Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред.
В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование
личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком.
Программа по письму и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение
количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На
каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или
уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и
неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных
частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный
анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнѐзд родственных слов) и другие.
Части речи изучаются в том объѐме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи –
обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни,
к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения разной степени распространѐнности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с нарушением интеллекта
излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведѐтся постоянная работа над развитием фонетического
слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом
создают основу, позволяющую учащимся 9 классов овладеть такими вещами работ, как изложение и сочинение. На контрольные работы отводится
два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.
В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков,
квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чѐткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении
русскому языку в 9 классе используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий
принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как
предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения
смыслового различия с помощью этих единиц.
На уроках русского языка в 9 классе может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического
развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами
работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные,
объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 9 классе – контрольные списывания.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов
предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущих.
МЕТОДЫ УРОКА:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, мультимедиа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Кол-во часов
Повторение
8
Звуки и буквы
5
Состав слова
13
Имя существительное
12
Имя прилагательное
10
Личные местоимения
12
Глагол
24
Наречие
9
Имя числительное
9
Части речи
8
Предложение
20
Повторение пройденного
6
Содержание программы
Повторение (8). Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы (4+1).Звуки гласные и согласные. Согласные твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение
мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ѐ, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки.
Количество звуков и букв в слове.
Состав слова (12+1). Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).Сложные
слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращѐнные слова.
Имя существительное (10+2). Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание
падежных окончаний имѐн существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное (8+2). Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание
падежных окончаний имѐн прилагательных.
Личные местоимения (11+1). Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол (22+2). Роль глагола в речи. Неопределѐнная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II
спряжения, глаголы с –ться и –тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание
глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Увеличение количества часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого материала, предусмотренного программой, и трудностью
усвоения данной темы учащимися.
Наречие (8+1). Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Имя числительное (8+1). Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20;
30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.
Части речи (8). Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение (19+1). Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространѐнные и нераспространѐнные,
с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда,
где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после
слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи. Увеличение количества часов по теме «Предложение»
связано с затруднениями учащихся при построении простых предложений с распространѐнными однородными членами, сложных предложений с
союзными словами, предложений с прямой речью и постановкой в них знаков препинания.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию
речи).
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг. Деловое письмо:
стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год (5+1).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять
деловые бумаги; пользоваться словарѐм.
Учащиеся должны знать:
части речи; правила правописания слов
Список используемой литературы
Литература для учителя
1. В.В.Воронкова «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос»,
Москва, 2000г.
2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной)
школы VIII вида». — М.: Просвещение, 2003.
3. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография».Челябинск, Взгляд, 2002
4. Вахрушева Т. В., Попова Е. В. «300 упражнений по русскому языку»- М.: Аквариум, 2001.
5. О.Е Жиренко « Учим русский с увлечением».- М.: «Просвещение» 2005.
6. Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М.: «Просвещение» 2004.
7. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007.
8. А. Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка» 1- 4 ч.- М.: «Владос», 2003
9. В.И.Капинос, Т.А.Костяева. «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». – М., «Просвещение», 1978.
10. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
11 . Ю.А.Вакуленко. «Весѐлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2011.
12. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». – М., «Просвещение», 1992.
Литература для учащихся
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык». Учебник для 9 кл.- М.: «Просвещение» 2016
2. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. «Орфографический словарь».- М.: «Просвещение» 1980
3. В. П. Свириденков «Сборник упражнений по русскому языку».- М.: «Просвещение», 1969
4. М. И. Махмутов, А. В. Текучѐв «Толковый словарь русского языка».М.: Просвещение, 1981
5. А. Н. Тихонов «Школьный слово-образовательный словарь русского языка».- М.: «Просвещение» 1978
6.
Календарно-тематическое планирование
по письму и развитию речи
9 класс (VIII вид) (136 часов: 4 ч в неделю)
№
1
2
3
Тема
кол-во
часов
Повторение
(8)
Предложение. Однородные члены предложения.
Обобщение.
Предложение. Однородные члены предложения.
Закрепление.
Обращение. Обобщение.
1
сроки корректировка
д/з
2.09
упр.2
1
4.09
упр.3
1
5.09
упр.6
4
Обращение. Закрепление.
1
6.09
упр.8
5
Сложное предложение. Знаки препинания в
сложном предложении. Обобщение.
Сложное предложение. Знаки препинания в
сложном предложении. Закрепление.
Обобщение по теме «Предложение»
1
9.09
упр.10
1
11.09
упр.12
1
12.09
упр.18
Контрольное списывание по теме «Повторение
изученного»
Звуки и буквы
1
13.09
6
7
8
(4+1)
9
Звуки гласные-согласные
1
16.09
упр.22
10
Разделительный твѐрдый и мягкий знаки
1
18.09
упр.25
11
Правила правописания
1
19.09
упр.29
12
Р\р. Деловое письмо. Объявление.
1
20.09
13
Обобщение по теме «Звуки и буквы»
1
23.09
напис. объявл. о потере личн.
