1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению для 5 класса разработана для детей с легкой
умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. No1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида.
5– 9 классы\ под ред. В.В. Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010.
Программа ориентирована на учебник для 5 классов общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
автор-составитель Малышева З.Ф.– М.: Просвещение, 2020.
Общая характеристика изучаемого предмета
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого
материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события,
изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные
причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания
учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Задачи курса:
-отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их
пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и
современных писателей;
-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
-социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы:
-Коррегировать артикуляционный аппарат.
-Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
-Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
-Развивать речь, владение техникой речи;
-Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
-Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
-Развивать познавательные процессы.
-Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета в 5-м классе выделяется
3 часа в неделю, 102 часа в год.
2
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки»,
«Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д.
Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать»,
«Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов
«Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние
грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев
«Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К
зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»,
«Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж
снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный
дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
О друзьях – товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок
из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким
«Твой друг».
Спешите делать добрые дела
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А.
Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное
небо».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»), А.
Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б.
Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,
С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н.
Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн
«Белый пудель» (отрывки), Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У
Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок), С. Лагерлёф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки), Г.Х. Андерсен «Русалочка»
(отрывок).
Произведения для внеклассного чтения
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К.
Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), Н. Носов «Фантазеры», М. Пришвин «В краю
дедушки Мазая», Б. Житков «Наводнение», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар «Чук и
Гек».
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин
«Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова
«Подснежник».
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения
3
Личностные результаты
- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания,
сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на
основе знакомства с произведениями литературы;
-понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность ее выполнять;
-способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
-умение строить сообщения в устной форме;
-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-умение формулировать собственное мнение;
-способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
-умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
-умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения,
логические ударения);
-способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки,
драматизацию и т.п.) различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);
-способность выделять главную мысль произведения;
-способность участвовать в беседе;
-умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части);
-способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
-способность заучивать стихотворения наизусть;
-способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
4
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или
части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с
помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2)
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли
произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в
делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6)
допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2
самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по
слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 34 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических
ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4)
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла
произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
№
п/п
1
Тематическое планирование
Тема раздела
Устное народное творчество
2
Сказки
14
Картины родной природы
10
О друзьях -товарищах
8
Басни И. Крылова
3
Спешите делать добро
10
Картины родной природы
7
Весна
15
О животных
12
Из прошлого нашего народа
11
Из произведений зарубежных писателей
10
Всего
102
Дата
01.09
Колво
часов
1
Количество часов
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Планируемые результаты
Считалки.
Закличкиприговорки.
Потешки.
предметные
личностные
Развивать устную
связную речь, через
работу над
закличками,
приговорками.
развитие
читательской
самостоятельности,
умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Дом.
задание
Стр.3,
выразите чтение.
5
2
04.09
1
3
07.09
1
4
08.09
1
5
11.09
1
развитие интереса
к чтению.
Пословицы и
Развивать память,
поговорки.
внимание,
Загадки.
мышление.
Обобщающий
-развитие
урок по теме
читательской
«Устное
самостоятельности,
народное
развитие интереса
творчество»
к чтению.
-развитие умения
рассказывать
считалки, потешки,
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельности,
развитие интереса
к чтению.
«Никита
-Развивать
Кожемяка»
правильное
(Русская
произношение,
сказка)
грамматического
строя речи.
-развитие
читательской
самостоятельности,
развитие интереса
к чтению.
«Как наказали
-способность
медведя»
выделять главных
(Тофаларская
действующих лиц,
сказка)
давать оценку их
поступкам;
-умение соблюдать
при чтении
интонационное
оформление
предложений
(тон, громкость
чтения, логические
ударения);
-способность
отвечать на
вопросы по
содержанию
прочитанного
текста;
«Золотые руки» развитие
(Башкирская
читательской
сказка)
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
умение строить
сообщения в
устной форме;
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Стр.4-7,
выписат
ь2
послови
цы и
загадки
о
животны
х.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Стр.1113,
Читать,
ответить
на
вопросы.
-способность (в
сотрудничестве с
учителем)
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить как по
ходу его
реализации, так
и в конце
действия
необходимые
коррективы
Стр.1415,
чтение
по
ролям.
