3а класс программа внеурочной деятельности ЭРУДИТ Соловьева ЛВ

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учѐт личностного опыта школьников, их
склонностей, интересов и развитие способностей.
Программа данного курса представляет систему занятий пяти направлений:
 ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ
 СОЦИАЛЬНОЕ
 ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
 ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
 СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться,
самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по окружающему миру, математике, русскому языку, стремлению к
здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Общая характеристика внеурочной деятельности
. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8 - 9 лет.
Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности
каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные
для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии
личности ребѐнка.

Программа занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного
языка и представления по математике, окружающему миру. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами
творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность
раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и
свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий
уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного
обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в
собственном темпе за счѐт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности:
Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается
межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное
развитие детей .
Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребѐнка, предлагает ему на выбор источники дополнительной
информации.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Содержани
е курса.

Направление

Тема
занятий.

Характерис
тика
деятельност
и
обучающих
ся

Планируемые
предметные
результаты

Да
та
Универсальные учебные действия

Личностные
результаты

Земля – наш дом (11ч)
1

Организаци Духовно онное
нравственное
занятие.
Ситуационн
ая игра «Я в
школе».

2

Викторина
«Мир, в
котором мы
живем»

Духовно нравственное

3

Познаватель
ная игра
«Эти

Общеинтеллект
уальное

Формирован
ие культуры
поведения
школьника в
ходе
ситуационно
й игры.

Осознавать
ценность природы
Земли и родного
края,
необходимость
нести
ответственность за
еѐ сохранение;
-выбирать
Расширение оптимальные
кругозора
формы поведения
детей,
на основе
актуализаци изученных правил
я знаний по безопасности;
предмету
-собирать
«Окружающ материал и
ий мир»
составлять
портфолио о
родном крае.
Работа с
информацие
й. Находить

Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать
учебную задачу; ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем; составлять план и
последовательность действий;
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
- устанавливать соответствие
полученного результата поставленной
цели; соотносить правильность
выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями
конкретной задачи;
Познавательные УУД:
-искать и выделять необходимую
информацию из различных
источников в разных формах
-установление причинноследственных связей; осуществлять
рефлексию способов и условий
действий; контролировать и оценивать

-Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию;
внутренняя
позиция
школьника на
основе
положительного
отношения к миру;
-целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы, -навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликты и

01.
09

08.
09

15.
09

забавные
животные».

4

Викторина
«Удивитель
ные
деревья»

ответы на
вопросы

Общеинтеллект
уальное

Работа с
информацие
й, открытие
новых
знаний.
Расширение
представлен
ий об
окружающе
м мире.

процесс и результат деятельности;
ставить, формулировать и решать
проблемы;
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
задавать и отвечать на вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
-договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; формулировать
собственное мнение и позицию;

находить выходы
из спорных
ситуаций;
-эстетические
потребности,
ценности и
чувства; этические
чувства, прежде
всего
доброжелательнос
ть и
эмоциональнонравственная
отзывчивость;

22.
09

5

ИграОбщеинтеллект
путешествие уальное
«На глубине
океана»

Работа с
информацие
й, открытие
новых
знаний.

29.
09

6

ИграОбщеинтеллект
путешествие уальное
«По
просторам
Галактики».

Работа с
информацие
й, открытие
новых

06.
10

знаний.
7

Вода –
источник
жизни.
(проект)

Духовно нравственное

Анализирова
ть
полученную
информацию
.

13.
10

8

Экология и
мы.

Духовно нравственное

Слушать
рассказ
учителя.
Приводить
примеры по
теме.

20.
10

9

Красная
книга.
Почему она
красная?

Социальное

Слушать
рассказ
учителя.
Ориентирова
ться в
понятиях.

27.
11

10

Минипроект
«Солнце –
источник
жизни».

Общеинтеллект
уальное

Слушать
рассказ
учителя.
Ориентирова
ться в
понятиях.

