3в класс программа внеурочной деятельности Хочу всё знать Козменко Е.М.

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.
Программа

данного

образовательным

кружка

введена

в

учреждением в рамках

часть

учебного

плана,

формируемого

общеинтеллектуального направления.

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения. 1 час в неделю.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания,
входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного
искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение
интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных
на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации программы
воспитательные результаты.

положены

ценностные

ориентиры

и

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным
является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное
умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более
широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие
ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность,
тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного
подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей
обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:

2

 Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным
видам деятельности.
 Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности.
 Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
 Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учѐт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
 Игровая

деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение
готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам;
ролевая игра).
 Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные
коммуникации, парную и групповую работу).
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление
мини-проектов).
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической
деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время.
Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный
эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня
интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными
программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир»,
«Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы
соответствуют требованиям ФГОС НОО.
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
3

государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в
ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы
работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные

результаты

освоения

обучающимися

внеурочной

образовательной

программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
 овладение начальными сведениями об

особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) их происхождении и назначении;
 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;


формирование

коммуникативной,

этической,

социальной

компетентности

школьников.
Метапредметные результаты
 Регулятивные универсальные учебные действия
 -предвосхищать результат.
 - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок.
 -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
 - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
 Коммуникативные универсальные учебные действия
 -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать

свои

затруднения;
 - предлагать помощь и сотрудничество;
 - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
 - формулировать собственное мнение и позицию;
 - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
 Познавательные универсальные учебные действия
 - ставить и формулировать проблемы;
 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
 - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
4

 -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
 - установление причинно-следственных связей;

В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по
годам обучения.
К концу обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН

Универсальные учебные действия
Одежда
Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых предметов одежды.
Историю их создания. Назначение профессии
сапожника и модельера.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности русского костюма.
Создать простейшую модель русского костюма.
Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам.
Составлять презентацию.

Познавательные УУД


Умение
осознано
строить
речевое
высказывание в устной форме;
 Выделение познавательной цели;
 Выбор наиболее эффективного способа
решения;
 Смысловое чтение;
 Анализ объектов
 Синтез как составление частей целого;
 Доказательство;
 Установление
причинно-следственных
связей;
 построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД



Праздник
Обучающиеся будут знать:
Название и историю появления праздников и
обычаев.
Обучающиеся будут уметь:

Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и
точно;
 Разрешение конфликтов.
 Управление действиями партнера( оценка,
коррекция)
Регулятивные УУД





Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Оценка;
Коррекция

Соблюдать основные правила этикета,
применять их на практике. Изготовить
соответствующее украшение и подарок к
празднику. Извлекать необходимую
информацию из дополнительных источников
знаний (словарей, энциклопедий, справочников).
Проводить работу в группе.

ЗУН
Предприятия, сооружения, здания

Универсальные учебные действия
Познавательные УУД
5

Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых сооружений и
культурно-развлекательных центров. Историю
их создания и предназначение.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных
сооружений и зданий. Составлять презентацию.
Извлекать необходимую информацию из
дополнительных источников знаний (словарей,
энциклопедий, справочников)



Умение
осознано
строить
речевое
высказывание в устной форме;
 Выделение познавательной цели;
 Выбор наиболее эффективного способа
решения;
 Смысловое чтение;
 Анализ объектов
 Синтез как составление частей целого;
 Доказательство;
 Установление
причинно-следственных
связей;
 построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД



Транспорт
Обучающиеся будут знать:
Основные виды транспорта, их появление.
Профессии сопровождающие работу
транспорта.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила поведения в
общественном транспорте, применять их на
практике. Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных ситуациях,
планировать свои действия.

Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и
точно;
 Разрешение конфликтов.
 Управление действиями партнера( оценка,
коррекция)
Регулятивные УУД





Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Оценка;
Коррекция

Полезные изобретения
Обучающиеся будут знать:
Роль современных изобретений в жизни
человека и общества, их предназначение
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться предметами современной жизни.
Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам. Обсуждать
предположения в группах, планировать свои
действия.

