогах,
обморожении.

1

:

Наружный и
внутренние
слои, жир,
клетчатка,
сальные
железы.
Р.т №113-115.

Покров тела,
кровеносные
сосуды

Системы
органов

Терморегуляц
ия.
Р.т.№116

Кровеносные
сосуды,
тепловой
удар,
головокружен
ие

Системы
органов

Тепловой
удар, ожог,
обморожение
.
Р.т. 117

Массаж,
искусственно
е дыхание

Значение
кожи

.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
самостоятел
ьно
приобретать
знания;

Развивать
познавател
ьные
способност
и.

умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Развивать
умение
применять
знания на
практике.

Развивать
умение
работать со
схемами.

Знать/понимать:
-термины:
сальные и
потовые железы,
теплорегуляция,
ожог,
обморожение;
-строение и
значение кожи;
-меры 1-ой
помощи при
обморожении и
ожогах;
-правила
закаливания;
-требования к
гигиене одежды
и обуви;
-Как
предохранить
себя от
солнечного и
теплового
удара?
-Как ухаживать
за кожей,

ЛБУД:
формировать
устойчивую
учебнопознавательну
ю мотивацию
ПБУД:
формировать
умение
устанавливать
причинноследственные
связи
КБУД:
излагать свое
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения и оценку
событий;
РБУД:
формировать
умение
выдвигать
гипотезы на
основе
учебного
материала

41

4
6

Закаливание
организма
человека.

1

4
7

Гигиена кожи и
гигиенические
требования
к одежде.

1

Солнечные и
воздушные
ванны, водные
процедуры
Р.т. № 119

Солнечные
ванны,
гимнастика

Факторы
здоровья
человека

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным.

Развивать
практически
е умения и
навыки.

Р.т. № 120121

Кровообраще
ние стопы

Значение кожи

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.

Развивать
практически
е умения и
навыки.

ногтями,
волосами?
Уметь:
-называть и
находить на
рисунке
основные части
кожи;
- составлять
план изучаемого
материала;

.

-называть
гигиенические
требования к
коже;

Нервная система (6часов).
Цель: Познакомить учащихся со строением нервной системы, её значением
Задачи: познакомить со строением головного и спинного мозга
формировать понятие о режиме дня и его роли в жизни человека развивать познавательные способности

4
8

Строение и
значение нервной
системы.

1

Возбудимость,
проводимость,
рефлекторная
дуга, рефлекс.
Р.т. № 122-123

Сердце, лёгкие,
спинной мозг

Системы
органов и их
значение.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.

Развивать
познаватель
ные
способности
.

Знать/понимать:
-термины:
возбудимость,
проводимость,
головной и
спинной
мозг, нервы,
рефлекс, белое и
серое вещество,
продолговатый
мозг, мозжечок,

ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознавательна
я мотивация
учения;
установка на
здоровый
образ жизни и

42

4
9

Головной мозг

1

5
0

Спинной мозг.

1

.

Р.т. 125-127

Правое и левое
полушарии

Белое и серое
вещество.

Нервные
клетки,
нервные
окончания,
спинной мозг

Строение
позвоночника

умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Утомляемость,
головной мозг

Значение и
функции
нервной
системы

Р.т. 124-128

5
1

Гигиена
умственного труда

1

5
2

Сон и его значение

1

сновидения

Головной мозг,
сердцебиение

умение
самостоятел
ьно
приобретать
знания;

Продолжать
развивать
умение и
навыки
работы с
учебником и
таблицами.

извилины, кора
больших
полушарий
головного мозга;
-строение и
значение
нервной
Продолжать системы и её
отделов;
развивать
-о вредном
умение и
навыки
влиянии
работы с
никотина и
учебником и алкоголя на
таблицами.
нервную
систему;
-Какое значение
имеет
соблюдение
режима дня?

навыки
реализации её
в реальном
поведении и
поступках;

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным.

Развивать
процессы
дифференц
иации.

Понятие об
основных
моральных
нормах и
ориентация на
их
выполнение

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват

Развивать
практическ
ие умения
и навыки.

Уметь:
-называть и
находить
основные
отделы нервной
системы на
рисунке;
-называть
основные
требования к
организации сна;

ПУД
умение
использовать
знания
о
строении
и

43

5
3

Отрицательное
влияние на
нервную систему
алкоголя и
никотина.

1

Наркотическ
ие вещества,
алкоголизм.
Р.т.№128

Алкоголь,
наркотики,
самоконтроль

Значение
нервной
системы.

ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

функциониро
вании
организма
человека для
сохранения и
укрепления
своего
здоровья;

Продолжат
ь развивать
умение
работать с
учебником
и схемами.

Органы чувств (7 часов).
Цель: познакомить с органами чувств человека, их значением
Задачи: познакомить с органами зрения, слуха, осязания, обоняния
формировать умение предупреждать глазные болезни, болезни органов слуха развивать процессы дифференциации, воспитывать внимание и заботу к
своему здоровью
5
4

Значение органов
чувств

1

5
5

Строение,
функции, гигиена
органов зрения

2

Зрение,
осязание,
слух, вкус
Р.т. № 129

Глаз, ухо, язык,
нос, рот

Нервная
система

Глазное
яблоко,
роговица,
радужная

Глаз и его
строение Веки,
ресницы,
слёзы, брови

Нервная
система

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
самостоятел
ьно

Развивать
практическ
ие умения
и навыки.

Развивать
практическ

Знать/понимать:
-термины:
органы чувств,
зрение, осязание,
слух, вкус,
глазное яблоко,
роговица,
зрачок,
хрусталик,
сетчатка,
близорукость,
дальнозоркость,
барабанная
перепонка,
улитка,

ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознавательн
ая мотивация
учения;

44

5
6

5
7

Строение органа
слуха

1

5
8

Предупреждение
нарушения слуха.