10.
11

Общеинтеллект

Слушать
рассказ

17.

11 Минипроект

«Путешеств
ие в
космос».

уальное

учителя.
Ориентирова
ться в
понятиях.
систематизи
ровать
полученные
знания,
оформлять
полученную
информацию

11

Математика и конструирование (10 ч)
12 Из истории
математики.

Общеинтеллект
уальное

Слушать
рассказ
учителя.
Анализирова
ть
полученную
информацию
.

13 Применение
математики
в жизни.

Социальное

Приводить
примеры из
собственног
о
жизненного
опыта.

Воспринимать
и
осмысливать
полученную
информацию,
владеть способами
обработки данной
информации;
 определять
учебную задачу;
 ясно
и
последовательно
излагать
свои
мысли,
аргументировано
доказывать свою
точку зрения;
 владеть своим


Регулятивные УУД:
Формировать:
 умение учиться и способность к
организации своей деятельности;
 умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности;
 готовность к преодолению
трудностей;
 учебное сотрудничество учителя с
учеником на основе признания
индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
 Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию,

 Развитие
любознательности,
сообразительности
при выполнении
разнообразных
заданий
проблемного
и
эвристического
характера;
 развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремлѐннос
ти,
умения
преодолевать
трудности
—
качеств
весьма

24.
11

01.
12

14 Минипроект «Что
дала
математика
людям?»

Общеинтеллект
уальное

15 Математиче
ские
шарады,
ребусы,
анаграммы.

Общеинтеллект
уальное

16 Конкурс «Еѐ Общеинтеллект
величество
уальное
–
математика»
.

17 «Турнир
смекалисты
х».

Общеинтеллект
уальное

18 ИграОбщеинтеллект
соревновани уальное
е «Умники и
умницы».

вниманием;
 сознательно
управлять своей
памятью
и
регулировать
ее
проявления,
владеть
рациональными
Решение
приемами
занимательн запоминания;
ых задач.
 владеть
навыками
поисковой
и
исследовательской
деятельности
Решение
занимательн  использовать
основные приемы
ых задач.
мыслительной
деятельности;
 самостоятельно
мыслить
и
творчески
Конструиров работать;
 владеть
ание
нормами
нравственных
и
межличностных
Конструиров
отношений.
ание
Приводить
примеры из
собственног
о
жизненного
опыта.

полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего
класса.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других.
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
 Включаться в групповую работу,
согласовывать усилия по достижению
общей цели.
 Сравнивать свои достижения вчера
и сегодня, вырабатывать
дифференцированную самооценку.
 Осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения
задания.

важных
в
практической
деятельности
любого человека;
 воспитание
чувства
справедливости,
ответственности;
 развитие
самостоятельност
и
суждений,
независимости и
нестандартности
мышления.

08.
12

15.
12

22.
12

29.
12

12.
01

19 Турнир
юных
Эрудитов.
20

Общеинтеллект
уальное

Конструиров
ание

19.
01

Общеинтеллект
Интеллектуа уальное
льная игра
«Заниматель
ная
геометрия».

Работа с
геометричес
ким
материалом.

26.
01

Аппликация
из
геометричес
кого
материала

02.
02

21 Математиче
ские
головоломк
и.

Общеинтеллект
уальное

Филология (8 ч)
22 Роль речи и
знания
языка в
жизни
человека.
Из истории
языка

Общекультурно
е

Слушать
рассказ
учителя.
Анализирова
ть
полученную
информацию
.

23 Изобразител

Общеинтеллект

Слушать

Воспринимать
и
осмысливать
полученную
информацию,
владеть способами
обработки данной
информации;
 определять
учебную задачу;
 ясно
и
последовательно


Регулятивные УУД:
Формировать:
 умение учиться и способность к
организации своей деятельности;
 умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности;
 готовность к преодолению
трудностей;
 учебное сотрудничество учителя с
учеником на основе признания

09.
 Развитие
любознательности, 02
сообразительности
при выполнении
разнообразных
заданий
проблемного
и
эвристического
характера;
 развитие
16.