-умение строить
сообщения в
устной форме
Стр.1518,
Вопр.№
7
6
6
14.09
1
«Морозко»
(Русская
сказка)
7
15.09
1
«Два Мороза»
(Русская
сказка)
8
18.09
1
«Три дочери»
(Татарская
сказка)
9
21.09
1
Внеклассное
чтение П.
Бажов
«Серебряное
копытце»
1012
22.09
25.09
28.09
3
1.А.С. Пушкин
«Сказка о
мёртвой
царевне и о
семи
богатырях»
1315
29.09
02.10
05.10
3
По Д. МаминуСибиряку
«Серая
Шейка».
-способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам;
Развивать умения -умение
пересказывать
формулировать
отрывки из текста. собственное
мнение;
Развитие
монологической и
диалогической
форм устной речи.
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
правильного
произношения,
грамматического
строя речи.
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте
умение
-умение
пересказывать
адекватно
прочитанное,
использовать
отвечать на
речь для
вопросы по тексту. планирования и
регуляции своей
деятельности
Развивать умение -способность (в
устанавливать
сотрудничестве с
несложные
учителем)
причинноадекватно
следственные,
оценивать
временные связи
правильность
между отдельными выполнения
фактами и
действия и
явлениями на
вносить как по
материале
ходу его
художественных
реализации, так
текстов.
и в конце
-развивать
действия
способность
необходимые
заучивать
коррективы;
стихотворения
наизусть
Развитие
умение строить
логического
сообщения в
мышления, памяти устной форме;
через работу с
-умение строить
текстом (деление рассуждения в
Стр.1823,
пересказ
по
рисунку.
Стр.2427,
пересказ
сказки.
Стр.2728,
чтение
по
ролям.
Пересказ
сказки.
Стр.2932,
выраз.
чтение
Стр.3235,
Выучить
наизусть
отрывок.
.
Стр.3639,
Описани
е
царицы.
Стр.4143,
пересказ
по
плану.
7
16
06.10
1
Проверочная
работа по теме
«Сказки»
17
09.10
1
Лето. Г.
Скребицкий
«Июнь»
И. Суриков
«Ярко солнце
светит…»
1819
12.10
13.10
2
.А. Платонов
«Июльская
гроза»
текста, выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
Развитие умения
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по тексту.
-Развивать
способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам
-умение
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по тексту.
Соблюдение
пунктуации,
развитие
читательской
самостоятельности,
развитие интереса
к чтению.
Совершенствовать
технику чтения
путём отработки
выразительности.
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
Развивать связную
речь.
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
форме связи
простых
суждений об
объекте;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Стр.43—
46,
выразит.
чтение.
Стр.4750,
пересказ
отрывка.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-умение строить
сообщения в
устной форме
Нет
задания.
-способность (в
сотрудничестве с
учителем)
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить как по
ходу его
реализации, так
и в конце
действия
необходимые
коррективы;
Стр.5558
пересказ
Стр.5455,
выучит
наизусть.
Стр.5861,
вопросы
и
задания .
8
А. Прокофьев
«Берёзка»
Расширять
словарный запас.
-способность
заучивать
стихотворения
наизусть
Ю. Гордиенко
Соблюдение
«Вот и
пунктуации.
клонится лето к -развитие
закату…»
читательской
Обобщение по самостоятельност
теме «Картины и, развитие
родной
интереса к
природы. Лето» чтению.
Осень. По Г.
Развитие
Скребицкому.
правильного
«Сентябрь»
произношения,
По И.
грамматического
Соколовустроя речи.
Микитову
Коррекция
«Золотая
правильного
осень»
произношения,
грамматического
строя речи.
20
16.10
1
21
19.10
1
22
20.10
1
23
23.10
1
К. Бальмонт
«Осень»
24
26.10
1
По Г.
Скребицкому
«Добро
пожаловать!»
По В.
Астафьеву
«Осенние
грусти…»
25
27.10
1
И. Бунин
«Первый снег»
Обобщение по
теме «Картины
родной
природы.
Осень»
Развитие навыка
чтения целыми
словами, без
ошибок,
выразительно.
-способность
заучивать
стихотворения
наизусть;
Развивать умение
устанавливать
несложные
причинноследственные,
временные связи
между
отдельными
фактами и
явлениями на
материале
художественных
текстов.
Совершенствовать
технику чтения
путём отработки
выразительности.