1

5
9
6
0

Органы осязания,
обоняния, вкуса.

2

оболочка,
зрачок,
сетчатка,
хрусталик.
Р.т. № 130,
131, 132 ЛР
«Орган
зрения»

Близорукость,
дальнозоркост
ь.

Наружное,
среднее,
внутреннее
ухо.
Барабанная
перепонка.
Р.т. № 133134
ЛР «Орган
слуха»

Строение уха

Наружное,
среднее,
внутреннее
ухо.
Барабанная
перепонка.

Ушная
раковина,
инородное тело

Вкусовой
сосочек.
ЛР «Кожная
чувствительн
ость» «Орган
обоняния»,

Кожа, нервные
окончания,
головной мозг

приобретать
знания;

Нервная
система

умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;

Строение
уха.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным.

Строение и
значение
кожи.

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в

ие умения
и навыки.

наружное,
среднее и
внутреннее ухо,
орган обоняния,
орган осязания,
орган вкуса,
вкусовой
сосочек;
-значение
Развивать
органов чувств;
умение
-причины
обобщать и близорукости;
делать
-Как
простейши предупредить
е выводы
развитие
близорукости?
Уметь:
-называть и
находить на
рисунке и на
Развивать
своём теле
практическ органы чувств,
ие умения
их части и
и навыки.
отделы;

Развивать
практическ
ие умения
и навыки.

- ухаживать за
ушами

ЛУД
у становка на
здоровый
образ жизни
и навыки
реализации её
в реальном
поведении и
поступках;
Понятие об
основных
моральных
нормах и
ориентация
на их
выполнение
ПУД

45

«Орган
вкуса».

изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.

Охрана здоровья человека в РФ (8 часов).
Цель: познакомить учащихся с системой здравоохранения в РФ, мерами, направленными на охрану здоровья человека
Задачи: познакомить с основными направлениями охраны труда, мерами социальной поддержки граждан расширять кругозор учащихся, умение делать
простейшие выводы;
воспитывать интерес к предмету.
6
1

Система
здравоохранения в
РФ

1

Профилактич
еские
прививки

6
2

Мероприятия,
осуществляемые в
нашей стране по
охране труда.
Организация
отдыха.

1

Гражданские
права

Производитель
ность труда,
отпуск, пенсия

6
3

Медицинская
помощь

1

Страховой
полис,
поликлиника

Система
страховой
медицины

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
Утомляемос умение
ть
самостоятел
истощаемост ьно
ь нервной
приобретать
систем
знания;

Расширять
кругозор
учащихся

Первая
помощь при
различных
травмах

Развивать
практически
е умения и
навыки.

умение
применять
свои знания
на практике
для решения

Развивать
процесс
припоминан
ия

Знать/понимать
:
-названия
медицинских
учреждений и
их назначение,
-особенности
платной,
бесплатной и
страховой
медицины;
-Какую роль
играет труд в
жизни человека
и общества?
-основные
санитарногигиенические
правила;

ЛУД
готовность
следовать в
своей
деятельности
нормам
здоровьесбер
егающего
поведения;

Уметь:

46

6
4

Социальное
обеспечение по
старости и потере
трудоспособности

1

6
5

Здоровье человека
и современное
общество
(окружающая
среда)

1

6
6

Болезни
цивилизации.
Меры
профилактики

1

6
7

Обобщение
пройденного

2

6
8

Бюллетень

Соцпакет,
пособие, его
назначение и
размеры
Действие
окружающей
среды на
систему
органов и
здоровье
человека в
целом

Герпес,
онкология,
ВИЧ –
инфекции.

разнообразн
ых проблем;
умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным.
Утомляемос
ть
истощаемост
ь нервной
систем

Строение
органов
зрения и
слуха;
кожа и её
значение

умение быть
коммуникаб
ельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в
изменяющих
ся
жизненных
ситуациях.
умение
применять
свои знания
на практике
для решения
разнообразн
ых проблем;
умение быть
коммуника
бельным,
контактным,
гибко
адаптироват
ься в изменся

Развивать
познаватель
ные
способности
.
Развивать
практически
е умения и
навыки.

Развивать
практически
е умения и
навыки.

Развивать
процессы
припоминан
ия, умение
обобщать,
делать

-анализировать
и оценивать
влияния
факторов
окружающей
среды, как
факторов риска
на здоровье;
соблюдать
санитарногигиенические
правила;
применять
приобретённые
знания о
строении и
функциях
человеческого
организма в
повседневной
жизни с целью
сохранения и
укрепления
своего
здоровья.

ПУД
формировать
умение
извлекать
информацию
из карт, схем,
иллюстраций,
текста,
таблиц;

КУД
умение
использовать
речь
для
планирования
и регуляции
своей
деятельности;

47

жизненных
ситуациях.

простейшие
выводы.

3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Информационно-методическое обеспечение
Для учителя
Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. –
М.: Владос, 2014.- Сб. 1;
Электронные уроки и тесты // «1С:Школа Биология, 8класс». ЗАО «1С», 2007.
Интерактивные творческие задания «Биология (7-9)». – ЗАО
«Новый Диск»
Таблицы по анатомии и физиологии

Для обучающихся
Сивоглазов В.И. Естествознание (Человек). Учебник для 9
класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1994.
Сивоглазов В.И., Кораблёва Н.Г. Рабочая тетрадь по
естествознанию. /Приложение к учебнику «Естествознание»
(человек) 9 класс вспомогательной школы/
Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек. Рабочая
тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2010

Интерактивная энциклопедия «Моё тело (анатомия и
физиология человека)». – Dorling Kindersley, 1997 – 2006.

48


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».