6

Формы учѐта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые
материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения
программы
тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
3. Содержание программы

№
п\
п
I.
1

Раздел\Тема

Теория

Игры и игрушки
История глиняной
игрушки

Практические действия
или трудовые операции
(примерные)
Лепка игрушек из
пластелина

6

Посещение выставки
глиняной игрушки в
школьном кабинете ИЗО
Какой музыкальный Знакомство с шумовыми
инструмент был
музыкальными
первым
инструментами
Кто первым
История создания
запустил
игрушки.
бумажного змея
Конструктивные
особенности бумажного
змея
Кто придумал мяч
Настольные игры
Виды настольных игр
Правила игры
Подвижные игры
Правила игры

7

Настольный театр

Актеры и зрители

8

Калейдоскоп

Беседа «Что такое
калейдоскоп»

Оригами - игрушки
Мини-спектакль
Мозаика из разной крупы

II.
9

Все для дома
Как появился
чайник
Откуда пришла
тарелка
Как баклуши били
(ложки)
Столовые приборы

2

3

4
5

10
11
12
13

История
возникновения
мебели

Изготовление шумовых
игрушек из пластиковых
бутылок и крупы
Изготовление бумажного
змея (коллективная работа)

Игры с мячом
Изготовление настольной
игры
Разучивание подвижных игр

Презентация «Чайное
утро»
История появления

Правила чаепития
Сюжетная игра
Тарелка из папье-маше

Беседа с презентацией

Роспись ложки

Правила этикета

Сюжетная игра «Накрываем
стол»
---------------

Презентация «Откуда
стол пришел?»

7

14

Проектирование
спальни

15

Когда было
впервые
изготовлено мыло

III.
16

Школа
Первые рисунки

17

Кто изобрел перо

18

Карандаш

19

История
шариковой ручки
Кто изобрел ноты

20

История создания мыла
Правила гигиены

Знакомство с
наскальными рисунками
Томской писаницы
Беседа «Гусиное
крылышко»
Заочное путешествие на
карандашную фабрику
Беседа «От пера до
шариковой ручки…»
Историческая справка

21

Кто изобрел
бумагу

Использование
информации из
дополнительных
источников

22

Когда появились
первые книги

Презентация «Русский
книгопечатник»

23

Кто написал
первую
энциклопедию
Как возникли
библиотеки
Откуда пошли
названия дней
недели
Как возникли
единицы
измерения
Как люди начали
добывать
полезные
ископаемые
У какой страны
впервые появился
флаг
Какие бывают
ребусы
Еда
Хлеб из орехов

Историческая справка
Энциклопедия как способ
получения информации

24
25

26

27

28

29
IV
30

31

Как картофель
попал в Россию

Изготовление шкафа из
картона, кровати
(работа в группах)
Рисование упаковки для
мыла

Рисование восковыми
мелками
животных
Рисование пера
Рисование карандашами
(тема любая)
Лепка ручки из пластилина
Рисование скрипичного
ключа
Аппликация из бумаги
(тема любая)

Изготовление книжкималышки
(работа в группах)
Рассматривание
энциклопедий
Экскурсия в библиотеку

Получение информации
через интернет
Беседа «Старинные меры
измерения»
Заочное путешествие в
древний мир
Символы нашей страны
Виды ребусов и их
структура
Информация из
справочника «Что такое?
Кто такой?»
Презентация «Второй
хлеб»

Составление распорядка
мероприятий на неделю
(или расписания уроков)
Измерение разными
мерками
(работа в группах)
Рассматривание коллекций
полезных ископаемых
Экскурсия в кабинет
географии
Рисование флага сказочной
страны
(работа в группах)
Составление и
разгадывание ребусов
Лепка разных видов орехов
из пластелина
Поделки из картофеля
8

33

Кое-что из
истории конфет
Откуда фрукты и
овощи получили
свое название

34

Каменный мед
(сахар)