. -способность
заучивать
-умение
формулировать
собственное
мнение;
Выучить
наизусть
стих.
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Выразит.
чтение
стих.
-умение строить
сообщения в
устной форме;
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Стр.6465,
приметы
осени.
Стр.6667,
пересказ
по
плану.
-умение
адекватно
использовать
речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Выучить
наизусть
.
Выучить
наизусть
.
Стр.6971,
пересказ
по
рисунку.
Стр.7273,
читать.
9
26
09.11
1
2728
10.11
13.11
2
стихотворения
наизусть;
Внеклассное
Развивать умение
чтение Б.
пересказывать
Житков «На
прочитанное,
льдине»
отвечать на
вопросы по
тексту.
Ю. Яковлев
Развитие
«Колючка»
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
-способность
Ю. Яковлев
«Рыцарь Вася» участвовать в
беседе;
-умение делить
текст по данным
заглавиям на
законченные по
смыслу части
Н. Носов «Витя Развивать умение
Малеев в
пересказывать
школе и дома» рассказ по
(отрывок)
вопросам,
самостоятельно.
Коррекция
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
В. Медведев
«Фосфорически интереса к
чтению.
й» мальчик»
29
16.11
1
30
17.11
1
31
20.11
1
3233
23.11
24.11
2
Л. Воронкова
«Дорогой
подарок»
34
27.11
1
Я. Аким «Твой
друг»
Обобщение по
теме «О
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
Коррекция умения
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Дочитат
ь
рассказ.
умение строить
сообщения в
устной форме;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте
-умение строить
сообщения в
устной форме
Стр.7577,
описани
е Веры.
- развитие
нравственных
чувств,
регулирующих
моральное
поведение
(чувство
сострадания,
сопереживания,
вины, стыда и
т.д.);
-умение строить
сообщения в
устной форме
Стр.8387,
Чтение
по
ролям.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-умение
адекватно
использовать
речь для
планирования и
Стр.7779,
пересказ
.
Стр.8082,
пересказ
по
вопроса
м.
Стр.8891,
краткий
пересказ
Стр.9294,
читать.
Стр.9496,
пересказ
Выразит
.чтение
10
друзьяхтоварищах»
35
30.11
1
Внеклассное
чтение Н.
Носов
«Фантазёры»
36
01.12
1
И. Крылов
«Ворона и
Лисица»
37
04.12
1
И. Крылов
«Щука и Кот»
38
07.12
1
И. Крылов
«Квартет».
Обобщение по
теме «Басни И.
Крылова»
39
08.12
1
40
11.12
1
Внеклассное
чтение К.
Паустовский
«Заячьи лапы»
(сборник
рассказов)
Н. Хмелик
«Будущий
олимпиец»
вопросы по
тексту.
Коррекция
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
Коррекция умения
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
регуляции своей
деятельности.
-умение
адекватно
использовать
речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Совершенствовать - развитие
технику чтения
нравственных
путём отработки
чувств,
выразительности. регулирующих
-способность
моральное
выделять главных поведение
действующих лиц, (чувство
давать оценку их
сострадания,
поступкам;
сопереживания,
вины, стыда и
т.д.);
-способность
-способность
заучивать
задавать
стихотворения
вопросы,
наизусть
необходимые
--способность
для организации
участвовать в
собственной
беседе;
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Развивать умение -умение строить
пересказывать
сообщения в
прочитанное,
устной форме;
отвечать на
вопросы по
тексту.
Развивать связную -способность
речь через
задавать
пересказ.
вопросы,
Коррекция
необходимые
познавательного
для организации
интереса через
собственной
развитие
деятельности и
читательской
сотрудничества с
самостоятельност партнером;
и, развитие
Дочитат
ь
рассказ.
Стр.99100,
Выразит
.чтение
Нарисов
ать
картину
к басне.
Выучить
2
последн
ие
строчки
наизусть
.
Дочитат
ь
Стр.105108,
пересказ
по
вопроса
м.
11
41
14.12
1
О. Бондарчук
«Слепой
домик»
4243
15.12
18.12
2
В. Осеева
«Бабка»
4445
21.12
22.12
2
46
25.12
1
47
28.12
1
48
29.12
1
интереса к
чтению.