ьные
средства
языка.

уальное

рассказ
учителя.
Анализирова
ть
полученную
информацию
.

24 Развиваем
речь

Общекультурно
е

Составление
рассказов по
картинкам

25 Развиваем
речь

Общекультурно
е

Составление
рассказов по
картинкам

26 Познаватель
ная игра
«По
страницам
любимых
книг»

Общеинтеллект
уальное

Составление
отзыва на
прочитанну
ю книгу.

27 Игра «Там
на
неведомых
дорожках».

Общеинтеллект
уальное

Рассказыван
ие сказок.

28 Игра
«Потерянно

Общеинтеллект

Игра.

излагать
свои
мысли,
аргументировано
доказывать свою
точку зрения;
 владеть своим
вниманием;
 сознательно
управлять своей
памятью
и
регулировать
ее
проявления,
владеть
рациональными
приемами
запоминания;
 владеть
навыками
поисковой
и
исследовательской
деятельности
 использовать
основные приемы
мыслительной
деятельности;
 самостоятельно
мыслить
и
творчески
работать;
 владеть
нормами
нравственных
и
межличностных

индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
 Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего
класса.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других.
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
 Включаться в групповую работу,
согласовывать усилия по достижению
общей цели.
 Сравнивать свои достижения вчера
и сегодня, вырабатывать
дифференцированную самооценку.
 Осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения
задания.

внимательности,
настойчивости,
целеустремлѐннос
ти,
умения
преодолевать
трудности
—
качеств
весьма
важных
в
практической
деятельности
любого человека;
 воспитание
чувства
справедливости,
ответственности;
 развитие
самостоятельност
и
суждений,
независимости и
нестандартности
мышления.

02

01.
03

15.
03

22.
03

05.

е слово».
29 Мир
пословиц и
поговорок.

отношений.

уальное
Общеинтеллект
уальное

04

Работа с
пословицами

12.
04
Наше здоровье (5 ч)

30 Мой
внешний
вид – залог
здоровья

Спортивное

31 Закаливание
организма

Спортивное

32 Игротека

Спортивное

33 Игротека

Спортивное

Осознание обуча
ющимися
необходимости
заботы о своѐм
здоровье
и
выработки форм
поведения,
которые помогут
избежать
опасности
для
Слушать
жизни и здоровья,
социальная
рассказ
адаптация детей,
учителя.
Анализирова расширение сферы
общения,
ть
приобретение
полученную опыта
информацию взаимодействия с
окружающим
.
миром.
Игры.
Первостепенным
результатом
реализации
Игры.
программы
Слушать
рассказ
учителя.
Анализирова
ть
полученную
информацию
.

Регулятивные УУД:
Определять и формулирова
ть цель деятельности с помощью
учителя,
проговаривать последовательность
действий,
учить высказывать своѐ
предположение, уметь работать по
предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и
другими
учениками давать эмоциональную оце
нку деятельности класса.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего
класса.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до
других,
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах
общения и поведения в школе и

Определять и выск
азывать
под руководством
учителя
самые
простые и общие
для всех людей
правила поведения
при
сотрудничестве ,
В предложенных
педагогом
ситуациях
общения
и
сотрудничества,
опираясь на общие
для всех простые
правила
поведения, делать
выбор, при
поддержке других
участников
группы и педагога,
как поступить.
Вести безопасный,

19.
04

26.
04

03.
05
11.

34 Игротека

Спортивное

Игры.

внеурочной
следовать им.
деятельности
будет
сознательное
отношение
обучающихся
к
собственному
здоровью во всем
его проявлениях.

здоровый
жизни.

образ 05
17.
05

Список литературы
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2012.
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М. :Просвещение, 2010.
3. «Занимательные материалы». Сухин И.Г.: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2010.
4.Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М.,
Просвещение, 2011.
5. Иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2009.
6.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
7. Интернет- ресурсы


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».