35

Секретное
мороженое

36

Где прячутся
витамины
Секрет каши

32

37

38
39

Первая
кулинарная книга
Такая разная
капуста

40

Где появились
арбузы

41

Из чего делают
пряники
Шоколад

42

V
43
44

45
46
47

Одежда
Одежда наших
предков
Откуда взялся
фартук
Зачем нужны
пуговицы
Откуда взялись
шапки
Кто придумал
обувь? Секреты
башмаков

48

История русского
сарафана

49

Чем украшают
одежду
С каких пор
применяют

50

Историческая справка
Короткая
информационная справка
о названиях овощей и
фруктов приготовленная
детьми
Рассказ о меде, его
свойствах и
использовании
История создания
мороженого
Заочная экскурсия на
хладокомбинат
Беседа «Овощи и фрукты витаминные продукты»
Каша-основа
национальной русской
кухни
Историческая справка

Плетение пояса из
фантиков
Рисование овощей и
фруктов (иллюстрации к
книжке-малышке)
Составление сборника
народных рецепты лечения
(с медом) Мини-проект
Составление рецепта
мороженного (работа в
группах)
Поделки из овощей
Аппликация с
использованием крупы

Составление рецепта
(работа в группах). Защита
Витамины содержащиеся
Составление загадок о
в капусте и их значение
капусте. Конкурс
для организма человека
(работа в группах)
Полезные свойства арбуза «Все об арбузе»
и его историческая родина (изготовление книжкималышки)
Беседа с работником
Лепка пряников из
кондитерского цеха
пластелина
Полезные свойства
Рисование обертки
шоколада
шоколада

Русский народный костюм Составление кроссворда
«Одежда предков»
Материалы
Рисуем фартук
информационного
справочника
Беседа о видах пуговиц
Пришивание пуговицы
Историческая справка

Рисуем шапки

Историческая справка
Беседа о профессии
сапожника

Рисование туфель

Презентация «Русский
наряд в изображении
художников»

Рисование и вырезание
сарафана для куклы

Информация из
дополнительной

Изготовление носового
платка из ткани
9

51
52

53

54
VI.
55

56

носовые платки
Юбки и брюки
Когда впервые
стали
использовать
тутового
шелкопряда
Домик для
пальчиков.
Варежки
Что такое «мода»
Праздник
История
воздушных
шариков
История
фейерверков

57
58
59
60
61

VII.

62

63
64

65
66
67

68
69
VIII
70

Широкая
масленица
Конкурс Золушек
и Рыцарей

Предприятия,
сооружения,
здания
Кто основал
первый зоопарк
Когда возникли
музеи
Как появился
фонтан
Как возникли
города
Когда люди начали
строить дома
Цирк! Цирк! Цирк!
На подмостках
театра
Чудеса света
Транспорт
Общественный
транспорт

литературы
История появления
Информация из
дополнительной
литературы
История появления
варежек
Экскурсия в кабинет
технологии
Информация из
дополнительной
литературы
Первые фейерверки.
Историческая справка
История появления
праздника

Разрисовывание воздушных
шариков или на воздушных
шариках
Аппликация «Салют»

Правила этикета

Составление конкурсных
заданий
(работа в группах)

Информация из
справочника «Что
такое? Кто такой?»
Экскурсия в музей
Информация из
справочника «Что
такое? Кто такой?»
Информация из
справочника
Презентация «История
Тобольска»
Архитектурные
особенности здания
цирка
Оборудование сцены
театра и ее особенности
Презентация « Семь
чудес света»

Рисуем город моей мечты
Проект. «Мой город. Мой
дом»
Рисование афиши
представления (работа в
группах)
Проект «Семь чудес света»

Виды общественного
транспорта
10

71
72
73
74
75
76

IX
77
78

79
80

Кто придумал
велосипед
Кто создал
автомобиль
Кто изобрел
самолет
Железнодорожный
транспорт
Уборочные
машины
Специальные
машины. Машина
«Скорой помощи»
Полезные
изобретения
Когда был
изобретен зонтик
История
происхождения
денег
Как был изобретен
телефон
Компьютер и
Интернет

Информация из
справочника
Информация из
справочника
Информация из
справочника
Виды железнодорожного
транспорта
Специальные машины
для уборки города
Беседа по ОБЖ

Конкурс «Безопасное
колесо»

Информация из
справочника
Презентация «История
монет»

Рисование узора для
зонтика

Информация из
справочника
Компьютер как
современное достижение
науки

Придумывание и рисование
новой модели телефона
Работа на компьютере (тема
«Интернет») Итоговый
контроль

Составление презентации

Оказание первой помощи
Итоговый тест

4. Учебно-тематический план
34 часа (1 час в неделю)
№
п\п

Раздел/Тема

Кол-во
часов

l.