Развивать умение
устанавливать
несложные
причинноследственные,
временные связи
между
отдельными
фактами и
явлениями на
материале
художественных
текстов
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
А. Платонов
Развитие
«Сухой хлеб»
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению, умение
делить текст по
данным заглавиям
на законченные по
смыслу части;
В. Распутин
Развивать умение
«Люся»
пересказывать
(отрывок из
рассказ по
повести
вопросам,
«Последний
самостоятельно.
срок»
-способность
участвовать в
беседе
В. Брюсов
Развивать умение
«Труд»
пересказывать
рассказ по
вопросам,
самостоятельно.
Р.
Развивать связную
Рождественский речь через
«Огромное
пересказ.
небо».
Коррекция
Обобщение по познавательного
-способность
Стр.108задавать
109,
вопросы,
читать.
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
умение строить
сообщения в
устной форме;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте
Стр.110114,
читать,
пересказ
2 ч.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Стр.118121,
пересказ
.
Стр.121124,
выраз.
чтение
отрывка.
-умение
адекватно
использовать
речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Стр.124127,
пересказ
по
плану.
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Стр.128,
Вопрос
№5.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
Выразит
.чтение
Стр.114117 чит.
по ролям
12
теме «Спешите
делать добро»
49
11.01
1
Зима. Ф.
Тютчев
«Чародейкою
Зимою…»
50
12.01
1
Внеклассное
чтение М.
Пришвин
«Лисичкин
хлеб»
51
15.01
1
52
18.01
1
Г. Скребицкий
«Декабрь»
К. Бальмонт «К
зиме»
Г. Скребицкий
«Всяк посвоему»
53
19.01
1
С. Есенин
«Поёт зима –
аукает…»
54
22.01
1
55
25.01
1
С. Есенин
«Берёза»
А. Пушкин
«Зимняя
дорога»
Обобщение по
теме «Картины
родной
природы.
Зима»
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
Способность
заучивать
стихотворения
наизусть;
-развивать умение
пересказывать
рассказ по
вопросам,
самостоятельно
Коррекция умения
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
Способность
заучивать
стихотворения
наизусть;
-развивать умение
пересказывать
рассказ по
вопросам,
самостоятельно
Развивать связную
речь через
заучивание.
Коррекция
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
Развивать
адекватную
самооценку,
навыки
самостоятельной
работы,
способность
заучивать
стихотворения
наизусть
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Выучить
наизусть
-способность
учитывать
выделенные
учителем в
учебном
материале
ориентиры
действия;
-умение
формулировать
собственное
мнение;
-умение строить
сообщения в
устной форме
Дочитать
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Выразит
.чтение
-понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
способность ее
выполнять;
Выучить
наизусть
Выучить
наизусть
Стр 133134
учить
наизусть
Стр.134137,
пересказ
13
56
26.01
1
Весна. Г.
Скребицкий
«Март»
А. Толстой
«Вот уж снег
последний в
поле тает…»
57
29.01
1
Внеклассное
чтение М.М.
Пришвин «В
краю дедушки
Мазая»
58
01.02
1
Г. Скребицкий
«От первых
проталин до
первой грозы»
(отрывки)
59
02.02
1
Г. Скребицкий
«Весна красна»
60
05.02
1
Г. Скребицкий
«Грачи
прилетели»
61
08.02
1
Г. Скребицкий
«Заветный
кораблик»
Развивать связную
речь,
-умение
соблюдать при
чтении
интонационное
оформление
предложений
(тон, громкость
чтения,
логические
ударения);
способность
заучивать
стихотворения
наизусть;
-умение
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
-развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
-Развивать
артикуляционный
аппарат.
-способность
отвечать на
вопросы по
содержанию
прочитанного
текста;
-Развивать
связную речь
через заучивание.
- Развивать
способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
формулировать
собственное
мнение
Стр.142143
выучить
наизусть
-понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
способность ее
выполнять;
Дочитать
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Стр.143145,
пересказ
Стр.145147,
пересказ
маминой
сказки
Стр.147148,
задание
5.
-способность
задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером;
Совершенствовать -умение строить Стр.148словесную
сообщения в
149,
систему
устной форме;
Пересказ
мышления.