вещи
упр.32
Слово. Состав слова
(12+1)
14
Состав слова. Однокоренные слова
1
25.09
упр.36
15
Правила правописания слов в корне
1
26.09
упр.37
16
Правописание приставок. Обобщение.
1
27.09
упр.43
17
Правописание приставок. Закрепление.
1
30.09
упр.47
18
Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-),
из-(ис-), воз-(вос-). Ознакомление.
Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-),
из-(ис-), воз-(вос-). Закрепление.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Ознакомление.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Закрепление.
1
2.10
упр.50
1
3.10
упр.54
1
4.10
упр.53
1
7.10
упр.55
19
20
21
22
Сложносокращѐнные слова. Ознакомление.
1
9.10
упр.56
23
Сложносокращѐнные слова. Закрепление.
1
10.10
упр.58
24
Р\р. Деловое письмо. Расписка.
1
11.10
упр.65
25
Обобщение по теме «Состав слова». Разбор
слова по составу.
Обобщение по теме «Состав слова».
Закрепление.
Контрольное списывание по теме «Состав
слова»
Части речи.
1
14.10
упр.62
1
16.10
упр.64
1
17.10
26
27
Имя существительное
(10+2)
Грамматические признаки имени
существительного. Обобщение.
Грамматические признаки имени
существительного. Закрепление.
Склонение имѐн существительных
1
18.10
упр.68
1
21.10
упр.72
1
23.10
упр.76
Правописание окончаний имѐн
существительных ед.ч.
Правописание окончаний имѐн
существительных мн.ч.
Правописание окончаний имѐн
существительных. Закрепление.
Существительные с шипящей на конце (м.р. и
ж.р.)
Существительные с шипящей на конце
(Р.п.мн.ч.)
1
24.10
упр.79
1
25.10
упр.80
1
28.10
упр.82
1
30.10
упр.90
1
31.10
упр.92
Р\р. Сочинение по картине И.Левитана
«Золотая осень»
Р\р. Деловое письмо. Заметка в
стенгазету
1
1.11
1
11.11
написать заметку о Дне здоровья
38
Обобщение по теме «Имя существительное»
1
13.11
стр.72-73, задание 4,6,9
39
Контрольное списывание по теме «Имя
существительное»
1
14.11
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Имя прилагательное
(8+2)
40
Имя прилагательное как часть речи
1
15.11
упр.98
41
Согласование имѐн прилагательных с
существительными
Правописание окончаний имѐн прилагательных
1
18.11
упр.102
1
20.11
упр.106
Правописание имѐн прилагательных на –-ЬЯ,
ЬЕ, ЫЕ, ИЙ. Ознакомление.
Правописание имѐн прилагательных на –-ЬЯ,
ЬЕ, ЫЕ, ИЙ. Закрепление.
1
21.11
упр.110
1
22.11
упр.112
Р\р. Сочинение «За что я ценю своего
друга»
Р\р. Деловое письмо. Объяснительная
записка.
1
25.11
1
27.11
упр.120
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
1
28.11
стр.92-93, задание 4,6,8
Контрольное списывание по теме «Имя
прилагательное»
Личные местоимения
1
29.11
42
43
44
45
46
47
48
(11+1)
49
Личное местоимение как часть речи.
1
2.12
упр.122
50
Роль местоимений в речи.
1
4.12
упр.125
51
Лицо и число местоимений
1
5.12
упр.128
52
Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.
1
6.12
упр.130
53
Склонение личных местоимений 3 лица.
1
9.12
упр.132
54
Правописание местоимений с предлогами
1
11.12
упр.136
55
Правописание личных местоимений 3-го лица.
Ознакомление.
Правописание личных местоимений 3-го лица.
Закрепление.
1
12.12
упр.139
1
13.12
упр.140
Р\р. Изложение «Подарок» (на
материале упр.141)
1
16.12
56
57
58
59
60
Обобщение по теме «Личные местоимения».
Склонение местоимений.
Обобщение по теме «Личные местоимения».
Закрепление.
Контрольное списывание по теме «Личные
местоимения»
Глагол
1
18.12
упр.144
1
19.12
упр.148
1
20.12
(22+2)
61
Глагол как часть речи. Обобщение.
1
23.12
упр.150
62
Глагол как часть речи. Закрепление.
1
25.12
упр.152
63
Грамматические признаки глаголов.
Ознакомление.
Грамматические признаки глаголов.
Закрепление.
Неопределѐнная форма глагола
1
26.12
упр.156
1
27.12
упр.159
1
13.01
упр.160
1
15.01
упр.162
1
16.01
упр.163
68
Правописание глаголов с частицей НЕ.
Обобщение.
Правописание глаголов с частицей НЕ.
Закрепление.
Изменение глаголов по лицам и числам
1
17.01
упр.168
69
Правописание глаголов. Ознакомление.
1
20.01
упр.170
70
Правописание глаголов. Закрепление.
1
22.01
упр.173
71
Спряжение глаголов. (I спряжение).
1
23.01
упр.178
72
Спряжение глаголов. (II спряжение).
1
24.01
упр.187
73
Правописание окончаний глаголов 2 спряжения.