Игры и игрушки

4

1
2
3
4
ll.
5

6
7

Дата
занятия

Направление

История глиняной игрушки
Какой музыкальный
инструмент был первым
Кто придумал мяч
Подвижные игры

1
1

06.09
13.09

интеллектуальное
Общекультурное

1

20.09

Спортивнооздоровительное

Калейдоскоп
Все для дома

1
3

27.09

Как появился чайник
Откуда пришла тарелка
Как баклуши били (ложки)
Столовые приборы

1

История возникновения
мебели
Из чего построен дом?

1

11.10

Социальное

1

18.10

Духовно-

Общекультурное
Социальное

04.10

11

Глиняный кирпич

нравственное

Школа
Когда появились первые
книги
Кто написал первую
энциклопедию
Как возникли библиотеки

5
1

Откуда пошли названия дней
недели
Как возникли единицы
измерения
Как люди начали добывать
полезные ископаемые
У какой страны впервые
появился флаг
Еда
Как картофель попал в Россию

1

08.11

1

15.11

1

22.11

1

29.11

2
1

06.12

14

Откуда фрукты и овощи
получили свое названии
Где прячутся витамины

1

13.12

V
15

Одежда
Одежда наших предков
Кто придумал обувь? Секреты
башмаков
История русского сарафана
Домик для пальчиков.

2
1

20.12

Интеллектуальное

16
Vl.
17

Что такое «мода»
Праздник
История воздушных шариков,
фейерверков

1
3
1

27.12

Общекультурное

18

Широкая масленица

1

19

Конкурс Золушек и Рыцарей

1

III
8

9
10
11
12
lV
13

25.10
интеллектуальное

Духовнонравственное
Спортивнооздоровительное

Общекультурное

Предприятия, сооружения,
здания
Кто основал первый зоопарк
Как появился фонтан

8

21
22
23

Как возникли города
Гидроэлектростанция
Каким был первый магазин

1
1
1

24

Стадион. Кто вперед?

1

20

Духовнонравственное
Духовнонравственное

10.01
17.01

24.01

VlI

Духовнонравственное
Социальное

1

31.01

07.02
14.02
21.02
28.02

Спортивнооздоровительное
Спортивнооздоровительное

Общекультурное
Интеллектуальное
Социальное
Социальное
Спортивнооздоровительное
12

Цирк! Цирк! Цирк!
На подмостках театра
Чудеса света

25
26
27

1
1
1

06.03
13.03

Общекультурное
Общекультурное
Интеллектуальное

20.03
VIll
28
29

Транспорт
Общественный транспорт
Кто придумал велосипед,
создал автомобиль и изобрел
самолет

4
1
1

03.04
10.04

30
31

Железнодорожный транспорт
Уборочные и
специальные машины.
Машина «Скорой помощи»

1
1

17.04
24.04

IX
32

Полезные изобретения
Когда был изобретен зонтик

3
1

08.05

33

История происхождения денег

1

15.05

34

Как был изобретен телефон
Компьютер и Интернет

1

22.05

Социальное
Интеллектуальное

Социальное

Интеллектуальное
Духовнонравственное
Интеллектуальное

Итого (34)

Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская
и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
[Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
[Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы
и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература

13

1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание
для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://planetashkol.ru/
3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://www.konodyuk.com/
4. История
вещей
[Электронный
http://www.kostyor.ru/history.html

ресурс].-

Режим

доступа:

5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.:
Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.:
Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
8. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «КлючС», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «КлючС», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «КлючС», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит.,
1983.- 192 с.
12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333
с.
13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. –
384 с.

14

15


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».