1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Край родной, казачий» разработана в соответствии с Законом Российской
Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных
ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути
восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного
здоровья, силы и богатства.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Актуальность темы в наше время обусловлена живым
научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского
государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов,
военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово
«казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории
Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова.
Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н. Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А
между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества! Особенно актуальной становится проблема формирования любви к
Отечеству, к своей «Малой родине».
Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города,
воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего,
воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Представленная программа рассчитана на учащихся 4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала
непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале
преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более
сложных заданий.
В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление об истории казачества, его обрядах и праздниках.
Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания о фольклорном наследии казачества. Важное место на втором году обучения занимает
изучение истории родного рода, беседы с интересными людьми, встречи.
Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств
патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.
Образовательные задачи:
– знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
– ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
– овладение начальными навыками исследовательской работы;
– углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и
нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;
Воспитательные задачи:
– развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
– воспитание учащихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
– формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей
гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;
Развивающие задачи:
– развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
– стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.
– развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родин, своему народу, к России;
– гражданственность – закон и порядок;
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших;
– труд и творчество – уважение к труду.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ученик получит возможность научиться
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
- рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), особенностях
культурного развития первых жителей Иловлинского района;
- показывать на карте территорию, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах
выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
- описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
- осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
- высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную
точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям казачества;
- выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоциональноценностного отношения к художественно-культурному наследию.
- создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «Край родной казачий» способствует формированию у обучающихся следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучения истории казачества является формирование:
познавательного интереса к изучению истории казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям казачества;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Край родной казачий» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из
одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории казачества в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории казачества, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных
социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
-
основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
-
изученные виды исторических источников.
Уметь:
-
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
-
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
-
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в программе выделены следующие методы, технологии,
приёмы обучения и воспитания:
Технологии диалогового взаимодействия:
- технология рефлексивного чтения;
- технология обсуждения проблем;
- технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
- беседа
- распознавание;
- диалог
- сравнение;
- исследовательский проект.
Методы обратной связи:
- интерпретация;
- загадки
- проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра
- испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в
деятельностной, творческой форме.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение,
художественное творчество.
Формы организации деятельности: экскурсии, поисковые и научные исследования, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
Направления
внеурочной деятельности:
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Духовно- нравственное
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное направление
Цели:
развитие общей культуры, воспитание у детей способности к нравственному самосовершенствованию, формирование
ценностных ориентаций, формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
Задачи:
становление у обучающихся активной жизненной позиции,
воспитание основ правовой эстетической и физической культуры, развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства
прекрасного, творческих способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций; овладение учащимися навыками продуктивной
индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения;
формирование интереса к творческим профессиям.
Содержание направления:
- организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- проведение тематических бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
Ожидаемые результаты:
получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.
Общеинтеллектуальное направление
Цели:
обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП, формирование целостного
отношения к знаниям, процессу познания, создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности
Задачи:
овладение УУД,
формирование навыков научно-интеллектуального труда,
обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами; способствование формированию мировоззрения,
функциональной грамотности.
расширение опыта общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Основные формы организации деятельности:
кружки, факультативы, научное общество учащихся, экскурсии, походы, познавательные игры и беседы,
исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной
направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны). Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные
действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные
действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием
учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с
опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Описание содержания направления
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, внеклассные мероприятия. Детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные
марафоны) Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и
групповую работу).
Ожидаемые результаты
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для
данного возраста; умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Духовно- нравственное направление
Цель:
создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметнопродуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «становиться
лучше»;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими
детьми в решении общих проблем;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим. Описание
содержания направления:
познавательные беседы, внеклассные мероприятия, детские исследовательские проекты, внешкольные акции духовнонравственной направленности (конференции учащихся, конкурсы), посещение выставок.
Планируемые результаты:
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Социальное направление
Цель:
создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного
самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты
преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
Описание содержания направления:
социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). КТД
(коллективно-творческое дело). Социальный проект, праздники, выставки, беседы.
Планируемые результаты:
- получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;
приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;
- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности;
- потребность в участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель:
воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Задачи:
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё
здоровье;
формировать представление: 1) о позитивных факторах, влияющих на здоровье; 2) о правильном (здоровом) питании,
его режиме, структуре, полезных продуктах; 3) о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности; 4) о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от
табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; 5) о влиянии
позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх;
научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать
свой режим дня;
формировать: 1.позитивного коммуникативного общения; 2.представление об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни; 3.потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические
упражнения.
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников основывается на принципах
природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности,
поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников
основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими
законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него
ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна
основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и
нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и
здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детских общностях, детских
коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими,
могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни,
спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в
процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием
которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта
(ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам
образования как представителям различных поколений и субкультур, индивидуальными ценностями конкретных
субъектов образования).
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников
идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой. Реализация принципа патриотической
направленности в программе внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности предполагает использование
эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых явлений и предметов;
стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретные действий ориентируют субъекта на
действия, приносящие благо Отечеству; собственных действий школьника по отношению к Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и
«выведение» школьника в самостоятельное проектное действие.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной
деятельности — процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной
телесности. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так
и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Содержание деятельности:
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, спортивные и оздоровительные акции, олимпиады, беседы,
физкультминутки, физпаузы.
Планируемые результаты:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных
условиях и способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально
пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного
питания, о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы;
формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей
хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще;
регулярные занятия спортом;
систематически оздоровительно- закаливающие процедуры;
участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Направления
внеурочной
деятельности
Темы занятий
Дата
Раздел 1. Казачий фольклор.
1.
2-3
4.
5-6.
7-8.
9.
10-11.
12.
13.
Спортивнооздоровительное
Духовно- нравственное
Общекультурное
Духовно- нравственное
Общекультурное
Духовно- нравственное
Социальное
Спортивнооздоровительное
Духовно- нравственное
Общекультурное
Духовно- нравственное
Социальное
Общекультурное
Духовно- нравственное
Общеинтеллектуальное
Социальное
Вводное занятие. Игра-викторина «Казачата»
Вспомним пройденное.
Как говорили донские казаки.
Словарь казачьих говоров.
Составление рассказа с «казачьим говорком»
07.09.2023
Строевые и игровые казачьи песни.
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
Казачьи игры.
Казачьи посиделки
Раздел 2 Казаки-защитники
Казачьи войска в истории России.
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
Обряд «Приём в казачата»
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
Обряд «Выборы школьного атамана»
07.12.2023
Раздел 3 Бабушкин сундучок
14-16.
Духовно- нравственное
История казачьего костюма
14.12.2023
Общеинтеллектуальное
17-19.
Общеинтеллектуальное
Социальное
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
Изготовление макета казачьего костюма
Раздел 4 Православные праздники
20.
Духовно- нравственное
Духовная жизнь казака.
01.02.2024
21-22.
Духовно- нравственное
Общекультурное
Духовно- нравственное
Общекультурное
Духовно – нравственное
Общекультурное
Духовно - нравственное
Общекультурное
Праздник Рождества Христова.
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024
28-29.
Духовно- нравственное
Общеинтеллектуальное
Посещение монастырей и храмов своей местности
04.04.2024
11.04.2024
30-31.
Духовно- нравственное
Общеинтеллектуальное
Обрядовый праздник «Красная горка».
18.04.2024
25.04.2024
32-33.
Духовно- нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Спортивнооздоровительное
Троица Празднование троицы.
02.05.2024
16.05.2024
23.03.2024
23-24.
25-26.
27.
34.
Масленица. Празднование масленицы.
Пасха. Рецепты казачьей кухни.
Посещение
монастыря.
Усть-Медведицкого
Спасо-Преображенского
Итоговое занятие Проект «Праздничный калейдоскоп»