Ознакомление.
Правописание окончаний глаголов 2 спряжения.
Закрепление.
1
27.01
упр.188
1
29.01
упр.192
75
Р\р. Изложение (на материале упр.192)
1
30.01
76
Правописание окончаний глаголов 1 спряжения.
Ознакомление.
1
31.01
64
65
66
67
74
упр.193
1
3.02
упр.195
78
Правописание окончаний глаголов 1 спряжения.
Закрепление.
Повелительная форма глагола. Ознакомление.
1
5.02
упр.197
79
Повелительная форма глагола. Закрепление.
1
6.02
упр.202
80
Правописание Ь в глаголах. Ознакомление.
1
7.02
упр.204
81
Правописание Ь в глаголах. Закрепление.
1
10.02
упр.205
82
Р\р. Деловое письмо. Анкета.
1
12.02
упр.212
83
Обобщение по теме «Глагол»
1
13.02
упр.207
84
Контрольное списывание по теме «Глагол»
1
14.02
77
Наречие
(8+1)
85
Наречие как часть речи.
1
17.02
упр.217
86
Грамматические признаки наречий.
1
19.02
упр.220
87
Наречия, обозначающие время, место.
1
20.02
упр.223
88
Наречия, обозначающие способ действия.
1
21.02
упр.227
89
Правописание наречий с А и О на конце.
Ознакомление.
Правописание наречий с А и О на конце.
Закрепление.
1
25.02
упр.231
1
26.02
упр.233
91
Р\р. Сочинение (на материале упр.238)
1
27.02
92
Обобщение по теме «Наречие»
1
28.02
93
Контрольное списывание по теме «Наречие»
1
2.03
90
94
Имя числительное
Имя числительное как часть речи
упр.237
(8+1)
1
4.03
упр.241
95
Числительные количественные и порядковые
1
5.03
упр.244
96
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
1
6.03
упр.249
97
Правописание числительных от 50 до 80
1
10.03
упр.250
98
Правописание числительных от 500 до 900
1
11.03
упр.252
99
Правописание числительных 90, 200, 300, 400
1
12.03
упр.255
100
Обобщение по теме «Имя числительное»
1
13.03
упр.258
101
Р\р. Деловое письмо. Доверенность.
1
16.03
упр.260
102
Контрольное списывание по теме «Имя
числительное»
Части речи
1
18.03
(8)
Части речи. Отличительные признаки.
Обобщение.
Части речи. Отличительные признаки.
Закрепление.
Дифференциация прилагательного и
числительного. Ознакомление.
Дифференциация прилагательного и
числительного. Закрепление.
Дифференциация прилагательного и наречия
1
19.03
упр.261
1
20.03
упр.263
1
1.04
упр.265
1
1.04
упр.267
1
2.04
упр.270
1
3.04
упр.271
109
Дифференциация прилагательного и
местоимения
Обобщение по теме «Части речи»
1
6.04
упр.274
110
Контрольное списывание по теме «Части речи»
1
8.04
103
104
105
106
107
108
111
112
Предложение
Простое предложение. Главные члены
предложения.
Простое предложение. Второстепенные члены
предложения.
(19+1)
1
9.04
упр.275
1
10.04
упр.277
Однородные члены предложения
(нераспространенные).
Однородные члены предложения
(распространенные)
1
13.04
упр.280
1
15.04
упр.286
115
Р\р. Изложение (на материале упр.290)
1
16.04
116
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Ознакомление.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Обобщение.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Закрепление.
Сложное предложение. Знаки препинания
1
17.04
упр.293
1
20.04
упр.295
1
22.04
упр.298
1
23.04
упр.306
Сложное предложение с союзами.
Ознакомление.
Сложное предложение с союзами. Закрепление.
1
24.04
упр.309
1
27.04
упр.311
1
28.04
упр.313
1
29.04
упр.315
1
30.04
упр.323
125
Сложное предложение с союзными словами.
Ознакомление.
Сложное предложение с союзными словами.
Обобщение.
Сложное предложение с союзными словами.
Закрепление.
Прямая речь. Ознакомление.
1
6.05
упр.332
126
Знаки препинания при прямой речи.
1
7.05
упр.334
127
Прямая речь. Закрепление.
1
8.05
упр.341
128
Обобщение по теме «Предложение».
Предложения с однородными членами.
Обобщение по теме «Предложение».
Предложения с обращениями.
Контрольное списывание по теме
«Предложение»
Повторение пройденного за год
1
11.05
упр.343
1
13.05
упр.345
1
14.05
113
114
117
118
119
120
121
122
123
124
129
130
131
Предложение. Однородные члены
предложения. Знаки препинания.
(5+1)
1
15.05
упр.349
132
133
134
135
136
Р\р. Сочинение по картине Н.Самокиша
«Подвиг солдат Раевского под
Салтановкой»
Правописание окончаний имѐн
существительных, прилагательных,
глаголов.
Сложное предложение. Знаки
препинания
Знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
1
18.05
1
19.05
упр.351
1
20.05
упр.353
1
21.05
упр.355
Итоговый урок. Викторина по русскому языку.
1
22.05