14
62
09.02
1
63
12.02
1
64
15.02
1
65
16.02
1
66
19.02
1
67
22.02
1
68
26.02
1
69
29.02
1
70
01.03
1
Г. Скребицкий
«В весеннем
лесу»
А. Толстой
«Весенние
ручьи»
А. Пушкин
«Гонимы
вешними
лучами…»
А. Блок
«Ворона»
Е. Серова
«Подснежник»
И. Соколов –
Микитов
«Весна»
И. Бунин
«Крупный
дождь в лесу
зелёном…»
С. Есенин
«Черёмуха»
Я. Аким
«Весна,
Весною, о
весне».
Обобщение по
теме «Картины
родной
природы.
Весна»
Внеклассное
чтение Б.С.
Житков
«Наводнение»
Развивать
внимание,
воображение,
память через
различные виды
заданий.
Совершенствовать
словесную
систему
мышления,
технику чтения
путём отработки
выразительности,
способность
заучивать
стихотворения
наизусть;
Совершенствовать
технику чтения
путём отработки
выразительно
Развивать связную
речь через
заучивание.
Развивать
артикуляционный
аппарат.
Коррекция умения
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
Коррекция
познавательного
интереса через
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
Стр.149151,
Читать.
Стр.
152-154
выразит.
чтение
-умение строить
сообщения в
устной форме;
развитие чувства
прекрасного и
эстетических
чувств на основе
знакомства с
Выразит
произведениями .чтение
литературы;
Выучить
наизусть
Выразит
.чтение
развитие чувства
прекрасного и
эстетических
чувств на основе
знакомства с
произведениями
литературы;
-понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
способность ее
выполнять;
Выразит
.чтение
-понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
способность ее
выполнять;
Дочитат
ь
Выучить
наизусть
Выразит
.чтение
15
7172
7375
04.03
07.03
11.03
14.03
15.03
2
3
Н. Гарин –
Михайловский
«Тёма и
Жучка»
(отрывки из
повести
«Детство
Тёмы»)
А. Толстой
«Желтухин»
(отрывок из
повести
«Детство
Никиты»
76
18.03
1
К. Паустовский
«Кот Ворюга»
7779
21.03
22.03
3
Б. Житков
«Про
обезьянку»
80
01.04
1
Э. Асадов
«Дачники»
Развитие умения
работы с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
Отрабатывать
технику чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного
чтения.
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ)
.Развивать
связную речь
через пересказ.
.-способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
Развивать связную
речь через
пересказ.
Развивать
внимание,
воображение,
память.
-способность
учитывать
выделенные
учителем в
учебном
материале
ориентиры
действия;
Стр.
163-165,
пересказ
по
плану.
-способность (в
сотрудничестве с
учителем)
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить как по
ходу его
реализации, так
и в конце
действия
необходимые
коррективы;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Стр.1691711,
Описани
е птенца
Стр.171173,
Пересказ
-умение
формулировать
собственное
мнение;
Стр.180183,
Пересказ
Стр.183186,
читать
понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
Выразит
.чтение
Стр.166169,
вопросы
и
задания.
Стр.174175,
Отв.на
вопросы
Стр.176180,
описани
е кота.
16
81
04.04
1
Ф. Абрамов
«Из рассказов
Олёны
Даниловны»
82
05.04
1
С. Михалков
«Будь
человеком».
Обобщение по
теме «О
животных»
83
08.04
1
Внеклассное
чтение В.
Осеева
«Волшебное
слово»
84
11.04
1
По О.
Тихомирову
«На поле
Куликовом.
Москва
собирает
войско»
85
12.04
1
По О.
Тихомирову
«На поле
Куликовом.
Куликовская
битва»
86
15.04
1
Отрабатывать
технику чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного
чтения.
-способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
Отрабатывать
технику чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного
чтения.
- умение
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
Отрабатывать
технику чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного
чтения.
способность ее
выполнять;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Стр.189191,
Чтение
по ролям
развитие чувства
прекрасного и
эстетических
чувств на основе
знакомства с
произведениями
литературы;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Выразит
.чтение
-способность
учитывать
выделенные
учителем в
учебном
материале
ориентиры
действия;
Развитие
волевых качеств
личности
-умение строить
сообщения в
устной форме
Стр.195197,
Пересказ
-способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
-способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам;
По С.
Отрабатывать
-умение строить
Алексееву
технику чтения,
сообщения в
«Рассказы о
формировать
устной форме;
войне 1812
навыки
года. Бородино. грамотного
Ключи. Конец
осознанного
похода»
чтения.
