РПФГ - 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
03.08.2018), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы по учебному
курсу «Финансовая грамотность» для 8 – 9 классов общеобразовательной организаций/
О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТА –
ПРЕСС, 2016 г.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные результаты:
1) сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
2) готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с
различными финансовыми институтами;
3) готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
4) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
5) заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Предметные результаты:
1) владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и
дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и
валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
2) владение знаниями:
- о структуре денежной массы;
- о структуре доходов населения страны и способах её определения;
- о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
- об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- о возможных нормах сбережения;
- о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
- о видах страхования;
- о видах финансовых рисков;
- о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
- о способах определения курса валют и мест обмена;
- о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
1) умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые
необходимо обратиться для её решения;
2) нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

3) умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
4) установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
5) умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
1) умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять
последовательность своих действий по её решению;
2) проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и
семейных финансов;
3) контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе
выработанных критериев;
4) самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
1) умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
2) формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное
бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
3) умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку
зрения), доказательство (аргумент), факты.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с указанием
форм организации и основных видов деятельности
ВВЕДЕНИЕ.
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи.
МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ.
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. Какие бывают основные источники
доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Виды расходов: обязательные и
необязательные, фиксированные и переменные. Учебные мини – проекты «Контролируем семейные расходы». Что такое семейный бюджет и как его
построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Что такое личный
финансовый план. Для чего нудно финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ.
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы. Что такое страхование. Виды страхования. Чем поможет страхования при особых жизненных условиях. Какие бывают
финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды и его признаки. Способы отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических
схем.
МОДУЛЬ 4. СЕМЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ.

Что такое банк и чем он может быть полезен. Функции и источники доходов банков. Роль Центрального банка Российской Федерации. Польза и
риски банковских карт. Виды махинаций с банковскими картами и способы защиты. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный
рынок и как он устроен.
МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
Что такое налоги и зачем мы их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Основы финансовой грамотности.
Формы организации деятельности
Занятия учебной группы проводятся:
2 занятия в неделю по 40 минут.
- практико – ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини – группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся.
- решение познавательных задач;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде;
- знакомство с научно – популярной литературной по теме;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, группах, творческие работы.
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- кейсы по экономике семьи;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
- построение графиков и диаграмм;
- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоения каждой темы
№
Модуль/Тема
урока
МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ

Количество
часов
9ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Деньги: что это такое?
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Какие бывают основные источники доходов.
От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Виды расходов: обязательные и необязательные, фиксированные и переменные.
Учебные мини – проекты «Контролируем семейные расходы».
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Как оптимизировать семейный бюджет.
МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Для чего нужны финансовые организации.
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.
Что такое личный финансовый план.
Для чего нудно финансовое планирование.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ
15
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.
16
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы.
17
Что такое страхование.
18
Виды страхования.
19
Чем поможет страхования при особых жизненных условиях.
20
Какие бывают финансовые риски.
21
Что такое финансовые пирамиды и его признаки.
22
Способы отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических
схем.
МОДУЛЬ
4.
СЕМЬЯ
И
ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ:
КАК
СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ.
23
Что такое банк и чем он может быть полезен.
24
Функции и источники доходов банков.
25
Роль Центрального банка Российской Федерации.
26
Польза и риски банковских карт.
27
Виды махинаций с банковскими картами и способы защиты.
28
Что такое бизнес. Как создать свое дело.
29
Что такое валютный рынок и как он устроен.
МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
2ч

30
31
32

Что такое налоги и зачем мы их платить. Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать её достойной
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Основы финансовой грамотности.

1
1
1ч
1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

Тема внеурочного занятия

Дата проведения

МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ
Деньги: что это такое.
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
вашей семьи.
Какие бывают основные источники доходов.
От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Виды расходов: обязательные и необязательные, фиксированные и
переменные.
Учебные мини – проекты «Контролируем семейные расходы».
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Как оптимизировать семейный бюджет.
МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Для чего нужны финансовые организации.
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций.
Что такое личный финансовый план.
Для чего нудно финансовое планирование.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах.
МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца.
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы.
Что такое страхование.
Виды страхования.

Корректиров
ка даты

Примечания

19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Чем поможет страхования при особых жизненных условиях.
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовые пирамиды и его признаки.
Способы отличить добросовестные инвестиционные проекты от
мошеннических схем.
МОДУЛЬ 4. СЕМЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ
Что такое банк и чем он может быть полезен.
Функции и источники доходов банков.
Роль Центрального банка Российской Федерации.
Польза и риски банковских карт.
Виды махинаций с банковскими картами и способы защиты.
Что такое бизнес. Как создать свое дело.
Что такое валютный рынок и как он устроен.
МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
Что такое налоги и зачем мы их платить. Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать её достойной
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Основы финансовой грамотности.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».