ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу ОБЖ составлена с учѐтом
программы, разработанной В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н.
Вангородским, М. А. Ульяновой в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта
«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего
образования второго поколения».
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и
федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О
безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О
пожарной безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.
Дидактические материалы
1.Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. /Основы безопасности
жизнедеятельности/– М.: Дрофа, 2012.
2.Каргин А.Н. Медицинское обеспечение в ОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис –
пресс, 2011.
3.Попова Л. П. «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» 5
класс. Москва «ВАКО», 2011.
4.Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. – М.: Айрис –
пресс, 2012.
5.Концепция образования по “Основам безопасности жизнедеятельности” Основы
безопасности жизни. – 2003. - №3. – С. 23−30, №8. – С. 50−53.
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в
соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закрепленными в стандарте.
Дополнительная литература для учащихся
1. Волович В. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях
М. Воениздат, 1989.
2. Головин И. Полная энциклопедия «Безопасность жизни человека», – Санкт –
Петербург: Весь, 2001.
4. Ильин А. Школа выживания в природных условиях, М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей
основ безопасности жизнедеятельности, расширения спектра изучаемых вопросов,
углубления интереса к предмету, а так же для подготовки докладов, сообщений,
творческих работ и др.
Методические пособия для учителя
1.Безух К.Е., Калинина Н.А. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплекснотематические занятия. Волгоград: Учитель, 2011.
2.Вооружѐнные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное
пособие. - Москва: Армпресс,2001.
3.Вооружѐнные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное
пособие. - Москва: Армпресс,2001.
4.Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 – 11
классы– М.: Педагогическое общество России, 2007.
10.Конституция Российской Федерации
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования ФГОС к личностным
результатам
Планируемые результаты (личностные)
Формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
1- Знать правила индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях (при пожаре, при
землетрясении), угрожающих жизни и
здоровью людей, правила поведения на
транспорте (городском общественном)
и на дорогах;
Требования ФГОС к метапредметным
результатам
Планируемые результаты
(метапредметные)
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата, определять способы
действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Знать приѐмы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера,
в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
2 - Понимать ценности здорового и безопасного образа жизни;
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
Оценивать правильность выполнения
учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные
возможности еѐ решения;
Требования ФГОС к предметным
результатам
Планируемые результаты
(предметные)
Формирование современной культуры
безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости
защиты личности, общества и
государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и
социального характера;
Понимать необходимость защиты
личности условиях чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и
социального характера:
Опасные и безопасные места в
населенном пункте.
Правила безопасного поведения при
возникновении криминогенных
ситуаций: перед подъездом, в
подъезде, в лифте, на лестничной
площадке, звонок в дверь, дверь вашей
квартиры пытаются открыть; вы
вернулись из школы, а дверь вашей
квартиры открыта.
Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни во время
прогулок.
Правила безопасного поведения при
пожаре в доме, в общественном месте,
(если есть возможность выйти из
квартиры; если нет возможности
покинуть квартиру; при выходе через
задымленный коридор); на транспорте.
Правила безопасного поведения на
улице, на транспорте.
Основные правила безопасности на
городском общественном транспорте.
Формирование установки на здоровый
образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков,
курение и нанесение иного вреда
здоровью;
Иметь установки на здоровый образ
жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и
нанесение иного вреда здоровью;
Умение оказать первую помощь
пострадавшим;
Уметь оказывать первую помощь
пострадавшим:
Понятие о травме и ране.
Первая медицинская помощь при
кровотечении из носа
Средства оказания медицинской
помощи. ЗОЖ
Правила оказания первой медицинской
помощи при незначительных открытых
ранах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Структурно курс внеурочной деятельности представлен разделами:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества»: Понятие о личной безопасности.
Опасные и безопасные места в населенном пункте. Правила безопасного поведения при
возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на
лестничной площадке, звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются открыть; вы
вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Обеспечение личной безопасности
в повседневной жизни во время прогулок.
Понятие о пожаре. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях,
общественных местах, на транспорте.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в общественном месте, (если есть
возможность выйти из квартиры; если нет возможности покинуть квартиру; при выходе
через задымленный коридор); на транспорте.
Первичные средства тушения пожаров. Правила безопасного поведения на улице, на
транспорте. Современные улицы и дороги-зоны повышенной опасности. Основные
правила безопасности на городском общественном транспорте.
– раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»:Средства
оказания медицинской помощи. ЗОЖ. Понятие о травме и ране. Правила оказания первой
медицинской помощи при незначительных открытых ранах. Первая медицинская помощь
при кровотечении из носа
– раздел 3 «Основы военной службы»: Защита Отечества – долг и обязанность граждан
России. История создания Российской армии. Огневая подготовка. Тренировка исходного
положения лежа. Строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение
строевым и походным шагом, шаг на месте, движение бегом. АКС-74 история создания.
АКС-74 основные части механизма. АКС-74 неполная разборка и сборка. ГП-7 основные
части и одевание на время
В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка,
апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения», курс внеурочной деятельности по «Основам безопасности
жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется из расчета
1 ч в неделю.Настоящая программа составлена на 35 часов в год в соответствии с учебным
планом образовательного учреждения, адресована для учащихся 5 класса
Основными формами организации деятельности учащихся в ходе данного курса
внеурочной деятельности являются лекция, - рассказ,познавательная игра, объяснение,
соревнования, демонстрация.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: восприятие, оценка и
обсуждение информации; учебный диалог; совместная деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
(название,
№
дидактические
п/п
единицы)
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
Знать правила
индивидуального
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях (при
пожаре, при
землетрясении),
угрожающих
жизни и
здоровью людей,
правила
поведения на
транспорте
(городском
общественном) и
на дорогах;
Знать приѐмы
действий в опасных
и чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного и
социального
характера, в том
числе оказание
первой помощи
пострадавшим.
Понимать
необходимость
защиты
личности
условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного,
техногенного и
социального
характера:
Оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи в
области
безопасности
жизнедеятельности,
собственные
возможности еѐ
решения;
Опасные и
безопасные
места в
населенном
пункте.
Кол – во часов
1
«Основы
безопасности
личности,
общества»
- 10 часов
Понимать
ценности
здорового и безопасного образа
жизни;
Правила
безопасного
поведения при
возникновении
криминогенных
ситуаций: перед
подъездом, в
подъезде, в
лифте, на
лестничной
площадке,
звонок в дверь,
дверь вашей
квартиры
пытаются
открыть; вы
вернулись из
школы, а дверь
вашей
квартиры
открыта.
Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни во время
прогулок.
Правила
безопасного
поведения при
пожаре в доме,
в
общественном
месте, (если
есть
возможность
выйти из
квартиры; если
нет
возможности
покинуть
квартиру; при
выходе через
задымленный
коридор); на
транспорте.
Правила
безопасного
поведения на
улице, на
транспорте.
Основные
правила
безопасности
на городском
общественном
транспорте.
2
«Основы
медицинских
Иметь
установки на
знаний и
правила
оказания
первой
помощи»
- 6 часов
здоровый образ
жизни,
исключающий
употребление
алкоголя,
наркотиков,
курение и
нанесение
иного вреда
здоровью;
Уметь
оказывать
первую помощь
пострадавшим:
Понятие о
травме и ране.
Первая
медицинская
помощь при
кровотечении
из носа
Средства
оказания
медицинской
помощи. ЗОЖ
Правила
оказания
первой
медицинской
помощи при
незначительных
открытых ранах
3
«Основы
военной
службы»
- 19 часов