Дочитат
ь
Стр.197-200,
Пересказ
по
плану.
Стр.201-203,
краткий
пересказ
17
87
18.04
1
8890
19.04
22.04
25.04
3
91
26.04
1
92
29.04
1
93
06.05
1
94
10.05
1
Н. Некрасов
«…И снится ей
жаркое лето…»
(отрывок из
поэмы «Мороз,
Красный нос»)
А. Куприн
«Белый
пудель»
По Л.
Жарикову
«Снега,
поднимитесь
метелью!»
Ю. Коринец «У
могилы
неизвестного
солдата».
Обобщение по
теме «Из
прошлого
нашего народа»
Внеклассное
чтение А.
Гайдар «Чук и
Гек».
В.Гюго
«Гаврош»
Развивать
диалогическую
речь.
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Развитие
логического
мышления,
памяти через
работу с текстом
(деление текста,
выделение
главной мысли,
составление плана
пересказа,
пересказ).
-умение
пересказывать
прочитанное,
отвечать на
вопросы по
тексту.
-способность (в
сотрудничестве с
учителем)
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить как по
ходу его
реализации, так
и в конце
действия
необходимые
коррективы;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
Совершенствовать -умение строить
технику чтения
сообщения в
путём отработки
устной форме;
выразительности.
Развивать
познавательную
деятельность,
способность
выделять главную
мысль
произведения
Способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам;
Стр.
204-207
выразит.
чтение
Стр.
207-210
пересказ
Стр.211213,
вопросы
и
задания
Стр.213216,
пересказ
Стр 217221
читать,
отв. на
вопросы
Развитие
Стр 222волевых качеств, 223
познавательных выразит.
интересов.
чтение
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Развивать связную Способность (в
речь.
сотрудничестве с
развитие интереса учителем)
к чтению.
адекватно
-способность
оценивать
отвечать на
правильность
вопросы по
выполнения
содержанию
действия и
прочитанного
вносить как по
текста;
ходу его
реализации, так
и в конце
Дочитать
СТР.
224- 229
читать,
Вопр. №
6
18
9597
9899
100
101
102
13.05
16.05
17.05
20.05
23.05
24.05
3
2
2
1
М. Твен
«Приключения
Тома Сойера»
С. Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
Нильса с
дикими
гусями»
Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
-способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
-способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам;
Отрабатывать
технику чтения,
формировать
навыки
грамотного
осознанного
чтения.
развитие
читательской
самостоятельност
и, развитие
интереса к
чтению.
-способность
выделять главных
действующих лиц,
давать оценку их
поступкам;
-способность
выделять главную
мысль
произведения;
-способность
участвовать в
беседе;
Обобщающий
Развивать
урок.
познавательную
Рекомендации
деятельность
по внеклассному
чтению на
лето.
действия
необходимые
коррективы
Развитие
волевых качеств,
познавательных
интересов.
- развитие
нравственных
чувств,
регулирующих
моральное
поведение
(чувство
сострадания,
сопереживания,
вины, стыда и
т.д.);
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
-умение
формулировать
собственное
мнение;
-умение строить
сообщения в
устной форме;
развитие чувства
прекрасного и
эстетических
чувств на основе
знакомства с
произведениями
литературы;
-понимание
учебной задачи,
поставленной
учителем и
способность ее
выполнять;
-умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте;
Пересказ
1 части.
Стр.229232
читать.
Стр.232235
пересказ
Стр.236238,
вопросы
и
задания
Стр.
239-243
читать,
пересказ
2 части.
Стр.243247,
пересказ
по
рисунку
Стр.247
—249,
пересказ
Стр.249251
читать,
вопросы
и
задания
19
Материал для диагностики техники чтения в начале и в конце учебного года
Входная проверка техники чтения
«Золотой ключик, или приключения Буратино».
Папа Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было. Кроме красивого
очага – в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на
огне, были не настоящие – они были нарисованы на куске старого холста. Карло вошёл в
каморку.
(46 слов). А.Толстой.
Вопросы:
• Где жил Карло?
• Что было в его каморке?
• Настоящим ли был его очаг?
• На чём был нарисован очаг?
«Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим». (1 четверть)
Джим – это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная
охотничья собачка, хоть и старенькая… Необыкновенно умный и добрый у нас Джим.С
другими собаками не дерётся, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при
встрече хвостиком часто – часто машет и так по – собачьи приветливо улыбается.
(57 слов). В.Бианки
Вопросы на понимание текста:
1. Кто был на охоте?
2. Кто такой Джим?
3. Опишите Джима.
4. Каковы повадки Джима?
«Ножичек»
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя
зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом – ямочка,
чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь,
прежде чем откроешь лезвие.
Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает
на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в
бесценное сокровище.
(66 слов). В.Солоухин
Вопросы на понимание текста.
1. Какой подарок привезли герою из Москвы?
2. Как выглядел нож?
3. Чем стал ножик для героя?
«Зайцы и лягушки» (2 четверть)
Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:
- И от людей. И от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз
умереть, чем в страхе жить и мучиться, давайте утопимся!
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и попрыгали в воду.Один
заяц и говорит:
- Стойте, ребята! Подождём топиться: вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего
– они и нас боятся!
(67 слов). Русская народная сказка
Вопросы на понимание:
• Кто главный герой этой сказки?
• Почему зайцам плохо жить?
20
• Что решили сделать зайцы?
• Что остановило зайцев от необдуманного поступка?
«Скворец»
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и
вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица гласит: "Кто рано встал, тот не
потерял". Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений гденибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходитьсовсем
близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом
всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет
брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень
скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.
(70 слов). А.И.Куприн
Вопросы на понимание текста.
1. В какое время суток лучше наблюдать скворца?
2. О чем говорит русская пословица?
3. Как можно подружиться со скворцами?
«Лиса – рыбак» (3 четверть)
Сижу как – то я на берегу с удочкой. Вдруг гляжу – с того берега по камням спускается
лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит, сбрасывает зимнюю шубу Лиса
Патрикеевна. Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с
нею за камень.
Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила Вдруг лай, вой, визг
поднялся: прибежали собаки деревенские, да как бросятся с обрыва к воде, к лисице.
Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх и в лес. Собаки за ней. Ну и я
ушёл. Кого мне тут ждать?
(89 слов). Е.Чарушин.
Вопросы на понимание текста:
1. Кого увидел герой рассказа?
2. Как выглядела лиса? Почему?
3. Зачем лиса пришла на берег реки?
4. Как в тексте ещё названа лиса?
«Друг»
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в
середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку. Своего зайчика
Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала
поиграть.
Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка
сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
-Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
- Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
- Выкинь его!
А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик,
потом ухо. Почистила его и сказала:
- Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.
(107 слов). В.Карасева
Вопросы и задания:
• Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.
• Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти
предложения.
• Как друзья Светланы отнеслись к её беде?
21
• Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?
• Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная
мысль рассказа.
• Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?
Промежуточная аттестация
«Рыболовы»
Отправился как – то Ваня на рыбалку. И своего пёсика Джоя с собой позвал. Ваня удочку
в воду закинул, а Джой свой хвост опустил.
Сидят, ждут, волнуются. Ой! Поплавок под воду ушёл, леска натянулась! Клюёт! Большая
рыба попалась! Скачет у Вани на крючке, а Джой тоже скачет, скулит от радости. Ваня
рыбину с крючка снял, а Джой всё не умолкает! Его. Оказывается, рак схватил за хвост!
Кто кого поймал – непонятно. Вцепился рак, не хочет свою добычу отпускать! Еле
справился с ним Ваня. Зато рыбалка получилась знатная, улов богатый. А хвост у пёсика
быстро прошёл. Теперь ему удочка тоже понадобится.
(97 слов). В.Сутеев.
Вопросы:
• Куда отправился Ваня?
• Кого он с собой взял?
• Что произошло на рыбалке?
• Какой получилась рыбалка?
«Семь дочек»
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю.Дочки
стали говорить, как они скучали.
«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу», - сказала первая.
«Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», - проговорила вторая.
«Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.
«Мне было без тебя, как пчеле без цветка», - щебетала четвёртая.
«Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая.
«Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды –помыть
ноги.
(100 слов). В.Сухомлинский
.
Вопросы на понимание:
• Сколько детей было у матери?
• Почему матери не было дома целую неделю?
• Как дочки скучали без матери?
22
Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В
2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2. Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы /автор - составитель З.Ф.
Малышева.– 19 изд.-М.: Просвещение, 2020.
3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. 57 000 слов/ 18-ое изд.-М.: Русский язык, 1986.797 с.
23